Виды управления по направлениям компетенции
1. Общее управление. Осуществляют органы общей компетенции: Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Распространяется на всю территорию РФ (субъекта, муниципального образования) независимо от категорий земель и форм собственности.
2. Специальное (межведомственное) управление. Находится в компетенции Министерства природных ресурсов РФ, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, органов (служб) санитарно-эпидемиологического надзора и архитектурно-строительного контроля. Осуществляют свои функции независимо от ведомственной принадлежности организаций, формы и вида собственности на землю.
3. Отраслевое (ведомственное) управление. Осуществляют различные министерства и ведомства, в ведении которых находятся земли определенного целевого назначения, например, Министерство с/х и продовольствия, Министерство транспорта, Министерство обороны РФ и др. Отвечают за организацию рационального землепользования и внутриведомственного контроля за охраной земель. На закрепленных земельных территориях организуют проведение мероприятий по рекультивации и мелиорации.
4. Внутрихозяйственное (на предприятии и т.п.) управление. Могут осуществлять, например, общее собрание членов с/х производственного кооператива, садоводческого товарищества, потребительского кооператива, других коммерческих и некоммерческих объединений. В компетенцию входит ведение внутрихозяйственного учета, кадастра, мониторинга земель, перераспределение освободившихся участков, решение споров между совладельцами участков, организация мероприятий по охране и рациональному использованию участков и прочие внутрихозяйственные вопросы.
Функции органов управления – основные направления деятельности компетентных органов в области охраны и использования земель: мониторинг, учет земель, планирование и использование земель, территориальное зонирование, предоставление и изъятие земель, землеустройства, земельный контроль и надзор, разрешение земельных споров.
1. ФЗ от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или участков из одной категории в другую".
2. ЗК РФ.
Земли в РФ по целевому назначению подразделяются на категории (ст 7 ЗКРФ):
- - земли с/х назначения;
- - земли населенных пунктов;
- - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного спец. назначения;
- - земли особо охраняемых территорий и объектов;
- - земли лесного фонда;
- - земли водного фонда;
- - земли запаса.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются ФЗми и требованиями специальных ФЗ. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении (ст 8 ЗКРФ):
- - земель, находящихся в федеральной собственности - Правительством РФ;
- - земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель с/х назначения, находящихся в муниципальной собственности - органами исполнит власти субъектов РФ;
- - земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель с/х назначения - органами местного самоуправления;
- - земель, находящихся в частной собственности: земель с/х назначения - органами исполнит власти субъектов РФ;
- - земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.
Нюанс. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗКРФ и законодательством РФ о градостроительной деятельности.
Перевод земель или участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:
- - установления в соответствии с ФЗми ограничения перевода земель или участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
- - наличия отрицательного заключения гос. экологической экспертизы, если ее проведение предусмотрено ФЗми;
- - установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Нарушение установленного ЗКРФ, ФЗми порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается ФЗми.