VIIIа. Общие задачи Федерации и земель78
Статья 91а79
1. Федерация участвует в выполнении землями их задач, если эти задачи имеют значение для всего общества и участие Федерации необходимо для улучшения жизненных условий в следующих областях (общие задачи):
1)80 расширение и строительство новых высших учебных заведений, включая клиники при них;
2) улучшение региональной экономической структуры;
3) улучшение аграрной структуры и защита береговой линии.
2. Более точно общие задачи определяются федеральным законом с одобрения Бундесрата. Этот закон должен содержать общие принципы их решения.
3. Закон определяет процедуру и организацию общего основополагающего планирования. Включение какого-либо мероприятия в планирование требует одобрения земли, на территории которой оно будет осуществляться.
4. В случаях, указанных в абзаце 1, пункты 1 и 2, Федерация возмещает половину расходов в каждой из земель. В случае, предусмотренном абзацем 1, пункт 3, она возмещает не менее половины расходов; регулирование участия должно быть единым для всех земель. Подробности устанавливаются законом. Предоставление необходимых средств зависит от включения их в бюджет Федерации и земель.
5. Федеральное правительство и Бундесрат по их требованию должны быть проинформированы об осуществлении общих задач.
Статья 91b
Федерация и земли могут действовать сообща на основе соглашений о планировании образования, а также поддерживать учреждения и проекты в сфере научных исследований, значение которых выходит за региональные рамки. Распределение расходов регулируется соглашением.
IX. Правосудие
Статья 9281
Юрисдикционная власть вверяется судьям; она осуществляется Федеральным конституционным судом, федеральными судами, предусмотренными в настоящем Основном законе, и судами земель.
Статья 93
1. Федеральный конституционный суд выносит решения:
1) о толковании настоящего Основного закона в связи со спорами об объеме прав и обязанностей высшего федерального органа или других сторон, наделенных собственными правами настоящим Основным законом или Регламентом высшего федерального органа;
2) при наличии разногласий или сомнений относительно того, соответствует ли федеральное право или право земли по своей форме и содержанию настоящему Основному закону, либо относительно того, соответствует ли право земли иным нормам федерального права, когда о решении этих вопросов ходатайствует Федеральное правительство, правительство земли или треть членов Бундестага;
2а)82 при наличии разногласий относительно того, соответствует ли закон условиям абзаца 2 статьи 72, когда об этом ходатайствует Бундесрат, правительство земли или орган народного правительства земли;
3) при наличии разногласий относительно прав и обязанностей Федерации и земель, в частности в случаях применения землями норм федерального права и при осуществлении федерального надзора;
4) по другим публично-правовым спорам между Федерацией и землями, между различными землями или в пределах одной земли, если не предусмотрен иной судебный порядок рассмотрения;
4а)83 по конституционным жалобам, которые могут быть поданы любым лицом, считающим, что государственная власть нарушила одно из его основных прав или одно из прав, указанных в статьях 20 (абзац 4), 33, 38, 101, 103 и 104;
4b)84 по конституционным жалобам общин или объединений общин по поводу нарушений каким-либо законом права на самоуправление, предусмотренное статьей 28; в отношении законов земли это возможно лишь в случае, если жалоба не может быть подана в Конституционный суд земли;
5) в других случаях, предусмотренных настоящим Основным законом. 2. Федеральный конституционный суд действует, кроме того, в иных случаях, отнесенных федеральным законом к его ведению.
Статья 94
1. Федеральный конституционный суд состоит из федеральных судей и других его членов. Члены Федерального конституционного суда избираются Бундестагом и Бундесратом поровну. Они не могут входить в состав Бундестага, Бундесрата, Федерального правительства или соответствующих органов земель.
285. Федеральный закон определяет устройство Федерального конституционного суда и порядок судопроизводства, а также устанавливает, в каких случаях его решения имеют силу закона. Закон может установить в качестве условия для подачи конституционной жалобы предварительное использование обычного пути обжалования и особую процедуру подачи жалобы.
Статья 9586
1. Для отправления правосудия в области общей, административной, финансовой, трудовой и социальной юрисдикции Федерация учреждает в качестве высших судебных инстанций: Федеральную судебную палату, Федеральный административный, Федеральный финансовый, Федеральный трудовой и Федеральный социальный суды.
2. Назначение судей этих судов производится отраслевым федеральным министром совместно с комитетом по выборам судей, состоящим из отраслевых министров земель и равного числа членов, избираемых Бундестагом.
3. Для обеспечения единства правосудия создается единый сенат для судов, указанных в абзаце 1. Подробности регулируются федеральным законом.
Статья 9687
1. Федерация может учредить федеральный суд для правовой защиты коммерческой деятельности.
2. Федерация может учредить военно-уголовные суды для Вооруженных сил в качестве федеральных судов. Эти суды могут осуществлять уголовную юрисдикцию лишь в условиях обороны, а также в отношении военнослужащих, направленных за границу или находящихся в море на военных кораблях. Подробности регулируются федеральным законом. Указанные суды находятся в компетенции федерального министра юстиции. Профессиональные судьи этих судов должны иметь право на занятие судейских должностей.
3. Высшим для судов, указанных в абзацах 1 и 2, является Федеральная судебная палата.
4. Федерация может учреждать для лиц, состоящих в публично-правовых служебных отношениях, федеральные суды по разбору дел в дисциплинарном порядке и рассмотрению жалоб.
5. Для уголовных дел в сфере, указанной в статье 26, абзац 1, и дел о защите государства федеральный закон с одобрения Бундесрата может предусмотреть осуществление федеральной юрисдикции судами земель.
Статья 97
1. Судьи независимы и подчиняются только закону.
2. Профессиональные судьи, назначенные без оговорок в установленном порядке, могут быть уволены против их желания, окончательно или временно освобождены от должности, переведены на другое место или уволены в отставку до истечения срока службы лишь в силу судебного решения и лишь по основаниям и в формах, предписанных законами. Законодательство может установить возрастной предел, по достижении которого пожизненно назначенные судьи выходят в отставку. При изменениях структуры судов или судебных округов судьи могут быть переведены в другой суд или освобождены от должности, но с сохранением полного содержания.
Статья 98
1. Правовое положение федеральных судей регулируется особым федеральным законом.
2. Если федеральный судья при исполнении своих обязанностей или вне службы нарушит принципы Основного закона или посягнет на конституционный строй какой-либо земли, Федеральный конституционный суд может по ходатайству Бундестага большинством в две трети голосов своих членов распорядиться о переводе такого судьи на другую должность или об уходе его в отставку. В случае умышленного нарушения может быть принято решение о его увольнении.
З88. Правовое положение судей в землях регулируется особыми законами земель. Федерация может издавать основополагающие предписания, поскольку статья 74а, абзац 4, не предусматривает иного.
4. Земли могут постановить, что вопрос о назначении судей в землях решается министром юстиции земли совместно с комитетом по выборам судей.
5. Земли могут ввести для судей земель правила в соответствии с абзацем 2. Действующее конституционное право земли при этом не затрагивается. Решение по обвинению судей выносит Федеральный конституционный суд.
Статья 9989
Закон земли может предоставить Федеральному конституционному суду право рассмотрения конституционных споров в пределах одной земли, а высшим судам, указанным в абзаце 1 статьи 95, — решение в последней инстанции дел, касающихся применения права земли.
Статья 100
1. Если какой-либо суд признает неконституционным закон, о действительности которого возник вопрос при решении конкретного дела, процесс приостанавливается и, если речь идет о нарушении Конституции земли, должно быть получено решение суда земли, компетентного в разрешении конституционных споров, а если речь идет о нарушении настоящего Основного закона, — то решение Федерального конституционного суда. Это положение действует и тогда, когда речь идет о нарушении настоящего Основного закона правом земли или о несовместимости закона земли с федеральным законом.
2. Если в споре о праве возникает сомнение, является ли норма международного права составной частью федерального права и порождает ли она непосредственно права и обязанности для отдельного лица (статья 25), суд должен получить решение Федерального конституционного суда.
З90. Если Конституционный суд земли расходится в толковании Основного закона с решением Федерального конституционного суда или Конституционного суда другой земли, он должен обратиться за решением в Федеральный конституционный суд.
Статья 101
1. Чрезвычайные суды не допускаются. Никто не может быть изъят из ведения своего законного судьи.
2. Суды особой компетенции могут быть учреждены только законом.
Статья 102
Смертная казнь отменяется.
Статья 103
1. В суде каждому гарантируется возможность быть выслушанным по вопросам права.
2. Деяние может быть наказано, только если его наказуемость была установлена законом до совершения этого деяния.
3. Никто не может быть подвергнут неоднократному наказанию за одно и то же деяние на основе общих уголовных законов.
Статья 104
1. Свобода личности может быть ограничена лишь на основании специального закона и с соблюдением предписанных им форм. Задержанные лица не могут подвергаться дурному обращению ни морально, ни физически.
2. Только судья решает вопрос о допустимости и продолжении содержания под арестом. При всяком содержании под арестом, не основывающемся на распоряжении судьи, безотлагательно должно быть получено его решение. Полиция на основе собственных полномочий никого не может содержать под стражей дольше чем до конца дня, следующего за задержанием. Подробности должны регулироваться законом.
3. Всякое лицо, временно задержанное по подозрению в наказуемом деянии, должно быть не позднее дня, следующего за задержанием, доставлено к судье, который обязан сообщить задержанному причины его задержания, допросить его и дать ему возможность представить свои возражения. Судья обязан либо немедленно дать мотивированное письменное распоряжение об аресте, либо распорядиться об освобождении задержанного.
4. О каждом случае принятия судебного решения об аресте или о продлении срока ареста должны быть немедленно уведомлены родственники арестованного или доверенное лицо.
X. Финансы
Статья 104а91
1. Поскольку настоящий Основной закон не предусматривает иного, Федерация и земли раздельно несут расходы на решение своих задач.
2. Если земли действуют по поручению Федерации, то последняя несет связанные с этим расходы.
3. Исполняемые землями федеральные законы, на основе которых предоставляются денежные средства, могут установить, что эти средства целиком или частично поступают от Федерации. Если в законе устанавливается, что Федерация несет половину или более расходов, то он исполняется по поручению Федерации. Если в законе устанавливается, что земли несут четверть или более расходов, то для его принятия надо одобрение Бундесрата.
4. Федерация может предоставлять землям финансовую помощь для особо важных инвестиций земель и общин (объединений общин), необходимых для предотвращения нарушения общего экономического равновесия, для выравнивания экономических различий на территории Федерации или оказания помощи в хозяйственном развитии. Подробности, в частности виды инвестиций, поддерживаемых Федерацией, регулируются федеральным законом, нуждающимся в одобрении Бундесрата, или административным соглашением, основанным на федеральном законе о бюджете.
5. Федерация и земли несут административные расходы своих ведомств и ответственны в своих взаимоотношениях за надлежащее управление. Подробности определяет федеральный закон, одобренный Бундесратом.
Статья 105
1. Федерация обладает исключительной законодательной компетенцией по таможенному делу и финансовым монополиям.
292. Федерация обладает конкурирующей законодательной компетенцией по другим налогам, если поступления от этих налогов принадлежат ей целиком или частично, а также если имеют место условия, указанные в ст. 72, абз. 2.
2а93. Земля имеет право законодательствовать в области местных косвенных налогов, поскольку они неидентичны налогам, регулируемым федеральным законодательством.
3. Федеральные законы о налогах, поступления от которых полностью или частично идут землям или общинам (объединениям общин), нуждаются в одобрении Бундесрата.
Статья 10694
1. Федерации принадлежат доходы от финансовых монополий и следующие налоговые поступления:
1) таможенные пошлины;
2) косвенные налоги в той мере, в какой они не поступают землям — в соответствии с абзацем 2, Федерации и землям вместе — в соответствии с абзацем 3, или общинам — в соответствии с абзацем 6;
3) налог с грузового автотранспорта;
4) налоги с оборота капитала, страховой и с обменных операций;
5) единовременный налог на имущество и компенсационные выплаты, взимаемые для выравнивания расходов земель;
6) дополнительные сборы к подоходному налогу и налогу с корпораций;
7) налоги в рамках Европейского Сообщества.
2. Землям принадлежат поступления от следующих налогов:
1) налог на имущество;
2) налог с наследства;
3) налог на автомашины;
4) транспортные налоги, поскольку они не поступают в соответствии с абзацем 1 Федерации или в соответствии с абзацем 3 Федерации и землям одновременно;
5) налог на пиво;
6) вычеты из доходов игорных учреждений.
3. Поступления от подоходного налога, налога на корпорации и налога с оборота (общие налоги) принадлежат одновременно Федерации и землям в той мере, в какой поступления от подоходного налога не принадлежат общинам в соответствии с абзацем 5. Поступления от подоходного налога и налога на корпорации распределяются поровну между Федерацией и землями. Доли поступлений от налога с оборота в пользу Федерации и земель определяются федеральным законом, который нуждается в одобрении Бундесрата. При определении этих частей следует исходить из следующих принципов:
1) в пределах текущих доходов Федерация и земли имеют равное право на покрытие своих необходимых расходов. При этом размеры расходов определяются с учетом многолетнего финансового планирования;
2) потребности Федерации и земель в покрытии расходов должны быть согласованы таким образом, чтобы достичь их экономичного выравнивания, избежать перегрузки налогоплательщиков и обеспечить единый уровень жизни на территории Федерации.
4. Доли Федерации и земель в налоге с оборота должны быть пересмотрены, если соотношение между доходами и расходами Федерации и земель будет существенно изменяться. Если федеральный закон налагает на земли дополнительные расходы либо изымает доходы, то эти издержки могут быть компенсированы на основе федерального закона, нуждающегося в одобрении Бундесрата, а также путем предоставления субсидий Федерацией, если эти субсидии предусмотрены на ограниченное время. В законе должны быть указаны принципы определения этих субсидий и их распределения между землями.
5. Общины получают часть поступлений от подоходного налога, которая должна передаваться землями своим общинам из платежей, вносимых жителями этих общин в виде подоходного налога. Подробности регулируются федеральным законом, который нуждается в одобрении Бундесрата. Он может установить, что общины определяют доли причитающихся им платежей.
6. Поступления от прямых налогов причитаются общинам; поступления от местных косвенных налогов причитаются общинам или в соответствии с законодательством земель объединениям общин. Общинам следует предоставить право устанавливать ставки прямых налогов. Если в земле нет общин, то поступления от прямых налогов и местных косвенных налогов принадлежат земле. Федерация и земли могут распределить между собой поступления от промыслового налога. Подробности этого распределения регулируются федеральным законом, нуждающимся в одобрении Бундесрата. На принципах, установленных законодательством земли, прямые налоги и часть поступлений от подоходного налога, причитающаяся общинам, могут рассматриваться как основа расчетов при налоговом обложении.
7. Общины и объединения общин совместно получают определенный законодательством земли процент доли совокупного дохода от общественных налогов, которые поступают в пользу земли. В остальных случаях законодательство земли определяет, передаются ли и в каких размерах доходы от земельных налогов общинам (объединениям общин).
8. Если Федерация требует создания в отдельных землях или общинах (объединениях общин) особых учреждений, существование которых влечет за собой непосредственное увеличение затрат или сокращение доходов (особое финансовое бремя) для этих земель или общин (объединений общин), то Федерация обеспечивает необходимую компенсацию, если и поскольку нельзя рассчитывать, что земли или общины (объединения общин) способны нести эти издержки. Компенсация от третьих лиц и финансовые преимущества, возникающие для этих земель или общин (объединений общин) в результате деятельности упомянутых учреждений, учитываются при сбалансировании расходов земель.
9. В качестве доходов и расходов земель по смыслу данной статьи рассматриваются также доходы и расходы общин (объединений общин).
Статья 106а95
В целях поддержания государственного пригородного пассажирского транспорта с 1 января 1996 года землям принадлежит доля налоговых поступлений Федерации. Подробности устанавливает федеральный закон, который нуждается в одобрении Бундесрата. Доля налоговых поступлений согласно предложению 1 не учитывается при оценке финансовых возможностей на основании абзаца 2 статьи 107.
Статья 10796
1. Доходы от налогов земель, а также принадлежащая землям часть подоходного налога и налога на корпорации поступают в распоряжение отдельных земель в той мере, в какой эти налоги (местные доходы) собираются территориальными финансовыми ведомствами. Подробности, касающиеся определения, а также способа и объемов распределения местных доходов, получаемых от налога на корпорации и заработную плату, должны быть установлены федеральным законом, нуждающимся в одобрении Бундесрата. Закон может содержать также положения о разграничении и распределении местных доходов, поступающих от других налогов. Доля доходов земель от налога с оборота определяется пропорционально численности их населения; для части поступлений земель (однако не больше чем для четверти таких поступлений) федеральный закон, нуждающийся в одобрении Бундесрата, может предусмотреть доли повышенных доходов; это регулирование касается земель, доходы которых от земельных налогов, подоходного налога и налога на корпорации оказываются на каждого жителя ниже, чем средние доходы по стране.
2. Закон должен гарантировать, что различия финансовых потенциалов земель будут по возможности выравниваться; при этом должны учитываться финансовые возможности и потребности общин (объединений общин). Условия, при которых земли, имеющие право на выплаты в соответствии с принципами выравнивания финансовых возможностей, могут претендовать на такие выплаты, а также условия, определяющие обязательства по таким выплатам со стороны земель, на которые возложены обязанности по этим выплатам, равно как принципы предоставления и размер средств для выравнивания финансовых возможностей, должны быть установлены законом. Закон может также установить, что Федерация предоставит субсидии из своих средств экономически слабым землям для дополнительного покрытия их общих финансовых нужд (дополнительные субсидии).
Статья 10897
1. Таможенные пошлины, финансовые монополии, налоги с оборота, регулируемые федеральным законодательством, включая налоги на импорт и выплаты в рамках Европейского Сообщества, регулируются федеральными финансовыми ведомствами. Структура этих ведомств определяется федеральным законом. Руководители инстанций среднего звена назначаются по согласованию с правительствами земель.
2. Прочие налоги регулируются финансовыми ведомствами земель. Структура этих органов, а также единая подготовка их персонала могут регулироваться федеральным законом с одобрения Бундесрата. Руководители инстанций среднего звена назначаются с согласия Федерального правительства.
3. Поскольку финансовые ведомства земель распоряжаются налогами, полностью или частично поступающими в пользу Федерации, эти ведомства действуют по поручению Федерации. Статья 85, абзацы 3 и 4, применяется в случае, когда вместо Федерального правительства действует федеральный министр финансов.
4. Федеральный закон, нуждающийся в одобрении Бундесрата, может предусмотреть для тех случаев и в той мере, в какой это существенно улучшает или облегчает исполнение налоговых законов: сотрудничество в распоряжении налогами между федеральными и земельными финансовыми ведомствами; распоряжение налогами, подпадающими под определения абзаца 1, земельными финансовыми ведомствами, а для других налогов — распоряжение ими федеральными финансовыми ведомствами. Право распоряжения налогами, поступающими общинам (объединениям общин), принадлежащее финансовым ведомствам земель, может быть решением земли полностью или частично передано общинам (объединениям общин).
5. Применяемая федеральными финансовыми службами процедура регулируется федеральным законом. Процедура, применяемая финансовыми ведомствами земель, а в случаях, указанных в абзаце 4, предложение 2, процедура, применяемая общинами (объединениями общин), могут быть урегулированы федеральным законом, нуждающимся в одобрении Бундесрата.
6. Финансовая юрисдикция регулируется на единых началах федеральным законом.
7. Федеральное правительство может издавать общие административные предписания с одобрения Бундесрата, если регулирование налогов возлагается на финансовые ведомства земель или общин (объединений общин).
Статья 10998
1. Федерация и земли самостоятельны и независимы в ведении своего бюджетного хозяйства.
2. Федерация и земли должны учитывать при ведении своего бюджетного хозяйства требования единого экономического баланса страны.
3. Федеральным законом, нуждающимся в одобрении Бундесрата, могут быть установлены общие принципы бюджетного права для Федерации и земель, принципы бюджетного хозяйства, обеспечивающего устойчивую конъюнктуру, а также долгосрочного финансового планирования.
4. Для избежания нарушения общего экономического баланса федеральный закон, нуждающийся в одобрении Бундесрата, может установить предписания, касающиеся:
1) максимальной суммы, условий и последовательности кредитов территориальным корпорациям и целевым объединениям;
2) обязательств Федерации и земель хранить в Германском федеральном банке свои беспроцентные активы (резервы на случай осложнения конъюнктуры).
Только Федеральное правительство может предоставить полномочия на издание правовых предписаний. Они требуют одобрения Бундесрата. Они должны быть отменены, если того потребует Бундестаг; подробности регулируются федеральным законодательством.
Статья 11099
1. Все доходы и расходы Федерации должны включаться в бюджет; в отношении федеральных предприятий и особого имущества должны указываться только дополнительные ассигнования и вычеты из прибылей. Бюджет должен быть сбалансирован по доходам и расходам.
2. Бюджет утверждается бюджетным законом на один финансовый год или на несколько лет, раздельно по годам, до начала первого отчетного года. Для некоторых частей бюджета можно предусмотреть их действие в различные отрезки времени, разнесенные по отчетным годам.
3. Законопроект в соответствии с первым предложением абзаца 2, так же как проекты об изменении Закона о принятии бюджета и о бюджете, передаются с обоснованием одновременно в Бундесрат и Бундестаг. Бундесрат управомочен в шестинедельный, а в случаях предложений об их изменении в трехнедельный срок высказать свое мнение по этим проектам.
4. Закон о бюджете должен содержать лишь положения, относящиеся к доходам и расходам Федерации и сроку его действия. Закон о бюджете может указать, что эти положения теряют свою силу только после принятия следующего бюджетного закона в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 115.
Статья 111
1. Если бюджет на следующий год не принят Законом до окончания данного отчетного года, то впредь до вступления этого Закона в силу Федеральное правительство вправе производить все расходы, необходимые:
а) для содержания установленных законом учреждений и проведения предусмотренных законом мероприятий;
b) для выполнения юридически обоснованных обязательств Федерации;
с) для продолжения строительства, закупок и других действий или дальнейшего предоставления средств на эти цели, поскольку в бюджете предыдущего года были предусмотрены соответствующие суммы.
2. Если расходы, указанные в абзаце 1, не покрываются поступлениями от налогов, сборов и других источников или резервных средств предприятий, не утвержденных особыми законами, Федеральное правительство может мобилизовать с помощью кредита необходимые для поддержания хозяйства средства в размере не свыше четверти итоговой суммы бюджета истекшего года.
Статья 112100
Сверхбюджетные и внеплановые расходы должны быть одобрены федеральным министром финансов. Они могут быть разрешены только в случаях непредусмотренной и неотложной необходимости. Подробности регулируются федеральным законодательством.
Статья 113101
1. Законы, увеличивающие предложенные Федеральным правительством бюджетные расходы, включающие новые расходы или допускающие их в будущем, нуждаются в одобрении Федерального правительства. То же относится к законам, вызывающим уменьшение доходов или ведущим к их уменьшению в будущем. Федеральное правительство может потребовать, чтобы Бундестаг отложил принятие решений по таким законам. В этом случае Федеральное правительство имеет право в шестинедельный срок сообщить Бундестагу свое мнение.
2. Федеральное правительство может в четырехнедельный срок после принятия закона Бундестагом потребовать принятия нового решения.
3. Если закон принят в соответствии со статьей 78, правительство может отказывать в согласии на принятие Закона только в течение шести недель и только в том случае, если оно предварительно использовало процедуру, предусмотренную предложениями 3 и 4 абзаца 1 или абзацем 2. По истечении этого срока считается, что согласие дано.
Статья 114102
1. Федеральный министр финансов обязан представить в Бундестаг и Бундесрат во исполнение обязательств Федерального правительства отчет о всех доходах и расходах, а также о состоянии государственного имущества и о государственном долге за следующий финансовый год.
2. Федеральная счетная палата, члены которой обладают независимостью судей, проверяет расчеты, а также рентабельность и правильность ведения бюджета и руководства экономикой. Ежегодно Палата должна, кроме правительства, представлять отчет непосредственно Бундестагу и Бундесрату. Иные полномочия Федеральной счетной палаты устанавливаются федеральным законом.
Статья 115103
1. Открытие кредитов, а также принятие ответственности по обязательствам, гарантиям и другим видам обеспечения, которые могут привести к расходам в будущих расчетных годах, требуют законодательного разрешения с указанием их определенных или определяемых размеров. Кредитные поступления не должны превышать сумм, указанных в бюджете в качестве инвестиционных расходов; отступления допускаются только в целях борьбы с нарушениями национального экономического баланса. Подробности регулируются федеральным законом.
2. Для особых имуществ Федерации федеральным законом могут быть допущены отступления от положений абзаца 1.
Ха. Состояние обороны104
Статья 115а
1. Бундестаг с одобрения Бундесрата может констатировать, что территория Федерации подверглась вооруженному нападению или находится под непосредственной угрозой такого нападения (состояние обороны). Такая констатация осуществляется по ходатайству Федерального правительства и требует большинства в две трети поданных голосов и не менее большинства голосов членов Бундестага.
2. Если ситуация безотлагательно требует немедленных действий, а созыву Бундестага препятствуют непреодолимые трудности или отсутствует кворум, такую констатацию осуществляет Объединенный комитет большинством в две трети поданных голосов, но не менее чем простым большинством голосов своих членов.
3. Эта констатация публикуется Федеральным президентом в соответствии со статьей 82 в Федеральном вестнике законов. Если это невозможно сделать своевременно, опубликование производится другими способами. Как только позволят обстоятельства, публикация должна быть произведена в Федеральном вестнике законов.
4. Если территория Федерации подверглась вооруженному нападению, а компетентные федеральные органы не в состоянии констатировать это в соответствии с предложением 1 абзаца 1, констатация считается сделанной и опубликованной в момент начала нападения. Федеральный президент объявляет об этом моменте, как только позволят обстоятельства.
5. Если констатация состояния обороны опубликована и территория Федерации подверглась вооруженному нападению, Федеральный президент с одобрения Бундестага может сделать заявление международно-правового характера о возникновении состояния обороны. При наступлении условий, указанных в абзаце 2, Объединенный комитет заменяет Бундестаг.
Статья 115b
С момента объявления состояния обороны командование Вооруженными силами переходит к Федеральному канцлеру.
Статья 115с
1. В условиях состояния обороны Федерация приобретает право конкурирующего законодательства в сфере, относящейся к законодательной компетенции земель. Эти законы нуждаются в одобрении Бундесрата.
2. Поскольку этого требуют условия состояния обороны, федеральные законы могут разрешить:
1) издание временных положений о возмещении при конфискациях — в отступление от предложения 2 абзаца 3 статьи 14;
2) лишение свободы на срок, не соответствующий предложению 3 абзаца 2 и предложению 1 абзаца 3 статьи 104 (но не более чем на четыре дня) в случаях, когда судья не укладывается в сроки, предусмотренные для обычных условий.
3105. Поскольку это необходимо для отражения реального нападения или его прямой угрозы, деятельность административных и финансовых органов Федерации и земель в условиях обороны может быть урегулирована федеральным законом, нуждающимся в одобрении Бундесрата, с отступлением от положений разделов VIII, VIIIа и X, причем жизнеспособность земель, общин и их объединений, особенно в финансовой области, должна сохраняться.
4. Федеральные законы, указанные в абзаце 1 и пункте 1 абзаца 2, могут с целью подготовки к их реализации применяться еще до возникновения состояния обороны.
Статья 115с
1. В отношении законодательства Федерации в условиях состояния обороны в отступление от статьи 76, абзац 2, статьи 77, абзац 1, предложение 2 и абзацы 2—4 статьи 78 и статьи 82, абзац 1, действуют абзацы 2 и 3 данной статьи.
2. Законопроекты Федерального правительства, которые оно считает срочными, должны быть внесены в Бундесрат одновременно с их внесением в Бундестаг. Бундестаг и Бундесрат рассматривают их немедленно на совместном заседании. В случаях, когда закон нуждается в одобрении Бундесрата, для его принятия необходима поддержка большинства его членов. Подробности регулируются Регламентом, принимаемым Бундестагом и нуждающимся в одобрении Бундесрата.
3. Законы публикуются в соответствии с предложением 2 абзаца 3 статьи 115а.
Статья 115е
1. Если в условиях состояния обороны Объединенный комитет констатирует большинством в две трети поданных голосов и не менее чем простым большинством голосов своих членов, что непреодолимые трудности препятствуют своевременному созыву Бундестага или что последний неспособен принимать решения, то Объединенный комитет замещает Бундестаг и Бундесрат и получает всю совокупность их прав.
2106. Объединенный комитет не может путем издания закона изменить Основной закон, отменить или приостановить его действие в целом или частично. Объединенный комитет не обладает полномочиями на издание законов, указанных в абзаце 1 статьи 24 и в статье 29.
Статья 115f
1. В условиях состояния обороны, если того требуют обстоятельства, Федеральное правительство может:
1) использовать федеральную пограничную охрану на всей территории Федерации;
2) давать указания не только федеральной администрации, но и правительствам земель, а если сочтет дело срочным, то и ведомствам земель, а также делегировать эти полномочия назначенным им членам правительств земель.
2. Бундестаг, Бундесрат и Объединенный комитет должны быть немедленно поставлены в известность о мерах, принятых в соответствии с абзацем 1.
Статья 115g
Недопустимо посягательство на статус Федерального конституционного суда и на исполнение им и его членами их конституционных задач. Закон о Федеральном конституционном суде может быть изменен законом Объединенного комитета только в той мере, в какой это изменение необходимо, по мнению Федерального конституционного суда, для поддержания его эффективной деятельности. До издания такого закона Федеральный конституционный суд может принимать необходимые меры для обеспечения своей работоспособности. Решения в соответствии с предложениями 2 и 3 настоящей статьи принимаются Федеральным конституционным судом большинством голосов присутствующих судей.
Статья 115h
1. Сроки легислатуры Бундестага и представительных органов земель, истекающие в период состояния обороны, заканчиваются через шесть месяцев по окончании состояния обороны. Если в период состояния обороны истекают полномочия Федерального президента или Председателя Бундесрата, исполняющего его функции в связи с досрочным завершением Президентом своих полномочий, тот или другой слагает полномочия через девять месяцев по окончании состояния обороны. Полномочия члена Федерального конституционного суда, истекающие в период состояния обороны, заканчиваются через шесть месяцев после окончания этого состояния.
2. Если необходимо избрание нового Федерального канцлера Объединенным комитетом, он избирается большинством его членов; Федеральный президент вносит в Объединенный к