Конституция Французской Республики

от 4 октября 1958 года
(с изменениями, внесенными Конституционным законом № 60-525 от 4 июня 1960 г., Законом № 62-1292 от 6 ноября 1962 г., Конституционными законами № 63-1327 от 30 декабря 1963 г., № 74-904 от 29 октября 1974 г., № 76-527 от 18 июня 1976 г., № 92-554 от 25 июня 1992 г., № 93-952 от 27 июля 1993 г., № 93-1256 от 25 ноября 1993 г., № 95-880 от 4 августа 1995 г.)

Источник — Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М.: Издательская группа ИНФРА-М — НОРМА, 1997. — С. 665—682.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Преамбула

Раздел I. О суверенитете

Раздел II. Президент Республики

Раздел III. Правительство

Раздел IV. Парламент

Раздел V. Об отношениях между Правительством и Парламентом

Раздел VI. О международных договорах и соглашениях

Раздел VII. Конституционный совет

Раздел VIII. О судебной власти

Раздел IX. Высокая палата правосудия

Раздел X. Об уголовной ответственности членов Правительства

Раздел XI. Экономический и социальный совет

Раздел XII. О местных коллективах

Раздел XIII. О Сообществе

Раздел XIV. О соглашениях об объединении

Раздел XV. О Европейских Сообществах и Европейском Союзе

Раздел XVI. О пересмотре Конституции

Раздел XVII. Переходные положения

Правительство Республики в соответствии с Конституционным законом от 3 июня 1958 г предложило,

французский народ принял,

Президент Республики промульгирует Конституционный закон, содержание которого следует:

Преамбула

Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность Правам Человека и принципам национального суверенитета, как они были определены Декларацией 1789 г, подтвержденной и дополненной преамбулой Конституции 1946 г.

Исходя из этих принципов и принципа свободного самоопределения народов, Республика предлагает тем заморским территориям, которые желают присоединиться к ней, новые институты, основанные на общем идеале свободы, равенства и братства и призванные служить их демократическому развитию.

Статья 1

Франция является неделимой, светской, социальной, демократической Республикой Она обеспечивает равенство перед законом всех граждан без различия происхождения, расы или религии. Она уважает все вероисповедания.

Раздел I
О суверенитете

Статья 2

Язык Республики — французский.

Национальная эмблема — трехцветный флаг: синий, белый, красный.

Национальный гимн — «Марсельеза».

Девиз Республики — «Свобода, Равенство. Братство».

Ее принцип — правление народа, народом и для народа.

Статья 3

Национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и путем референдума.

Никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе его осуществление.

В соответствии с установлениями Конституции выборы могут быть прямыми или косвенными. Они всегда являются всеобщими, равными и тайными.

В соответствии с условиями, определяемыми законом, избирателями являются все совершеннолетние французские граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими и политическими правами.

Статья 4

Политические партии и группировки способствуют выражению мнений в ходе выборов. Они создаются и осуществляют свою деятельность свободно. Они должны соблюдать принципы национального суверенитета и демократии.

Раздел II
Президент Республики

Статья 5

Президент следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства.

Он является гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдения международных договоров.

Статья 6

Президент Республики избирается на семь лет прямым всеобщим голосованием.

Условия применения настоящей статьи устанавливаются органическим законом.

Статья 7

Президент Республики избирается абсолютным большинством поданных голосов. Если это большинство не собрано в первом туре, то в следующее за ним второе воскресенье проводится второй тур. В нем могут участвовать только два кандидата, получившие наибольшее число голосов в первом туре с учетом случая, когда опережавший кандидат снял свою кандидатуру.

О выборах объявляет Правительство.

Выборы Президента проводятся не позднее чем за 20 и не ранее чем за 35 дней до истечения полномочий действующего Президента.

Если пост Президента по какой бы то ни было причине окажется вакантным или Конституционный совет по запросу Правительства абсолютным большинством голосов констатирует обстоятельства, препятствующие Президенту осуществлять свои функции, то они, за исключением случаев, предусмотренных статьями 11 и 12, временно возлагаются на председателя Сената, а если у него в свою очередь возникнут препятствия к их исполнению — на Правительство.

В случае вакансии или если препятствие, установленное Конституционным советом, необратимо, голосование по выборам нового Президента проводится, за исключением обстоятельств, связанных с действием непреодолимой силы, подтвержденных Конституционным советом, не ранее чем через 20 и не позднее чем через 30 дней после открытия вакансии или объявления о необратимости препятствия.

Если в течение семи дней, предшествующих дате прекращения выставления кандидатур, одно из лиц, публично заявивших по меньшей мере за 30 дней до этой даты о своем намерении быть кандидатом, скончается или у него возникнет препятствие. Конституционный совет может принять решение об отсрочке выборов.

Если до начала первого тура один из кандидатов скончается или у него возникнет препятствие, Конституционный совет объявляет об отсрочке выборов.

В случае смерти или возникновения препятствия у одного из двух кандидатов, находившихся до этого в первом туре в наиболее благоприятном положении, Конституционный совет объявляет о проведении новых выборов, то же происходит в случае смерти или возникновения препятствия у одного из двух кандидатов, участвующих во втором туре.

Во всех случаях Конституционный совет запрашивается согласно правилам абзаца второго статьи 61 или правилам выставления кандидатур, которые определены органическим законом, упомянутым в статье 6.

Конституционный совет может продлить сроки, предусмотренные в абзацах третьем и пятом, однако голосование должно состояться не позднее чем через 35 дней после даты принятия его решения Если применение данного положения приведет к переносу выборов на более позднюю дату, чем окончание мандата действующего Президента, последний остается на своем посту до провозглашения его преемника избранным.

Не могут применяться статьи 49 и 50, а также статья 89 Конституции, пока пост Президента вакантен или в период между принятием декларации о необратимости препятствия, возникшего у Президента Республики, и выборами его преемника.

Статья 8

Президент Республики назначает Премьер-министра Он прекращает исполнение его функций по заявлению последнего об отставке Правительства.

По представлению Премьер-министра Президент назначает других членов Правительства и прекращает их полномочия.

Статья 9

Президент Республики председательствует в Совете министров.

Статья 10

Президент Республики промульгирует законы в течение 15 дней, следующих после передачи Правительству окончательно принятого закона.

Он может до истечения этого срока потребовать от Парламента нового обсуждения закона или некоторых его статей В этом новом обсуждении не может быть отказано.

Статья 11

Президент Республики по предложению Правительства во время сессии Парламента или по совместному предложению обеих палат Парламента, которое публикуется в Официальном вестнике, может передать на референдум любой законопроект об организации государственной власти, о реформах, касающихся экономической или социальной политики и публичных служб, им содействующих, или направленный на одобрение ратификации какого-либо договора, который, не вступая в противоречие с Конституцией, отразился бы на функционировании институтов.

Когда референдум организуется по предложению Правительства, последнее выступает перед каждой палатой с заявлением, которое подлежит последующему обсуждению.

Когда законопроект одобрен референдумом, Президент Республики промульгирует закон в течение 15 дней после объявления результатов голосования.

Статья 12

Президент Республики может после консультации с Премьер-министром и председателями палат объявить о роспуске Национального собрания.

Всеобщие выборы проводятся не ранее чем через 20 и не позднее чем через 40 дней после роспуска.

Национальное собрание собирается по полному праву во второй четверг после выборов. Если это заседание имеет место вне сроков очередной сессии, то сессия открывается по праву на срок — 15 дней.

Новый роспуск не может быть осуществлен в течение года, следующего за этими выборами.

Статья 13

Президент Республики подписывает ордонансы и декреты, принятые Советом министров.

Он назначает на гражданские и военные государственные должности.

Государственные советники, великий канцлер Почетного легиона, послы, чрезвычайные посланники, старшие советники Счетной палаты, префекты, представители Правительства в заморских территориях, генералы, ректоры академий, директора центральных ведомств назначаются Советом министров.

Органический закон определяет другие должности, назначение на которые проводится Советом министров, а также условия, на основании которых право назначения, принадлежащее Президенту Республики, может быть им делегировано для осуществления от его имени.

Статья 14

Президент Республики аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах; иностранные послы и чрезвычайные посланники аккредитуются при нем

Статья 15

Президент Республики является главой вооруженных сил. Он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны.

Статья 16

Когда институты Республики, независимость нации, целостность ее территории оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных публичных органов прекращено, Президент Республики принимает меры, которые диктуются этими обстоятельствами, после официальной консультации с Премьер-министром, председателями палат, а также Конституционным советом.

Он информирует об этом нацию посланием.

Эти меры должны быть продиктованы стремлением предоставить в кратчайшие сроки конституционным публичным органам возможность для выполнения их задач. По этому поводу проводятся консультации с Конституционным советом.

Парламент собирается по полному праву.

Национальное собрание не может быть распущено в период осуществления чрезвычайных полномочий.

Статья 17

Президент Республики осуществляет право помилования.

Статья 18

Президент Республики сносится с обеими палатами Парламента посредством посланий, которые зачитываются в палатах и не подлежат никакому обсуждению. В период между сессиями Парламент специально собирается по этому поводу.

Статья 19

Акты Президента Республики, кроме предусмотренных в статьях 8 (абзац первый), 11, 12, 16, 54, 56 и 61, контрассигнуются Премьер-министром и в случае необходимости ответственными министрами.

Раздел III
Правительство

Статья 20

Правительство определяет и проводит политику нации. В его распоряжении находится администрация и вооруженные силы. Оно ответственно перед Парламентом на условиях и в соответствии с процедурами, предусмотренными статьями 49 и 50.

Статья 21

Премьер-министр руководит деятельностью Правительства. Он несет ответственность за национальную оборону. Он обеспечивает исполнение законов. С соблюдением статьи 13 он осуществляет регламентарную власть и назначает на гражданские и военные должности.

Он может делегировать некоторые свои полномочия министрам.

Он замещает в случае необходимости Президента Республики в качестве председателя на заседаниях советов и комитетов, предусмотренных статьей 15.

В исключительных случаях он может по специальному поручению замещать Президента в качестве председателя на заседаниях Совета министров с определенной повесткой дня.

Статья 22

Акты Премьер-министра контрассигнуются в случае необходимости министрами, ответственными за их исполнение.

Статья 23

Функции члена Правительства несовместимы с осуществлением любого парламентского мандата, с любым профессиональным представительством общенационального характера, с любой государственной должностью или профессиональной деятельностью.

Органический закон устанавливает условия, на которых производится замещение обладателя такого мандата, поста или должности.

Замещение членов Парламента проводится в соответствии с положениями статьи 25.

Раздел IV
Парламент

Статья 24

Парламент состоит из Национального собрания и Сената.

Депутаты Национального собрания избираются прямым голосованием.

Сенат избирается путем косвенного голосования. Он обеспечивает представительство территориальных коллективов Республики. Французы, проживающие за пределами Франции, представлены в Сенате.

Статья 25

Органический закон устанавливает продолжительность полномочий каждой палаты, число ее членов, их вознаграждение, условия их избрания, режим неизбираемости и несовместимости.

Он устанавливает также условия, на которых замещаются вакантные места депутатов и сенаторов вплоть до полного или частичного обновления каждой палаты, членами которой они являются.

Статья 26

Член Парламента не может быть подвергнут преследованию, розыску, аресту, задержанию или суду за высказанное им мнение или голосование при исполнении своих функций.

Член Парламента может быть подвергнут в порядке уголовного или полицейского преследования аресту или иной превентивной либо ограничивающей свободу мере только с разрешения бюро палаты, в которой он состоит. Это разрешение не требуется в случае задержания с поличным на месте преступления или окончательного осуждения.

Заключение под стражу, превентивные или ограничивающие свободу меры либо преследование члена Парламента приостанавливаются в период сессии, если палата, в которой он состоит, того потребует.

Заинтересованная палата собирается по полному праву на дополнительные заседания для осуществления в случае необходимости мер, указанных в предыдущем абзаце.

Статья 27

Любой императивный мандат недействителен.

Право голосования члены Парламента осуществляют лично.

Органический закон может разрешить в виде исключения делегирование голоса. В этом случае никому не может быть передано более одного мандата.

Статья 28

Парламент собирается по праву на обычную сессию, которая начинается в первый рабочий день октября и заканчивается в последний день июня.

Число дней заседаний, которые каждая палата может проводить в течение сессии, не может превышать 120. Сессионные недели устанавливаются для каждой палаты.

Премьер-министр после консультации с председателем соответствующей палаты или большинством членов каждой палаты может принять решение о дополнительных днях сессии.

Дни и часы заседаний определяются каждой палатой.

Статья 29

Парламент собирается на внеочередную сессию по требованию Премьер-министра или большинства членов Национального собрания по определенной повестке дня.

Когда внеочередная сессия проводится по требованию членов Национального собрания, декрет о ее закрытии издается тотчас после того, как Парламент исчерпал повестку дня, для рассмотрения которой он был созван, но не позднее чем через 20 дней после его созыва.

Только Премьер-министр может потребовать созыва новой сессии до истечения месяца, следующего за изданием декрета о закрытии сессии.

Статья 30

За исключением случаев, когда Парламент собирается по полному праву, внеочередные сессии открываются и закрываются декретом Президента Республики.

Статья 31

Члены Правительства имеют доступ в обе палаты. Они должны быть заслушаны, когда они того потребуют.

Они могут прибегнуть к помощи комиссаров Правительства.

Статья 32

Председатель Национального собрания избирается на срок легислатуры. Председатель Сената избирается после каждого частичного обновления этой палаты.

Статья 33

Заседания обеих палат являются публичными. Полный отчет о дебатах публикуется в Официальном вестнике.

Каждая палата может заседать в качестве секретного комитета по требованию Премьер-министра или одной десятой части ее членов.

Раздел V
Об отношениях между Правительством и Парламентом

'

Статья 34

Законы принимаются Парламентом.

Закон устанавливает нормы, относящиеся к:

— гражданским правам и основным гарантиям, предоставляемым гражданам для осуществления публичных свобод; обязанностям, касающимся граждан и их имущества, обусловленным задачами национальной обороны;

— гражданству, гражданскому состоянию и правоспособности, семейно-имущественным отношениям, наследованию и дарению;

— определению преступлений и деликтов, а также налагаемых за них наказаний; уголовному судопроизводству, амнистии; созданию новых судебных инстанций и статусу магистратов;

— источникам, ставкам и условиям взимания всякого рода налогов; порядку денежной эмиссии.

Закон устанавливает также нормы, касающиеся:

— порядка выборов в палаты Парламента и органы местного самоуправления;

— установления категорий публичных учреждений;

— основных гарантий, предоставляемых гражданским государственным служащим и военнослужащим;

— национализации предприятий и передачи собственности предприятий публичного сектора в частный.

Закон определяет основные принципы:

— общей организации национальной обороны;

— свободного управления местных коллективов, их компетенции и доходов;

— образования;

— трудового права, профсоюзного права и социального обеспечения.

Финансовые законы определяют доходы и расходы государства с соблюдением условий и оговорок, предусматриваемых органическим законом.

Программные законы определяют цели экономической и социальной деятельности государства. Положения настоящей статьи могут быть уточнены и дополнены органическим законом.

Статья 35

Объявление войны разрешается Парламентом.

Статья 36

Осадное положение вводится декретом Совета министров. Продолжение его на срок свыше 12 дней может быть разрешено только Парламентом.

Статья 37

Вопросы, не входящие в сферу законодательства, носят регламентарный характер.

Законодательные акты, изданные по этим вопросам, могут быть изменены декретами, принятыми после заключения Государственного совета. Те из этих актов, которые будут приняты после вступления в силу настоящей Конституции, могут быть изменены декретом только после установления Конституционным советом их регламентарного характера на основании содержания предыдущего абзаца.

Статья 38

Правительство может для выполнения свой программы просить Парламент о разрешении в течение ограниченного срока осуществлять путем ордонансов меры, которые обычно относятся к области законодательства.

Ордонансы принимаются Советом министров после заключения Государственного совета. Они вступают в силу после их опубликования, но теряют силу, если законопроект об их утверждении не внесен в Парламент до истечения срока, установленного законом о делегировании полномочий.

По истечении срока, упомянутого в первом абзаце настоящей статьи, ордонансы по вопросам, входящим в законодательную сферу, могут быть изменены только законом.

Статья 39

Законодательная инициатива принадлежит одновременно Премьер-министру и членам Парламента.

Законопроекты обсуждаются в Совете министров после заключения Государственного совета и вносятся в бюро одной из палат. Финансовые законопроекты вносятся в первую очередь в Национальное собрание.

Статья 40

Предложения и поправки, внесенные членами Парламента, не могут быть приняты, если следствием их принятия явится либо сокращение государственных ресурсов, либо увеличение государственных расходов.

Статья 41

Если в ходе законодательной процедуры обнаружится, что предложение или поправка не относятся к области закона или противоречат делегированию полномочий, проведенному в соответствии со статьей 38, то Правительство может заявить об их неприемлемости.

В случае разногласий между Правительством и председателем соответствующей палаты Конституционный совет по просьбе той или другой стороны выносит решение в восьмидневный срок.

Статья 42

Обсуждение законопроектов в палате, в которую они внесены, ведется по тексту, представленному Правительством.

Текст, принятый одной палатой, другая палата обсуждает в том виде, в каком он ей передан.

Статья 43

Законопроекты и законодательные предложения по требованию Правительства или палаты, в которую они внесены, могут передаваться на рассмотрение специально создаваемых по этому поводу комиссий.

Проекты и предложения, в отношении которых такое требование не было выдвинуто, — в одну из постоянных комиссий, число которых ограничено шестью в каждой палате.

Статья 44

Члены Парламента и Правительства имеют право вносить поправки.

После начала дебатов Правительство может выступить против рассмотрения любой поправки, которая предварительно не рассматривалась в комиссии.

По требованию Правительства палата, рассматривающая законопроект, должна в ходе одного голосования принять решение по всему обсуждаемому тексту или его части, оставляя только те поправки, которые предложены или приняты Правительством.

Статья 45

Любой законопроект или законодательное предложение последовательно рассматривается в обеих палатах Парламента для принятия идентичного текста.

Если в результате разногласий между двумя палатами законопроект или законодательное предложение не были приняты после двух чтений в каждой палате или если после одного чтения в каждой из них Правительство заявит о необходимости срочного рассмотрения, Премьер-министр вправе созвать заседание смешанной паритетной комиссии, обязанной предложить новый текст по спорным вопросам.

Текст, подготовленный смешанной комиссией, может быть представлен Правительством на одобрение обеих палат. Ни одна поправка не может быть принята без согласия Правительства.

Если смешанной комиссии не удается принять согласованный текст или этот текст не будет принят на условиях, предусмотренных предыдущим абзацем, Правительство может после нового чтения в Национальном собрании и Сенате потребовать от Национального собрания принять окончательное решение. В этом случае Национальное собрание может возвратиться либо к тексту, выработанному смешанной комиссией, либо к последнему принятому им тексту, измененному в случае необходимости одной или несколькими поправками, принятыми Сенатом.

Статья 46

Законы, которым Конституция придает характер органических, принимаются и изменяются на следующих условиях.

Законопроект или законодательное предложение ставятся на обсуждение и голосование правомочной палаты только по истечении 15-дневного срока после внесения.

Применяется процедура, предусмотренная статьей 45. Однако при отсутствии согласия между обеими палатами законопроект может быть принят Национальным собранием в последнем чтении только абсолютным большинством его членов.

Органические законы, касающиеся Сената, должны быть приняты в одинаковой редакции обеими палатами.

Органические законы могут быть промульгированы только после объявления Конституционным советом о их соответствии Конституции.

Статья 47

Парламент принимает проекты финансовых законов согласно условиям, предусмотренным органическим законом.

Если Национальное собрание не приняло решение по проекту в первом чтении в течение 40 дней после его внесения, Правительство передает проект на рассмотрение Сената, который должен принять решение в 15-дневный срок. Затем применяется процедура, предусмотренная статьей 45.

Если Парламент не принял решение в течение 70-дневного срока, положения проекта могут быть введены в действие ордонансом.

Если финансовый закон, устанавливающий доходы и расходы на бюджетный год, не внесен в срок, достаточный для его принятия до начала бюджетного года, Правительство в срочном порядке запрашивает у Парламента разрешение на взимание налогов и открывает декретом кредиты, ссылаясь на одобренные статьи бюджета.

Сроки, предусмотренные настоящей статьей, приостанавливаются, если Парламент не заседает.

Счетная палата помогает Парламенту и Правительству контролировать исполнение финансовых законов.

Статья 48

Независимо от применения трех последних абзацев статьи 28, повестка дня заседаний палат включает в приоритетном порядке и последователыюсти, установленной Правительством, обсуждение законопроектов, внесенных Правительством, и законодательных предложений, одобренных им.

По меньшей мере одно заседание в неделю резервируется в приоритетном порядке для вопросов членов Парламента и ответов Правительства.

По меньшей мере одно заседание в месяц резервируется с приоритетом повестки дня, устанавливаемой каждой палатой.

Статья 49

Премьер-министр после обсуждения в Совете министров ставит перед Национальным собранием вопрос об ответственности Правительства в связи с его программой или общеполитической декларацией.

Национальное собрание выражает недоверие Правительству путем голосования резолюции порицания. Такая резолюция допустима, если она подписана по меньшей мере десятой частью членов Национального собрания. Голосование проводится только через 48 часов после ее внесения. Подсчитываются только голоса, поданные за резолюцию порицания, которая может быть принята лишь большинством голосов членов, составляющих Собрание. Однако в предусмотренном предыдущим абзацем случае депутат не может подписывать более трех резолюций порицания в течение обычной сессии и более одной — в течение внеочередной сессии

Премьер-министр может после обсуждения в Совете министров поставить перед Национальным собранием вопрос об ответственности Правительства в связи с голосованием по конкретному проекту. В этом случае проект считается принятым, если не будет внесена в последующие двадцать четыре часа и принята согласно условиям, предусмотренным в предыдущем абзаце, резолюция порицания. Премьер-министр имеет право просить Сенат об одобрении общеполитической декларации.

Статья 50

Если Национальное собрание примет резолюцию порицания или если оно не одобрит программу или общеполитическую декларацию Правительства, то Премьер-министр должен вручить Президенту Республики заявление об отставке Правительства.

Статья 51

Закрытие обычной сессии или внеочередных сессий откладывается по праву, чтобы позволить в случае необходимости применение ст. 49. С этой же целью по праву проводятся дополнительные заседания.

Раздел VI
О международных договорах и соглашениях

Статья 51-1

Республика может заключать с европейскими государствами, которые связаны идентичными обязательствами в области права убежища и защиты прав человека и основных свобод, соглашения, определяющие их правомочия при рассмотрении просьб о предоставлении убежища.

Если рассмотрение просьбы не входит в их компетенцию в силу этих соглашений, власти Республики всегда имеют право на предоставление убежища любому иностранцу, преследуемому за свою деятельность в пользу свободы, или тому, кто обращается за защитой к Франции по иным мотивам.

Статья 52

Президент Республики ведет переговоры о заключении договоров и ратифицирует их.

Его информируют о всех переговорах относительно заключения какого-либо международного соглашения, не подлежащего ратификации.

Статья 53

Мирные договоры, торговые договоры, договоры или соглашения, относящиеся к международным организациям, договоры, касающиеся финансов государства, изменяющие положения законодательного характера, относящиеся к статусу личности, уступке, обмену или присоединению территории, могут быть ратифицированы или одобрены только на основании закона.

Они вступают в силу только после ратификации или одобрения.

Любая уступка, обмен, присоединение территории недействительны без согласия заинтересованного населения.

Статья 54

Если Конституционный совет, запрошенный Президентом Республики, Премьер-министром или председателем одной из палат, заявит, что международное обязательство содержит положение, противоречащее Конституции, то разрешение на его ратификацию или одобрение может быть дано только после пересмотра Конституции.

Статья 55

Договоры или соглашения, должным образом ратифицированные или одобренные, с момента их опубликования имеют силу, превышающую силу внутренних законов, при условии применения такого договора другой стороной.

Раздел VII
Конституционный совет

Статья 56

Конституционный совет состоит из девяти членов, полномочия которых длятся девять лет и не подлежат возобновлению.

Конституционный совет обновляется на одну треть каждые три года. Три его члена назначаются Президентом Республики, три — председателем Национального собрания, три — председателем Сената.

Кроме девяти членов, указанных выше, в Конституционный совет пожизненно входят бывшие Президенты Республики.

Председатель назначается Президентом Республики. Его голос является решающим в случае разделения голосов поровну.

Статья 57

Функции члена Конституционного совета несовместимы с функциями министра или члена Парламента. Другие случаи несовместимости устанавливаются органическим законом.

Статья 58

Конституционный совет следит за правильностью избрания Президента Республики.

Он рассматривает протесты и объявляет результаты голосования.

Статья 59

Конституционный совет выносит решение о правильности избрания депутатов и сенаторов, если результаты их выборов оспариваются.

Статья 60

Конституционный совет осуществляет надзор за правильностью проведения референдума и объявляет его результаты.

Статья 61

Органические законы до их промульгации и регламенты палат Парламента до их применения должны быть представлены в Конституционный совет, который высказывается об их соответствии Конституции.

С этой целью законы до их промульгации могут быть переданы в Конституционный совет Президентом Республики, Премьер-министром, председателем Национального собрания, председателем Сената, шестьюдесятью депутатами или шестьюдесятью сенаторами.

В случаях, предусмотренных двумя предыдущими абзацами, Конституционный совет должен вынести решение в месячный срок. Однако по требованию Правительства, в случае срочности вопроса, этот срок сокращается до восьми дней.

В этих случаях обращение в Конституционный совет приостанавливает течение срока промульгации.

Статья 62

Положение, объявленное неконституционным, не может быть ни промульгировано, ни применено.

Решения Конституционного совета не подлежат обжалованию. Они обязательны для публичных властей и для всех административных и судебных органов.

Статья 63

Органический закон определяет порядок организации и деятельности Конституционного совета, процедуру, соблюдаемую им, в частности сроки обращения в него с протестами.

Раздел VIII
О судебной власти

Статья 64

Президент Республики является гарантом независимости судебной власти.

Ему помогает Высший совет магистратуры. Статус магистратов устанавливается законом. Судьи несменяемы.

Статья 65

Высший совет магистратуры возглавляет Президент Республики. Министр юстиции является по праву вице-председателем. Он может замещать Президента Республики.

Высший совет магистратуры включает одно присутствие, компетентное в отношении судей, и другое — в отношении должностных лиц прокуратуры.

Присутствие, компетентное в отношении судей, включает, помимо Президента Республики и министра юстиции, пять членов суда и одного чиновника прокуратуры, одного генерального советника, назначаемого Государственным советом, и три лица, не входящие ни в Парламент, ни в судебные органы, назначаемые соответственно Президентом Республики, председателем Национального собрания и председателем Сената.

Присутствие, компетентное в отношении должностных лиц прокуратуры, включает, помимо Президента Республики и министра юстиции, пять чиновников прокуратуры и одного члена суда, генерального советника, назначаемого Государственным советом, и три лица, упомянутые в предыдущем абзаце.

Присутствие Высшего совета магистратуры, компетентное в отношении судей, вносит предложения о назначении судей Кассационного суда, первого председателя Апелляционного суда и председателей судов высшей инстанции. Другие судьи назначаются по его заключению.

Оно выносит решения в качестве дисциплинарного совета в отношении судей. В этом случае председательствует первый председатель Кассационного суда.

Присутствие Высшего совета магистратуры, компетентное в отношении должностных лиц прокуратуры, дает свое заключение о назначении должностных лиц прокуратуры, за исключением чиновников, назначаемых Советом министров.

Оно дает свое заключение по дисциплинарным санкциям в отношении должностных лиц прокуратуры. В этом случае председательствует Генеральный прокурор при Кассационном суде.

Органический закон определяет условия применения настоящей статьи.

Статья 66

Никто не может быть произвольно лишен свободы.

Судебная власть как хранительница личной свободы обеспечивает соблюдение этого принципа в соответствии с условиями, предусмотренными законом.

Раздел IX
Высокая палата правосудия

Статья 67

Учреждается Высокая палата правосудия.

Она состоит из членов, избираемых в равном количестве Национальным собранием и Сенатом из их состава после каждого полного или частичного обновления этих палат. Она избирает председателя из числа своих членов.

Органический закон определяет состав Высокой палаты правосудия, порядок ее деятельности, а также применяемую в ней судебную процедуру.

Статья 68

Президент Республики несет ответственность за действия, совершенные им при исполнении своих обязанностей, только в случае государственной измены. Обвинение ему может быть предъявлено только обеими палатами, принявшими открытым <

Наши рекомендации