Каковы специфические признаки гражданских правоотношений?

2. К какой группе по характеру – относительных или абсолютных правоотношений – относится правоотношение собственности (договорное правоотношение, авторское правоотношение)?

3. Какие правомочия составляют содержание субъективного гражданского права?

4. В чем заключается значение классификаций гражданских правоотношений?

Тема 1.4. Граждане (физические лица) как субъекты
гражданского права

Понятие и содержание правоспособности граждан. Возникновение и прекращение правоспособности граждан. Имя и место жительства гражданина.

Правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства.

Понятие и виды дееспособности граждан. Дееспособность малолетних (граждан в возрасте до 14 лет). Дееспособность несовершеннолетних (граждан в возрасте от 14 до 18 лет). Основания наступления полной дееспособности до достижения совершеннолетия: эмансипация и вступление в брак.

Признание гражданина недееспособным: основание и последствия.

Ограничение дееспособности гражданина: основания и последствия.

Признание гражданина безвестно отсутствующим: основания и последствия.

Объявление гражданина умершим: основания и последствия. Последствия явки гражданина, объявленного умершим.

Опека, попечительство. Органы опеки и попечительства. Опекуны и попечители. Исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей. Распоряжение имуществом подопечного.

Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами.

Несостоятельность гражданина.

Акты гражданского состояния: понятие и виды. Регистрация актов гражданского состояния и ее значение.

Практическое занятие «Правоспособность и дееспособность
граждан» с дискуссией

(форма обучения: очная)

1. Обсуждение учебных вопросов:

– понятие и содержание правоспособности граждан;

– понятие и виды дееспособности граждан.

2. Решение задач.

3. Дискуссия по теме «Гражданско-правовой анализ регулирования признания гражданина недееспособным и ограничено дееспособным»:

I этап – предварительный: определение актуальности темы, ее теоретического и практического значения, цели дискуссии.

II этап – основной: обсуждение вопросов:

– анализ гражданско-правового регулирования признания гражданина недееспособным;

– анализ гражданско-правового регулирования ограничения дееспособности гражданина.

III этап – заключительный: подведение итогов, формулирование предложений по совершенствованию гражданского законодательства, регулирующего признание гражданина недееспособными и ограничено дееспособным.

Практическое занятие «Признание гражданина безвестно
отсутствующим и объявление умершим. Опека, попечительство»

(форма обучения: очная)

1. Обсуждение учебных вопросов:

– признание гражданина безвестно отсутствующим;

– объявление гражданина умершим;

– опека и попечительство,

– акты гражданского состояния.

2. Решение задач.

3. Выполнение тестовых заданий по теме 1.4.

Практическое занятие «Гражданско-правовой анализ
регулирования дееспособности граждан» в форме дискуссии

(форма обучения: заочная)

I этап – предварительный: определение актуальности темы, ее теоретического и практического значения, цели дискуссии.

II этап – основной: обсуждение вопросов:

– анализ гражданско-правового регулирования дееспособности граждан в возрасте от 6 до 14 лет и от 14 до 18 лет;

– анализ гражданско-правового регулирования признания гражданина недееспособным;

– анализ гражданско-правового регулирования ограничения дееспособности гражданина.

III этап – заключительный: подведение итогов, формулирование предложений по совершенствованию норм гражданского законодательства, регулирующих дееспособность граждан.

Задания для самостоятельной работы

1. Изучите следующие федеральные законы:

– от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ст. 22.1–22.3);

– от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
(ст. 202–216);

– от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;

– от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»;

– Семейный кодекс Российской Федерации (гл. 20).

2. Выделите общие основания прекращения опеки и попечительства.

3. Подготовьтесь к выполнению тестовых заданий по теме 1.4.

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной
работы и подготовке к практическим занятиям

Правосубъектность гражданина слагается из двух элементов – гражданской правоспособности и дееспособности.

Следует изучить понятие и содержание правоспособности, которые закреплены в ст. 17–18 ГК РФ.

Необходимо изучить определение дееспособности и ее виды: от 6 до 14 лет (ст. 28 ГК РФ), от 14 до 18 лет (ст. 26 ГК РФ). Кроме того, законодателем предусмотрены два условия наступления полной дееспособности до достижения 18 лет: вступление в брак (п. 2 ст. 21 ГК РФ) и эмансипация (ст. 27 ГК РФ).

Особое внимание следует уделить изучению оснований и последствий признания гражданина недееспособным и ограничено дееспособным (ст. 29–30 ГК РФ).

Рекомендуется помимо норм ГК РФ (ст. 31–41) провести анализ норм Семейного кодекса РФ, федеральных законов от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».

Контрольные вопросы для самопроверки

Наши рекомендации