Землевладение поземельно - зависимых крестьян
Поземельно-зависимые крестьяне - вилланы и цензитарии во Франции, сокмены и копигольдеры в Англии, чиншевики в Германии являлись лично свободными, наследственными и бессрочными владельцами земельного участка, платившими определенный чинш (ценз, оброк) за обладание землей. Они находились только в поземельной зависимости от господина и оставались лично свободными людьми. Повинности чиншевиков носили не личный, а вещный характер, лежали не на личности, а на земельном участке.
Размер денежного или натурального чинша и других повинностей, если таковые были установлены, был твердо закреплен местным правовым обычаем и сохранялся неизменным из поколения в поколение. Феодальное право не разрешало сеньору произвольно повышать их размер при переходе участка к наследникам чиншевика или при передаче его другому лицу.
Чиншевик мог покинуть свой участок, если не хотел или не мог эксплуатировать его. Уходящий крестьянин должен был перед выходом рассчитаться с господином по своим оброчным обязательствам и уплатить ему особую пошлину. Уходя из сеньории, крестьянин терял все права на участок. Сеньор, как правило, мог удалить чиншевика только при наличии определенных феодальным обычаем или законом оснований.
Например, одним из таких оснований могла явиться неуплата чинша в течение трех лет. Основания эти были довольно многочисленны, не говоря уже об общей беззащитности слабого чиншевика от произвола крупного сеньора. Выморочный участок чиншевика возвращался к сеньору.
Чиншевик имел широкие права по распоряжению своим наделом. Он мог передавать его по наследству, закладывать, отчуждать, иногда не спрашивая разрешения у господина, который, однако, при перемене владельца получал пошлину. Все повинности в пользу господина сохранялись за новым приобретателем.
Некоторые исследователи признают поземельно - зависимых крестьян подчиненными, неполными собственниками, так как лично свободный чиншевик как наследственный владелец земельного участка на определенных и не подлежащих изменению против его воли условиях обладал долей собственной власти и интереса над чиншевым участком.
Сеньор являлся верховным собственником чиншевого участка, ибо он имел право не только на чинш и на определенные повинности со стороны чиншевика, но и на баналитеты, на пошлину при переходе участка в другие руки, на получение выморочного чиншевого участка, на удаление чиншевика при наличии определенных условий. Поземельно-зависимый крестьянин был подчиненным, неполным собственником земли, но он личным трудом обрабатывал свой участок.
Землевладение аллодистов. Освобождение крестьян
От личной зависимости
Свободные крестьяне - аллодисты имели право собственности на обрабатываемый им участок, но обрабатывали их личным трудом. Они сохранялись в основном на юге Франции, в Норвегии, отчасти в Швейцарии, в Англии.
На практике происходил постоянный переход из одной формы крестьянского землевладения в другую. Вследствие развития торговли многие феодалы заинтересованы были в накоплении денег. Поэтому они стали отменять за выкуп повинности, связанные с личной зависимостью крестьян. Выкуп крестьянином всех этих повинностей превращал крестьянский надел в наследственное владение с твердо установленными повинностями. Лично-зависимые крестьяне с XIII в. стали откупаться от личной зависимости, переходили на положение поземельно - зависимых крестьян. За пользование землей эти крестьяне платили ценз - определенную поземельную денежную плату - оброк, ценз, чинш.
Крестьян во Франции стали называть цензитарии, а крестьянские земельные наделы - цензивой. Таким образом, установилась более легкая форма крестьянской зависимости. Эти цензитарии составляли основную массу крестьянства Франции до конца XVIII в.
В Германии с XVI в. значительная часть поземельно–зависимых крестьян - чиншевиков превратилась в лично-зависимых крестьян, некоторые даже в крепостных крестьян. Сущность крепостного состояния заключалась в том, что крестьянин был навсегда прикреплен к территории поместья и мог быть силой водворен обратно в случае, если он покидал его без разрешения землевладельца. Государственные органы осуществляли бессрочный розыск беглых крепостных крестьян.