Каноническое право римской католической церкви
Православие, католичество и протестантизм
Со времени императора Константина Великого (IV в.) христианская церковь стала в Римской империи господствующей (главной), а затем и государственной. Христианство является не однородной религией, а имеет ряд разновидностей, среди которых наиболее важное значение занимают три вероисповедания, или конфессии: православие, католичество и протестантизм.
Христианское учение сосредоточено в Священном Писании - Библии. Слово «библия» греческое и в переводе означает «книги». Священное Писание есть собрание ветхозаветных и новозаветных книг. Книги Ветхого Завета написаны до рождества Христова. Книги Нового Завета написаны после рождества Христова. Все эти книги называются библейским словом «завет», потому что это слово означает завещание, так как в них содержится Божественное учение, завещанное Богом людям. Слово «завет» означает еще союз или договор Бога с людьми.
Все время от сотворения мира до пришествия Христа Спасителя на землю называется Ветхим Заветом, то есть древним старым договором, или союзом Бога с людьми, по которому Бог приготовлял людей к принятию обещанного Спасителя мира. Исполнение этого обещания - пришествие на землю Спасителя, Сына Божия Иисуса Христа, называется Новым Заветом, так как И. Христос, явившись на землю, победил грех и смерть, заключив с людьми новый союз или договор, по которому все снова могут получить потерянное блаженство и вечную жизнь с Богом через основанную им на земле Святую Церковь.
Всех книг Нового Завета 27. Главные из них 4 книги Евангелия. Слово Евангелие греческое, что означает благовестие, то есть благая или добрая весть о приходе в мир обещанного Богом Спасителя мира И. Христа, повествующая о его земной жизни, крестной смерти, воскрешении из мертвых и вознесении на небо, а также излагающая его божественное учение и чудеса. Евангелия написаны святыми апостолами, учениками И. Христа, очевидцами всей его земной жизни.
Библия как книга, текст, далекой от нас эпохи, существует лишь в интерпретации, истолковании читающего человека. Например, как понимать и толковать изречение Христа: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное»? Христианские конфессии заметно расходятся в толковании Библии.
Критерием верного понимания Священного Писания для католиков является в конечном счете слово римского папы, для протестантов - убеждение основателя данной конфессии, того или иного богослова и даже личное мнение самого верующего, для православных единственно достоверным критерием является так называемое Священное Предание.
Православие (в переводе с греческого ортодоксия) есть правильное вероучение церкви. Именно в таком значении это слово употребляют с эпохи Вселенских соборов (IV-VIII вв.), когда представители всех церквей, ограждая христианское учение от искажающих его идей - ересей, сформулировали христианское учение. Ересь - особое вероучение, отклонение от правильного учения церкви. Поскольку всякая ересь, прежде всего, объявляет себя истинной верой, вопрос о ересях в истории церкви всегда решался соборами, а не отдельными богословами. Для борьбы с ересями и для указания христианам как правильно, православно веровать собирались Вселенские соборы - собрания епископов-пастырей и учителей церкви, по возможности со всей вселенной, то есть из всех стран, где были христиане. Вселенских соборов было 7. Они созывались в IV-VIII веках.
Христианская вера была православной и единой как для восточных, так и западных церквей вплоть до 1054 г., когда произошло отпадение западной церкви от вселенской православной церкви. В XI в. римско - католическая церковь в одностороннем порядке вопреки протесту восточных церквей провозгласила свои догматы, что явилось одной их причин раскола. Восточные церкви с того времени стали называться православными, а все западные области, подчиненные Риму, оказались в римско - католической, или просто католической церкви, то есть всеобщей, вселенской.
Православная церковь руководствуется Священным Писанием и Священным Преданием. Вселенские соборы епископов, которые являются высшей инстанцией в решении вопросов христианской веры и жизни, сформулировали положения православной веры, ограждая христианское учение от искажающих его идей - ересей. При этом критерием истинности принимаемых Собором решений является их соответствие Священному Преданию (традиции) церкви.
Западную католическую церковь олицетворял и возглавлял римский папа, а восточную православную церковь константинопольский патриарх, проживавший в столице Византийской империи Константинополе. Но в 1453 г. Византийская империя была завоевана турками - османами и прекратила свое существование. Византия перестала быть оплотом восточного православного христианства. Центр православия переместился на север - в Россию. Новым оплотом православия стала Русская православная церковь.
Католическая церковь объявила римского папу «заместителем и наместником Христа» на земле, о его главенстве над всей церковью, и провозгласила папу непогрешимым в вопросах веры. Католическая церковь представляла собой дисциплинированную организацию с беспрекословным повиновением римскому папе. Упор на дисциплину, право, стремление к государственной власти, к абсолютизму, соперничество с государственной властью или подмена собою государственной власти в ряде стран, - вот, что отличает католичество.
Папы стали полновластными монархами в значительной части Италии - Папской области. Многие епископы, в особенности в феодально раздробленной Германии, были князьями, имевшими государственную юрисдикцию на своей территории, свои войска, которыми они предводительствовали в многочисленных войнах с другими епископами, с герцогами, с вольными городами и королями, с самими императорами.
С XIV. в. начался упадок католической церкви. Высшее католическое духовенство погрязло в роскоши и пороках, свирепствовала инквизиция, широко применявшая пытки, происходила продажа церковных должностей и индульгенций, то есть за плату можно было получить прощение грехов, не только совершенных, но и будущих Продажа индульгенций являлась взяткой Богу. Пастыри церкви не учили народ вере, проповеди почти совсем не было, чтение Священного Писания было запрещено мирянам, чтобы не было ересей. Совершение богослужения на латинском языке было совершенно непонятно и потому не могло содействовать религиозному воспитанию народа. Богословская литература составляла достояние немногих избранных. Следствием религиозного невежества было господство суеверий - вера в магию, астрологию, алхимию, колдовство в западном обществе.
Поэтому в начале XVI в. в странах Западной Европы началось движение протеста против нравственного упадка католического духовенства, против заблуждений в области веры и иных злоупотреблений католической церкви. Это движение протеста привело, в странах Северной и Средней Европы, к образованию протестантских церквей, а именно: лютеранской - в Германии, Дании, Швеции, Норвегии и Голландии; кальвинистской - в Швейцарии, Шотландии и Северной Америке, и англиканской - в Англии. Но из названных протестантских церквей все время выделялись новые течения, секты, совершенно извращающие христианство.
Начало протестантизма положил Мартин Лютер (1483-1546), ученый немецкий монах, который в 1516 г. открыто выступил против продажи индульгенций и других извращений христианства католичеством. Основной целью, поставленной Лютером при вступлении в борьбу с Римом, было возвращение христианства к чистоте апостольского раннего христианства, к чистой вере во Христа. Однако Лютер и его последователи, не зная трудов отцов древней православной церкви, основываясь только на своем мнении, отвергая заблуждения католической церкви, отвергли и истинное.
Лютеранство отвергло Священное Предание, то есть решения Вселенских Соборов, учение святых отцов православной церкви. Единственно законным и достаточным источником вероучения признавалось Священно писание, а толковать его может всякий по своему разумению. Критерием правильного понимания Библии является убеждение основателя данной конфессии, того или иного богослова, личное мнение самого верующего. Поэтому в протестантизме возникли сотни сект.
Взаимодействие церкви и государства в католичестве получило название «папоцезаризма» - перенесение на папу власти цезаря (короля), в протестантизме «цезарепапизма» -перенесение власти папы на цезаря. В православном мире государственно - церковные отношения строятся на единственно правильной идее союза - «симфонии» церкви и государства. Эту идею пытались осуществить отчасти Византия и Россия допетровских времен. Суть симфонии составляет взаимное сотрудничество, взаимная поддержка и взаимная ответственность без вторжения одной стороны в сферу исключительной компетенции другой.
Церковь и государство существуют в таком единстве, как душа и тело, образуя единый живой организм. Церковь и государство имеют свои особые и различные функции и помогают друг другу в борьбе за общее благо. Государство правит, но не вмешивается в церковные вопросы, не определяет догматы веры, не занимается насильственным навязыванием православия. Православный царь должен хранить чистоту веры и народ православный от соблазнов. В православном царстве ни один закон не имеет силы, если он противоречит церковным канонам.
Православная церковь не должна обладать государственной, светской властью, исходя из принципа: «богу богово, кесарю кесарево». Но она дает земной царской власти духовный авторитет, который позволяет подданным повиноваться такой власти не за страх, а за совесть. Церковь соблюдает повиновение государственной власти, подает благие советы ей в мирских делах, имеет право «печалования», то есть ходатайства за лиц, невинно пострадавших или слишком сурово наказанных светской властью, и может обличать властителей. Оружие церкви - не меч, ни интриги, а совесть, наставление, обличение и отлучение от церкви.
Управление римско-католической церкви
Наряду с римским правом другой общеевропейской системой права было каноническое право, сложившееся к XII в. Общей религией всех западноевропейских стран вплоть до XVI века было католичество. Римская католическая церковь имела международно-иерархическую структуру, представляла собой своеобразное государственное образование, независимую автономно управляющуюся политическую и духовную организацию с центром в Ватикане - особом предместье г. Рима. Католическая церковь представляла абсолютную монархию.
В этой духовной монархии вся полнота законодательной, административной, судебной власти принадлежала римскому папе, который именовался наместником Христа и избирался с середины XI в. коллегией из 70 особо почетных епископов-кардиналов пожизненно. При тайном голосовании избранным считался кандидат, получивший 2/ 3 голосов наличных кардиналов. С VIII в. папа как светский государь возглавлял Папское государство с центром в г. Риме, он обладал светской властью над значительной частью Италии.
Папа обладал правом издавать законы, имеющие общецерковное значение, замещать церковные должности, принимал апелляции из всех стран на решения и приговоры церковных судов. Папа созывал соборы - съезды высшего католического духовенства - епископов и кардиналов, причем постановления собора без его утверждения силы не имели. Постановления соборов рассматривались как одна из особо торжественных форм папского законодательства.
Церковь делилась на округа во главе с епископами, которые сначала избирались, потом назначались папой и приносили ему присягу верности. При папе существует ряд центральных учреждений, именуемых римской курией.
Церковные суды
Католическая церковь оказала заметное влияние на развитие европейского права. При слабости светской власти, с возвышением папской власти духовенство, пользовавшееся наибольшим авторитетом в глазах общества, расширяло компетенцию церковных судов под предлогом того, что в спорном деле замешан грех, то есть нарушение законов Божьих.
Церковные суды рассматривали все дела в отношении духовенства, которое было исключено из подсудности светским судам. Только церковные суды могли рассматривать светские дела в отношении мирян, имеющие какое-либо отношение к религии: вопросы о заключении и расторжении брака, о личных и имущественных отношениях между супругами, между родителями и детьми, о наследовании, о завещании. Миряне также подлежали уголовной ответственности в церковных судах за проступки, которые рассматривались не только как правонарушение, но и как грех: ересь, святотатство, колдовство, клевета, лжесвидетельство, убийство родителей, определенные половые преступления - кровосмешение, прелюбодеяние, гомосексуализм и др., осквернение религиозных мест кражей или иным способом, преступления против церковной собственности и духовных лиц - нанесение телесных повреждений, убийство духовного лица.
Церковные суды также рассматривали споры о нарушении обещания договора на том основании, что здесь шла речь о нарушении доверия, являвшемся грехом и потому подлежащем рассмотрению церкви. Это облегчалось еще тем, что все договоры обыкновенно скреплялись клятвой.
Предмет канонического права
Такое положение дел потребовало установления норм, которыми должна руководствоваться церковь при разрешении этих споров. К XII в. сложилось каноническое право - это право церковное по происхождению (исходит от церкви), но по содержанию касается не только церковных, но и некоторых светских (гражданских) правоотношений, которые в средние века входили в юрисдикцию церкви. Оно регулировало положение церкви как религиозного союза: церковные финансы и собственность, режим владения, пользования и распоряжения церковными землями - до 1/3 земель в Западной Европе принадлежало церкви, церковное устройство и управление, церковные должности, о монастырях и других церковных обществах, церковный суд, таинства и обряды (богослужение), о покаянии. Кроме этого, каноническое право содержало много норм, не вытекающих из существа и из цели церкви и объясняющихся громадным расширением юрисдикции церковных судов.
Итак, каноническое право включало в себя такие отрасли и подотрасли права как: брачно-семейное право, наследственное право, гражданское право (право собственности и договорное право), уголовное право, административное право, касающееся порядка занятия церковных должностей, финансовое право, устанавливающее церковное налогообложение.