Понятие и причины рецепции римского права в Западной Европе

Особым явлением в правовой сфере западноевропейского средневековья является рецепция римского права, которая началась с XI-XII вв. До этого его распространение было очень ограниченным. Некоторые отдельные нормы и понятия римского права действовали в Южной Франции, Испании, и Северной Италии, где население было романизировано. Рецепция римского права - восприятие, заимствование иноземного законодательства Юстиниана странами Западной Европы в качестве действующего права, но с изменениями и дополнениями.

Рецепция римского права была вызвана исторической необходимостью. Причинами рецепции римского права в Западной Европе являлись:

1. Потребности средневекового города, городского сословия в новых нормах права, которые регулировали бы торговлю, морские перевозки, кредит, договоры. Купцы стремились к тому, чтобы сделать частную собственность свободной и оградить её от каких-либо феодальных ограничений. Высокоразвитое римское право было способно регулировать довольно сложные отношения торгового оборота. Практика, конечно, могла бы обойтись и без римского права, создавая новое, соответствующее условиям места и времени право. Но заимствование римского права оказалось более простым и экономным с точки зрения затраты сил.

2. Поддержка католической церкви, которая имела римское образование, жила по римскому праву и видела в римском праве средство, способное поддержать каноническое право.

3. Поддержка рецепции римского права королевской властью, которая в союзе с городами боролась с феодальной раздробленностью, за политическое объединение всей страны. Римское право Свода Юстиниана было построено на принципе абсолютной власти монарха и в нем можно было найти много мест, с помощью которых короли могли оправдывать стремление к увеличению своей власти. Например, королевская власть широко использовала принцип римского права: «То, что угодно государю, имеет силу закона».

4. Римское право как высокоразвитое право великого Рима и притом продукт деятельности важнейшего народа, возбуждало научный интерес. Изучавшие римское право юристы считали римское право вечным, идеальным и всеобщим правом, писаным разумом. Они воспринимали право Юстиниана не как право, применимое в Византии в 534 г., а как право, применимое всегда и везде. Они принимали право Юстиниана за истину, точно так, как принимали на веру Библию.

Изучением римского права в средние века занимались различные течения (школы) юристов, которые сменяли друг друга: глоссаторы, постглоссаторы, гуманистическая школа.

Глоссаторы (XII - XIII вв.)

В конце XI века в Болонье возникает университет, в котором начала свою деятельность, основанная юристом Ирнéрием (конец XI - начало XII в.) школа глоссаторов - ученых XII - XIII веков, писавших глоссы, то есть объяснения, толкования отдельных мест Свода гражданского права Юстиниана, написанные на полях или между строк текста. Болонский университет привлекал массу слушателей со всех стран Западной Европы.

Глоссаторы слепо преклонялись перед римским правом, считали его высшей юридической мудростью. Своей задачей они считали полное, точное толкование свода гражданского права Юстиниана. Отдельные места Свода разбирались в том порядке, в котором они следовали друг за другом в Corpus juris civilis и снабжались краткими толкованиями, глоссами. Далее глоссаторы сопоставляли параллельные места, отмечали противоречия и стремились примирить их между собой. При этом глоссаторы совершенно не были знакомы с историей римского права, поэтому нередко они не могли понять настоящего смысла норм.

С течением времени стали появляться сборники глосс. За два столетия накопилось громадное количество глосс, дававших разнообразные толкования положений Свода Юстиниана. Итогом двухвековой деятельности глоссаторов явилась сводная «Большая глосса», которая в середине XIII в. была издана последним представителем школы глоссаторов Аккýрсием. В ее состав вошли толкования предшественников Аккурсия, дополненные его собственными толкованиями. Глосса Аккурсия вытеснила из обращения работы отдельных глоссаторов и стала первостепенным источником дальнейшей литературной разработки римского права.

Глоссаторы были чистыми теоретиками, никаких прямых практических целей сближения римского права с потребностями современной им жизни они не ставили. Вместе с тем все более настоятельной становилась потребность в переработке римского права, в приспособлении его к новым запросам жизни.

Наши рекомендации