Легализация абортов, которые ещё в 1950-е годы считались страшным грехом, а ныне стали повсеместным явлением. Только в США в 1973-2000 гг. их было сделано около 40 миллионов.
Доступность контрацептивных противозачаточных средств радикально изменила поведенческие установки: освободив женщину от страха перед беременностью, она сделала возможным массовое распространение внебрачных половых связей.
Прекращение практики применения так называемой «семейной ренты» - имевшегося ранее негласного соглашения между работодателями и наёмными работниками, согласно которому мужчина получал прибавку к заработной плате, позволявшую содержать жену и детей. Эта практика сошла на нет, когда в 1960-е годы феминистское движение добилось введения запрета на дискриминацию по половому признаку, в том числе в оплате труда.
В настоящее время смертность среди коренного (автохтонного) населения превышает рождаемость в 17 европейских странах, в том числе в Германии, Испании, Португалии, Бельгии, Дании. Западное общество стареет: к 2050 г. треть населения Европы окажется старше 65 лет, а соотношение работающих к пенсионерам изменится с нынешних 5:1 до критических 2:1. Европа станет континентом старых людей, остро нуждающимся в массовой миграции для поддержания производства и сохранения существующей системы социальной защиты. Старение народа представляет опасность тем, что трудоспособный слой уменьшается, число иждивенцев растёт. Общества, становясь старее и малочисленнее, утрачивают бодрость духа, динамизм.
Под влиянием нехватки рабочих рук в результате снижения рождаемости с 1950-х годов произошла массовая миграция иммигрантов, основную массу которых составили неевропейцы из бедных стран Ближнего Востока и Африки: арабы, африканцы, марроканцы, алжирцы, тунисцы, турки, индийцы, пакистанцы, мексиканцы - в США. Массовый приток иностранной рабочей силы привёл к повышению в составе западных государств удельного веса лиц зарубежного неевропейского происхождения. В 2005 г. в промышленно развитых странах проживало около 91 миллиона международных мигрантов - 10, 3% их населения. Даже без учёта нелегальной иммиграции доля иностранцев в структуре западных государств составляет от 5-6% до четверти: Нидерланды - чуть более 5% (а с теми, один из родителей которых - неголландского происхождения, до 16%), Великобритания - 7, 9% (4, 6 млн. человек), Германия - больше 9%, Франция и США - около 11%, Канада - 17%, Швейцария - 19% (на 7 миллионов 364 тысячи жителей -1, 5 миллиона иностранцев), Австралия - 24%.
Ввиду концентрации иммигрантов в крупных городах они составляют от четверти до трети их населения, а в некоторых мегаполисах США - от трёх четвертей до четырёх пятых. В больших городах США - Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Чикаго, Хьюстоне, Филадельфии, Сан-Франциско и Вашингтоне численность белого населения колеблется в интервале 30, 8 - 49, 6%. Во французском городе Марселе большинство населения нефранцузы (Марсель уже не французский город), в столице Австрии Вене - каждый пятый житель номинальный мусульманин, в Лондоне - 40% жителей небелые люди, этнические меньшинства, а в недалёкой перспективе белые вообще станут расовым меньшинством в столице страны, провозгласившей некогда миссию «белого человека», призванного нести культуру отсталым небелым чёрным и цветным расам. На долю этнических меньшинств приходится почти 14% городского населения стран Евросоюза.
В западных государствах возникли анклавы и пригороды, населённые в большинстве своём иммигрантами определённой национальности, носителей преимущественно исламской культуры и религии. При этом они сохраняют собственный язык, культуру, традиции, не интегрируясь в европейское общество, не усваивают европейские языки, традицию, культуру. Большие группы мексиканцев в США, арабов во Франции и турок в Германии не хотят учить язык принимающей страны, и это нежелание усиливается. Культурно-языковая обособленность иммигрантских общин дополняется их закрытостью от контроля государственных структур. Они стали своеобразными государствами в государстве, живущими по собственным правилам и неписаным законам. Процесс образования анклавов дополняется массовой нелегальной миграцией.
Термин «этнос» в переводе с греческого означает «народ». Этнос (или этническая общность) - это исторически сложившаяся на определённой территории, природно-географической среде устойчивая совокупность людей, обладающих определёнными этническими свойствами: язык, религия, культура, этническое самосознание, закрепленное в самоназвании. Этнос есть совокупность людей, которые имеют общую культуру, говорят, как правило, на одном языке, обладают общим самоназванием и осознают как свою общность, так и свое отличие от членов других таких же человеческих групп. Причем эта общность чаще всего осознается как общность происхождения, которое понимается как кровное происхождение. Например, по законам Израиля евреем считается человек, рождённый матерью - еврейкой. Обычный человек считает себя принадлежащим именно к этому, а не иному этносу потому что его родители принадлежали к данному этносу. Он русский, потому что его родители - русские, а не французы и т. п.
Основой этнической общности является именно этническое самосознание. Этническое сознание есть сознание людьми, составляющими этническую общность, своей принадлежности именно к этой, а не к какой-либо другой общности. Человек осознает себя русским, французом. Тем самым он осознает данную общность как «свою», а остальные как «чужие», данную культуру как «свою», а остальные как «чужие». Важное значение имеет и осознание общности исторической судьбы, то есть у этноса общее прошлое, настоящее и будущее, а этнос включает в себя не только живущее поколение (живых), но и все предшествующие, жившие (умершие) и будущие поколения. Причём умерших больше, чем живых.
Успешная ассимиляция иммигрантов происходила до окончания второй мировой войны, когда они являлись переселенцами из христианских европейских стран: Испании, Италии, Польши, Португалии, России, Югославии. Этническая ассимиляция есть длительный процесс растворения одного этноса (народа) в другом, завершающийся изменением сознания этнической принадлежности. Это происходит в силу определённых объективных условий. Если человек навсегда попадает в иноэтничную среду, то он, представитель этнического меньшинства, вынужден, чтобы нормально жить в новых условиях, овладеть языком, на котором говорят окружающие его люди этнического большинства. Постепенно он впитывает ранее чужую для него культуру и всё более забывает о той, что была для него родной. Этот процесс полной этнической ассимиляции (например, превращения русского во француза) происходит чаще всего только во втором или даже третьем поколении. Так, первая русская эмиграция, возникшая после октябрьской революции 1917 г., ассимилировалась к 1980 г.
Ассимиляторская политика иммигрантов-неевропейцев в западных государствах провалилась. Такая политика проводилась в особенности во Франции. В Германии стать её гражданином было практически невозможно при отсутствии немецких корней. Поэтому как иммигранты первого поколения, так и их потомки, прожив всю жизнь в Германии, всё равно не считались её гражданами. Такая политика привела к сегрегации, то есть отделению населения иммиграционного происхождения от немецких граждан. В Англии проводилась политика многокультурного уклада. Суть её заключалась в признании государством многочисленных этнических общин, которые имеют право жить в своём кругу, сохраняя культурное наследие, национальные черты, обычаи, семейные связи, а также отстаивать свои права на национальном уровне.
Классической страной иммигрантов являются США. США называли «плавильным котлом», в котором выходцы из разных европейских стран постепенно ассимилировались, усваивали английский язык, становились американцами. Так оно в целом и было до 1965 г., пока среди переселенцев преобладали европейцы. В США в 1930 г. на 110 миллионов белых граждан приходилось 12 миллионов негров и только 600 тысяч «других», в основном азиатов и индейцев. Относительная расовая и культурная однородность поддерживалась иммиграционным законодательством с системой квот и расово-этническими критериями при приёме иммигрантов. Закон об иммиграции 1921 г. ввёл лимиты въезда в США для лиц различных национальностей, практически запретив нежелательную миграцию из восточных стран. В последующие годы (1924, 1929, 1952) система квотирования регулярно изменялась и совершенствовалась. Отказ от этих критериев произошёл в 1965 г. В результате среди иммигрантов стали преобладать выходцы из Латинской Америки, Азии, Африки, что привело к изменению этнического состава США. В 1970 г. белых среди населения США было 83%, в 1990 г. - 75, 6%, в 2000 г. - 69, 1% из 281, 4 миллиона человек, в 2008 г. - 66% из 305 миллионов человек. В 2000 г. латиноамериканцы составляли 12, 5% населения страны (в 1990 г. - 9%), азиатское население - 3, 6% (в 1990 г. - 2, 8%). индейцы, эскимосы и алеуты - 1%, афроамериканцы или негры - 12, 3% (около 35 миллионов человек). В 2008 г. к расовым и этническим меньшинствам, небелым относили себя примерно 34% населения США.
На 2008 г. белые оказались в меньшинстве в четырёх штатах: Гавайи, Нью-Мексико, Калифорния и Техас, а также в округе Колумбия, где расположена столица страны город Вашингтон. В августе 2008 г. Бюро переписи населения США опубликовало доклад-прогноз, в соответствии с которым к 2050 г. меньшинства - люди, относящие себя к латиноамериканцам, чернокожим, азиатам, индейцам, коренным гавайцам, американцам с тихоокеанских островов и представителям смешанных рас, - будут составлять 54% населения США, белые 46%, а общая численность населения США прогнозируется на уровне 439 миллионов человек. Иммигранты и их потомки обеспечат 82% прогнозируемого роста населения с 2005 по 2050 год. 1 Овчинский В., Кочубей М. Экстремизм в США // Завтра. 2009. № 2.
Иммигранты проживают компактно. Они, как правило, территориально сконцентрированы в так называемых мигрантских гетто - неудобно расположенных, экологически менее благоприятных районах с обветшалым жилым фондом и скученностью жителей. Как следствие обособленного проживания иммигрантов на отдельной территории возникала община, во многом воспроизводящая нормы поведения и культуру страны происхождения. Американский «плавильный котёл» перестал работать, ассимилировать иммигрантов, превращая их в американцев.
Иммигранты, особенно мусульмане, пытаются не приспособиться к западному обществу, ассимилироваться, а адаптировать его под себя. Например, во Франции при населении около 57 миллионов насчитывается около 4 миллионов лиц, относящихся к мусульманской культуре, более половины из них французские граждане. С 80-90-х годов XX в. ислам - вторая религия во Франции и он стал заявлять о своих правах на французской земле. Это выражается в требовании предоставить право голосования на выборах, выделить комнаты для молитв, места для ритуального забоя скота, мусульманские каре на кладбищах, разрешить ношение в государственных школах и государственных учреждениях хиджаба, платка, которым мусульманские женщины покрывают голову, предоставить преимущества при приёме на работу по этническому признаку, ограничить свободу слова в пользу ислама. Например, запрещено употребление терминов «исламский терроризм», «джихад». Из «Божественной комедии» Данте предполагается изъять сцену, где «лжепророк» Мухаммед помещён в один из кругов ада. Накануне Рождества из лексикона европейских стран постепенно исчезает само слово «Рождество», так как оно ассоциируется с рождением Иисуса Христа, основателя христианской религии, которая лежит в фундаменте западной культуры. Вместо Рождества Христова используются термины «праздник зимы», «праздник конца года», «радостный» или даже «люминесцентный» праздник. Исключение из лексикона названий и символов христианства связано с боязнью доставить неудовольствие представителям других религий и желанием избежать рисков шокировать чувствительность лиц, верующих в других Богов, в частности мусульман и индусов1. Во Франции в школах, вузах, больницах, тюремных заведениях стараются избегать приготовления пищи с использованием продуктов, не приемлемых для лиц других исповеданий: теперь из меню исключают свинину, так как она противопоказана мусульманам. Если свинину всё-таки включают в меню указанных заведений, так как это мясо является традиционным для Франции, весьма распространённым и наиболее дешёвым, то при этом обязательно готовятся другие блюда, приемлемые, в частности, и для мусульман. 1 Семитко А. П. Французская кухня и политкорректность: может ли благотворительность нарушать права человека? // Человеческая жизнь: ценности повседневности в социокультурных программах и практиках: Материалы Xнаучно-практической конференции Гуманитарного университета (г. Екатеринбург) 5-6 апреля 2007 года: Доклады. В 2 т. Екатеринбург, 2007. Т. 2. С. 229-248. Тем самым с целью создания комфортных условий для иммигрантам коренное большинство должно отказаться от исторического и культурного наследия своей страны.
Трудовая миграция была вызвана не только нехваткой работников вследствие низкой рождаемости коренных европейских народов, но и тем, что европейские народы не хотят работать физически, считают низкооплачиваемый физический труд непрестижным. Здесь наблюдается явное перепроизводство лиц умственного труда, которые не находят работу по специальности, но заниматься физическим трудом не хотят, считая, что им следует работать головой в офисе, а руками должны работать иностранцы. Свою роль в формировании таких представлений сыграло обязательное среднее (десятиклассное) образование. Окончивших десятилетку юношей и девушек, имеющих о себе высокое мнение, оказалось трудно занять физическим трудом. Однако физический труд необходим любому обществу. Нет и не предвидится ни одной страны в мире, которая могла бы обеспечить всему своему населению занятие только умственным трудом.
Иммигранты были в основном неквалифицированные рабочие из бедных государств, которые были готовы взяться за любую работу. Они понимали, что даже на низкооплачиваемых по европейским меркам рабочих местах они смогут заработать значительно больше, чем в своей стране. Низкий статус родителей, небольшой доход, проживание в одном из беднейших кварталов, где обычно живут иммигранты - все эти изначально неблагоприятные стартовые условия сужают возможности получения хорошего образования для детей иммигрантов, а, следовательно, резко уменьшают их шансы на повышение статуса. Они либо занимают такие же непрестижные рабочие места, как и их родители, либо вообще оказываются безработными. В 2001 г. среди этнических французов уровень безработицы не превышал 9, 4%, в то время как среди небелых иммигрантов - 27, 7%. Сторонники депортации, насильственного выселения иммигрантов не задумываются, кто согласится занять их рабочие места.
Ассимиляция и повышение статуса иммигрантов затрудняются расовыми, внешними различиями. Большинство иммигрантов отличаются от коренной нации внешне, например, более смуглым цветом кожи. «Происхождение написано на их смуглом лице». Как говорят, бьют не по паспорту, а по лицу. Проблема интеграции иммигрантов в принимающем европейском обществе во многом упираются в возможности западных стран обеспечить высокий уровень жизни всем без исключения слоям общества, а также сложившимися расистскими взглядами и установками. В европейских странах араб или негр в силу своего происхождения имеют крайне незначительные шансы социального продвижения, хотя публично это не признаётся и отрицается. Европейским обществом они воспринимаются как граждане второго сорта. В 2000 г. 43% опрошенных французов заявили, что они «скорее» или «немного» расисты, 28% считают себя «совсем не расистами» и 26% - «не явными расистами».
Потомки иммигрантов во втором и третьем поколениях, родившиеся в западноевропейских государствах, учатся в школах, колледжах и через систему образования приобщаются к культуре страны проживания. Так, молодые граждане Франции, которые несмотря на мусульманские корни, прониклись западной гедонистической культурой потребления и нацелены на такие же жизненные стандарты, что и большинство «коренных» французов. Они сравнивают своё положение не с жизнью в стране происхождения предков, как их родители, а с жизнью французов, которые в большинстве своём имеют достаточно высокий жизненный уровень, свободное от работы время, досуг. Рост современного досуга ознаменовался небывалым ростом притязаний, породил разрыв между притязаниями и реальными возможностями. Средства массовой информации пропагандируют достижения в сфере жизненных благ, формируют соблазны, но в реальности жизненные блага распределяются неравномерно, их не хватает на всех. «В результате многие миллионы людей чувствуют себя обделёнными и заражаются завистью к тем, кому доступны современные распропагандированные блага и кому они доступны в большей мере, чем им. Они заражаются жаждой иметь сразу и иметь как можно больше. Эта жажда лишь в ничтожной мере остается движущим мотивом производительной деятельности общества. Она в основном становится идейно - психологическим состоянием людей, влияющих на их поведение совсем в других направлениях, в том числе - в направлении карьеризма, преступлений, приспособленчества».3 3 Зиновьев А. А. Запад. Феномен западнизма. М., 1995. С. 307. Взрывы в Лондоне и беспорядки 2005 г. во Франции оказались неприятным сюрпризом.
Молодые французские граждане из семей иммигрантов не могут пользоваться благами западного общества. Они вынуждены лишь наблюдать за процветанием. При этом многие из них уже не хотят заниматься физическим трудом, их привлекает умственный труд, а иные и не хотят вообще трудиться. Однако европейским народам иммигранты нужны только в качестве неквалифицированной рабочей силы и представителей физического труда. Все места умственного труда заняты. Вместе с тем иммигранты не будут вечно выполнять тяжёлую физическую работу. Их дети окончат школу, потом колледж, университет, а там отберут работу уже не у французского или английского мусорщика, а у врача, инженера, учителя. Способны ли турки трансформироваться в немцев, арабы во французов, а негры в англичан? Неужели молодое поколение выходцев из Ближнего Востока захочет обеспечивать пенсионное обслуживание престарелых пенсионеров-европейцев?..
Массовая иммиграция из исламского и латиноамериканского мира меняет этнический состав США и Европы. Никакого массового смешения рас не происходит, происходит вытеснение одной расы другими. К середине XXI в. от четверти до трети населения Европы составят «мусульмане». Количественная соразмерность стареющего европейского населения и молодых иммигрантов неизбежно поставит на повестку дня вопрос о перераспределении власти в европейских государствах. Уровень рождаемости в семьях иммигрантов выше, чем у коренных европейцев. Коренные европейские народы ограничивали себя 1-2 детьми, а неевропейские иммигранты предпочитали иметь трёх-четырёх детей. Европейские народы стремятся к комфорту и наслаждению, не хотят «плодиться и размножаться», утратили не только волю к власти, но и к борьбе. Тем самым они подвергают себя добровольному самоубийству. Результатом может стать повторение в Европе судьбы Римской империи, которая пала под натиском нахлынувших варварских германских народов. По мнению же либералов, снижение рождаемости в Европе, сознательный отказ от продолжения человеческого рода - это от повышения культуры! «… Есть чудовищная несообразность в том, чтобы считать признаком цивилизованности отказ иметь детей. Это - подмена понятий: разрушение в подлинном смысле базового инстинкта продолжения рода возводится в ранг высшей и чуть ли не жизнеутверждающей ценности. В этом смысле современный либерализм, поощряющий отказ населения развитых стран от воспроизводства, выглядит изощрённой формой самоубийства; а общество, смирившееся с подобным положением вещей, можно смело считать психически и морально ущербным»1. 1 Соловей В. Д. Кровь и почва русской истории. М., 2008. С. 174.
Демографическое благополучие народа определяется не только повышением продолжительности жизни и снижением детской смертности, а прежде всего постоянным преобладанием вырастания поколения «внуков» над смертностью поколения «дедов». Здоровый прирост народа обусловлен постоянным преобладанием рождаемости над смертностью, «чтобы колыбелей было больше, чем гробов». При рождаемости 1, 2 ребёнка на семью прогноз очевиден: у четырёх бабушек и дедушек останется один внук. Люди оставляют по себе вдвое меньшее число своих детей и вчетверо меньшее число своих внуков. Так, в Германии, уровень рождаемости которой равняется 1, 3, к 2050 г. исчезнут 23 миллиона немцев и современное население в 82 миллиона человек опустится до уровня в 59 миллионов, а при этом треть населения будет старше 65 лет. К 2100 г. население Германии составит 38, 5 миллиона человек, то есть уменьшится на 53%. При сохранении современных демографических тенденций население Европы к концу XXI в. составит 207 миллионов человек - треть нынешнего.
Если дело пойдёт так дальше, то коренные народы Европы уже во второй половине XXI в. станут этническим меньшинством в своих же странах. При этом ещё неизвестно, кто кого будет ассимилировать. Это может быть европейцам придётся учить язык иммигрантов, усваивать их обычаи, культуру, религию и ассимилироваться, не араб Али станет французом Жаном, а Жан Али. Английский историк XVIII в. Эдвард Гúббон в своём получившем всемирную известность труде «Закат и падение Римской империи» писал: «Если бы французам не удалось остановить арабскую конницу при Пуатье в 732 г., в Оксфорде ныне занимались бы интерпретацией Корана, а учёные доказывали бы правоту Магомета». Европа превращается в мусульманскую Еврабию. Европейцы похоже смирились со своей участью и с бессильным ужасом наблюдают за происходящим исчезновением. Отсюда апокалипсический, катастрофический вывод Патрика Бьюкенена: «Время Запада действительно на исходе. Его смерть предопределена обстоятельствами. И нет уже никакого смысла в прописывании больному новых лекарств. Пациент умирает. И тут уже ничего не поделаешь».
В середине XXI в. американо-европейцы станут этническим меньшинством в США. Кто же в этих условиях сможет удержать единую американскую государственность? Видный американский мыслитель Сэмюэл Хантингтон предупреждает: «Если ассимиляция не удастся, Соединённые Штаты окажутся разделённой страной, создающей все возможности для внутренней борьбы и последующего разъединения».
«Демографическое отступление» приводит к вытеснению другими народами со своей исконной территории. В этом смысле поучителен опыт югославского края Косово, который считается колыбелью сербской государственности (это как для русских Московское княжество). В первой трети XX в. на 10 семей сербов приходилась лишь одна семья албанцев. Рождаемость в семьях сербов и албанцев была практически одинакова. Однако во второй половине XX в. сербы резко сократили число детей в семье до 1-2, а албанцы увеличили до 5-7. И всего за два поколения ситуация изменилась радикально. Если в начале века в Косово на 10 семей сербов приходилась одна семья албанцев, то в конце - на 10 семей албанцев 1 семья сербов. В результате албанцы выдавили сербов при поддержке НАТО, а в 2008 г. край Косово, освобождённый от сербов, провозгласил свою независимость, отделившись от Сербии. Косово представляет собой модель возможного развития событий для вымирающих западных народов.
Исход борьбы между народами решает прежде всего уровень рождаемости, большее количество детей как важнейший показатель жизненной силы. Лишь плодовитость до 3-4 детей в семье обеспечивает саморазвитие любого народа. Никакая земля не даётся никакому народу навеки. Ареал проживания народа определяется его жизненной силой. Способен народ занять, захватить, удержать, заселить, освоить, окультурить, защитить тот или иной край - значит, достоин его иметь. Не способен - будет выдавлен другим народом.