Начать абзац с главной мысли.

Если мысль интересная, читатель захочет прочитать дальше; если мысль знакомая и неинтересная - перескочит к следующему абзацу.

Этот способ подходит в деловых письмах, резюме, новостях, объясняющих статьях и коммерческих предложениях –когда вы объясняете что‑то сложное или доказываете важную мысль:

Пример:

ФУ Лучше
Когда запланировать технические работы – вопрос непростой. С одной стороны, ... Можно ли представить себе объем груза, который ежедневно проходит границу Китая с Россией? Недавно наши пограничники убедились, что... Далее мы рассмотрим деталь, которая обязана своими свойствами химии. Это резистор ... Предлагаю запланировать работы на ночь четверга. Тогда урон будет минимальным ... Четыреста тонн подозрительного груза из Китая задержала российская таможня. В контейнерах производителя бытовой техники пограничники нашли.... Резистор – деталь, которая создает сопротивление и тем самым понижает напряжение.

Примечание:Не всякая главная мысль будет полезной. Иногда главная мысль по сути верная, но читать о ней не хочется. Если пишете инструкцию или совет, поставьте в начало абзаца полезную главную мысль.

Пример:

Бесполезно Полезно
Подберите вклад с капитализацией. Тогда доход будет расти быстрее: каждый месяц банк добавляет ...   Пограничник не имеет права выпустить ребенка без свидетельства о рождении. Поэтому если свидетельство... Быстрее всего доход растет на вкладе с капитализацией. При капитализации банк каждый месяц добавляет ...   Возьмите с собой в аэропорт копию свидетельства о рождении, заверенную нотариусом. Без нее ребенка не выпустят за границу.

2) Можно начать абзац счего‑то,интригующего и не обычного: обращения, вопроса, сильного слова. Этот способ полезен, когда вы развлекаете читателя: пишете рецензию, выражаете мнение в колонке.

Ноне начинайте так каждый абзац,иначе читатель быстро устанет.

ФУ Лучше
В народе существует немало средств борьбы с клещами ... Что вы будете делать, если вас укусит клещ? Обычно на этот ...

Если не знаете, с чего начать статью, – начните с истории. Историявсегда привлекает внимание:

Олег бросил свой Бентли и пошел рыбачить на озеро ...

Два года назад, когда меня еще не бросил муж, я сидела в кафе ...

По первым предложениям абзацев легко понять, насколько текст стройный.

В хорошо структурированном тексте из первых предложений абзацев будет складываться понятная история. Проверяйте текст первыми предложениями, и вы увидите, где заблудились в мыслях.



Звуковая система – сложная цепь из множества электрических компонентов ...   Итак, допустим, у вас есть сложная система из пульта, усилителя и колонок ...   Кстати, обратите внимание на одну особенность колонок ...   Напротив, сигнал следует сохранять, если ...   Совсем забыл: есть большая разница в том, как ...   Так что проверьте, как система будет реагировать на перепады напряжения...   Когда будете включать звуковую систему, следуйте трем правилам ...   Включать систему следует по направлению от источника к колонкам...   Если колонки питаются от усилителя, следите за ...   Выключать систему лучше от колонок к источнику ...   Если колонки питаются от усилителя, сначала ...   Перед включением и после выключения системы проверьте, чтобы...
Осталось последнее ...   Всегда держите под рукой ...
   

Вывод к абзацу

Для чего:Если представим, что читатель из всего текста запомнит только последние предложения абзацев, то они должны быть полезны и информативны.

Это важно, когда пишем ложный текст.

Как завершить абзац:

1) Ставим обобщение или совет:

Работающий бизнес оценивают по модели дисконтированного денежного потока, по будущей прибыли или авторской модели «Правда». Чтобы оценить бизнес этими способами, составьте финмодель на три года вперед.

2) Формулируем правило или закон

Работающий бизнес оценивают по модели дисконтированного денежного потока, по будущей прибыли или авторской модели «Правда». Все они следуют единому правилу: нет оборота нет оценки.

ВАЖНО:Вывод не должен дублировать то, что сказано в первом предложении. Если вы дали совет или сделали обобщение в начале, то не ставьте вывод ради красоты. Либо просто заканчивайте абзац, либо добавляйте в вывод новую информацию.

Емкость абзаца

Что: Если одно предложение – это одна мысль, то один абзац – одна тема. Так текст лучше воспринимается.

Несколько идей в одном абзаце:

ФУ Основные идеи Лучше
У англичан есть поговорка «Practice makes perfect». В русском языке есть много ее аналогов: «Дело мастера боится», «Лежа на печи не испечешь калачи» и «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Это означает, что выдающийся результат требует упорного труда. Правило работает во всех профессиях, будь ты столяром или писателем.   В этом абзаце слишком много идей: англичане, поговорки, значение, труд и профессии. Разделим абзац на два: первый расскажет об англичанах и русских аналогах, а второй – о работе в жизни:   У англичан есть поговорка «Practice makes perfect». В переводе на русский это значит «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». В обоих языках поговорки учат одному: без упорного труда не получишь выдающегося результата. Эта поговорка хорошо работает в жизни, будь ты столяром или писателем. Когда я начала работать с текстом, я писала ...

ВАЖНО: В абзаце не может быть ничего, что не относится к его теме.

Темы мы задаем в первом предложении или сразу после него, если первое предложение у нас для привлечения внимания.

Всё, что не относится к теме первого предложения, – мусор.

Абзац с мусором:

Абзац Почему ФУ
Виртуальная реальность – всё еще непонятная продуктовая категория. Мало кто может объяснить. какую насущную проблему она решает. А последние шлемы виртуальной реальности «Окулуса» всё еще слишком дорогие для массового потребителя. Поэтому потребуется некоторое время, прежде чем мы разберемся, зачем же нам виртуальная реальность. В первом предложении обозначена тема абзаца – «Виртуальная реальность непонятная». А выделенное курсивом предложение касается другой темы: «Виртуальная реальность дорогая». Это предложение здесь лишнее.  
ВАЖНО: Лучший текст получается тогда, когда мы безжалостно выбрасываем всё лишнее – даже то, что нам дорого. Красивые фразочки и милые детали придется выбросить, если они не соответствуют теме абзаца и текста. Это больно, но необходимо. Чтобы получались упорядоченные и четкие абзацы, проверяйте их темы. Лучше написать три абзаца на разные темы, чем один абзац сразу обо всем.

Текст

Цель текста

Первое, что нужно понимать на уровне текста, – зачем мы его пишем, какова его цель. Правильно поставленная цель определит направление текста, поможет отфильтровать лишнее и написать то, что нужно.

Текст с целью – сильный текст.

Если знаем цель, то легко определим какие части текста нужны, какие – нет, каких не хватает.

Представим, что текст – это движение из пункта «А» в пункт «Б». В пункте «А» читатель думает, что успех – это деньги и вещи, а в «Б» - успех- это быть полезным миру.

Самый логичный и короткий путь – по прямой.

А_______________________________________Б

Успех – это деньги и вещи Успех - это быть полезным миру

Чтобы читатель понял нашу мысль из пункта «Б», ее нужно как‑то доказать – привести аргументы. Каждый аргумент должен логически подводить читателя к цели:

А_______________________,__________________,_____________________Б

Успех – это деньги и вещи Деньги легко потерять Полезен ты всегда Успех- это быть полезным миру

Что будет, если на пути мы вдруг коснемся смежной, но не такой важной темы? Например, упомянем, что еще успехом считаются сохранение здоровья, но это приходит с возрастом и не так активно обсуждается в обществе (∏):

А__________∏_____________,__________________,_____________________Б

Успех – это деньги и вещи Деньги легко потерять Полезен ты всегда Успех- это быть полезным миру

Это было отступление от темы. Оно нас немного сбило с пути, но потом мы вернулись и дошли до цели с помощью правильно подобранных мыслей. Но представьте, что у этого текста много таких отступлений:

А если таких отклонений много:

начать абзац с главной мысли. - student2.ru

Такой текст читать тяжело, потому что в нем слишком много лишнего. Хочется его сократить, чтобы остались только мысли по теме, которые ведут нас к цели.

Самый кромешный случай – когда цели нет вообще. Автор просто идет «куда‑то туда»:

начать абзац с главной мысли. - student2.ru

Цель – это то, что должно измениться в голове читателя после прочтения текста. Это наше «Б». Хороший текст – такой, который движется из «А» в «Б» по прямой.

У сильного текста – сильная цель.

Сильная цель – улучшит жизнь читателя, поможет ему справиться с проблемой.

Цель текста должна быть полезной.

Журналист выяснил, что где‑то в социальных сетях есть люди, которые склоняют детей к наркомании  
Слабая цель Сильная цель
Статья со слабой целью убедитчитателя, что интернет страшный, там одни наркоманы и мы против этого бессильны Статья с сильной целью: Поможет родителям защитить ребенка от наркоманов в интернете. Поможет родителям подготовить своего ребенка ко встрече с наркоманами в интернете, чтобы эта встреча не нанесла ему вреда. Поможет родителям увидеть первые признаки, что их ребенок связался в интернете с наркоманами. и правильно вмешаться.

Задачи текста

Если цель – что мы хотим получить в итоге, то задачи – как мы этого достигнем.

Это конкретные смысловые ходы, шаги, действия – как хотите. Цель – это «Куда идем?», а задачи – это «Какой дорогой?».

Допустим, вы хотите помочь читателю отказаться от сладкого. Для этого нужно снять страхи, создать правильные ожидания, помочь с трудностями и создать стимул. Что‑то такое:

Объяснить, почему мы любим сладкое.

Рассказать о вреде от сладкого.

Предложить замену сладкому.

Проработать ожидания: если читатель решит отказаться, пусть будет

готов отказаться надолго.

Рассказать о пользе, которую принесет жизнь без сладостей.

Почему именно эти задачи? Потому что мы так выбрали. Можно было подобрать другие аргументы и другие ходы – угрозы, шантаж, давление, какой‑нибудь экстравагантный гипноз или техники унижения. Мы выбрали спокойно рассказывать правду и работать с трудностями.

Теперь берем каждую такую задачу и спокойно решаем, одну за другой. Где‑то нужно будет написать абзац, где‑то – привести пример из десяти абзацев. Но путь понятен.

Наши рекомендации