Анализ экспертного обеспечения таможенной деятельности в ЦЭКТУ г. Санкт-Петербург

В 2016 году экспертно-криминалистическая служба - филиал ЦЭКТУ г. Санкт-Петербург провела 3718 таможенных экспертиз с выдачей соответствующего документа (заключение эксперта). Было исследовано 68 612 объектов. При осуществлении таможенного контроля выполнено 1768 экспертиз, т.е. 48.2%, в том числе по профилям риска, 379 экспертиз (21.4%). Таким образом, основная экспертно-исследовательская работа проводится экспертно - криминалистическими подразделениями на стадии таможенного оформления и таможенного контроля.

Из 1768 экспертиз, выполненных, при осуществлении таможенного контроля, 507 экспертиз (28.7 %) выявили признаки правонарушения в сфере таможенного дела. По результатам этих экспертиз возбуждено 64 дела об административных правонарушениях, 23 уголовных дела, доначислено в федеральный бюджет по результатам проведенных таможенных экспертиз 49,48 миллионов рублей. Данные показатели говорят о высокой результативности выполнения таможенных экспертиз товаров при осуществлении таможенного контроля.

По общероссийским профилям риска выполнено 227 таможенных экспертиз при осуществлении таможенного контроля. По результатам 61 экспертизы (26.9 %) выявлено 244 правонарушения в сфере таможенного дела. По региональным профилям риска выполнено 152 таможенные экспертизы. По результатам 46 экспертиз (30.2%) выявлено 213 правонарушений в сфере таможенного дела. Всего, при выполнении таможенных экспертиз по профилям риска, недостоверное декларирование и иные правонарушения в сфере таможенного дела выявлены по результатам проведения 107 экспертиз (28.23%). Данный показатель практически не отличается от доли экспертиз, выявивших правонарушения в сфере таможенного дела. В общем количестве экспертиз, выполненных при осуществлении таможенного контроля (28.7 %). Это свидетельствует о низкой эффективности разработанных профилей риска, которые в качестве меры гармонизации рисков предусматривают назначение и проведение таможенной экспертизы. Таким образом, недопустимо сводить применение таможенной экспертизы при осуществлении таможенного контроля только к назначению экспертизы в случаях, когда это прямо предусмотрено соответствующими профилями риска. Нельзя ограничивать право должностных лиц таможенного органа, осуществляющих таможенный контроль, предоставленное ч. 1 ст. 138 ТК ТС - назначать таможенную экспертизу в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания.

Количество экспертно-исследовательских работ, которые не имеется возможности выполнить в 2016 г. составило 12, или 0.32% от общего количества экспертно - исследовательских работ. Из этих двенадцати одиннадцать экспертиз не выполнено по причине отсутствия аттестованных экспертов и одна - по причине отсутствия аттестованных методик.

Доля экспертно-исследовательских работ, выполненных выносными подразделениями службы в пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза, в общем количестве экспертно-исследовательских работ в 2016 г. составляет 47.5%. При этом доля экспертиз, выявивших правонарушения в сфере таможенного дела, составила 35.5%, а среди экспертиз, выполненных по профилям риска - 41.3%, что значительно выше, чем по всего экспертно-криминалистическим подразделениям Службы в целом. Данный факт свидетельствует о целесообразности дальнейшего развития системы выносных подразделений экспертно-криминалистических служб - филиалов ЦЭКТУ.

Из 3718 таможенных экспертиз по видам составили:

· идентификационная 1291 (34,7%)

· товароведческая 1733 (46,6%)

· в том числе товароведческая стоимостная на стадии таможенного контроля 422 (11,4)

· криминалистическая - 136 (3.7 %):

· геммологическая -78 (2.1 %):

· экспертиза объектов интеллектуальной собственности - 60 (1.6 %):

· экспертиза наркотических, психотропных веществ и их прекурсоров - 61 (1.6 %);

· комплексная - 263 (6.5 %):

· комиссионная -5 (0.1 %).

Рисунок -1 Структура выполненных экспертно-исследовательских работ в

ЭКС - региональном филиале ЦЭКТУ г. Санкт-Петербург в 2016 году

Анализ экспертного обеспечения таможенной деятельности в ЦЭКТУ г. Санкт-Петербург - student2.ru

За 2016 г. службой выполнено 422 товароведческих экспертизы по определению рыночной стоимости товаров в ходе таможенного контроля. В ходе 199 экспертиз (47.2% от выполненных), выявлена вероятность занижения таможенной стоимости.

В 2016 году ЭКС - филиал ЦЭКТУ - выполнила 50 криминалистических экспертиз на стадии таможенного оформления и таможенного контроля. Из них 17 технико-криминалистических экспертиз документов, 2 трасологические, 30 экспертиз наркотических средств. По результатам 13 экспертиз (26.0%) выявлены правонарушения. Из распределения экспертиз по видам товаров следует, что наиболее часто экспертизы при осуществлении таможенного контроля назначаются в отношении:

1) овощей и фруктов - 58 экспертиз, по результатам 33 экспертиз (56.8%)

выявлено недостоверное декларирование;

2) сахара -143 экспертизы, по результатам 4 экспертиз (2.8%) выявлено

недостоверное декларирование;

3) продуктов переработки овощей и фруктов - 154 экспертизы, по

результатам 87 экспертиз (54.5%) выявлено недостоверное декларирование:

4) алкогольных и безалкогольных напитков -67 экспертиз, по

результатам 7 экспертиз (10.4%) выявлено недостоверное декларирование;

5) табака и его промышленных заменителей - 43 экспертизы, по

результатам 2 экспертиз (4.7%) выявлено недостоверное декларирование;

6) минеральных продуктов - 43 экспертизы, по результатам 9 экспертиз

(20.9 %) выявлено недостоверное декларирование;

7) нефти и нефтепродуктов -92 экспертизы, по результатам 24 экспертиз

(26.1 %) выявлено недостоверное декларирование.

8) продукции химической промышленности -212 экспертиз, по

результатам 52 экспертиз (24.5 %) выявлено недостоверное декларирование.

9) полимерных материалов, каучука, резины и изделий из них - 194

экспертизы, по результатам 75 экспертиз (38.7 %) выявлено недостоверное декларирование;

10) бумаги и картона - 47 экспертиз, по результатам 21 экспертизы

(44.7 %) выявлено недостоверное декларирование;

11) химических нитей и волокон - 122 экспертизы, по результатам

59 экспертиз (48,4%) выявлено недостоверное декларирование;

12) текстильной продукции - 77 экспертиз, по результатам 27

экспертиз (35.1 %) выявлено недостоверное декларирование;

13) черных и цветных металлов и изделий из них - 119 экспертиз, по

результатам 29 экспертиз (24.4 %) выявлено недостоверное декларирование;

14) машин и механизмов - 92 экспертиз, по результатам 22

экспертиз (23.9 %) выявлено недостоверное декларирование;

15) транспортных средств - 59 экспертиз, по результатам 11

экспертиз (18.6%) выявлено недостоверное декларирование.

По результатам выполненных в 2013 году при осуществлении таможенного контроля экспертиз таможенными органами доначислено в федеральный бюджет таможенных платежей на 75,6 миллиона рублей.

Проведенный обзор показывает целесообразность использования статистических данных для определения основных направлений совершенствования организационно-правовых механизмов экспертно-криминалистической деятельности в системе таможенных органов.

2.2Разработка рекомендаций по совершенствованию административно-правового регулирования института таможенной экспертизы

На основе проведенного анализа современного экспертного обеспечения Филиала ЦЭКТУ г. Санкт-Петербург, а так же исследования нормативно-правовой базы института экспертизы были выявлены следующие проблемы:

В первую очередь - недостаточное материально-техническое обеспечение. Эта проблема является актуальной для многих государственных структур из-за недостаточного финансирования со стороны государства. Для проведения сложных испытаний при осуществлении таможенной экспертизы специалистам часто требуется дорогостоящее оборудование (измерители, анализаторы, и т. п.), а так же специализированные лаборатории. Эту проблему можно решить двумя способами. Во-первых, следует увеличить финансирование таможенных лабораторий и таможенных органов, проводящих таможенные экспертизы за счет средств федерального бюджета. Во-вторых, можно привлекать сторонние коммерческие организации, обладающие нужными ресурсами, к проведению таможенных экспертиз посредством заключения договоров. Но в данном случае возможно возникновение ситуации с недобросовестным установлением цены такой сделки со стороны коммерческой организации, возможностью разорвать контракт. Чтобы избежать подобных недоразумений, нужно вносить коррективы в Гражданский кодекс по части прав, обязанностей и ответственности в договорах с Федеральной Таможенной Службой - но в свою очередь это очень сложный и длительный процесс.

Другой не менее важной проблемой является нехватка аккредитованных специалистов и недостаток аккредитованных методик. При наличии большого количества экспертных организаций выполняющих экспертизы в таможенных целях нет правового документа, который регламентировал бы общие правовые аспекты назначения и производства экспертиз в таможенных целях.

Создание единой методической экспертной базы государств-участников Таможенного союза необходимо для дальнейшего развития экспертного обеспечения в рамках таможенного союза.

В соответствии с ТК ТС и Договором о создании единой таможенной территории таможенные экспертизы на этой территории должны соответствовать стандартным требованиям (должны быть унифицированы, обладать взаимозаменяемостью и совместимостью). В свою очередь в соответствии с положениями Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото) порядок назначения и проведения таможенных экспертиз должен соответствовать международным требованиям, в том числе международным методикам проведения экспертных исследований товаров.

Если требования к процедуре назначения и проведения таможенных экспертиз определены ТК ТС, то порядок отбора выборок и взятия проб (образцов) товаров для проведения таможенной экспертизы необходимо разрабатывать и утверждать в рамках Комиссии Таможенного союза.

Также кроме процедуры назначения и проведения таможенных экспертиз необходимо выделить процедуру назначения и проведения исследования проб (образцов) товаров в таможенных целях при осуществлении таможенного контроля, т.к. данные исследования могут проводить не только должностные лица таможенных органов, но и декларанты.

Для исключения фактов получения противоречивых заключений экспертов в разных государствах-участниках при исследовании одного и того же образца (пробы) товара в Таможенном союзе должны быть урегулированы правовые отношения, юридические взаимодействия и формы юридических документов в сфере таможенной экспертизы.

Кроме того, необходимы нормы, по взаимному признанию, как заключений эксперта, так и методик проведения экспертиз и исследований, в том числе методик отбора выборок и взятия проб (образцов) товаров, в государствах-участниках.

Комиссия Таможенного союза на основании положений Таможенного кодекса, регулирующих таможенную экспертизу, может принимать нормативно - правовые акты, регламентирующие таможенную экспертизу, исследования товаров в таможенных целях и применение специальных знаний сведущих лиц.

В связи с этим Комиссии Таможенного Союза целесообразно создать рабочую группу из представителей экспертно-криминалистических подразделений таможенных органов государств-участников Таможенного союза по подготовке:

1.проекта Порядка назначения и проведения экспертиз и исследований в таможенных целях для государств-участниц Таможенного союза;

2.единой системы стандартизации в экспертно-криминалистических подразделениях таможенных органов Таможенного союза (в том числе экспертных методик исследования товаров);

3.переподготовки должностных лиц экспертно-криминалистических подразделений таможенных органов Таможенного союза по единым учебным программам, а также взаимное признание результатов аттестации претендентов в эксперты на право самостоятельного проведения определенных видов экспертиз в таможенных целях;

4.порядка взаимной апробации методик исследований и их сертификации в государствах-участниках.

Следующей проблемой является подготовка судей по таможенным вопросам на единой таможенной территории Таможенного Союза. Известно, что объективная реальность, связанная с решением таможенных вопросов опережает в своем развитии законодательный процесс. Она более подвижна и поэтому быстрее учитывает изменяющуюся правовую действительность. Судье при рассмотрении конкретных дел зачастую приходится разрешать возникающие правовые вопросы, которые законодатель не всегда успевает урегулировать в связи с их специфичностью, узостью, и изменчивостью.

В связи с пробелом в праве у судьи зачастую не оказывается под рукой необходимого закона, а отказать в правосудии он не может и обязан разрешить спор. Рассматривая сложные таможенные вопросы, основываясь при этом на общих принципах права, судья зачастую не может принять правильное решение. В этом случае, целесообразно провести ряд реформ связанных с созданием специализированных таможенных судов, которые занимались бы исключительно разрешением споров в сфере таможенного дела.

Недостаточно изученными остаются также вопросы судебно-экспертных технологий в плане разработки понятийного аппарата, определения места и роли их в деятельности судебно-экспертных учреждений. Это же можно сказать и о технологиях экспертиз в таможенных целях.

Так же актуальна проблема низкой эффективности разработанных профилей риска, которые в качестве меры гармонизации рисков предусматривают назначение и проведение таможенной экспертизы. Таким образом, недопустимо сводить применение таможенной экспертизы при осуществлении таможенного контроля только к назначению экспертизы в случаях, когда это прямо предусмотрено соответствующими профилями риска. Нельзя ограничивать право должностных лиц таможенного органа, осуществляющих таможенный контроль, предоставленное ч. 1 ст. 138 ТК ТС - назначать таможенную экспертизу в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания.

Иными словами назрела необходимость решения проблемы административно-правового регулирования современного института экспертизы товаров в таможенных целях. И очевидно для этого потребуется разработка оптимальной модели функционирования таможни, Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (ЦЭКТУ) ФТС России, иных экспертных учреждений и арбитражных судов на основе действующего законодательства.

К изложенной проблеме потребуется системный подход, включающий в себя как разработку понятийного аппарата для осуществления экспертных технологий для таможенных целей, так и регламентирование порядка назначения и проведения таможенных экспертиз. Безусловно, здесь важно общее понимание важности данного вопроса экспертно-криминалистическими службами государств Таможенного союза.

На заседании коллегии Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления 12 февраля 2017 года, были определены в качестве приоритетных на этот год следующие задачи:

1. Дальнейшее проведение организационно-штатных мероприятий с целью оптимизации структуры ЦЭКТУ в соответствии с потребностями таможенных органов в экспертно-криминалистическом обеспечении.

2. Разработка и внедрение комплекса программных средств, обеспечивающего назначение и выполнение таможенных экспертиз в электронном виде.

3. Введение в практику для целей таможенного контроля заключения специалиста, которое позволит таможенным органам иметь стратегически важный для судебного процесса вопрос назначения таможенной экспертизы в конкретном судебном процессе.

4. Разработка плана мероприятий (основных задач) по реализации IIΙ этапа (2017-2019 гг.) Концепции развития ЦЭКТУ.

Наши рекомендации