Порядок назначения и проведения таможенной экспертизы

Необходимость проведения экспертиз и исследований зачастую связана с проведением таможенного контроля, с целью уточнения информации о товаре или транспортном средстве и получения дополнительных сведений. Такой метод контроля также используется для выявления фактов недостоверного декларирования товаров; обеспечения правильности начисления и взимания таможенных платежей; определения запретов и ограничений, установленных к перемещаемому товару.

Экспертиза проводится экспертами таможенных лабораторий, а также иных соответствующих организаций или другими экспертами, назначаемыми таможенными органами. В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными знаниями для дачи заключения. Эксперт привлекается на договорной основе.

Таможенная экспертиза назначается в отношении товаров, в том числе транспортных средств, таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, необходимых для совершения таможенных операций, и средств их идентификации.

Для проведения исследования, должностное лицо таможенного органа выносит постановление о назначении экспертизы, где указываются основание для ее проведения, наименование организации проведения исследования, ФИО эксперта, вопросы и перечень материалов предоставленных эксперту, сроки проведения экспертизы.

Срок проведения таможенной экспертизы не может превышать 20 рабочих дней со дня принятия экспертом материалов к производству, если менее продолжительный срок не установлен законодательством государств - членов Таможенного союза. Срок проведения таможенной экспертизы может продлеваться в порядке, установленном законодательством государств - членов Таможенного союза.

В проведении таможенной экспертизы может быть отказано в следующих случаях:

1. недостаточность информации для проведения таможенной экспертизы;

2. ненадлежащее оформление решения о назначении таможенной

экспертизы;

3. несоответствие сохранности упаковки проб или образцов описанию, указанному в решении о назначении таможенной экспертизы;

4. отсутствие необходимой материально-технической базы, специальных условий для проведения таможенной экспертизы;

5. в иных случаях, установленных законодательством государств - членов таможенного союза.

Расходы на проведение таможенной экспертизы возмещаются за счет бюджета государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого назначена таможенная экспертиза.

На основании проведенных исследований и полученных результатов, делается заключение эксперта в письменной форме. В заключении эксперта указывается место, время и основание проведения таможенной экспертизы; данные об эксперте; перечень поставленных вопросов; перечень документов, материалов, проб и образцов, представленных таможенному эксперту; содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, использованных приборов и оборудования, оценка результатов исследований, выводы по поставленным вопросам и их обоснование

Таможенный орган обязан вручить копию такого заключения декларанту либо иному уполномоченному лицу, имеющему отношение к перемещаемым товарам или транспортным средствам.

При недостаточности сведений или необоснованности результатов исследования, указанных в экспертном заключении, может быть назначена дополнительная или повторная экспертиза.

Таможенный эксперт вправе:

1) знакомиться с материалами, относящимися к проведению таможенной экспертизы;

2) привлекать с согласия таможенного органа других экспертов;

3) в течение 1 рабочего дня со дня получения материалов отказаться от проведения таможенной экспертизы, если поставленные вопросы находятся вне его компетенции, или от представления ответов на вопросы, не входящие в его компетенцию;

4) запросить в письменной форме в течение трех рабочих дней дополнительные материалы;

5) получать необходимые материалы и документы, в том числе пробы и образцы для исследования;

6) уточнять поставленные перед ним вопросы в соответствии со своими специальными познаниями и компетенцией;

7) использовать научно-техническую информацию из опубликованных специальных и иных источников;

8) использовать результаты собственных испытаний и исследований и (или) результаты исследований проб и образцов, проведенных другими исследовательскими или экспертными организациями;

9) участвовать в проведении таможенного контроля.

Таможенный эксперт обязан:

1) знакомиться с материалами, относящимися к таможенной экспертизе;

2) включать в заключение таможенного эксперта выводы об обстоятельствах, имеющих значение для таможенных целей, по поводу которых не были поставлены вопросы;

3) проводить исследования представленных на таможенную экспертизу проб и образцов при соблюдении их допустимости и достоверности, представлять заключение таможенного эксперта на основании полной, всесторонней и объективной оценки результатов исследований;

4) не разглашать сведения, полученные в результате проведения таможенной экспертизы, не использовать их в иных целях и не передавать третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств - членов таможенного союза;

5) соблюдать установленные сроки проведения таможенной экспертизы.

Статьей 141 ТК ТС установлены следующие права декларанта или уполномоченного лица в отношении товаров или транспортных средств, при назначении и проведении таможенной экспертизы:

· заявлять ходатайства о постановке дополнительных вопросов эксперту для получения по ним заключения;

· присутствовать при отборе проб или образцов таможенными органами для проведения таможенной экспертизы;

· знакомиться с заключением эксперта и получить копию такого заключения;

· ходатайствовать о проведении дополнительной или повторной экспертизы.

Статья 143 Таможенного кодекса ТС предусматривает возможность проведения таких видов таможенной экспертизы: идентификационная, товароведческая, материаловедческая, технологическая, криминалистическая и иные экспертизы, в производстве которых возникает необходимость. В зависимости от числа привлекаемых таможенных экспертов (экспертов) назначается единоличная, комиссионная или комплексная таможенная экспертиза. Также таможенная экспертиза подразделяется на первичную, дополнительную и повторную.

Должностное лицо таможенного органа при проведении контроля вправе брать пробы и образцы товаров для проведения исследования. В случае взятия проб или образцов, таможенный инспектор обязан составить акт в двух экземплярах, по форме, установленной решением Комиссии таможенного союза. При этом второй экземпляр отдается декларанту или уполномоченному лицу в отношении проверяемых товаров.

При необходимости, взятие проб или образцов может производиться с участием эксперта или специалиста. Пробы и образцы берутся в минимальных количествах необходимых для проведения экспертизы.

Следует отметить, что декларант, или его уполномоченное лицо вправе присутствовать при взятии проб или образцов товаров сотрудниками таможенного органа или сотрудниками других государственных органов.

Допускается проводить отбор проб или образцов товаров должностными лицами таможенного органа в отсутствие декларанта и его представителей, при участии двух понятых в следующих случаях:

1. неявки декларанта, или иных уполномоченных лиц, или если такие лица неизвестны;

2. существования угрозы государственной безопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека, животным, растениям, окружающей природной среде, сохранению культурных ценностей и при других обстоятельствах, не терпящих отлагательства;

3. пересылки товаров в международных почтовых отправлениях;

оставления на таможенной территории Таможенного союза товаров и транспортных средств в нарушение таможенного режима, предусматривающего вывоз товаров и транспортных средств с такой территории.

Факт присутствия понятых отражается в акте взятия проб или образцов.

По окончании исследований пробы или образцы товаров возвращаются владельцу, за исключением случаев, когда такие пробы или образцы подлежат уничтожению или утилизации в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза, а также когда расходы на возврат проб или образцов превышают их стоимость

1.3Проблемные вопросы процедуры назначения таможенной экспертизы

Таможенная экспертиза как метод таможенного контроля активно используется должностными лицами таможенных органов в профессиональной деятельности при возникновении вопросов, решение которых возможно только с помощью лиц, обладающих специальными познаниями. Порядок назначения таможенной экспертизы и совершение иных необходимых при этом действий, в том числе ознакомление декларанта с решением о назначении таможенной экспертизы, отбор проб и образцов товара, регламентируется таможенным законодательством Таможенного союза. В то же время есть еще ряд проблемных, на наш взгляд, моментов в процессуальной регламентации назначения таможенной экспертизы, которые недостаточно урегулированы нормативными актами.

Деятельность таможенных органов достаточно многогранна. Согласно Положению о Федеральной таможенной службе, введенному в действие постановлением Правительства РФ от 16,09.2013 № 809, ФТС России осуществляет ряд полномочий, в том числе имеющих отношение к экспертной деятельности или предусматривающих назначение 1аможенных экспертиз. К числу таких полномочий относятся:

1) осуществление контроля и надзора в установленной сфере

деятельности;

2) методов совершения таможенных операций и проведения

таможенного контроля;

3) принятие нормативных правовых актов, определяющих порядок

отбора проб и образцов товаров для проведения таможенной экспертизы, а также формы решения о назначении таможенной экспертизы, заключения таможенного эксперта при проведении таможенной экспертизы

Кроме того, ФТС России в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право «организовывать проведение таможенных, судебных экспертиз, исследований, а также осуществление научно-методического обеспечения экспертной деятельности таможенных органов».

Согласно определению, данному в ст. 137 гл. 20 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), «таможенная экспертиза - организация и проведение исследований, осуществляемых таможенными экспертами и (или) иными экспертами с использованием специальных и (или) научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования». Тем самым ТК ТС определяет, что областью применения таможенной экспертизы является таможенное регулирование. В ст. 1 ТК ТС говорится, что «таможенное регулирование в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества - правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами». Другими словами, таможенное регулирование представляет собой правовое регулирование различных отношений, возникающих между должностными лицами таможенных органов, участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД), иными лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела при перемещении товаров через таможенную границу. Любые правоотношения предусматривают возможность совершения определенных действий со стороны субъектов правоотношений,

В этой связи уместно поставить вопрос: «При совершении каких действий и при реализации каких полномочий из области таможенного регулирования у должностных лиц таможенных органов могут возникнуть вопросы, решение которых требует назначения таможенной экспертизы?»

Если обратиться к содержанию норм последующих статей гл. 20 ТК ТС, то согласно п. 1 ст. 138 ТК ТС «таможенная экспертиза назначается в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания», т.е. область применения таможенной экспертизы в данном случае существенно сужается только до оказания помощи таможенным органам при совершении таможенных операций. Такой подход вызывает некоторое недоумение, потому что гл. 20 ТК ТС, посвященная исключительно таможенной экспертизе, включена в раздел 3 ТК ТС «Таможенный контроль» и это подразумевает, что таможенная экспертиза должна проводиться именно при проведении таможенного контроля. Сложившуюся неопределенность в регламентации области (сферы) применения таможенной экспертизы законодатель пытается решить внесением изменений в ТК ТС, Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09.07.2013 № 151 одобрен проект протокола о внесении изменений в Договор о ТК ТС от 27.11.2009 и в ТК ТС, являющийся неотъемлемой частью Договора. Согласно этому Проекту предусматривается внесение дополнения в ст. 138 ТК ТС, в результате чего редакция статьи будет следующей: «Таможенная экспертиза назначается в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля требуются специальные и (или) научные познания». Это дополнение предполагает, что областью применения таможенной экспертизы будет деятельность должностных лиц таможенных органов как при совершении таможенных операций, так и при проведении таможенного контроля. Для того чтобы окончательно определиться, на каких этапах деятельности таможенных органов, контролирующих законность перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза, должна назначаться таможенная экспертиза, необходимо проанализировать порядок ее назначения. Для этого, прежде всего, проанализируем этот порядок с точки зрения соблюдения такого обязательного процессуального момента, как предупреждение таможенного эксперта об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения таможенного эксперта при проведении таможенной экспертизы. О том, что таможенный эксперт за дачу заведомо ложного заключения может быть привлечен только к административной ответственности, а не к административной или уголовной ответственности, как это предусматривается подп. 4 п. 1 ст. 142 ТК ТС, нами было рассмотрено ранее в статье .

Предупреждение эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения при проведении экспертизы предусматривается гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным, уголовно-процессуальным и административным законодательствами РФ. К уголовной ответственности эксперт привлекается по ст. 307 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) при проведении судебной экспертизы, назначаемой при осуществлении гражданского, административного и уголовного судопроизводства, К административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения эксперт привлекается при проведении экспертизы как при производстве по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), так и при осуществлении государственного контроля (надзора) в соответствии со ст. 19.26 КоАП РФ.

Административная ответственность таможенного эксперта за дачу заведомо ложного заключения выступает гарантией достоверности сведений, получаемых должностным лицом таможенного органа, назначившим таможенную экспертизу, от таможенного эксперта в результате проведения им таможенной экспертизы. Эта ответственность является также одним из составляющих элементов правового статуса таможенного эксперта и важным средством обеспечения законности его деятельности. Сведения о предупреждение таможенного эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения обязательно заносятся в заключение таможенного эксперта, а также указываются в решении о назначении таможенной экспертизы.

Заключение таможенного эксперта, подготовленное по результатам проведения таможенной экспертизы, является источником информации о товаре, его свойствах и характеристиках, имеющим доказательное значение для принятия должностным лицом таможенного органа юридически значимого решения в отношении перемещаемого через таможенную границу товара. Кроме того, заключение таможенного эксперта в соответствии со ст. 171 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ФЗ №311) может быть допущено в качестве доказательств по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях.

Таким образом, анализируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

1.предупреждение таможенного эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения является обязательным процессуальным действием при назначении таможенной экспертизы;

2.в соответствии с действующим законодательством таможенный эксперт при проведении таможенной экспертизы может быть привлечен только к административной ответственности в соответствии со ст. 19.26 КоАП РФ;

3.таможенная экспертиза не может назначаться при совершении таможенных операций, потому что действия должностных лиц при этом не относятся к проведению таможенного контроля. Таможенная экспертиза может назначаться только при применении определенных форм таможенного контроля, в том числе и во время совершения таможенных операций;

4.необходимо внести изменения в ст. 138 ТК ТС, исключив из п. 1 этой статьи словосочетание, определяющее, что таможенная экспертиза назначается «при совершении таможенных операций», и включить предложение, внесенное Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии о том, что таможенная экспертиза назначается для разъяснения возникающих вопросов при проведении таможенного контроля (с оговоркой, о которой будет сказано ниже, касающейся применения слова «разъяснения»).

Следует отметить, что обсуждаемая проблема имеет отношение только к ст. 138 ТК ТС, потому что в остальных статьях гл. 20 ТК ТС, посвященной таможенной экспертизе, а также в решении Комиссии Таможенного союза № 258 и приказах ФТС России, определяющих различные аспекты процессуальных действий назначения и проведения таможенной экспертизы, говорится о назначении таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля.

Продолжая обсуждение процессуального порядка назначения таможенной экспертизы, следует определить цель ее назначения. Согласно определению понятия таможенной экспертизы, данному в ст. 137 ТК ТС, она назначается для решения задач в области таможенного регулирования, тогда как согласно п. 1 ст. 138 ТК ТС целью назначения таможенной экспертизы является разъяснение возникающих вопросов при совершении таможенных операций. В данном случае, как и с ранее рассмотренной областью применения результатов таможенной экспертизы, мы имеем неоднозначное указание цели назначения таможенной экспертизы. Разъяснение возникающих вопросов, согласно «Толковому словарю русского языка», подразумевает толкование сути вопросов, чтобы сделать их более ясными и понятными, что, естественно, никак не может быть целью таможенной экспертизы. На наш взгляд, более приемлемой является цель, направленная на решение задач, возложенных на таможенные органы в соответствии со ст. 6 ТК ТС и имеющих непосредственное отношение к проведению таможенного контроля, с использованием специальных и (или) научных познаний.

Другим важным процессуальным моментом назначения таможенной экспертизы в соответствии с п. 7 ст. 138 ТК ТС является письменное уведомление декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, о назначении таможенной экспертизы. Каким образом должно осуществляться это уведомление, не определяется ни законодательными актами Таможенного союза и государств-членов Таможенного союза, ни их подзаконными актами. Очевидно, в этой связи Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09.07.2013 151 [2] предлагается изложить редакцию этой части ст. 138 ТК ТС в следующем виде: «Таможенный орган не позднее дня, следующего за днем принятия решения о назначении таможенной экспертизы, обязан ознакомить декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, или их представителей с решением о назначении таможенной экспертизы путем вручения (направления) его копии с разъяснением прав, предусмотренных ст. 141 настоящего Кодекса». Следует отметить, что форма бланка решения о назначении таможенной экспертизы, введенная в действие приказом ФТС России от 25.02.2011 № 396 , предусматривает наличие на оригинальном экземпляре бланка подписи декларанта, подтверждающей факт его ознакомления с содержанием решения о назначении таможенной экспертизы, а также с правами декларанта, предусмотренными ст. 141 ТК ТС при назначении таможенной экспертизы. Реализация нормы рассматриваемой статьи ТК ТС в действующей или предлагаемой редакции не должна вызывать затруднений в случае, когда должностное лицо таможенного органа имеет возможность лично ознакомить декларанта, попросив его явиться в таможенный орган для ознакомления с решением о назначении таможенной экспертизы.

Следующим проблемным вопросом, не урегулированным на законодательном уровне, является правомочие таможенного эксперта на проведение таможенной экспертизы. Права таможенного эксперта изложены в п. 1 ст. 140 ТК ТС, но их перечень не определяет, при каких условиях таможенный эксперт получает право на проведение таможенной экспертизы. Разъяснение этому дается в п. 13 Решения Комиссии Таможенного союза от 20,05.2010 № 258 , устанавливающем, что проведение таможенных экспертиз осуществляется таможенными экспертами, получившими право на самостоятельное проведение таможенных экспертиз по соответствующей специальности в порядке, установленном законодательством государств - членов Таможенного союза. В настоящее время ни один законодательный акт РФ, включая ФЗ № 311, не определяет порядок получения таможенными экспертами права самостоятельного проведения таможенных экспертиз. Это означает, что существующая в настоящее время система аттестации таможенных экспертов, установленная приказом Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (ЦЭКТУ) ФТС России, не дает ни одному должностному лицу ЦЭКТУ юридически законного права на проведение таможенной экспертизы. Наиболее простым вариантом решения этой проблемы будет внесение в ст. 172 ФЗ № 311 дополнительного пункта о том, что таможенная экспертиза проводится таможенными экспертами, получившими право самостоятельного проведения таможенных экспертиз по соответствующей специальности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. В соответствии с этим пунктом ФЗ №311 впоследствии должен быть издан приказ ФТС России о порядке аттестации должностных лиц ЦЭКТУ на право самостоятельного проведения таможенных экспертиз.

Отмеченные проблемы регламентации назначения таможенной экспертизы требуют скорейшего разрешения путем внесения соответствующих изменений в законодательные и подзаконные акты.

2.Практические рекомендации по совершенствованию института таможенной экспертизы в рамках ТС

Наши рекомендации