Тема № 20. Законность и правопорядок

1. Понятие и принципы законности.

2. Гарантии законности.

3. Понятие правопорядка. Правопорядок и общественный порядок.

4. Законность и правопорядок.

Литература:

основная:

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник / А.Б. Венгеров – 5-е изд., стереотип. – М.: Омега-Л, 2008. - С.559-573.

2. Жинкин С.А. Теория государства и права: конспект лекций / С.А. Жинкин. – 10-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - С.178-183.

3. Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учебное пособие / А.В. Малько. – М.: Проспект, 2008. - С.123-128.

4. Малько А.В. Теория государства и права. Элементарный курс: учебное пособие / А.В. Малько, В.В. Нырков, К.В. Шундиков. Институт государства и права РАН, Саратовский филиал. – 2-е изд., стереотип. – М.: КноРус, 2009. - С.150-155.

5. Матузов Н.И. Теория государства и права: учебник для студентов вузов / Н.И. Матузов, А.В. Малько; Рос. акад. наук, Ин-т гос. и права, Саратов. фил. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2009. - С.422-445.

6. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник для студентов вузов / Л.А. Морозова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2010. - С.438-460.

7. Попова А.В. Теория государства и права / А.В. Попова. – СПб.: Питер, 2010. - С.190-194.

8. Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие / Т.Н. Радько. – М.: Проспект, 2011. - С.52.

9. Рассказов Л.П. Теория государства и права: учебник для вузов / Л.П. Рассказов. – 3-е изд. – М.: РИОР: Инфра-М, 2010. - С.436-441.

10. Рассолов М.М. Актуальные проблемы теории государства и права: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / М.М. Рассолов, В.П. Малахов, А.А. Иванов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. - С.312-324.

11. Теория государства и права: учебник для студентов вузов / отв. ред. А.В. Малько; Институт государства и права РАН, Саратовский филиал. – 4-е изд., спереотип. – М.: КноРус, 2009. - С.309-325.

дополнительная:

1.Анисимов Л. Закон о полиции как фактор укрепления правопорядка / Л. Анисимов // Вопросы трудового права. – М., 2011. - № 5. - С.58-66.

2.Булавин С.П. Система гарантий законности в условиях формирования правового государства / С.П. Булавин // История государства и права: федеральный научно-правовой журнал. – М., 2010. - № 6. - С.17-20.

3.Доля Е. Принцип законности в уголовном судопроизводстве: онтологический, гносеологический и правовые аспекты / Е. Доля // Законность: научно-практический журнал / Генеральная прокуратура Российской Федерации; Редакция журнала «Законность». – М., 2010. - № 1. - С.3-8.

4.Гутман М.Ю. Правовой механизм укрепления дисциплины в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. / М.Ю. Гутман, Н.П. Маюров // История государства и права: федеральный научно-правовой журнал. – М., 2009. - № 10. - С.28-33.

5.Ефимичев П. Законность и её обеспечение при реализации принципов состязательности и неотвратимости ответственности / П. Ефимичев, С. Ефимичев // Уголовное право. – 2007. - № 4. - С.114-116.

6.Жариков Ю.С. Понятие законности административно-правового регулирования и подходы к обоснованию ее форм и содержания / Ю.С. Жариков // Административное право и процесс: научно-практический журнал. – 2010. - № 1. - С.36-39.

7.Изотов С.М. Правопорядок как общий объект преступления (к истории вопроса о понятии объекта преступления) / С.М. Изотов // История государства и права: федеральный научно-правовой журнал. – М., 2010. - № 18. - С.5-7.

8.Короткова О.И. Правопорядок как базис социального правового государства / О.И. Короткова // Российская юстиция: научный журнал. – М., 2009. - № 6. - С.5-8.

9.Кондратенко В.И. Правовые конфликты в контексте теории правопорядка / В.И. Кондратенко // История государства и права. – 2007. - № 9. - С.14-15.

10. Курочкина М.Г. Дисциплина имеет значение / М.Г. Курочкина // Трудовое право. – 2007. - № 9. - С.59-63.

11. Лапшина О.С. О взаимодействии охранительной функции права с функцией охраны правопорядка / О.С. Лапшина // Пробелы в российском законодательстве: научный журнал / Медиа-ВАК. – М., 2011. - № 4. - С.31-35.

12. Луцык С.М. А.Я. Вышинский о понятии и видах законности / С.М. Луцык // История государства и права: федеральный научно-правовой журнал. – М., 2010. - № 19. - С.16-19.

13. Панченко П.Н. Общественный контроль в сфере правопорядка: вопросы формирования его системы / П.Н. Панченко // Российская юстиция: научный журнал. – М., 2010. - № 4. - С.50-53.

14. Правдюк Т.И. Правовая культура и правопорядок / Т.И. Правдюк // История государства и права: федеральный научно-правовой журнал. – М., 2008. - № 7. - С.8-10.

15. Пчелинцева С.С. О предпосылках к формированию принципа законности государственной службы в дореволюционной России // История государства и права: федеральный научно-правовой журнал. – М., 2008. - № 12. - С.26-27.

16. Пчелинцев С.С. Принцип законности государственной службы в практике Европейского Суда по правам человека / С.С. Пчелинцев // Российский судья: научно-практическое и информационное издание / Российская академия правосудия; Институт государства и права РАН; Судебный департамент при Верховном Суде РФ. – М., 2010. - № 3. - С.26-28.

17. Сауляк О.П. Гарантии законности и правопорядка - реальность или миф? / О.П. Сауляк // Известия высших учебных заведений. Правоведение: научно-теоретический журнал. – СПб., 2009. - № 6. - С.73-82.

18. Сухарева А.Я. Нюрнбергский процесс и проблемы международной законности / А.Я. Сухарева // Журнал российского права. – 2007. - № 1. - С.87-94.

19. Толмачева Н.Н. К вопросу о соблюдении принципа верховенства закона и других принципов законности в законодательстве субъектов Российской Федераци / Н.Н. Толмачева // Журнал российского права. – 2008. - № 2. - С.35-47.

Методические рекомендации по изучению

дисциплины и организации самостоятельной работы студентов очной формы обучения под руководством преподавателя

Теория государства и права изучается на протяжении 2-х семестров и завершается экзаменом. В ходе установочных и контрольных периодов обучения основными видами учебных занятий являются лекции и семинарские занятия, индивидуальные консультации. В ходе лекцийрассматриваются основные понятия тем, связанные с ними теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы и подготовки к семинарам.

В ходе семинарских занятийуглубляются и закрепляются знания студентов по ряду рассмотренных на лекциях вопросов, развиваются навыки ведения публичной дискуссии, умения аргументировать и защищать выдвигаемые в них положения, а также их соотношение с юридической практикой.

При подготовке к семинарским занятиям каждый студент должен:

– изучить нормативные правовые акты;

– изучить рекомендованную учебную литературу;

– дополнить конспекты лекций;

– изучить и законспектировать первоисточники по теме;

– подготовить ответы на все вопросы семинара.

По согласованию с преподавателем студент может подготовить реферат, доклад или сообщение по теме семинара. В процессе подготовки к семинару студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя.

Научно-исследовательская работа студентов(НИРС) по проблемам связанным с изучением теории государства и права согласуется в ходе индивидуальных консультаций с преподавателем, ведущим курс.

Вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях, должны быть изучены студентами в ходе самостоятельной работы.Контроль самостоятельной работы студентов над учебной программой курса осуществляется в ходе семинарских занятий методом устного опроса или посредством тестирования. В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнить конспекты лекций недостающим материалом, выписками из рекомендованных первоисточников. Выделить непонятные термины, найти их значение в словарях. Студент должен готовиться к предстоящему практическому занятию по всем, обозначенным в учебно-методическом комплексе вопросам. Не проясненные (дискуссионные) в ходе самостоятельной работы вопросы следует выписать в конспект лекций и впоследствии прояснить их на семинарских занятиях или индивидуальных консультациях с ведущим преподавателем. Опыт показывает, что желательно вести конспект лекций и первоисточников, а также словарь понятий в одной тетради – это способствует более полному запоминанию учебного матери­ала.

Каждый студент очной формы обучения должен выполнить контрольные задания. Они выполняются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к такому роду работ.

При изучении дисциплины «Теория государства и права» используются следующие виды самостоятельной работы студентов:

- поиск (подбор) литературы (в том числе электронных источников информации) по заданной теме, сравнительный анализ научных публикаций;

- написание эссе или реферата по заданной теме;

- подготовка и участие в научных студенческих конференциях.

При реализации различных видов учебной работы используются разнообразные (в т.ч. интерактивные) методы обучения, в частности:

- интерактивная доска для подготовки и проведения лекционных и семинарских занятий;

- размещение материала курса на официальном сайте ЦФ ГОУ ВПО РАП www.cfrap.ru;

- в рамках требований ФГОС ВПО предусматривается написание по отдельным темам курса рефератов, а также участие в тематических дискуссиях.

Не менее 20 процентов аудиторных занятий проводятся в интерактивных формах, в том числе:

- обсуждение конкурирующих теорий по отдельным разделам учебного курса в форме «круглого стола» или публичных дискуссий;

- составление тематических схем по материалам учебного курса;

- подбор и систематизация библиографических источников по каждой теме;

- обзоры новейшей литературы по проблемным вопросам учебного курса.

Задействуется следующее программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. СПС «КонсультантПлюс»;

2. Информационно-правовой портал ГАРАНТ;

3. www. teoria-prava.ru;

4. www. allpravo.ru/library;

5. www. lawbook/by;

6. www. kodeks.ru

Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения под руководством преподавателя

Теория государства и права изучается на протяжении 2-х семестров и завершается экзаменом. В ходе установочных и контрольных периодов обучения основными видами учебных занятий являются лекции и семинарские занятия, индивидуальные консультации. В ходе лекцийрассматриваются основные понятия тем, связанные с ними теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы и подготовки к семинарам.

В ходе семинарских занятийуглубляются и закрепляются знания студентов по ряду рассмотренных на лекциях вопросов, развиваются навыки ведения публичной дискуссии, умения аргументировать и защищать выдвигаемые в них положения, а также их соотношение с юридической практикой.

Вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях, должны быть изучены студентами в ходе самостоятельной работы.Контроль самостоятельной работы студентов над учебной программой курса осуществляется в ходе семинарских занятий методом устного опроса. В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнить конспекты лекций недостающим материалом, выписками из рекомендованных первоисточников.

Каждый студент заочной формы обучения должен выполнить контрольную работу. Она выполняется в соответствии с требованиями, изложенными в методической разработке «Контрольная работа студента: структура и оформление». — М., Российская академия правосудия, 2004. Студент по согласованию с преподавателем может предложить свою тему контрольной работы в рамках настоящей программы.

Основной объем дисциплины осваивается студентами-заочниками самостоятельно. Это требует дополнительных разъяснений, методических рекомендаций по тем темам, которые изучаются самостоятельно. При изучении темы № 4 «Функции государства. Механизм государства»,следует обратить внимание на понятие и значение функций государства, выявить существенные признаки функций государств. Следует уяснить, что на содержание функций государства оказывают большое влияние: национальные моменты, влияние научно-технического процесса, экологический фактор, процессы информатизации общества, международная обстановка. При рассмотрении вопроса о классификации функций государства обратите внимание на основные критерии классификации, нередко основаниями избираются: формы деятельности, основанные на принципе разделения властей, продолжительность действия, значимость. Общепринятой является классификация функций государства по сферам деятельности: на внутренние и внешние функции государства. К основным внутренним функциям государства относятся следующие: экономическая, социальная, политическая, функция охраны законности и правопорядка, прав и свобод граждан государства экологическая, идеологическая, налогообложения и взимания налогов. К числу основных внешних функций относят: функцию обороны и обеспечения безопасности государства, функцию сотрудничества с другими государствами, функцию поддержки мирового порядка, функцию сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности. Следует уяснить и формы осуществления функций государства. Запомните, что формами осуществления функций государства, которые реализуются его органами, должностными лицами, являются правовые и организационные. Раскройте их содержание. Обратите внимание на методы осуществления функций государства. Обратите внимание на такие, как убеждение и принуждение, рекомендации и поощрение.

При рассмотрении вопроса о понятии механизма государства, его структуре, о соотношении механизма государства и государственного аппарата обратите внимание на то, в юридической науке понятие «механизм государства» и «государственный аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включается наряду с государственным аппаратом еще и государственные учреждения и организации, а также «материальные придатки» государственного аппарата (Вооруженные силы, милиция, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат действует. Обратите внимание на то, что первичной ячейкой государства выступают его органы и учреждения. Дайте определение государственного органа и уясните для себя классификацию государственных органов: по порядку их создания и характеру выполняемых ими задач: представительные, исполнительные, судебные. По структуре или способу организации: простые (не имеют внутреннего подразделения, например, нотариат), сложные (обладают соответствующей структурной организаций, например, министерства, ведомства). В зависимости от территориальной сферы деятельности: федеральные, региональные, местные. По характеру полномочий: органы общей компетенции (Правительство РФ), органы специальной компетенции (Министерств внутренних дел). В зависимости от порядка формирования: наследственные, избираемые. По порядку осуществления компетенции: коллегиальные (Федеральное Собрание РФ), единоличные (Президент РФ).

В теме № 5 «Гражданское общество и государство. Государство в политической системе общества» подумайте, что такое гражданское общество, каковы его признаки, элементы? Тождественны ли понятия «общество» и «гражданское общество»? Всегда ли человеческое общество было гражданским? Особо обратите внимание, что представления о гражданском обществе прошли длительную эволюцию, в этой связи будет полезна информация о зарождении и развитии идеи гражданского общества, проследите это в трудах древнегреческих ученых. Обратите внимание на то продолжение, которое она получила и в эпоху Возрождения, в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка. Необходимо, отвечали они, чтобы люди, пребывающие в естественном состоянии, объединились на договорных началах в гражданское общество, наделив его определенной властью. При этом гражданское общество они отождествляли с государством. Но уже В.Гумбольдт, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер разграничивали эти явления, хотя четкой теории на этот счет еще не было. По Гегелю, гражданское общество – это система потребностей, основанная на частной собственности, а также религия, семья, сословия, государственное устройство, право, мораль, долг, культура, образование, законы и вытекающие из них взаимные юридические связи субъектов. Для Чичерина, гражданское общество и государство – две взаимодополняющие друг друга социальные формы, способные совместными усилиями обеспечить разумный порядок, свободу, соблюдение естественных прав человека. В XX веке проблема гражданского общества привлекла внимание феноменологов и предстала в нетрадиционном аналитическом преломлении. Так, разрабатываемая А. Шюцем и его последователями социология повседневности оказалось, по существу, феноменологической модификацией социологии частной жизни частных лиц в условиях гражданского общества, т.е. предстала как социология не «государственного, слишком государственного», а «человеческого, слишком человеческого», пребывающего вне государственных структур. (В. А. Бачинин). Обратите внимание также и на то, гражданское общество нельзя резко отделять от государства. Укажите причины тесного сотрудничества гражданского общества и государства в современных условиях. А также обратите внимание на пределы вмешательства государства в частную жизнь.

Обратите внимание на понятие и структуру политической системы общества. Место и роль государства в политической системе общества. Назначение государства состоит в организации социального управления, само государство - специфическая форма управления обществом. Но в этом управлении принимают участие не только государственные органы, но и граждане, и объединения граждан (партии, профсоюзы, церковь и т.д.). Запомните, что в юридической литературе предлагаются следующие элементы структуры политической системы общества: 1) государство, как важнейший элемент политической системы общества; 2) политические партии; 3) общественные объединения (союзы, общества, движения, организации, ассоциации, фонды и т.д.); 4) органы местного самоуправления; 5) граждане. Дайте оценку тому, государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества. Назовите причины, которые указываются в юридической литературе. Что же касается вопроса об отношениях церкви и государства, обратите внимание на то, это одна из ключевых социально – исторических и морально - правовых коллизий в истории христианской цивилизации. За то длительное время, пока она существует, обнаружилось несколько возможных типов взаимодействий между этими двумя социальными субъектами. В зависимости от взаимоотношений с церковью различают государство светское, теократическое и клерикальное. Выясните и уточните основные отличительные признаки.

Что понимается под правовым статусом личности? Назовите виды и основные элементы правового статуса. Обратите особое внимание на классификацию прав и свобод человека. Ответьте на вопрос: Что такое естественные (неотчуждаемые) права человека и гражданина? Обратите внимание на то, что каждое государство в своем государстве закрепляет подробный перечень обязанностей тех, кто проживает на его территории. В Конституции РФ также содержится такой перечень. Ознакомьтесь с основными обязанностями, которые распространяются на любого человека, находящегося на территории РФ, а также на ту часть, которая распространяется только на российских граждан.

Тема № 7 «Правопонимание в юридической науке» студентами заочной формы обучения на базе среднего профессионального юридического образования изучается самостоятельно. Следует уяснить, почему право является сложным явлением, оно существует в различных видах, формах, образах. В разные исторические эпохи менялось представление о праве. Это объяснялось развитием общества, государства, сложной природой права. Укажите основные аспекты теоретико-прикладной проблемы правопонимания. Обратите особое внимание на плюрализм типов правопонимания, наиболее известные из них следующие: марксистское понимание права (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин), естественно-правовой (юснатуралистский) тип правопонимания (Сократ, Платон, И. Кант, Р. Штаммлер, А. Н. Радищев, К. А. Неволин, П. И. Новгородцев, Б. Н. Чичерин и др.). Особое внимание следует уделить позитивистскому (легистскому) типу правопонимания (Т. Гоббс, Д. Остин, Г. Харт, Р. Иеринг, К. Бергбом, Г. Шершеневич, М. И. Байтин и др.), юридический нормативизм (Г. Кельзен). Психологический тип правопонимания (Л. И. Петражицкий, Н. С. Тимашев, М. А. Рейснер и др.). Социологическая юриспруденция (Е. Эрлих, Л. Дюги, Р. Паунд, О. Холмс, С. Муромцев и др Либертарное правопонимание (В. С. Нерсесянц, В. В. Лапаева). Интегративное правопонимание (П. А. Сорокин, Б. А. Кистяковский, В. Г. Графский, В. В. Лазарев, В. Н. Карташов, В. В. Ершов, А. В. Поляков, Р. А. Ромашов и др.). Следует признать, что нельзя отрицать ни один из приведенных типов понимания права, равно как опасно абсолютизировать любой из них. Каждый тип правопонимания вносит свое рациональное начало в общее осмысление различных граней права. Насыщенность и направленность теоретико-методологического потенциала имеющихся типов правопонимания зависит, прежде всего, от системы ценностей, господствующих в обществе в данный период и определяющих направленность развития права и его понимания.

При рассмотрении вопроса о сущности права обратите внимание на то, что сущность права – это главная, внутренняя, устойчивая качественная характеристика права, которая раскрывает природу и назначение права в обществе. Особо уделите внимание тому, что в юридической науке сложилось два главных подхода к определению сущности права, раскройте их содержание.

Изучая тему № 8 «Понятие и социальная ценность права. Право в системе социальных норм», обратите внимание на изучение основных принципов права. Запомните, что принципы права – это основополагающие начала (положения, идеи), лежащие в основе права как явления, выражающие его сущность, а также находящиеся в основе его реализации. Рассмотрите видыпринципов права в зависимости от их распространенности, такие как: общеправовые, отраслевые, межотраслевые принципы. Приведите примеры, какие принципы права встречаются в отрасли уголовно-процессуального права, какие принципы действуют в гражданском праве. Также ответьте на вопрос: что такое правовые презумпции и аксиомы? Какова их роль в юридической науке и практике?

Раскройте особенности функций права. Уясните, чтофункции права – это основные направления воздействия права на систему общественных отношений. Принято выделять следующие юридические функции права: регулятивная функция, которая подразделяется на регулятивную статическую (закрепление права собственности и др.) и регулятивную динамическую (закрепление обязанности уплатить на лог, исполнить воинский долг и т.д.), а также охранительная функция, которая направлена на охрану законных интересов личности, общества и государства и связана с применением мер юридической ответственности.

Говоря о понятии социального регулирования, рекомендуем начать с изучения термина «регулирование», также обратите внимание на то, что в регулятивной системе принято выделять нормативные и ненормативные социальные регуляторы.Обратите внимание на понятие социальные норм, рассмотрите основные признаки социальных норм, и их виды. Особо рассмотрите следующие виды социальных норм: нормы морали; правовые нормы; политические нормы; корпоративные нормы (нормы общественных организаций); религиозные нормы; обычаи, традиции, ритуалы, обряды, мифы; эстетические нормы и др. При рассмотрении данных вопросов необходимо указать характерные признаки, отличающие право от иных социальных норм. В чем заключается сходство, различие и взаимодействие права и морали? Также необходимо остановиться и на взаимодействии права с другими социальными нормами, выяснить специфику и роль последних (нормы обычая, религии, корпоративны и политические нормы).

В теме № 9 «Нормы права» подумайте над тем, каковы основныеспецифические черты и признакинормы права. Какие встречаются интерпретации в юридической литературе правовой нормы. Дайте определение нормы права. Укажите из каких элементов состоит структура нормы права? Запомните, что большинство современных ученых в качестве структурных, взаимосвязанных элементов правовой нормы называют: гипотезу, диспозицию, санкцию. Логическая структура правовой нормы показывает взаимосвязь этих трех элементов и представляет собой формулу: «Если…, то…, иначе». Рассмотрите виды гипотезы правовых норм: по различным основаниям. Классифицируйте диспозиции и санкции. Обратите особое внимание на соотношение нормы права и статьи нормативного акта, а также укажите способы изложения норм права в статьях нормативных актов.

Несомненно, что нормы права разнообразны. В юридической литературе существуют многообразные классификации. Классифицировать нормы права можно по различным основаниям: По функциям в механизме правового регулирования: исходные и нормы - правила. По характеру властных предписаний: управомочивающие, предписывающие, запрещающие нормы. По предмету правового регулирования: нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного, трудового, гражданского процессуального и других отраслей права. Отраслевые нормы подразделяются на нормы материального и процессуального права. По методу правового регулирования: императивные и диспозитивные нормы, поощрительные и рекомендательные. По юридической силе: нормы права, содержащиеся в законах и обладающие высшей юридической силой, и нормы права, содержащиеся в подзаконных нормативных актах. По сфере действия: нормы общего действия (действуют на всей юрисдикционной территории государства) и локальные нормы (действующие в пределах обособленного территориального образования). По времени действия: постоянного действия и нормы временного действия.

При рассмотрении вопросов из темы № 10 «Правотворчество и нормативные правовые акты» следует уяснить что такоеформа и источник права, раскройте основные виды форм права. Рассмотрите не только классические виды, но и на такие формы права, как: основополагающиеся принципы права, правовые доктрины, судебная практика, религиозные тексты и др. Как соотносится правотворчество и законотворчество? Кто имеет право законодательной инициативы? В каком случае федеральный конституционный закон будет считаться принятым Государственной Думой? В каком случае федеральный конституционный закон будет считаться одобренным Советом Федерации? Выясните, что такое принципы правотворчества, укажите основные виды принципов правотворчества, такие как: научность, профессионализм, законность, демократизм, гласность, оперативность? Дайте определение нормативного правового акта и назовите основные виды. Перечислите основные признаки закона, укажите виды законов. Перечислите виды подзаконных нормативных правовых актов. Поясните действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Обратите внимание на особенности систематизации законодательства, для чего необходима данная деятельность. Уясните виды систематизации, укажите отличительные особенности инкорпорации, консолидации, кодификации, учета законодательства. Проанализируйте значение систематизации нормативных правовых актов.

В теме № 12 «Реализация норм права. Правоприменение» следует обратить внимание на определение реализация права: понятие и ее основные формы. Рассмотрите подробно, что собой представляют соблюдение норм права, исполнение норм, использование норм права, применение норм права.

Особо рекомендуется иметь представление, что собой представляет правоприменение. Запомните, что это одна из форм реализации права, необходимость в которой возникает когда, физические и юридические лица не могут самостоятельно реализовать свои права и исполнить обязанности без участия государства, его органов, должностных лиц. Следует обратить внимание на признаки и основания правоприменения. Раскройте типы и принципы правоприменения.

Обратите внимание на то, что принято выделять три стадии правоприменительного процесса: 1) Установление фактической основы дела;

2) Установление юридической основы дела; 3) Вынесение решения по делу. Проанализируйте каждую стадию правоприменительного процесса.

Выясните, что является итогом правоприменительной деятельности. Уясните основные признаки акта применения права. Укажите отличительные признаки правоприменительного акта от нормативного правового акта: Рассмотрите классификацию правоприменительных актов.

Следует рассмотреть пробелы в праве, условия, которые указывают на ситуацию пробела в праве. Рассмотрите варианты устранения и преодоления пробелов в праве. Что такое аналогия закона и аналогия права? Особо обратите внимание на изучение юридических коллизий, рассмотрите объективные и субъективные причины коллизий. Изучите виды и возможные способы разрешения коллизий.

При изучение темы № 13 «Толкование норм права» обратите внимание на значение и роль толкования норм права в правоприменительной деятельности. Определите, что собой представляет процесс толкования, какие существуют определения данного вида деятельности в научной и учебной литературе. Обобщив некоторые из них, сформулируйте определение. Уясните, из каких двух стадий состоит толкование норм права, обратите внимание на то, процесс толкования осуществляется с помощью определенных способов, приемов, рассмотрите следующие способы толкования норм права: грамматическое (текстовое, языковое); логическое; системное, историко-политическое. Некоторые ученые выделяют: телеологический, функциональный, специально юридический способ толкования. Раскройте их сущность.

Обратите особое внимание на то, что толкование может быть нескольких видов, классифицируемых по различным основаниям. Рассмотрите толкование в зависимости от объема: буквальное толкование (адекватное), распространительное (расширительное) и ограничительное – толкование, В зависимости от субъекта, осуществляющего разъяснение правовых норм, рассмотрите официальное и неофициальное толкование. Также обратите внимание, на, что в зависимости от компетентности интерпретатора различаются обыденное, профессиональное, и доктринальное (научное) толкование. Раскройте подробно их содержание. Запомните, что акт толкования права (интерпретационный акт) – это выраженный в соответствующей юридической форме результат толкования, содержащий в себе разъяснение фактического смысла интерпретируемых норм права.

При рассмотрении вопросов из темы № 14 «Правовые отношения» выясните, что понимается под правоотношением? Какова структура правоотношения? Назовите виды правоотношений? Что такое правосубъектность? Кто является субъектом правоотношений? Что понимается под содержанием правоотношения? Что такое юридический факт? Что такое фактический (юридический) состав? Рекомендуется особо изучить тот факт, что вопрос о понимании объекта правоотношения является научно дискуссионным. В правовой доктрине оформились монистическая и плюралистическая концепции понимания объекта правоотношений. В чем же заключается содержание названных концепций? Кто из учёных их представляет? Какого научного направления понимания объекта правоотношения Вы придерживаетесь? В чём его практическое значение? Свою позицию аргументировано обоснуйте, обращаясь к учебному материалу и научным работам.

Студентам заочной формы обучения на базе среднего профессионального юридического образования, а также студентам заочной формы обучения на базе высшего профессионального образования, следует обратить внимание на то, что тема № 15. «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность», изучается самостоятельно. В связи с этим рекомендуется обратить внимание на изучение следующих вопросов: что понимается под правомерным поведением? Какие признаки характеризуют правомерное поведение? Что понимается под правонарушением? Какие признаки характеризуют правонарушение? Что понимается под юридической ответственностью? Назовите виды юридической ответственности.

Рекомендуется обратить внимание на то, что категории «правомерное поведение» и «правонарушение» указывают на проявление социальной активности субъектов различных общественных отношений. Причём, в первом случае эта активность согласуется с требованиями правовых норм, а во втором противоречит им. Юридическая ответственность выступает в качестве правовой реакции государства, направленной негативным воздействием на правонарушителя в целях восстановления социальной справедливости и предупреждения новых противоправных деяний. Таким образом, юридическая ответственность, следующая за правонарушением, неизбежно носит ретроспективный характер. Такую ответственность принято определять как негативную. В то же время, в юридической доктрине существует позиция о выделении перспективной (позитивной) юридической ответственности. В силу этого, неизбежно образовалась проблема для научной дискуссии: обоснованно ли выделение перспективной (позитивной) ответственности в качестве юридической? Что следует под таковой понимать? Каковы её особенности? Свою позицию аргументировано обоснуйте, обращаясь к учебному материалу и научным работам.

Студентам заочной формы обучения на базе среднего профессионального юридического образования, а также студентам заочной формы обучения на базе высшего профессионального образования, следует обратить внимание на то, что тема№ 16 «Юридические документы и юридическая техника», изучается самостоятельно. Внимательно изучите следующие моменты: в современном мире документы играют значительную роль, с их помощью средства правового регулирования (нормы, соглашения, индивидуальные решения) становятся объективными и доступными для других субъектов права. Использование в современных условиях компьютеров документы не отменяет, напротив, новая их электронная форма только усилила документооборот. По содержанию, бумажные и электронные документы носят текстовый, графический, фотографический, изобразительный, звуковой характер. Сформулируйте определение юридических документов, определите присущие им признаки. Укажите основные виды юридических документов. Уясните, что все они создаются и совершенствуются при помощи особого вида техники – юридической. Дайте определение юридической техники, обратите внимание на основные признаки юридической техники. На каких основных принципах основывается юридическая техника? Что такое юридические термины? Что такое юридические конструкции, технические правила технические приемы? О каких видах юридической техники можно говорить? Что собой представляет правотворческая техника, техника опубликования нормативных актов, техника систематизации нормативных актов, интерпретационная техника, правореализационная техника, правоприменительная техника. Раскройте содержание законодательной техники.

Для студентов заочной формы обучения на базе среднего профессионального юридического образования тема № 17 «Правовые системы современности» вынесена на самостоятельное изучение. При изучении данной тему рекомендуется обратить внимание на следующее: что следует понимать под правовой системой общества? Особо уясните то, что не следует отождествлять понятия «система права» и «правовая

Наши рекомендации