Плюрализм в понимании и определении государства. Признаки государства.

Государство – особый тип организации общества, оно обладает рядом признаков.

Признаки: 1.наличие населения. Население – субстанция гос-ва, фактор, который обусловил возникновение гос-ва.в 8 веке до н.э. имел место резкий рост населения. Чем он обусловлен неизвестно. Есть предположения, что это: отсутствие болезней, изменение климата, расположение населения на комфортной территории. Увеличение плотности населения вызвало необходимость в организации более эффективного управления, чем до этого времени. Если в условиях небольшого общества достаточно было одного уровня управления (вождь, совет старейшин), то с увеличением населения появилась необходимость в центральном местном управлении. Различные миграционные процессы, изменения в экономике повлекли за собой стратификацию общества. Она усилила деление по гендерному критерию, по возрастному, по критерию рода занятий. Постепенно общество становится сложным. В любом общ-ве, которое стратифицировано появляются внутренние конфликты. Отсюда необходимость разрешения и недопущения конфликтов, необходимость в безопасности и стабильности. И население готово поступиться своими частными интересами, чтобы достичь общего блага. Силой, которая не допустит эти конфликты, становится власть, которая впоследствии перерастает во власть государственную. 2. Публичная власть.Это группа людей и материальных средств, которые осуществляют управление и издают общеобязательные веления. Изначально при родовом строе основой власти был авторитет (харизма). Однако постепенно с усложнением правления власть теряет личностные черты и обретает статус механизма, т е гос-во – это неперсонифицированная личность. Первый орган, который отделяется от общества и работает на проф основе – суд. Именно он выполняет главную функцию гос-ва- разрешение конфликтов. Выделение суда – решающий фактор на пути к гос-ву. Постепенно иной облик приобретает армия. Если в догосударственный период не существовало проф армии (все мужчины воевали),то в гос-ве основой армии становится найм (контракт), т е армия становится профессиональной. Также постепенно формировалась религиозная элита. В храмах обычно сосредотачивались большие материальные ресурсы. 3. Наличие территории.Территория становится связующим звеном вместо кровной связи. В ряде стран территория предопределяет принадлежность к гос-ву «право почвы». Территория гос-ва должна отвечать требованию: эту территорию должно признавать международное сообщество. 4. Наличие налогов и сборов.Появляются они с момента профессионализации: люди, занятые в управлении, получают жалование и их деятельность становится главным источником дохода. Устанавливается взимание налогов и сборов для содержания управленческого аппарата. 5. Суверенитет –верховная власть. Термин появился в конце 16 века и означал независимость гос власти (королевской), которая ответственна только перед Богом и независима от общества. В настоящее время выделяют внутренний и внешний суверенитет. Внутренний – монополия гос-ва на правотворчество, правоприменение и принуждение. В настоящее время широко распространен разделенный суверенитет – гос-во отдает часть своего сув-та международным организациям (н-р:ЕС).

Основные подходы к пониманию гос-ва (плюрализм):

Еще древнеримский философ Цицерон определял гос-во как общий правопорядок. Его последователи: основатель нормативистской теории права – Кельзен, русский философ – Струве.

Иной позиции придерживался правовед Коркунов. Он утверждал, что государство – общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам гос-ва. Многие рассматривали гос-во как организацию правопорядка, усматривали в нем суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.

В буржуазную эпоху широкое распространение получило определение гос-ва как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми и власти. ГосударствоведДюги выделял 4 элемента гос-ва: - совокупность человеческих индивидов; - определенную территорию; - суверенную власть; - правительство. Ссылаясь на данное определение одни авторы отождествляли гос-во со страной, другие – с обществом, третьи – с кругом лиц, осуществляющих власть. Ленин критиковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков гос-ва называли его принудительную власть: «Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но гос-ва тут не было».

Сторонники психологической теории права утверждали: государство – не совокупность людей определенного рода, а отношения между ними, форма общежития, психическая связь между ними.

Энгельс: «гос-во есть ни что иное, как машина для подавления одного класса другим». Ленин: «гос-во есть машина для поддержания господства одного класса над другим». Эти определения подходят к тираническим и диктаторским гос-ам.

Современное понимание (С.С. Алексеев): государство – политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством гос механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права и свободы граждан,законность,правопорядок.

4. Понятие, содержание и классификация функций государства.

Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы и какие вопросы они преимущественно решают. Как основные направления деятельности государства они не должны отождествляться с самой деятельностью или отдельными элементами этой деятельности. Функции призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи.

Функции характеризуют государство в развитии, динамике, а не в статике. Они связаны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства, основных задач, стоящих перед ним, и представляют собой средство реализации этих задач. В функциях проявляется социально обусловленная роль, которую призвано выполнять государство на том или ином историческом этапе своего развития.

Взависимости от продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства, например, экономическая) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например функция оказания помощи региону, где произошло землетрясение); в зависимости от принципа разделения властей - на законодательные (правотворческие), исполнительные (управленческие) и судебные; в зависимости от значения - на основные (например, функция охраны общественного порядка) и неосновные (например, функция рассмотрения споров); в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, - на внутренние и внешние (см. схему 7).

§ 5. Основные внутренние и внешние функции Российского государства

К внутренним функциям современного Российского государства относятся следующие. Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка - это

деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Данное направление деятельности современного Российского государства должно быть связано с более надежным гарантированием прав и свобод человека и гражданина, с укреплением законности и правопорядка, с усилением борьбы с коррупцией, взяточничеством, беспределом криминала.

Экономическая функция государства заключается в выработке и государственной координации основных направлений экономической политики в устойчивом режиме. На разных этапах развития общества эта функция может проявляться по-разному.Здесь весьма важна постановка вопроса о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями. Если в условиях административной системы управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений - прежде всего экономическими методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д. Сейчас данная функция в современной России в основном сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития

общества, обеспечению равных условий для существования различных форм собственности, стимулированию производства, предпринимательской деятельности и т.д.

Функция налогообложения выступает самостоятельной основной функцией современного Российского государства, ибо налог все больше становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, юридической, внешнеполитической и т.п. Думается, далеко не случайно создана целая система государственных органов, призванных эту функцию осуществлять (налоговые инспекции, налоговая полиция и т.п.), принимается специальное законодательство (Налоговый кодекс РФ и другие нормативные акты в сфере налогового законодательства).

Функция социальной защиты есть направление деятельности государства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизни для общества и социальную защищенность личности. Это наиболее злободневная ныне функция государства, которая выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальной поддержке. Прежде всего речь идет об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться - инвалиды, пенсионеры, студенты и др. Кроме того, государство, выполняя данную функцию, призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт, связь и т.п.

Экологическая функция - это новое развивающееся направление деятельности современного Российского государства, связанное с обострением экологической ситуации в мире и в стране. Она выражается в разработке природоохранного законодательства, с помощью чего государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, закрывает в случае необходимости экологически вредные предприятия, штрафует нарушителей закона и т.д.

Культурная функция призвана поднять культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и достижениями. Сегодня ее содержание составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры - литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в явно недостаточном объеме

Внешние функции государства тесно связаны с внутренними. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который все больше становится взаимозависимым.

К внешним функциям России относятся следующие.

Функция обороны страны имеет первостепенное значение во все времена. Она базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его государственной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов. Оборона страны предполагает выработку четкой оборонительной стратегии, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрану государственной границы и т.п. Особенно ярко о необходимости поддержания обороны страны на достаточно высоком уровне еще раз напомнили югославские события 1999 г., когда НАТО в одностороннем порядке без санкции Совета Безопасности ООН наносила ракетнобомбовые удары по суверенной Югославии.

Функция содействия по обеспечению международного мира связана с деятельностью Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий. Речь идет, в частности, об участии России и иных стран в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов, о

включении Вооруженных Сил Российской Федерации в миротворческие операции <*>.

Функция сотрудничества с другими государствами проявляется в разнообразной деятельности современной России, направлена на установление и развитие экономических, политических, правовых, информационных, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других стран. Подобная функция призвана решать проблему интеграции России в мировую систему, международного разделения труда, обмена технологиями, товарами, финансовыми связями и т.п.

Внешняя деятельность государств, в том числе и Российской Федерации, в современных условиях будет эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на международно-правовыхактах с общеобязательным учетом национальных, социальноэкономических, культурных и иных особенностей и интересов всех народов, входящих в мировое сообщество (см. схему 9).

Наши рекомендации