Отдельное внимание следует обратить на одно понятие, которое очень тесно связано с правовым обычаем - «общепризнанные принципы и нормы международного права».
Многие принципы и нормы международного права закреплены именно в форме международных обычаев.
Понятие «общепризнанные принципы и нормы» имеет исключительно международно-правовую природу. Нужно отметить, что доктрина международного права не придерживается жесткого подхода и трактует их как нормы, которые официально признаны всеми или почти всеми государствами в качестве общеобязательных. При этом обычная норма может стать нормой общего международного права в результате признания ее не всеми, а достаточно представительным большинством государств.
К дефиниции «общепризнанные принципы и нормы» есть несколько научных подходов. К примеру, Г.И. Тункин охватывает понятием обычая все неписаное право, то есть обычая в собственном смысле и общие принципы права. Это связано с тем, что, если общие принципы права могут быть признаны и без международной практики, то нормы международного обычного права создаются только ею. И.И. Лукашук считает, что «общие принципы права не представляют собой какого-то особого источника международного права. Они включаются в международное право и обладают статусом обычных норм в результате признания их как таковых».
Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года оставила вопрос о роли международных обычаев в правовой системе государства открытым.
Следует отметить, что, согласно пункту 2 статьи 4 Конституции РК, Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики.
Статья 4 и статья 8 Конституции Республики Казахстан определяют место международно-правовых обычаев в правовой системе Казахстана [7].
В частности, пункт 1 статьи 4 определяет, что «Действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики».
С. Ж. Айдарбаев полагает, что формулировка «иные обязательства Республики» может подразумевать только международные обычаи, ибо политические обязательства государства никак нельзя отнести к категории действующего права [8, с. 59].
Статья 8 Конституции Республики гласит, что «Республика Казахстан уважает принципы и нормы международного права, проводит политику сотрудничества и добрососедских отношений между государствами, их равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного разрешения международных споров, отказывается от применения первой вооруженной силы».
Как уже отмечалось выше, под «общепризнанными принципами и нормами международного права» законодатель имеет в виду именно нормы международного права, закрепленные в форме международного обычая. Среди таких норм отдельно выделены принципы ввиду их особой значимости. Тем не менее ст. 8 Конституции Республики Казахстан не определяет возможность применения международно-правового обычая на практике. Так, в данной статье не определено место общепризнанных принципов и норм в правовой системе Казахстана, а именно их соотношение с внутригосударственными нормами.
В рассматриваемом контексте примечательна статья 8 Конституции Республики Беларусь, которая гласит, что «Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства».
Международный суд ООН неоднократно выражал мнение, что универсальные принципы и нормы международного права, как правило, существуют и действуют в качестве принципов и норм общего международного обычного права. В решении по делу о Никарагуа Международный Суд исходил из того, что общепризнанные принципы международного права, провозглашенные в Декларации принципов МП 1970 г., есть не что иное, как обычные нормы международного права [9].
Таким образом, под общепризнанными принципами и нормами международного права следует понимать общеобязательные правила поведения, признаваемые большинством государств, основным источником которых является международный акт.
В соответствии же с пунктом 3 статьи 4 Конституции «Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед её законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона». Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 74 Конституции, а также пункту 3 статьи 12 Закона Республики Казахстан «О международных договорах Республики Казахстан» от 30 мая 2005 г. «Международные договоры, признанные не соответствующими Конституции Республики Казахстан, не могут быть ратифицированы» [10].
Отсылки к международным обычаям содержатся в ряде действующих нормативных правовых актов Республики Казахстан.
Гражданский кодекс Республики Казахстан содержит норму, определяющую право, подлежащего применению к гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом. Пункт 1 статьи 1084 ГК РК гласит, что «Право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо осложнённым иным иностранным элементом, определяется на основании настоящего Кодекса, иных законодательных актов, международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан и признаваемых международных обычаев» [11].
Далее, согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 692 Кодекса РК об административных правонарушениях от 30 января 2001 г., «В соответствии с законодательством Республики Казахстан и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, иммунитетом от административной ответственности в судебном порядке в Республике Казахстан пользуются главы, члены и персонал представительств иностранных государств в международных организациях, должностные лица этих организаций, находящиеся на территории Республики Казахстан, на основе международных договоров или общепризнанных международных обычаев» [12].
Кроме того, в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 501 Уголовно-процессуального кодекса РК от 13 декабря 1997 г., «В соответствии с законодательством Республики Казахстан и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, иммунитетом от уголовного преследования в Республике Казахстан пользуются среди прочих главы, члены и персонал представительств иностранных государств в международных организациях, должностные лица этих организаций, находящиеся на территории Республики Казахстан, на основе международных договоров или общепризнанных международных актов» [13].
Таким образом, в Республике Казахстан складывается двойственная ситуация в сфере международных актов. С одной стороны, международный обычай не регламентирован в качестве составляющей действующего права Республики Казахстан Конституцией Республики Казахстан. С другой стороны, в соответствии с международными обязательствами Республики Казахстан международный обычай имплементирован в ряд действующих нормативных правовых актов Республики Казахстан. Нам представляется, что указанное противоречие будет устранено в рамках Концепции правовой политики РК на период с 2010 до 2020 года, направленной на «. развитие и дальнейшее совершенствование законодательства, в том числе в контексте его гармонизации с международными обязательствами и стандартами» [14].