Поиск сторонней, внешней информации.
С целью такого поиска на всех трех уровнях созданы специальные структуры. [19]
Ключевым критерием отнесения того или иного противоправного деяния к разряду экономических преступлений является объект посягательства. Такие преступления наносят ущерб экономике государства в целом или отдельным секторам экономики, а также предпринимательской деятельности. Среди наиболее существенных негативных последствий уклонения от уплаты налогов следует выделить следующие:
а) недополучение казной налоговых сборов приводит к сокращению
доходной части государственного бюджета и росту его дефицита;
б) неуплата отдельными предприятиями налоговых обязательств в
полном объеме ставит субъекты хозяйственной деятельности в неравное
положение и искажает истинную картину рыночной экономики;
в) нарушается принцип социальной справедливости, поскольку возни
кает дополнительное налоговое бремя для того, кто исправно выполняет
свои налоговые обязательства.
В Японииответственность за налоговые преступления предусмотрена в многочисленных актах так называемого уголовно-административного законодательства - Законе о взимании государственных налогов 1959 года, Законе о подоходном налоге 1947 года, Законе о налоге с юридических лиц 1947 года. [18]
Полномочия органов контроля:
1) право на получение информации.Налоговая администрация может потребовать от любого лица, чтобы она ему предоставила любую справку или подготовила любой документ, относящийся к налоговому законодательству. Сведения, собранные в этом случае могут быть использованы для налогообложения и проверки любых услуг либо физического или юридического лица, или третьей стороной этого лица.
Использование права на получение информации не должно позволить никоим образом осуществлять критический анализ бухгалтерского учета. Операции сбора информации должны иметь точечный характер и ограничиваться выпиской бухгалтерских бумаг или копией с документов. Такое определение права часто не эквивалентно в различных странах. В Японии право существует в отношении должников и осуществляется в письменном виде.
2) право проверки.Право проверки можно определить как возможность для администрации проверять существование и точность заявленных элементов, начиная с бухгалтерских данных и уточняющих документов, хранящихся налогоплательщиком.
· процедура, специфичная для контроля физических лиц не обобщена, даже если методы контроля над доходами широко распространены (баланс, свободные оборотные средства, баланс наличных);
· отсутствует ограничение срока контроля на месте
· срок оговаривается в случае мошеннического поведения, способного быть прерванным отправлением уведомления о проверке;
3) право визита и конфискации.Эта процедура является процедурой неожиданного контроля, проводимой специализированными агентами. Эти обыски осуществляются по просьбе налоговых органов при наличии разрешения судебной власти агентами администрации, которые должны проникнуть в торговые и частные помещения. Во время обыска агенты соберут информацию и документы, способные доказать рассматриваемое мошенничество: тайная деятельность; сокрытие доходов; фиктивная деятельность и передача доходов; подлог в налоговой льготе; мошенничество. [19]
Налоговый контроль включает в себя следующие стадии: -регистрация и учет налогоплательщиков; -прием налоговой отчетности; -осуществление камеральных проверок; -начисление платежей к уплате; -контроль за своевременной уплатой начисленных сумм; -проведение выездных налоговых проверок; -контроль за реализацией материалов проверок и уплатой начисленных финансовых санкций и административных штрафов. С учетом всего сказанного можно сделать вывод о том, что налоговый контроль как одна из функций государственного управления представляет собой систему наблюдения за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков с целью ее оптимизации для качественного исполнения налогового законодательства.
Система декларирования в Японии внедрялась с большим трудом в послевоенные годы под влиянием налоговой системы США. По признанию самих японцев, за прошедшее время декларирование достаточно прочно внедрилось в сознание налогоплательщиков . После проведения налоговой реформы для Японии стало актуальным, чтобы налогоплательщики осознавали ответственность за наполнение бюджета, обладали знаниями налогового законодательства, а также навыками бухгалтерского учета. В Японии действует примерно такой же порядок подачи декларации и документальной проверки правильности исчисления и уплаты налогов, как и в России. До 1947 г. в Японии о самостоятельном отчете перед государством и речи не было - применялась система официальной оценки налоговых сумм. Так, физические лица в Японии отчитываются сразу по окончании года (японцы - с 15 февраля по 15 марта, россияне - с 1 января по 1 апреля). В Японии сложилась система 'синих' деклараций, которые, как лакмусовая бумажка, отражают степень доверия налоговых властей к исправным плательщикам взносов в бюджет. [19]
Обладание правом заполнять синие бланки налагает на них особую ответственность, но, с другой стороны, дает определенные льготы по сравнению с другими декларантами.
Ответственность заключается в ведении бухгалтерских книг и постоянных бухгалтерских счетов, соответствующих определенным стандартам. Таким видом доверия у налоговых органов пользуются в настоящее время 50% налогоплательщиков - физических и юридических лиц.
Методы проверки, имеющиеся в арсенале налоговых органов Японии, различны в зависимости от типа и масштаба контролируемого бизнеса. Они могут проводиться как по месту нахождения налогоплательщика, так и на территории налогового органа.
Проверкам подвергаются, как правило, крупные корпорации или лица, ведущие роскошный образ жизни, не соответствующий их официальным доходам. В случае возникновения обоснованных подозрений в уклонении от уплаты налога или сокрытии части дохода проводится проверочное расследование обстоятельств нарушения налогового законодательства. При установлении фактов, указывающих на признаки налогового преступления, проводится уголовно-процессуальное расследование дела следователем налогового управления с разрешения суда.
Налоговые следователи работают в каждом налоговом управлении и в своей деятельности подконтрольны и подотчетны руководителям налоговых органов.
Прокурор не наделен правом процессуального контроля деятельности налоговых следователей.
Наряду с довольно жесткой системой налогового контроля, законодательством Японии созданы эффективные механизмы защиты законных интересов налогоплательщиков.
Установлены две формы обжалования решений и действий налоговых органов: служебный и судебный.
Первичное обращение налогоплательщика с жалобой в налоговый орган в порядке служебной защиты своих прав называется требованием для пересмотра. Срок подачи такого требования - два месяца после принятия первичного решения по делу.
Проверку законности и обоснованности оспариваемого решения (действия) обязано проводить должностное лицо, не участвующее в принятии первичного решения по делу, либо штатный проверяющий (есть такая должность в крупных управлениях). Если налогоплательщика не удовлетворяет решение, принятое по его требованию для пересмотра, он вправе обратиться в вышестоящий налоговый орган или в суд с требованием расследования, которое может быть подано в вышестоящий налоговый орган в течение месяца после получения решения по его требованию для пересмотра или в Национальный налоговый суд в течение двух месяцев, считая с этой же даты.
Налогоплательщик вправе обжаловать решение налогового суда в обычном гражданском суде.
Предельный срок налоговой проверки не определен в налоговом законодательстве Японии. Закон о налогообложении не предусматривает какого-либо временного ограничения продолжительности ревизии.
В соответствии с проектом закона налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года более одной выездной налоговой проверкиналогоплательщика.
Как ограничение периодичности налоговых проверок, так и установление предельного срока проведения налоговой проверки выступают гарантией от чрезмерного вмешательства налогового органа в хозяйственную деятельность налогоплательщика. [15]