Пользование библиотечными каталогами
Библиотека любого вуза располагает необходимым книжно-журнальным фондом по профилю учебного вуза. Обычно библиотечный фонд отражен в двух каталогах: систематическом и алфавитном. Каталог помогает найти необходимую книгу, подобрать по теме нужную литературу.
Библиотечные каталоги создаются в карточной форме: описание книг дается на отдельных карточках, которые размещаются в специальных ящиках.
В алфавитном каталоге легко можно найти необходимую книгу, зная ее автора. Карточки в этом каталоге располагаются независимо от содержания книг в едином алфавите фамилий авторов или заглавий книг.
В том случае, когда надо подобрать литературу по интересующему вопросу и узнать, какие материалы по данной проблеме имеются в библиотеке, нужно обратиться к систематическому каталогу. В каждом из делений систематического каталога объединены описания книг по темам различных отраслей науки, техники, искусства и литературы.
Порядок, принятый в систематическом каталоге закреплен их индексами (буквами или цифрами), размещенными в левом верхнем углу карточки. Названный индекс является указателем местонахождения книг на полке. Поэтому, разыскав карточку с нужным наименованием книги, надо выписать на листок бумаги индекс книги и сообщить его библиотекарю для последующего отыскания в книгохранилище.
Необходимые материалы, помещенные в. журналах, газетах и сборниках, нужно искать в картотеке журнальных и газетные статей. Карточки, здесь сгруппированы по отраслям науки.
Таким образом, чтобы быстро, с наименьшей затратой времени найти необходимую литературу, необходимо самостоятельно ориентироваться в библиотечных каталогах.
Обратите внимание, что современный библиотечный каталог имеет и удобную электронную форму, на которую можно выйти с сайта института. Поиск осуществляется по различным разделам и параметрам.
В самостоятельной работе курсантов, кроме указанных каталогов, можно использовать и иную справочную литературу: энциклопедии, словари, библиографические указатели, справочники по различным отраслям знаний, электронные поисковые системы («Консультант плюс» и др.).
Во всех случаях возникновения затруднений при подборе литературы следует обратиться к библиотекарям.
Методические рекомендации к подготовке конспекта учебного и научного текста
Конспектирование относится к числу наиболее важных общеучебных умений. На него опирается весь учебный процесс, так как курсантам постоянно приходится использовать для подготовки к занятиям конспектирование лекций преподавателя, учебного параграфа или дополнительной литературы.
Конспект нужен для того, чтобы:
- научиться перерабатывать любую информацию, придавая ей иной вид, тип, форму;
- выделить в письменном или устном тексте самое необходимое и нужное для решения учебной или научной задачи;
- создать модель проблемы (понятийную или структурную);
- упростить запоминание текста, облегчить овладение специальными терминами;
В сужении, предельном сокращении, свертывании информации заключен главный смысл конспекта. Не зря в словарях не разночтений. Почти везде конспект определяется как краткое изложение, краткая запись.
Не любую краткую запись можно назвать конспектом Понятие конспект подразумевает объединение плана, выписок, тезисовили, по крайней мере, двух любых этих форм.
Главное требование к конспекту - запись должна быть систематической, логической, связной. Это - одно из основных требований, предъявляемых к конспекту по существу. Выписки с отдельными пунктами плана, если в целом они не отражают логики произведения, если между отдельными частями записи нет смысловой связи, - это не конспект.
Конспектом, написанным одним человеком, могут пользоваться другие – он более универсален, чем иные виды записей. По той же причине к правильно составленному конспекту можно с успехом обратиться через несколько лет после его подготовки. Одним словом, конспект – наиболее универсальный вид записей по сравнению с другими формами.
Особенности составления конспектов:
1) Беглый просмотр с целью определить полноту раскрытия темы; определение характера текста (теоретический или эмпирический, т.е. основанный на опыте); выявление степени сложности по наличию новых или непонятных терминов-понятий. Такое предварительное знакомство с текстом, а также учет собственных задач помогает осознанно выбрать вид конспектирования.
2) Научно-исследовательская работа по переработке информации. Все начинается с повторного чтения и анализа. Анализ позволяет разделить текст на части, отделить одно положение от другого и выделить нужное.
3)Выделение главных мыслей текста – тезисов. Тезисом в зависимости от задач конспектирования может быть: понятие или категория и их определения, закон и его формулировка, факты и события и доказательства их истинности и т.д. Эти ведущие, главные позициимогут выписываться либо в технике цитирования, либо в произвольном стиле, своими словами. Цитировать принято в следующих случаях: для точной передачи мысли; для последующей ссылки на автора; для иллюстрации стиля мышления автора. Насколько часто можно цитировать в конспекте – вопрос открытый. По необходимости, но не очень много (исключение составляют текстуальные или цитатные конспекты).
Прежде всего, составляя конспект, обычно стремятся к форме связного пересказа, но делают это не в ущерб другим, более важным качествам конспекта – ясности и краткости. И тут важно заметить, что связующим звеном при составлении конспекта должна быть внутренняя логика изложения, которую не следует заменять пространными словесными переходами.
С другой стороны, конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но и факты, доказательства, примеры. Ведь утверждение, не подкрепленное фактом или примером, не будет убедительным и труднее запомнится.
Поэтому при составлении конспекта записывают не только основные положения. Не следует также избегать повторений, если они по-другому подводят к вопросу или дополнительно, более выразительно освещают его.
На страницах вашей записи может быть отражено отношение составителя к материалу. Но при этом следует организовать текст так, чтобы можно было впоследствии легко разобраться, где авторская, а где ваша личная трактовка вопроса.
Конспекты условно можно разделить на четыре типа:плановые, текстуальные (из цитат), свободные, тематические.
Плановый конспектлегко получить с помощью предварительно сделанного плана произведения. При этом план или специально составляется для написания конспекта, или используется ранее составленный в качестве самостоятельной записи.
Каждомувопросу плана в такой записи отвечает определенная часть конспекта. Однако там, где пункт плана не требует дополнений и разъяснений, он не сопровождается текстом. Это одна из особенностей стройного, ясного и короткого плана-конспекта.
При наличии навыка плановый конспект составляют достаточно быстро, он краток, прост и ясен по своей форме. Эти преимущества делают его незаменимым при быстрой подготовке доклада, выступления. Качество такого конспекта порой целиком зависит от качества плана, от того, насколько пункты плана будут не только раскрывать содержание, но и дополнять его по существу.
Однако работать с таким конспектом, если пройдет много времени с момента его написания, достаточно затруднительно, т. к. по нему не всегда легко удается восстановить в памяти содержание источников. Существенную помощь здесь могут оказать вкладные листки или отметки в книге, сделанные в процессе чтения.
Самый простой конспект – схематический плановый конспект -составляется в виде ответов на пункты плана, сформулированные в вопросительной форме. В процессе подготовки, а иногда и при последующей переделке плановый конспект может отразить логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений.
Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном, из отрывков подлинника – цитат. Текстуальные выписки могут быть связаны между собой цепью логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора. Текстуальный конспект– прекрасный источник дословных высказываний автора, а также приводимых им фактов. Текстуальные конспекты целесообразно применять при изучении научных трудов, литературной критики. Легко догадаться, что текстуальный конспект в большинстве случаев – пособие, используемое длительное время.
Хотя при создании текстуального конспекта и требуется определенное умение быстро и правильно выбирать основные цитаты (умение делать выписки), этот тип конспекта не является трудносоставимым, если оценивать его по той работе, которая затрачивается на написание его.
Существенный недостаток текстуального конспекта заключается в том, что он не активизирует внимание и память. Бывает так, что учащийся или курсант написал конспект, а материала глубоко не проанализировал, не запомнил содержания произведения, не усвоил его. Ему помешало автоматическое переписывание цитат.
Свободный конспект. Иногда текстуальный конспект при последующей разработке его или даже в процессе создания «переходит» в свободный конспект. Своеобразие свободного конспекта заключается в том, сто он представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов; часть его текста может быть снабжена планом.
Свободный конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения, для чего необходимы глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов. Можно сказать, что свободный конспект, пожалуй, наиболее полноценный вид конспекта. Он в высшей степени способствует лучшему усвоению материала. Здесь вы на деле можете продемонстрировать свое умение активно использовать все типы записей: планы, тезисы, выписки. Забота тут одна – понять, осмыслить, записать четко, логично. Над свободным конспектом приходится много работать – его не так-то легко составить.
Тематический конспектдает более или менее исчерпывающий ответ (в зависимости от числа привлеченных источников и другого материала, скажем, своих же записей) на поставленный вопрос-тему. Поэтому он получил название тематического. Специфика этого конспекта в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду источников, он может не отображать содержания каждого из используемых произведений в целом.
Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос.
Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников.
Надо отметить возможность использования так называемого обзорного тематического конспекта. В этом случае составляется тематический обзор на определенную тему, с использованием одного или чаще нескольких источников.
К обзорному тематическому конспекту можно отнести и хронологический конспект. Как говорит само название, основное, чему посвящена вся запись, это становление хронологической последовательности событий на фоне отражения самих событий. В отличие от обзорного конспекта на эту же тему, хронологический конспект значительно более краткий.
Несколько советов по организации текста конспекта
Составление конспектов требует не это не только логики изложения, но и умелой организации текста, которая влияет и на содержание записи, и на удобство пользования ею. С некоторыми приемами вы уже познакомились на предыдущем уроке. Что касается конспектирования как вида записи, то в его процессе целесообразно использовать различные сигнальные знаки, увеличивающие информативность сжатого конспекта: стрелки, подчеркивания, линии выделение в рамку, восклицательный и вопросительный знаки, знак PS, означающий послесловие, т.е. написанное после, приписанное и т.д. Каждый может иметь свою систему знаков, с помощью которых оценивается информация не словесным, а условно символическим способом.
Сокращению конспекта, свертыванию информации способствуют также использование аббревиатур, т.е. сокращенных слов и словосочетаний, использование вместо слов знаков. Например, вместо слов «равенство», «подобие», «сходство», можно использовать знак равенства «=», вместо слов «больше, меньше» - математические знаки «<,> » и т. д.
Таким образом,в результате особой техники переработки конспектируемого текста создается новый документ с новой логикой изложения содержания, с новыми связями, новой формой предъявления информации. Это и есть конспект.
Глоссарий
Абсолютная монархия - разновидность монархической формы правления, при которой вся власть: законодательная, исполнительная, судебная, а также духовная (религиозная) сосредоточена в руках монарха.
Авторитаризм (от лат. autoritas – власть) – разновидность антидемократического политического режима. Характеризуется сосредоточением всей государственной власти в руках одного лица или органа, отсутствием или ущемлением основных политических свобод (слова, печати), подавлением политической оппозиции. Обычно сочетается с личной диктатурой.
Административное правонарушение - противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Алименты – средства на содержание каких-либо членов семьи (детей, родителей и т.д.).
Амнистия - (гр. amnestia – забвение, прощение) – освобождение от наказания лиц, совершивших преступления, либо замена этим лицам назначенного судом наказания на более мягкое. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. А. также может предусматривать снятие судимости с лиц, ранее отбывших наказание. В Российской Федерации А. объявляется Государственной Думой Федерального Собрания в отношении индивидуально не определенного круга лиц.
Аналогия закона – это применение к общественным отношениям прямо не урегулированным действующим законодательством правовых норм, регулирующих сходные отношения.
Аналогия права – это применение права, исходя из общих его общих начал (принципов) и его общего смысла.
Апатрид – лицо без гражданства.
Атмосферный воздух – жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.
Бикамерализм – создание двух палат в парламенте государства.
Бипатрид – лицо, имеющее двойное гражданство (гражданство двух государств).
Бланкетный способ изложения правовой нормы – способ изложения правовой нормы, при котором элементы правовой нормы содержаться в различных нормативных правовых актах.
Брак– добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключенный в органах загс с соблюдением определённых правил с целью создания семьи.
Брачный договор – соглашение между супругами или лицами, вступающими в брак, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке или в случае его расторжения.
Верховенство закона –правовая доктрина, согласно которой никто не выше закона, все равны перед законом, и никто не может быть наказан государством иначе как за нарушение закона и в установленном законом порядке.
Вето – отклонение верхней палатой или главой государства закона, принятого соответственно нижней палатой или парламентом.
Вещи –предметы материального мира.
Вина – это психическое отношение субъекта правонарушения к совершенному деянию и его результатам.
Вменяемость –способность отдавать отчет в своих действиях и руководить ими.
Внешние функции государства -основные направления его деятельности, посредством которых решаются межгосударственные проблемы затрагивающие границу государства, либо за ее пределами.
Внутренний трудовой распорядок – установленные администрацией по согласованию с профсоюзным органом правила поведения и действий сотрудников на работе и службе.
Внутренние функции государства -это основные направления деятельности государства по управлению жизнью общества.
Вождество –форма племенной организации в эпоху разложения первобытнообщинного строя. Управление племенем или союзом племен осуществляется родоплеменной или военной верхушкой во главе с наследственными вождями.
Время отдыха – время, в течение которого работник свободен от выполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
Выборы– форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.
Гарантии прав личности -это система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод.
Гипотеза нормы права - это структурный элемент нормы права, указывающий на условия ее реализации.
Глава государства - человек или орган государственной власти, обладающий исключительным правом представлять государство внутри страны и в международных отношениях.
Государственная власть – это право и возможность государства и его органов распоряжаться жизнедеятельностью общества, его граждан и их объединений, направлять и контролировать, подчинять своей воле.
Государственное принуждение – это комплекс мер, а также деятельность уполномоченных государственных органов по принуждению лица к исполнению лежащей на нем обязанности.
Государственный орган – это составной элемент механизма государства, имеющий в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению определенной сферой общественной жизни и взаимодействующая с другими элементами государственного механизма, образующими единое целое.
Государственный режим – совокупность способов и методов осуществления политической власти с учетом особенностей конкретного государства.
Государственный суверенитет – свойство государства, предполагающее его независимость во внутренней и внешней политике.
Государство – это универсальная политическая организация в обществе, обусловленная его социальной асимметрией и необходимостью выполнения общих интересов, обладающая особой публичной властью и специализированным аппаратом управления и принуждения.
Государство унитарное –форма государственного устройства, при котором его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования.
Гражданско-правовая ответственность– это обязанность правонарушителя претерпевать неблагоприятные имущественные последствия совершенного им гражданского правонарушения, выразившегося в нарушении норм объективного гражданского права и (или) в нарушении субъективных гражданских прав субъектов гражданских правоотношений.
Гражданско-правовое обязательство – это такое правоотношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и тому подобное либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанностей.
Гражданство -устойчивая политико-правовая связь человека и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.
Дееспособность – способность лица своими действиями осуществлять принадлежащие ему субъективные права и юридические обязанности.
Дееспособность неполная -дееспособность, при обладании которой гражданин вправе своими действиями осуществлять не любые правомерные действия, а лишь некоторые, прямо указанные в законе. Неполной дееспособностью обладают несовершеннолетние лица, объем полномочий которых прямо зависит от их возраста. Гражданское законодательство различает две группы таких лиц: а) несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; б) малолетние в возрасте до 14 лет.
Действия – юридические факты, как порождение волевого поведения людей.
Деликтоспособность – способность лица самостоятельно нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.
Демократическое государство -государство, организация и деятельность которого направлена на признание и обеспечение суверенитета (полновластия) народа, прав и свобод человека и гражданина.
Дисквалификация – лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Диспозитивный метод правового регулирования – это дозволительный, разрешительный метод, предполагающий равенство участников правоотношений, отсутствие между ними отношений власти и подчинения.
Диспозиция правовой нормы – это структурный элемент правовой нормы, содержащий само правило поведения.
Дисциплина труда – это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенное в соответствии с ТК, иными федеральными законами, коллективными договорами, локальными нормативными актами, трудовыми договорами.
Договор с нормативным содержанием – соглашение двух или более субъектов, содержащее общеобязательные юридические нормы, адресованные неопределенному кругу лиц.
Дозволение -это выражающийся посредством юридических норм способ правового регулирования, заключающийся в предоставлении субъекту в очерченных законом рамках свободы выбора варианта поведения, стимулирующий его правовую активность, творческие и созидательные качества, способствующий наиболее полному удовлетворению интересов личности, общества и государства.
Естественные экологические системы – объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые и неживые элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией.
Животный мир – совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.
Закон -акт высшего органа государственной власти, принимаемый в особом порядке и регулирующий основные, наиболее важные общественные отношения.
Законный режим имущества супругов – режим их общей совместной собственности, т.е. бездолевое владение, пользование и распоряжение имуществом только непосредственно ими, без какого-либо вмешательства третьих лиц.
Забастовка – способ разрешения коллективного трудового спора, организуемый работниками, в случае если примирительные процедуры не привели к его разрешению или если работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.
Законность – это строгое и неукоснительное соблюдение, исполнение и применение правовых норм, а также надлежащее использование предусмотренных в них прав (свобод) гражданами и иными субъектами права.
Законодательная инициатива -стадия законодательного процесса, состоящая в вынесении на рассмотрение органом законодательной власти законопроекта или законодательного предложения по принятию, изменению или отмене закона. Круг лиц, обладающих правом законодательной инициативы, определяется национальным законодательством, при этом внесение предложения в законодательное учреждение таковым субъектом влечёт за собой обязанность рассмотреть данное предложение в соответствии с установленной процедурой.
Законотворчество -деятельность представительного (законодательного) органа государственной власти, связанную с выявлением потребности в законодательном регулировании, разработкой и принятием нормативного правового акта. Особенности законотворчества в том, что оно: а) связано с принятием особого вида правового акта - закона; б) осуществляется высшими представительными органами власти; в) должно строго соответствовать установленным законом процедурам.
Заработная плата – вознаграждение, которое своевременно и в полном объёме обязан выплачивать работодатель работнику за его труд, установленное трудовым договором, но не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда.
Императивный метод правового регулирования - это метод обязывания, предполагающий субординацию между участниками правоотношений.
Инкорпорация - это способ систематизации действующих нормативных правовых актов путем объединения в сборники или собрания правовых актов в хронологическом, алфавитном или ином порядке.
Инкорпорация официальная -осуществляется от имени и по поручению либо санкции правотворческого органа, который утверждает, либо иным способом официально одобряет подготовленное собрание законодательства.
Инкорпорация неофициальная -осуществляется ведомствами, организациями, государством либо частными отдельными лицами, но не имеющими специально предоставленных правотворческим органом полномочий издавать собрание законодательства и осуществляющая по собственной инициативе.
Институт права – это устойчивая, сравнительно небольшая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений.
Исковая давность – срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Исполнение права – форма реализации обязывающих норм субъектом, осуществляющим возложенные на него юридические обязанности.
Использование права – такая форма реализации права, при которой субъект использует возможности, предоставляемые ему юридической нормой, т.е. осуществляет свои права.
Испытательный срок – определённый законом временной промежуток, установленный работнику в целях проверки его соответствия поручаемой работе.
Источник права – это способ выражения и закрепления правовой нормы в зависимости от ее происхождения.
Кодификация – форма систематизации нормативных правовых актов, при которой происходит коренная переработка нормативного материала, объединение его в новые, единые, внутренне систематизированные нормативные правовые акты.
Коллективный договор – соглашение, заключённое между администрацией предприятия и трудовым коллективом об условиях оплаты труда, порядке предоставления отпусков, условиях труда и т.п.
Коллизия правовых норм – расхождение содержания двух или более действующих правовых норм по одному и тому же вопросу.
Компетенция государственного органа – совокупность прав и обязанностей государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица, закрепленная нормативными правовыми актами.
Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Конституция - основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и устанавливающий основные принципы государственного строя, закрепляющий основы правового положения человека и гражданина, систему и полномочия органов государственной власти.
Континентальный шельф Российской Федерации – морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.
Конфедерация –союз суверенных государств для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих собственных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий.
Легальность власти –политический порядок, опирающийся на законное право, подкрепленное соответствующими рационально-оправданными санкциями.
Локаут – увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или забастовке.
Легитимность власти -признание обществом данной власти и ее права на управление.
Личные правоотношения супругов – это закрепленные нормами семейного права отношения, возникшие между супругами после регистрации ими брака и направленные на юридическое закрепление их неимущественных прав и обязанностей.
Лишение родительских прав – мера наказания родителей за виновное поведение, в случае с уклонения от выполнения родительских обязанностей отказа забрать ребёнка из роддома, больницы, жестокого обращения с детьми и т.п.
Материальное право – совокупность правовых норм, которые обеспечивают регулятивные и охранительные функции права.
Местное самоуправление -государственное разрешение населению решать некоторые вопросы местного значения, с учетом интересов всех жителей местной территории
Метод правового регулирования – это приемы, способы юридического воздействия на общественные отношения.
Механизм государства – система специальных органов, учреждений и методов, посредством которых осуществляется государственное управление обществом.
Механизм правового регулирования – это система правовых средств, посредством которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общество.
Монархия -форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу - монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану и т. д.) и, как правило, передаётся по наследству.
Монархия абсолютная -монархия, предполагающая неограниченную власть монарха.
Монархия дуалистическая -вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений.
Монархия ограниченная -монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией, неписаным правом или традициями.
Монархия парламентарная -вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию.
Невменяемость – состояние, в котором лицо не может осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики. Н. в момент во время совершения общественно опасного деяния является обстоятельством, исключающим уголовную ответственность лица.
Недра– часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Необходимая оборона – одно из обстоятельств, исключающих преступность деяния. В состоянии Н.о. насильственные действия предпринимаются в отношении лица, совершившего опасное посягательство на правоохраняемые интересы, для пресечения этого посягательства.
Неосторожность – как форма вины, бывает двух видов: 1) самонадеянность – лицо предвидит общественно вредные последствия своего поведения, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их; 2) небрежность – лицо не предвидит общественно вредных последствий своего поведения, но может и должно их предвидеть.
Народный суверенитет –это право народа на самоопределение, свободное установление политического статуса.
Норма права – это общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспеченное силой государственного принуждения.
Норма-дефиниция – норма права, содержащая определения юридических категорий, понятий.
Норма морали -правила поведения, выработанные обществом в форме представлений о добре и зле, чести и достоинстве, справедливости и несправедливости.
Норма религиозная -разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Назначением религии является выработка «смыслов», позволяющих человеку так или иначе освоиться и определить свое место в том мире, в котором он живет. Религия, с этой точки зрения выступает мерилом «хорошего» поведения.
Норма социальная -общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и групп.
Норма техническая - это правила обращения с объектами предметного, материально-вещественного мира.
Нормативное регулирование -особая форма деятельности общества, направленная на создание, реализацию и обеспечение различного рода общих правил (норм) поведения людей, с целью упорядочения их отношений и достижения стабильности в обществе.
Нормативный правовой акт – это письменный, официальный документ, принятый в определенной законом форме и процедуре, направленный на возникновение, изменение или отмену обязательных правовых предписаний, рассчитанный на многократное применение, длительное существование, регулирование общественных отношений, нуждающихся в государственно-организационном воздействии.
Нормотворчество -научная и организационная деятельность по подготовке, экспертизе, изменению, дополнению, принятию (изданию) либо отмене официальных источников права.
Ограничение в родительских правах – отобрание ребёнка у родителей, если оставление ребёнка с родителями опасно для него по независящим от них обстоятельствам либо если не установлены достаточные основания для лишения родителей родительских прав.
Обряд –совокупность условных, традиционных действий, лишённых непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определённых социальных отношений, формой их наглядного выражения и з