Сведений о лице (лицах), совершившем выявленную серию хищений чужого имущества, недостаточно для его индивидуализации
Данная следственная ситуация, возникающая по соединенным уголовным делам о хищениях чужого имущества наиболее характерна.
При соединении уголовных дел о нераскрытых хищениях чужого имущества, серийный характер которых выявлен, возникает следственная ситуация, характеризующая обстановку и условия расследования совокупности криминалистически тождественных друг другу преступлений. В этом ее основное отличие от следственных ситуаций, складывающихся при производстве расследования по одному факту. В основании общей следственной ситуации по делу о серии хищений чужого имущества лежит сумма следственных ситуаций, характеризующих каждое аналогичное деяние серии в отдельности. И в тоже время каждая отдельная следственная ситуация приносит что-то новое в общий объем информации по делу.
Анализ общей следственной ситуации происходит путем изучения материалов соединенных уголовных дел с целью выявления, уточнения и уяснения всех имеющихся сведений. Однако если этих сведений не хватает для индивидуализации преступника, то возникает закономерный вопрос: зачем прилагать столько усилий для выявления серийных преступлений, если при их соединении фактический объем сведений об особенностях личности неизвестного преступника или членов преступной группы не увеличивается?
Данное соединение дел дает возможность систематизировать и обобщить все имеющиеся сведения о лицах, совершивших хищение чужого имущества, и о похищенных ими ценностях, что в свою очередь позволит следователю путем анализа сведений, взятых в их совокупности, уточнить и детализировать отдельные обстоятельства расследуемых преступлений. К таким обстоятельствам можно отнести:
1. Пространственно – временные границы (рамки) выявленной серии: район преступной деятельности (изучение существующих в нем коммуникаций позволяет выдвинуть предположение о маршрутах передвижения преступников, местах возможного совершения нового хищения чужого имущества, что даст возможность своевременно ориентировать силы уголовного розыска, участковых инспекторов, нарядов патрульно-постовой службы и ГИБДД); время появления преступников в городе (время совершения нескольких хищений чужого имущества можно увязать с графиком прибытия транспорта – при проверки версии о совершения преступлений не жителями данного населенного пункта); каналы (места) сбыта похищенного – вещевые, промтоварные, иные рынки и т.п.; даты совершения всех известных преступлений серии хищений чужого имущества; дни недели и часы совершения серийных хищений чужого имущества; временной ритм преступлений (интенсивность).
2. Особенности способа совершения хищения чужого имущества: последовательность и образ действий преступника по приготовлению, совершению и сокрытию серийных хищений чужого имущества; определенные навыки и привычки преступника, проявившиеся в способе совершения аналогичных преступлений; факт использования транспортного средства при совершении каждого серийного хищения чужого имущества; факт использования одних и тех же орудий преступления (орудия взлома, огнестрельное или холодное оружие и т.п.).
Характеристика предметов преступного посягательства и особенности личности потерпевших (особенности предприятия, учреждения и т.д.): наименование, индивидуализирующие признаки, количество похищенного имущества; специфические предметы преступления, имеющие ценность для определенной категории лиц или имеющие ограниченные места сбыта; сходные черты поведения потерпевших и иные признаки, объединяющие их (доверчивость, наличие крупной суммы денег при себе, возраст, беззаботность и т.п.); сходные проблемы охраны имущества на предприятиях, организациях, в учреждениях либо работа этих объектов с определенными предметами.
3. Совокупность имеющихся доказательств преступления – материальных (следы и выводы по ним соответствующих экспертиз) и идеальных (показания потерпевших и свидетелей хищения чужого имущества): признаки внешности преступников, способы совершения преступления, численность преступной группы; лица, которые могут быть проверены на причастность к совершению ряда эпизодов преступной деятельности.
После выявления всех перечисленных обстоятельств следователь совместно с оперативным сотрудником ОУР должны попытаться построить психологический портрет каждого предполагаемого преступника и выделить на его основе розыскные признаки, необходимые для его поиска.
Психологический портрет разыскиваемого преступника, будучи одной из разновидностей криминалистических мысленных моделей, представляет собой систему сведений о психологических и иных признаках данного лица, существенных с точки зрения его выявления и идентификации: количество преступников; собственные признаки – общефизические, анатомические, функциональные; сопутствующие признаки; сведения об особых и броских приметах преступника; уровень преступного профессионализма (предположительные сведения о ранней судимости, в том числе за совершение аналогичных преступлений); склонность к злоупотреблению алкоголем, наркотическими средствами; проявление интереса и разборчивости по отношению к определенным предметам преступного посягательства, которые характеризуют некоторые особенности личности неизвестного преступника, сферу его интересов, профессию или хобби, круг общения, преступную специализацию, или которые могут свидетельствовать о совершении хищений чужого имущества на заказ.
Существует три типа подобных информационных моделей. Одни из них содержат достоверное (положительное) знание о признаках искомого субъекта (такие модели формируются на основе показаний потерпевших, очевидцев хищения чужого имущества, иных данных, собранных на процессуальной основе). Другие состоят из предположительного, нуждающегося в проверке, знания. И, наконец, существуют комбинированные модели, содержащие в себе достоверные знания (информацию) об одних и предположительное знание о других признаках преступника. Как правило, именно последний тип психологического портрета может составить следователь по серийным хищениям чужого имущества. На основе данной модели устанавливаются лица, схожие по своим признакам с признаками человека, зафиксированного в модели, и проверяются на причастность к раскрываемым хищениям чужого имущества.
Метод психологического портрета существенно отличается от традиционного метода словесного портрета.
Словесный портрет – метод описания признаков внешности человека по определенной системе. Он разработан и используется для выявления и опознания преступников. Источниками сведений о признаках внешности разыскиваемого могут быть материалы уголовной регистрации, архивные материалы и личные дела, фотоснимки, данные, полученные в результате опроса, допроса, наблюдения, осмотра места происшествия.
Методика словесного портрета используется и при разработке субъективного портрета («фоторобота» и т.п.) скрывшегося преступника, личность которого не установлена, по показаниям потерпевшего, очевидцев, по данным осмотра места происшествия, где могут быть обнаружены следы, указывающие на признаки внешности преступника, его физические особенности.
В отличие от многофункционального словесного портрета психологический портрет отражает внутренние, психологические, а также поведенческие признаки человека. Его основная функция – быть средством поиска, выявления преступника, личность которого не установлена. Психологический портрет формируется не только на основе достоверных знаний об отражаемых в нем признаках, но и знаний вероятностного характера. В связи с этим ряд авторов считает, что «…этот метод «работает» далеко не в каждом случае раскрытия преступлений. Полем его применения являются лишь некоторые группы дел и прежде всего те, что связаны с раскрытием тяжких преступлений против личности. Известно еще одно важное ограничение возможностей его применения. Метод психологического портрета реализуется в тех случаях, когда место происшествия и состояние жертвы позволяют заключить о наличии у неизвестного преступника каких-либо отклонений в поведении, психике, эмоциональном состоянии." Однако, представляется, что данный метод может использоваться и при раскрытии серийных хищений чужого имущества. Это не будет полностью воссозданный психический и физический облик преступника, но в тоже время полученная модель позволит определить те признаки преступника, которые необходимы для его успешного розыска.
Модель предшествующего поведения преступника или группы лиц при совершении каждого конкретного деяния серии и общая модель их преступной деятельности призваны способствовать разработке и построению прогностического варианта их дальнейшего поведения, который должен облегчить их поиск, содействовать проверке различных версий следствия.
Объектами криминалистических прогнозов по делам о серийных хищениях выступают предположительное время и место совершения очередного преступления, а также район жительства неизвестного преступника. Параметры этих объектов содержатся в качестве криминалистически значимых признаков в материалах соединенных уголовных дел. Возможности для прогнозирования представляют знания по криминалистике и теории оперативно-розыскной деятельности, специальные умения и навыки по применению известных научных методик по моделированию поведения преступника и разработок по прогнозированию его дальнейшего криминального образа действий.
Предсказать дальнейшее развитие преступной деятельности конкретного лица или группы лиц призваны, прежде всего, пространственно-временные связи и отношения преступлений серии между собой.
Так, систематизированное описание конкретных дней и часов совершения серийных хищений чужого имущества может дать возможность определить временной ритм преступлений. На его основании прогнозируется предположительная дата и время совершения следующего аналогичного деяния. В то же время необходимо учитывать, что часть хищений чужого имущества остаются латентными преступлениями, т.е. сведения о них не поступают в органы внутренних дел. Таким образом, временной ритм может быть определен неверно и не сможет послужить основой для правильного прогноза.
Исходя из установленных границ территории, где были совершены преступления выявленной серии хищений чужого имущества, сведений о количестве и возрасте преступников, маршрутах их передвижения, фактов использования транспортных средств и орудий, данных о предмете преступного посягательства и особенностях личности потерпевших (особенностях организаций и т.п.), прогнозируется место совершения следующего деяния серии, а также место жительства преступника. Для этого используется карта жилого района, на которой определяются места совершения преступлений. Известные маршруты передвижения к ним и обратно вычерчиваются на карте двумя разными цветами. При нанесении данных сведений на карты возможно три варианта получаемых результатов.
Вариант 1. Отмеченные места фокусируются в пределах одного или нескольких микрорайонов, на основе чего можно сделать вывод о совершении хищений чужого имущества жителем данного района.
Вариант 2. Нанесенные на карту места слишком отдалены друг от друга, маршруты преступника, установленные по показаниям свидетелей, обрывочны. В данном случае определяется некий условный центр, из которого можно попасть в любое из указанных мест. Данный центр может являться местом жительства преступника. При анализе дел, маршрутов движения автотранспорта и другим параметрам надо будет попытаться установить причины «скачков» преступника по различным районам города.
Вариант 3. Маршруты передвижения преступника могут свидетельствовать об использовании им общественного транспорта. При этом возможно выдвижение двух версий: преступник не является жителем того района, где совершаются хищения чужого имущества; преступник является жителем того района, где совершаются хищения чужого имущества, но сразу же после их совершения отправляется к месту реализации похищенного имущества.
Расположение вещевых рынков в непосредственной близости от мест совершения преступлений обосновывает необходимость проведения на них оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление лиц, занимающихся сбытом и покупкой похищенного имущества, прежде всего в предполагаемые дни совершения очередного серийного хищения чужого имущества.
При работе с описанием и картой, а также с учетом особенностей объекта преступного посягательства (расположение, этаж), данных о личности потерпевших, местах непосредственного завладения предметом хищения, могут быть предположительно определены места совершения тем же самым преступником или группой лиц следующих хищений чужого имущества.
Каждый из полученных прогнозов, характеризующий временную и пространственную модель поведения неизвестного преступника, оценивается с точки зрения полноты и достаточности своего содержания. После из объединения и корректировки основного варианта, следователь получает общий прогностический вариант дальнейшего развития криминального поведения виновного лица. Данные криминалистического прогноза требуют к себе повышенного внимания. Они используются для принятия обоснованных тактических решений, направленных на пресечение развития серии хищений чужого имущества, совершаемой одним и тем же неизвестным преступником или одной и той же преступной группой, а также безотлагательного проведения специального рейда в местах, где предположительно будут совершены новые аналогичные преступления.
Таким образом, следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия выступают в роли криминалистических средств проверки и реализации полученной прогностической информации.