Иностранные инвестиции в 2017 году
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В 2017 ГОДУ
Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. N 53-З "Об инвестициях" инвестиции - любое имущество и иные объекты гражданских прав, принадлежащие инвестору на праве собственности, ином законном основании, позволяющем ему распоряжаться такими объектами, вкладываемые инвестором на территории Республики Беларусь способами, предусмотренными данным Законом, в целях получения прибыли (доходов) и (или) достижения иного значимого результата либо в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
На территории Республики Беларусь инвестиции осуществляются следующими способами:
- созданием коммерческой организации;
- приобретением, созданием, в том числе путем строительства, объектов недвижимого имущества;
- приобретением прав на объекты интеллектуальной собственности;
- приобретением акций, долей в уставном фонде, паев в имуществе коммерческой организации, включая случаи увеличения уставного фонда коммерческой организации;
- на основе концессии;
- иными способами, кроме запрещенных законодательными актами Республики Беларусь.
ОСОБЕННОСТИ ОТКРЫТИЯ И ПОСТАНОВКИ НА НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПЛАНИРУЮЩИХ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Иностранная организация может открыть в Республике Беларусь свое представительство в соответствии с нормами статьи 51-1 Гражданского кодекса Республики Беларусь и Положения о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. N 1189. Согласно указанным нормативным правовым актам представительством иностранной организации является ее обособленное подразделение, расположенное на территории Республики Беларусь, осуществляющее защиту и представительство интересов иностранной организации и иные не противоречащие законодательству функции.
Представительство иностранной организации не является юридическим лицом.
В соответствии с пунктом 4 вышеназванного Положения представительство коммерческой иностранной организации может быть открыто, если иное не установлено международными договорами, заключенными Республикой Беларусь, или законодательными актами Республики Беларусь, только в целях осуществления представительством от имени и по поручению представляемой им иностранной организации деятельности подготовительного и вспомогательного характера.
Порядок постановки на учет иностранных организаций в налоговых органах определен статьями 65 и 66 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) и постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. N 96, с изменениями и дополнениями.
Иностранная организация, получившая в Министерстве иностранных дел Республики Беларусь разрешение на открытие представительства, в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения такого разрешения подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения представительства по ее заявлению (подп. 2.1 п. 2 ст. 66
НК).С 2014 г. Министерство иностранных дел Республики Беларусь не выдает разрешения на открытие представительства иностранным организациям, которые намерены осуществлять на территории Республики Беларусь предпринимательскую деятельность.
В связи с этим подпунктом 2.6 пункта 2 статьи 66 НК предусмотрен отдельный порядок постановки на учет в налоговом органе таких иностранных организаций, деятельность которых расценивается в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 139 НК как деятельность, осуществляемая через постоянное представительство иностранной организации на территории Республики Беларусь, в частности:
- признается постоянным представительством место выполнения работ, оказания услуг иностранной организации, выполняющей работы и (или) оказывающей услуги на территории Республики Беларусь, при условии, что указанная деятельность осуществляется в течение 90 дней непрерывно или в совокупности в любом 12-месячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом периоде (далее - 90 дней) (п. 3 ст. 139 НК);
- признаются постоянным представительством иностранной организации строительная площадка, монтажный или сборочный объект, если такие площадка или объект существуют на территории Республики Беларусь в течение периода, превышающего 180 дней в любом 12-месячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом периоде (далее - 180 дней) (п. 4 ст. 139 НК).
Постановка на учет таких иностранных организаций осуществляется по их заявлению, подаваемому в налоговый орган по месту осуществления деятельности на территории Республики Беларусь до начала деятельности по договору (договорам) с органом государственного управления Республики Беларусь, юридическим, физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем (далее - ИП), на выполнение работ (оказание услуг) в течение периода, превышающего сроки, установленные пунктами 3 и 4 статьи 139 НК (свыше 90 дней - по выполнению работ, оказанию услуг и свыше 180 дней существования строительной площадки, монтажного или сборочного объекта).
К заявлению, которое подается иностранной организацией, прилагаются следующие документы (оригиналы и их копии):
- справка налогового органа страны местонахождения иностранной организации о ее регистрации в качестве плательщика в этой стране с указанием кода плательщика или аналога кода плательщика;
- договор (договоры), согласно положениям которого (которых) иностранная организация на территории Республики Беларусь выполняет работы и (или) оказывает услуги в течение периода, превышающего сроки, установленные пунктами 3 и 4 статьи 139 НК (соответственно 90 дней и 180 дней);
- доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя иностранной организации на территории Республики Беларусь на совершение сделок, иных юридически значимых действий от имени иностранной организации, включая полномочия на представление ее интересов в отношениях, регулируемых налоговым законодательством.
Кроме того, иностранная организация для постановки на учет в налоговом органе представляет выписку из торгового регистра страны ее места нахождения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранной организации в соответствии с законодательством страны ее места нахождения, выданное не позднее трех месяцев до дня представления документов для постановки на учет в налоговом органе, а также копии учредительных документов иностранной организации (иностранного банка).
Документы, выданные на территории другого государства, представляемые для постановки плательщика на учет в налоговом органе, должны быть оформлены в соответствии с законодательством этого государства. В налоговый орган представляются оригиналы и (или) в установленных законодательством случаях копии документов, удостоверенные компетентными органами иностранных государств (либо судами, либо нотариусами, либо иными компетентными органами иностранных государств). Эти документы (оригиналы, в установленных случаях - копии документов) должны быть легализованы в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Республики Беларусь, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.
Документы, составленные на иностранном языке, должны быть переведены на белорусский или русский язык. Верность перевода или подлинность подписи переводчика должны быть засвидетельствованы нотариально либо дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Республики Беларусь. Оригиналы документов после их сверки с копиями подлежат возврату иностранной организации.
Форма заявления о постановке на учет в налоговом органе иностранной организации установлена согласно приложению 2 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. N 96.
Таблица
СПРАВОЧНО
С 01.01.2017 года суммы НДС, приходящиеся на затраты, понесенные плательщиком до начала реконструкции (модернизации) ранее принятых на учет объектов основных средств, и являющиеся вложениями в долгосрочные активы плательщика, могут приниматься к вычету в порядке, установленном для вычета НДС по приобретенным основным средствам, с даты начала строительства.
До 1 января 2017 г. плательщиком суммы НДС, приходящиеся на такие затраты, могли приниматься к вычету в порядке, установленном для вычета НДС по приобретенным основным средствам, до начала строительства.
Однако следует иметь в виду, что при отсутствии факта начала строительства ранее принятые к вычету до 1 января 2017 г. в порядке, установленном для вычета по приобретенным основным средствам, суммы "входного" НДС должны быть восстановлены и приняты к вычету в порядке, установленном для вычета по приобретенным товарам (работам, услугам). Это означает перерасчет суммы НДС, подлежащей к уплате в бюджет, и внесение изменений в декларации по НДС путем уменьшения сумм налоговых вычетов по основным средствам и одновременного увеличения налоговых вычетов по товарам (работам, услугам) в тех отчетных периодах, в которых вычеты сумм НДС, относящихся к расходам, понесенным до начала строительства, были осуществлены в порядке, установленном как для вычета по приобретенным основным средствам.
Вычет НДС в порядке, установленном как для вычета по приобретенным основным средствам, означает, что у организации такие суммы "входного" налога при наличии освобождаемых от НДС оборотов в затраты, учитываемые при налогообложении, не включаются, а подлежат вычету в общеустановленном порядке. Кроме того, у организации есть возможность применить норму пункта 7 статьи 107 НК, согласно которой налоговые вычеты прошлого налогового периода по основным средствам плательщик вправе в текущем налоговом периоде распределить при наличии оборотов по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по ставкам в размере 0%, 10%, либо принять к вычету равными долями в каждом отчетном периоде по 1/12 (если отчетным периодом признается календарный месяц) или по 1/4 (если отчетным периодом признается календарный квартал). Выбранный плательщиком порядок вычета равными долями отражается в учетной политике организации и изменению в течение текущего налогового периода не подлежит.
Организации (инвесторы), заключившие инвестиционный договор с Республикой Беларусь имеют право на преференции по НДС в соответствии с Декретом № 10. Декретом Президента Республики Беларусь от 12.11.2015 № 8 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь» внесены изменения в Декрет № 10 и вступили в силу 15.05.2016 года.
Согласно пункту 3 Декрета N 10 инвестор (инвесторы) и (или) организация, в период действия инвестиционного договора, если иной период не предусмотрен в абзаце третьем подпункта 3.2 настоящего пункта, имеют право на осуществление в порядке, установленном законодательством, не позднее отчетного периода по налогу на добавленную стоимость, на который приходится дата окончания реализации инвестиционного проекта, предусмотренная инвестиционным договором, вычета в полном объеме сумм налога на добавленную стоимость, признаваемых в соответствии с законодательством налоговыми вычетами (за исключением сумм налога, не подлежащих вычету), предъявленных при приобретении на территории Республики Беларусь (уплаченных при ввозе на территорию Республики Беларусь) товаров (работ, услуг), имущественных прав, использованных для строительства, оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным договором, независимо от сумм налога на добавленную стоимость, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. К товарам, использованным для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным договором, для целей применения положений настоящего абзаца относятся, в том числе объекты, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт которых предусмотрены инвестиционным договором и начаты в соответствии с актом установления даты начала строительства объекта, а также объекты недвижимого имущества (не завершенные строительством незаконсервированные объекты), снесенные (разобранные) в целях реализации инвестиционного проекта.
Суммы налога на добавленную стоимость, принимаемые к вычету в полном объеме, определяются методом раздельного учета налоговых вычетов в зависимости от направлений использования приобретенных на территории Республики Беларусь (ввезенных на территорию Республики Беларусь) товаров (работ, услуг), имущественных прав. Основанием для осуществления такого вычета является представленный инвестором (инвесторами) и (или) организацией в налоговые органы по месту постановки инвестора (инвесторов) и (или) организации на учет перечень товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных на территории Республики Беларусь (ввезенных на территорию Республики Беларусь) и использованных для строительства, оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным договором, с указанием их наименования, количества, стоимости, соответствующих сумм налога на добавленную стоимость, реквизитов первичных учетных документов. Данный перечень, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, должен быть согласован государственным органом или исполкомом, заключившими от имени Республики Беларусь инвестиционный договор.
Порядок согласования указанного перечня определяется Положением о порядке согласования № 563.
Исходя из нормы, установленной пунктом 3 Декрета N 10, обязательным для применения данной преференции является выполнение следующих условий.
К вычету в полном объеме не могут приниматься суммы НДС, не подлежащие вычету в соответствии с нормами, установленными законодательством, которые определены, в частности, статьей 106 и пунктом 19 статьи 107 НК.
Суммы НДС, принимаемые к вычету в полном объеме, определяются методом раздельного учета налоговых вычетов в зависимости от направлений использования приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Условием осуществления вычета сумм НДС в полном объеме является использование товаров (работ, услуг), имущественных прав для строительства, оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным проектом. До такого использования вычет НДС в полном объеме не производится.
Вычет сумм НДС в полном объеме осуществляется также по объектам, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт которых предусмотрены инвестиционным договором и начаты в соответствии с актом установления даты начала строительства объекта, а также объектам недвижимого имущества (не завершенные строительством незаконсервированные объекты), снесенным (разобранным) в целях реализации инвестиционного проекта.
До внесения изменений в Декрет № 10 (до 15.05.2016) вычету в полном объеме подлежали только уплаченные суммы НДС при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), имущественных прав, использованных для проектирования, строительства (реконструкции), оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным проектом. Согласно действующему порядку для осуществления вычета сумм НДС в полном объеме не требуется, чтобы были произведены расчеты с белорусскими поставщиками за эти товары (работы, услуги), имущественные права.
Для принятия к вычету в полном объеме сумм НДС по товарам, ввезенным на территорию Республики Беларусь, а также по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящих в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, НДС должен быть уплачен в бюджет.
Для организаций принимающих НДС к вычету в полном объеме в соответствии с Декретом № 10 Инструкцией о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением N 42 предусмотрено обязательное заполнение, в том числе строки 12 раздела IV «Другие сведения (справочно)» с указанием даты и номера инвестиционного договора, заключенного с Республикой Беларусь.
Электронные счета – фактуры
В соответствии со статьей 106-1 НК электронный счет-фактура является обязательным электронным документом для всех плательщиков налога на добавленную стоимость, указанных в абзацах втором - четвертом статьи 90 НК (за исключением иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь), у которых возникает объект налогообложения налогом на добавленную стоимость, включая обязанность исчисления налога на добавленную стоимость в соответствии с положениями статьи 92 НК, либо обязанность выставления (направления) электронного счета-фактуры в соответствии с положениями настоящей статьи, служащим основанием для осуществления расчетов по налогу на добавленную стоимость между продавцом и покупателем и принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость.
Создание ЭСЧФ осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры, утвержденной Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25.04.2016 № 15.
Пунктом 5 статьи 106 НК установлено, что плательщик обязан в отношении каждого оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в порядке, установленном настоящей статьей, выставить покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав либо направить на Портал электронный счет-фактуру.
Электронный счет-фактура выставляется (направляется) не ранее дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, определяемого в соответствии с положениями статьи 100 настоящего Кодекса, и не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, если иное не установлено настоящим пунктом.
В случае, если по истечении срока, установленного частью второй настоящего пункта, не наступил момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, указанных в части второй настоящего пункта, либо отсутствуют подтверждающие наступление момента фактической реализации таких товаров (работ, услуг), имущественных прав сведения или оформленные в установленном порядке первичные учетные документы, то электронный счет-фактура выставляется (направляется) не позднее двух рабочих дней соответственно с даты наступления момента фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав либо с даты получения сведений или оформления в установленном порядке первичных учетных документов, подтверждающих наступление момента фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, указанных в части второй настоящего пункта. При этом в таком электронном счете-фактуре в качестве даты совершения операции указывается дата наступления момента фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 92-1 и статьей 100 настоящего Кодекса.
Электронный счет-фактура создается плательщиком непосредственно на Портале либо загружается в виде файла XML-формата, подготовленного плательщиком, и является источником сведений об исчисленных и (или) подлежащих вычету суммах налога на добавленную стоимость, представляемых в налоговые органы (пункт 4 статьи 106-1 НК).
За непредставление документов и иных сведений для осуществления налогового контроля либо представление недостоверных сведений предусмотрена административная ответственность по статье 13.8 КоАП.
Вычет НДС производится в порядке, установленном статьей 107 НК.
С 01.01.2017 года налоговые вычеты производятся:
при приобретении плательщиком на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав - на основании электронных счетов-фактур, полученных в установленном порядке от продавцов этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, при условии подписания плательщиком в установленном порядке электронных счетов-фактур электронной цифровой подписью;
при приобретении плательщиком на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь, - на основании электронных счетов-фактур, созданных плательщиком в соответствии с абзацем вторым части четвертой пункта 8 статьи 106-1 НК;
при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь (кроме ввоза товаров с территории государств - членов Евразийского экономического союза) - на основании деклараций на товары, выпущенные в соответствии с заявленной таможенной процедурой, документов (их копий), подтверждающих факт уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, и электронных счетов-фактур, составленных и направленных плательщиком на Портал в соответствии с пунктом 6 статьи 106-1 НК;
при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств - членов Евразийского экономического союза - на основании налоговых деклараций (расчетов) по налогу на добавленную стоимость, документов, подтверждающих факт уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе товаров с территории государств - членов Евразийского экономического союза, и электронных счетов-фактур, составленных и направленных плательщиком на Портал в соответствии с пунктом 6 статьи 106-1 НК.
Согласно пункту 20 статьи 106-1 НК в случае невозможности выставления (направления) электронных счетов-фактур в связи с недоступностью Портала (в том числе из-за отсутствия электропитания и (или) выхода из строя оборудования (его части)), недостаточностью ресурсов Портала, недоступностью и (или) отсутствием каналов связи с Порталом, включая недостаточность ширины каналов связи с Порталом, плательщик обязан не позднее пяти рабочих дней со дня возобновления работоспособности Портала выставить (направить) электронный счет-фактуру в соответствии с требованиями данной статьи.
Письмом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.12.2016 № 2-1-9/02509 разъяснено, что информация о периоде неработоспособности Портала будет размещаться на сайте МНС (www.nalog.gov.by) и непосредственно на Портале (www.vat.gov.by).
Таким образом, в целях осуществления расчетов по НДС и применения налоговых вычетов с 01.01.2017 года применяются только электронные счета-фактуры, следовательно, при отсутствии данного электронного документа покупатель не имеет право принять к зачету предъявленную (уплаченную при ввозе) сумму НДС.
Акцизы
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок исчисления и уплаты акцизов, являются:
- НК (гл. 13);
- постановление N 42.
Объектами налогообложения акцизами признаются:
- подакцизные товары, производимые плательщиками и реализуемые (передаваемые) ими на территории Республики Беларусь;
- ввозимые на территорию Республики Беларусь подакцизные товары и (или) возникновение иных обстоятельств, с наличием которых НК, Закон Республики Беларусь от 10 января 2014 г. N 129-З "О таможенном регулировании в Республике Беларусь", акты, составляющие право Евразийского экономического союза, и (или) акты Президента Республики Беларусь связывают возникновение обязанности по уплате акцизов;
- подакцизные товары, ввезенные на территорию Республики Беларусь, при реализации (передаче). Подакцизные товары, ввезенные на территорию Республики Беларусь, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, не признаются объектом налогообложения акцизами при реализации (передаче) в случаях, если при ввозе на территорию Республики Беларусь этих подакцизных товаров произведена уплата акцизов либо применено освобождение от акцизов в соответствии с законодательством.
Перечень подакцизных товаров установлен статьей 111 НК.
Ставки акцизов на подакцизные товары установлены согласно приложению 1 к НК в абсолютной сумме за физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки).
Момент фактической реализации (передачи) подакцизных товаров определяется как приходящийся на налоговый период день отгрузки (передачи) (в том числе структурному подразделению плательщика) подакцизных товаров (п. 1 ст. 118 НК).
Днем отгрузки подакцизных товаров признается дата их отпуска со склада, осуществленного в установленном порядке.
Налог на прибыль
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы исчисления и уплаты налога на прибыль, являются:
- НК (гл. 14);
- постановление N 42;
- международные соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, заключенные Республикой Беларусь или правопреемником которых она является;
- Декрет N 10.
Плательщиками налога на прибыль являются коммерческие организации с иностранными инвестициями, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство.
Понятие постоянного представительства для целей налогообложения определено в статье 139 НК.
Основная ставка налога на прибыль установлена в размере 18%.
Размер ставки налога на прибыль по дивидендам - 12%.
Налоговым периодом налога на прибыль признается календарный год.
Отчетным периодом налога на прибыль признается календарный квартал.
Отчетным периодом налога на прибыль с дивидендов, начисленных белорусскими организациями, признается календарный месяц.
Объектом налогообложения налогом на прибыль признаются валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы, признаваемые таковыми в соответствии с пунктом 1 статьи 35 НК, начисленные белорусскими организациями.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав отражается на дату признания ее в бухгалтерском учете независимо от даты проведения расчетов по ним с соблюдением принципа (метода) начисления.
Валовой прибылью признается:
- для белорусских организаций - сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов;
- для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, - сумма прибыли иностранной организации, полученная через постоянное представительство на территории Республики Беларусь от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов.
Прибыль (убыток) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (за исключением основных средств, нематериальных активов) определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой от их реализации, уменьшенной на суммы налогов и сборов, уплачиваемых из выручки, и затратами по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемыми при налогообложении.
Согласно статье 130 НК затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете.
В соответствии с положениями пункта 9 статьи 139 НК в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, внереализационные расходы иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, кроме затрат (внереализационных расходов), понесенных в Республике Беларусь, включаются также затраты (внереализационные расходы), понесенные за пределами Республики Беларусь, которые в соответствии с законодательством иностранного государства учитываются в нем для целей налогообложения прибыли и непосредственно связаны с осуществлением иностранной организацией деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, включая управленческие и общеадминистративные затраты, за исключением затрат (внереализационных расходов), не учитываемых при налогообложении прибыли в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Такие затраты должны быть подтверждены соответствующим заключением аудиторской организации (аудитора) иностранного государства, резидентом которого является иностранная организация, которое представляется налоговому органу не позднее срока представления налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль за налоговый период, к которому они относятся.
Если такие затраты являются частью общей суммы затрат, понесенных иностранной организацией за пределами Республики Беларусь (затраты понесены не только для постоянного представительства в Республике Беларусь), в заключении аудиторской организации (аудитора) иностранного государства должно быть указано, в каком размере (части, проценте) данные затраты относятся к осуществлению деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство и по какому признаку определяется этот размер (часть, процент).
При заключении инвестиционного договора инвесторам и (или) предприятиям, созданным с их участием в Республике Беларусь, предоставляются дополнительные льготы и преференции, установленные Декретом N 10.
Так, указанные организации после заключения инвестиционного договора при реализации инвестиционного проекта освобождаются от налога на прибыль, обязанность по уплате которого возникает в связи с безвозмездной передачей (получением) капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, объектов незавершенного капитального строительства и иных основных средств, передаваемых (переданных) в целях реализации инвестиционного проекта в рамках инвестиционного договора в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление инвестора (инвесторов) и (или) организации.
Налог на доходы
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок исчисления и уплаты налога на доходы, являются:
- НК (гл. 15);
- международные соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, заключенные Республикой Беларусь или правопреемником которых она является;
- постановление N 42.
Для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и получающих доход из источников в Республике Беларусь, установлены ставки налога на доходы в следующих размерах:
- 5% - по дивидендам, доходам от долговых обязательств, роялти, если источником выплаты такого дохода является резидент Парка высоких технологий;
- 6% - по плате за перевозку, фрахту, демереджу и прочим платежам, возникающим при перевозках, в связи с осуществлением международных перевозок, а также платежам за оказание транспортно-экспедиционных услуг;
- 10% - по доходам от долговых обязательств любого вида независимо от способа их оформления, в том числе: доходам по кредитам и займам; доходам по ценным бумагам, условиями эмиссии которых предусмотрено получение доходов в виде процентов (дисконта); доходам от пользования временно свободными средствами на счетах в банках Республики Беларусь;
- 12% - по дивидендам и приравненным к ним доходам, признаваемым таковыми в соответствии с пунктом 1 статьи 35 НК, и по доходам от отчуждения долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части;
- 15% - по следующим видам доходов:
по роялти;
по доходам от реализации на территории Республики Беларусь товаров на условиях договоров поручения, комиссии и иных аналогичных гражданско-правовых договоров;
по доходам от организации и проведения на территории Республики Беларусь культурно-зрелищных мероприятий и (или) участия в них, а также от работы на территории Республики Беларусь аттракционов и зверинцев;
по доходам в виде неустоек (штрафов, пеней) и других видов санкций за нарушение условий договоров;
по доходам от выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, разработки конструкторской и технологической документации на опытные образцы (опытную партию) товаров, от изготовления и испытания опытных образцов (опытной партии) товаров, предпроектных и проектных работ (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и иные аналогичные работы);
по доходам от предоставления гарантии и (или) поручительства;
по доходам от предоставления дискового пространства и (или) канала связи для размещения информации на сервере и услуг по его техническому обслуживанию;
по доходам от отчуждения:
а) недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь;
б) предприятия (его части) как имущественного комплекса, находящегося на территории Республики Беларусь, собственником которого является иностранная организация;
в) ценных бумаг на территории Республики Беларусь (кроме акций) и (или) их погашения;
по доходам от оказания услуг:
а) консультационных, бухгалтерских, аудиторских, маркетинговых, юридических, инжиниринговых;
б) по доверительному управлению недвижимым имуществом, находящимся на территории Республики Беларусь;
в) курьерских;
г) посреднических;
д) управленческих;
е) по поиску и (или) подбору персонала, найму персонала, а также по предоставлению персонала для осуществления деятельности в Республике Беларусь;
ж) в сфере образования;
з) по хранению имущества;
и) по страхованию (сострахованию, перестрахованию);
й) по рекламе;
к) по установке, наладке, обследованию, обслуживанию, измерению, тестированию линий, механизмов, оборудования, приборов, приспособлений, сооружений, нематериальных активов, находящихся на территории Республики Беларусь;
л) по сопровождению и охране грузов;
по доходам от недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь, переданного в доверительное управление;
по доходам от деятельности по обработке данных и размещению информации (услуги по обработке данных; веб-хостинг (включая комплексные услуги по размещению и управлению веб-сайтами); комплексные услуги по обработке данных, предоставленных клиентом, и составлению на основе этих данных специализированных отчетов; услуги по вводу и обработке данных, включая услуги по управлению базами данных; услуги по хранению данных; обеспечение доступа к базам данных; предоставление места и времени для рекламы в глобальной компьютерной сети Интернет), а также доходы от деятельности веб-порталов по функционированию веб-сайтов, использующих поисковые системы в целях создания и ведения обширных баз данных интернет-адресов и содержания в формате, обеспечивающем легкий поиск информации.
При начислении и (или) выплате дохода иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, налог на доходы исчисляется, удерживается и перечисляется в бюджет налоговыми агентами:
- юридическими лицами Республики Беларусь;
- белорусскими ИП;
- иностранными организациями, в том числе представительствами иностранных организаций;
- физическими лицами - при выплате иностранной организации:
дохода от недвижимого имущества, находящегос