Принципы организации правосудия
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
Сборник задач
Омск 2015
Правоохранительные органы: сборник задач / сост. А.Н. Артамонов, В.В. Кальницкий, Е.Г. Ларин. – Омск: Омская академия МВД России, 2015. – 39 с.
Сборник содержит материал, оформленный в виде типичных ситуаций, возникающих в деятельности судов и правоохранительных органов, а также заданий для анализа нормативной базы, регламентирующей организацию и полномочия данных органов. В отдельных заданиях применен принцип тестирования. Особенностью большинства ситуаций выступает наполнение их условий позитивным содержанием, т.е. в самом задании приводится информация нормативного, прикладного, исторического характера, подлежащая усвоению.
Сборник предназначен для обсуждения приведенных ситуаций на семинарах в широком диапазоне возможностей: – контроль понимания основного материала; – освещение в качестве самостоятельного учебно-исследовательского задания; – выполнение индивидуального письменного опроса и т.д. Целесообразно привитие обучающимся навыков самостоятельного включения материалов сборника в ткань ответа на основной освещаемый ими вопрос или в ходе дискуссии по нему. Ситуации могут использоваться на лекциях в качестве иллюстрации к общим тезисам.
© Омская академия МВД России, 2015
ВВЕДЕНИЕ
(или об особенностях составления и рассмотрения задач по дисциплине «Правоохранительные органы», обусловленных спецификой дисциплины)
В настоящем сборнике сосредоточены задачи по базовым вопросам дисциплины «Правоохранительные органы». Из лекций и семинаров курсантам известно, что историческим предшественником данной дисциплины был курс «Судоустройство», читавшийся во всех юридических вузах в качестве основы для преподавания гражданского и уголовного процесса. К сожалению, действующая примерная программа отводит на изучение вопросов судоустройства минимум учебного времени, что затрудняет усвоение значительного нормативного массива, в котором принципиальное значение имеют многие положения Конституции Российской Федерации, не менее пяти федеральных конституционных законов и до полутора десятка федеральных законов, включая Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее в тексте задач – УПК РФ). С тем, чтобы оптимизировать подготовку курсантов к семинарам по проблемам судоустройства, в задачнике предложены фабулы, которые можно принять за основу анализа.
Среди других вопросов дисциплины «Правоохранительные органы» выделяются своей актуальностью для сотрудника органа внутренних дел такие темы, как-то: «Органы прокуратуры Российской Федерации», «Органы предварительного расследования Российской Федерации», «Адвокатура Российской Федерации». Именно важность качественного овладения исходной информацией по названным темам обусловила включение в задачник также проблемных аспектов и в этой части.
Составители отдают себе отчет в том, что дисциплина «Правоохранительные органы» изучается на первом курсе (по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности» и «Правоохранительная деятельность» – в первом семестре, по специальности «Экономическая безопасность» – во втором), т.е. в самом начале овладения профессией юриста. Отмеченное весьма существенное обстоятельство в сочетании со значительным объемом предмета изучения поставило нас перед выбором: либо в ходе преподавания затрагивать только базовые аспекты, не погружая учащихся в имеющуюся проблематику, либо выстроить дисциплину в проблемном ключе, но максимально оказывать курсантам содействие в овладении проблемным материалом.
С учетом традиций педагогического процесса в Омской академии МВД России мы, конечно же, выбрали второй путь. Преподавание в вузе должно быть проблемным. Учащиеся должны видеть динамику развития законодательства, учиться понимать истоки того или иного нормативного решения, задумываться над эффективностью правового регулирования и перспективами его развития. Опыт показывает, что для достижения этих целей хорошим подспорьем оказываются задачи (проблемные ситуации), очерчивающие круг интересных фактов и побуждающие задуматься. С первых дней вузовского обучения курсант должен понимать, что правоприменение на любом его направлении является в том или иной степени проблемным. Он должен видеть, что каждая норма, каждое правотворческое решение могут и должны интерпретироваться с позиций целей их принятия, оптимальности, сочетаемости с другими институтами. Поэтому, как это парадоксально звучит на первый взгляд, преподавателям важно не то нашел или нет курсант нужный ответ, а то насколько глубоко он воспринял предложенную для анализа ситуацию, осознал многообразие юридического и интерпретационного материала.
Еще один немаловажный аспект, характеризующий подход кафедры к составлению включенных в сборник задач. Он может быть выражен так: задачи, как правило, наполнены позитивным содержанием, они дают новое знание, восполняют возможные пробелы в сфере предмета познания по данной дисциплине. В этом смысле ознакомление с текстом задачи – это продолжение обучения, а не только контроль; в гораздо большей степени обучение и в наименьшей контроль. Например, можно составить ситуацию и спросить каким образом ее разрешить. Это типичный подход. Для условий преподавания дисциплины «Правоохранительные органы» (повторимся, характеризующегося весьма значительным объемом нормативного материала и не полной включенностью первокурсников в правовую сферу) он, как правило, не эффективен. Гораздо полезней сообщить в условии расширенные сведения, усвоение которых в процессе разрешения ситуации самоценно. Так, в фабулах ряда задач приведены содержание Концепции судебной реформы в РФ (1991 г.), положения из монографии Председателя Верховного Суда РФ, правовые позиции Конституционного Суда РФ, нормы федеральных законов, собственные выводы составителей и т.д. После такого текста поставлен весьма простой вопрос: задумайтесь, что побудило разработчиков, законодателя или автора к такому выводу (подходу). Курсант не контролируется в ходе решения задачи, он обучается. В случаях, если он испытает затруднения при индивидуальном поиске подходов к разрешению ситуации, на семинаре восторжествует коллективный студенческий разум, умело и ненавязчиво направленный преподавателем.
Позитивный элемент заложен даже в, казалось бы, самую формализованную сферу. Так, привлекая внимание обучающихся к системе органов судейского сообщества целесообразно дать ее в исчерпывающем виде. Это нужно для того, чтобы курсант воспринял полный перечень органов судейского сообщества, а элемент контроля предусмотреть за счет задания исключить два-три положения, не относящиеся к этой сфере. В сборник включена одна задача, в которой требуется проверить правильно ли составители, интерпретируя нормы статей 30 и 31 УПК РФ, определили составы судов при производстве во всех инстанциях. Надеемся, что правильно. Но каким сложным для начинающего юриста будет анализ не простых для понимания норм закона и сверка возможных выводов с мнением старших коллег. Преимущество такого приема в том, что курсант погружен только в информацию, соответствующую закону, что позволит сформировать в ходе посильных возможностей (это не передача готовых знаний) адекватное представление по предмету обсуждения.
Исторический материал или недавно исключенное регулирование могут быть поданы так: сообщается, например, что до реформирования полномочий прокурора в 2007 г. он был вправе применительно к предварительному следствию поступить определенным образом, сохраняются ли в законе подобные полномочия прокурора в настоящее время. Эффект достигается за счет сообщения дополнительных сведений, а также привития навыков самостоятельного прослеживания изменений законодательства.
Условия задач, представляется, должны по возможности содержать логично включенные в текст нормы закона, которыми обучающиеся смогут воспользоваться. Так, если при изучении уголовного процесса на старших курсах уместно (скорее всего, даже единственно правильно) просто записать, что руководитель следственного органа принял определенное решение, следует дать оценку его правомерности. Для первокурсника оправданным путеводителем в огромном массиве нормативного материала будет условие задачи, в котором, например, будет записано, что руководитель следственно органа, руководствуясь полномочием, предусмотренным п. 3 ч. 1 ст. 39 УПК РФ, дал следователю указание о производстве судебной экспертизы, оцените данное указание.
Поскольку дисциплина «Правоохранительные органы» преподается на кафедре уголовного процесса, большинство фабул задач основано на уголовно-процессуальной материи. В этом заключается и положительный момент, и определенный недостаток. Позитив в том, что преподаватель глубоко знает предмет интерпретации, негатив – в некоей односторонности характеристики вопросов судоустройства или деятельности прокуратуры. Поэтому преподавателям рекомендуется при решении задач в качестве элемента сравнительного анализа опираться также на иное отраслевое процессуальное законодательство.
СУДОУСТРОЙСТВО
Задача 1
Нечаев обвинялся в неправомерном завладении автомобилем без цели хищения. В процессе судебного разбирательства защитник заявил ходатайство о прекращении уголовного дела в связи с деятельным раскаянием подсудимого. Свое ходатайство он мотивировал тем, что, спустя несколько дней после совершения преступления, Нечаев обратился в органы внутренних дел с заявлением о явке с повинной, посредством дачи правдивых показаний способствовал раскрытию преступления, имущественный вред совершенным деянием потерпевшему не причинен.
Вариант 1. Согласившись с доводами защитника, суд вынес определение о прекращении уголовного дела.
Вариант 2.Суд отклонил ходатайство защитника, признал Нечаева в своем приговоре виновным в совершении преступления, однако без назначения ему наказания.
Является ли деятельность суда в данных случаях осуществлением правосудия?
Задача 2
Мировой судья рассмотрел уголовное дело и постановил обвинительный приговор. При пересмотре данного приговора в апелляционной инстанции установлено, что срок полномочий мирового судьи к моменту рассмотрения дела истек, а решение о назначении на новый срок не было оформлено.
Может ли считаться законным постановленный приговор?
Имеется ли в данной ситуации взаимосвязь с принципом осуществления правосудия только судом?
Задача 3
В населенном пункте совершено преступление, получившее широкий резонанс в обществе. В день открытия судебного процесса в районном суде группа граждан собралась перед зданием суда демонстрацию с требованием строго наказать виновного. На демонстрируемых многочисленных плакатах были написаны слова: «Преступник должен сидеть в тюрьме», «Не допустим условного осуждения», «Судьи – помните о горе пострадавших».
Допустимо ли подобное выражение гражданами своей позиции по делу?
Чем должен руководствоваться суд, принимая решение по делу?
Вариант. Председатель суда посчитал, что в обстановке психологического воздействия на судей рассматривать дело нельзя и по договоренности передал дело для рассмотрения в другой районный суд.
Соответствует ли такое решение закону? Допускает ли закон рассмотрение дела в иной судебном районе?
Задача 4
Президиум областного суда рассмотрел в кассационном порядке дело по обвинению Вельнина. В рассмотрении приняли участие трое из семи членов президиума.
Нарушен ли в данном случае принцип коллегиального и единоличного рассмотрения дел в судах? Раскройте содержание и значение этого принципа.
В каком составе рассматриваются дела: а) в суде первой инстанции;
б) апелляционном порядке в) кассационном порядке; г) надзорном порядке?
Задача 5
В Конституционный Суд РФ обратились граждане, ранее неоднократно избиравшиеся народными заседателями федеральных судов Российской Федерации, которые оспаривали конституционность ряда положений УПК РФ и ГПК РФ, в соответствии с которыми предусмотрено, что производство в суде первой инстанции осуществляется в составе одного судьи или тремя профессиональными судьями. Участие представителей общества в виде присяжных заседателей возможно только по уголовным делам, подсудным областным, краевым и равным им судам. В соответствии с государственной статистикой судами данного уровня рассматривается по первой инстанции менее одного процента уголовных дел. Поскольку присяжные заседатели участвуют не в каждом процессе (это единичные случаи), то обозначенными законами фактически нарушается конституционное право граждан Российской Федерации участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32 Конституции РФ).
Рассмотрите данное обращение от имени Конституционного Суда РФ.
Задача 6
На встрече с Президентом РФ представители правозащитных организаций поставили вопрос о расширении компетенции судов с участием присяжных заседателей, т.е. об увеличении количества уголовных дел, рассматриваемых судом в составе судьи и представителей народа – присяжных заседателей. Президентом РФ дано поручение о проработке данного вопроса. В ходе обсуждения возможных изменений в законодательстве политиками и юристами высказывались различные суждения. В частности, предлагалось:
– распространить суд с участием присяжных заседателей на составы преступлений, подсудные районным судам;
– увеличить подсудность дел присяжным заседателям, но одновременно сократить количество присяжных до 6 человек;
– предусмотреть участие представителей населения по более широкому кругу дел, но в форме судебных (ранее – народных), а не присяжных заседателей;
Выскажите свое мнение по изложенным суждениям. В чем преимущество суда присяжных, позволяющее рассматривать его в качестве дополнительной гарантии справедливого судебного разбирательства? Чем отличаются механизмы участия в отправлении правосудия судебных и присяжных заседателей?
Возможно ли без внесения изменения в Конституцию РФ ввести судебных заседателей вместо присяжных?
Задача 7
Часть 5 ст. 217 УПК РФ предусматривает, что в момент ознакомления обвиняемого с оконченным производством по уголовному делу следователь разъясняет ему право ходатайствовать о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, если его дело, исходя из квалификации преступления, подпадает под категорию уголовных дел, которые могут быть рассмотрены таким составом суда. При этом следователь разъясняет особенности рассмотрения уголовного дела этим судом.
Какие особенности присущи производству с участием присяжных заседателей? Сформулируйте их в том виде, в котором они могут быть доведены до сведения обвиняемого.
Вариант: Далее в ч. 5 ст. 247 УПК РФ говорится о том, что если один или несколько обвиняемых отказываются от суда с участием присяжных заседателей, то следователь решает вопрос о выделении уголовных дел в отношении этих обвиняемых в отдельное производство. При невозможности выделения уголовного дела в отдельное производство уголовное дело в целом рассматривается судом с участием присяжных заседателей. Из данной нормы вытекает, что даже, если один из обвиняемых настаивает на рассмотрении дела в особом (т.е. упрощенном) порядке, он фактически предстанет перед судом присяжных.
Согласны ли Вы с тем, что суд с участием присяжных заседателей это дополнительная гарантия интересов обвиняемого, которая может быть применена даже вопреки воле конкретного лица? Если, да, то в чем смысл этой гарантии?
Задача 8
Анализстатей 30 «Состав суда» и 31 «Подсудность уголовных дел» УПК РФ в их правовом единстве позволяет определить в каком составе суды разных уровней, действуя в различных инстанциях, рассматривают уголовные дела. Проверьте, правильны ли приведенные ниже суждения.
Применительно к производству в порядке первой инстанции:
– мировой судья рассматривает уголовные дела всегда единолично
(п. 4 ч. 2 ст. 30 УПК)»;
– судья районного суда, как правило, рассматривает дела по первой инстанции единолично (п. 1 ч. 2 ст. 30 УПК);
– районный суд может рассматривать уголовное дело в составе трех судей при наличии ходатайства обвиняемого (п. 3 ч. 2 ст. 30; п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК);
– в областном суде по первой инстанции дело может рассматриваться: а) судьей единолично; б) коллегией из трех судей в случаях прямо предписанных законом, а также по ходатайству обвиняемого; в) судьей и коллегией из двенадцати присяжных заседателей (пп. 1, 2, 3 ч. 2 ст. 30; ч. 3 ст. 31 УПК);
Применительно к производству в апелляционной инстанции:
– в районном суде не вступившие в законную силу приговоры и постановления мирового судьи рассматриваются в апелляционном порядке судьей единолично (п. 1 ч. 3 ст. 30 УПК);
– в областных, краевых (и других равных им по компетенции судах уровня субъекта федерации) не вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судей районных судов рассматриваются в апелляционном порядке различными составами судов в зависимости от категории преступления: по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести – судьей единолично; по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях коллегией из трех судей (п. 2 ч. 3 ст. 30 УПК);
– в Верховном Суде РФ не вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления областных, краевых (и других равных им по компетенции судов уровня субъекта федерации) рассматриваются в апелляционном порядке различными составами судов в зависимости от категории преступления: по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести – судьей единолично; по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях коллегией из трех судей (п. 2 ч. 3 ст. 30 УПК);
Применительно к производству в кассационной инстанции:
– в президиуме областного, краевого (и других равных им по компетенции судах уровня субъекта федерации) вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления нижестоящих судов рассматриваются в составе более половины членов президиума, если же членов президиума менее 5 судей, то в составе не менее трех судей (ч. 2 ст. 27 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ; ч. 4 ст. 30 УПК);
– в Судебной коллегии Верховного Суда РФ вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления нижестоящих судов рассматриваются в составе трех судей (ч. 4 ст. 30 УПК);
Применительно к производству в надзорной инстанции:
– в Президиуме Верховного Суда РФ вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления нижестоящих судов рассматриваются в надзорном порядке большинством членов Президиума (ч. 4 ст. 30 УПК).
Задача 9
Дежурному отдела полиции позвонил мужчина и сообщил, что он только что, в собственной квартире из ревности убил жену. Прибывшая на место происшествия следственно-оперативная группа, зайдя в квартиру, действительно обнаружила труп женщины. Находившийся в квартире мужчина объявил, что это он звонил в полицию и что он является мировым судьей.
Может ли быть произведен осмотр места происшествия в квартире мирового судьи?
Каков порядок возбуждения уголовного дела в отношении судьи и избрания в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу?
Задача 10
В районный суд поступило уголовное дело по факту нарушения правил дорожного движения, повлекшего по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. Брат подсудимого, считая, что в происшествии виновен не водитель, а пешеход, в период предварительного расследования неоднократно обращался в редакции СМИ, а также к депутату законодательного собрания области с тем, чтобы они помогли установить, как он понимал, истину по делу. Депутат направлял письменные запросы в орган расследования и прокурору, а после передачи дела в суд позвонил председателю суда с просьбой принять объективное решение по делу.
Оцените с позиции правового регулирования и этических норм действия депутата. Как председатель суда должен по закону отреагировать на звонок?
Задача 11
Как Вы понимаете широко известное изречение, согласно которому «независимость судьи не является его личной привилегией, она предоставляется для защиты интересов правосудия».
Насколько обоснованно наделять судей дополнительными организационными и правовыми гарантиями, которых нет у большинства граждан? Не нарушается ли тем самым конституционным принцип равенства граждан перед законом и судом?
Задача 12
Государственный обвинитель, выступая перед судом в прениях, предложил признать подсудимую виновной в мошенничестве и назначить наказание в виде восьми лет лишения свободы условно. Суд вынес обвинительный приговор, согласно которому подсудимая признана виновной в совершении мошенничества и назначил ей наказание в виде пяти лет лишения свободы, подлежащих отбыванию в колонии общего режима.
Действовал ли суд в пределах выполняемой им функции разрешения дела, которая не позволяет становиться ни на сторону обвинения, ни на сторону защиты?
В чем заключается нейтральность суда по отношению к сторонам?
Задача 13
В судебном заседании в результате допроса по ходатайству государственного обвинителя ряда новых свидетелей, производства судебно-бухгалтерской экспертизы установлено, что размер похищенного гораздо больше того, который указан в обвинительном заключении органа расследования.
Каким образом в этом случае может поступить суд?
Имеется ли среди указанных ниже вариантов действий суда законный вариант, не противоречащий принципу состязательности и равноправия сторон?
– суд обязан, руководствуясь ст.ст. 15 и 252 УПК, принять решение в рамках предъявленного обвинения, т.е. не включать в обвинительный приговор дополнительно выявленные суммы хищения;
– суд вправе вернуть дело для производства дополнительного расследования по мотивам неполноты произведенного следствия;
– суд вправе, руководствуясь правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 2 июля 2013 г. № 16-П, и п. 6 ч. 1 ст. 237 УПК, возвратить уголовное дело прокурору для усиления обвинения.
Задача 14
В судебном заседании по много эпизодному делу участвовало два государственных обвинителя, которые поочередно допрашивали свидетелей обвинения, задавали вопросы подсудимому, представляли доказательства, выступали в прениях. В своей апелляционной жалобе на постановленный в отношении него обвинительный приговор осужденный указал, что в его деле был нарушен принцип состязательности и равноправия сторон, что выразилось в неравном количестве государственных обвинителей и защитников. В интересах подсудимого по назначению участвовал только один адвокат, который не мог в полном объеме противостоять обвинению.
Оцените приведенные доводы осужденного с позиции принципа состязательности и равноправия сторон.
В чем выражается равноправие сторон в судопроизводстве?
Задача 15
Престарелая гражданка обратилась к мировому судье с устной жалобой на свою соседку, которая систематически ее оскорбляет, и просила привлечь к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 130 УК РФ. Судья помог составить заявление и принял его к рассмотрению.
Оцените действия судьи с позиции принципов организации правосудия.
Задача 16
Выпускник Омской академии МВД России, обучавшийся по специальности «Правоохранительная деятельность», в течение десяти лет плодотворно работал в подразделениях уголовного розыска, неоднократно поощрялся, занимал руководящую должность. На определенном этапе служебной деятельности он принял решение сдать квалификационный экзамен на должность судьи и участвовать в конкурсе на замещение данной должности. Экзаменационная комиссия, рассмотрев все представленные документы, отказала в допуске к экзамену по мотиву не соответствия требованиям, предъявляемым к образованию.
Какие аргументы могла привести экзаменационная комиссия?
Может ли быть данное решение обжаловано?
Какие требования предъявляются к кандидату на должность судьи?
Задача 17
Выдающийся русский юрист А.Ф. Кони писал в 19 веке в своих воспоминаниях: «Несменяемость – лучшая гарантия, лучшее украшение судейского звания. Благодаря ей легко переносится и скудное вознаграждение, и тяжкая работа судей. Она поддерживает, она ободряет многих деятелей внутри России; она дает им доверие к своим силам в столкновениях со всякою неправдою…» (Кони А.Ф. Избранное. М.: «Советская Россия». 1989. С. 380.).
Что лежит в основе столь высокой оценки несменяемости судей?
Какова современная регламентация этого «лучшего права судьи»?
Задача 18
Студент юридического вуза, проводящий в рамках дипломной работы исследование истории становления органов судебной власти в современной России, столкнулся с интересными сведениями, связанными с регламентацией порядка наделения судей полномочиями. В частности, он установил, что:
а) по судоустройственному законодательству советского периода судьи избирались в зависимости от уровня суда либо населением, либо представительными органами на определенный срок (5 или 10 лет). Избрание сочеталось с обязанностью судьи отчитываться перед населением или органом, избравшим судью. Также была предусмотрена возможность отзыва судьи, не надлежащим образом выполняющего свои обязанности. В научной литературе давалась весьма высокая оценка выборности судей как подлинно демократическому порядку выдвижения судей, который связан с отчетностью перед избирателями и правом отзыва. Тем не менее, от выборности отказались, заменив ее назначением исполнительной (Президентом РФ) или законодательной властью (мировых судей – как правило, законодательной властью субъектов федерации; судей высших судебных органов – Советом Федерации Федерального Собрания РФ).
Имеет ли назначение судей преимущество перед их выборностью?
Допускает ли современное законодательство выборность отдельных судей?
б) законодатель неоднократно менял свое отношение к, так называемому, первичному назначению судей. Был период, когда судьи впервые назначались на пять лет и лишь при вторичном наделении полномочиями – без ограничения срока. Позже порядок первого назначения отменили. Затем восстановили первое назначение на три года. В настоящее время понятия «первое назначение» для судей федеральных судом не существует. Судья сразу назначается до достижения предельного возраста пребывания в должности судьи.
Чем можно объяснить такую переменчивость законодателя?
Приведите аргументы как в пользу первичного назначения на определенный срок, так и против такого порядка.
Задача 19
В коллегии по уголовным делам областного суда рассматривалось уголовное дело по обвинению Фирсова в изнасиловании женщин с последующим их убийством с особой жестокостью. По постановлению судьи дело рассматривалось в закрытом заседании. Однако речи государственного обвинителя и защитника в рамках прений сторон были произнесены в доме культуры предприятия, на котором работал подсудимый, в присутствии многих граждан, открыто выражавших свое негодование, возмущение и враждебное отношение к подсудимому. Здесь же подсудимый обратился к суду с последним словом, а затем был провозглашен приговор суда, которым Фирсов был осужден к пожизненному лишению свободы. Присутствующие в зале граждане с одобрением встретили это решение суда.
Оцените деятельность суда по этому делу. Назовите случаи, когда судебное разбирательство может быть закрытым.
Допускает ли закон частичное закрытие процесса?
Задача 20
При рассмотрении уголовного дела о взятках и злоупотреблении служебным положением в зале судебного заседания присутствовал корреспондент городской газеты. Председательствующий в судебном заседании запретил ему произвести фотографирование, мотивируя свое решение тем, что этот вопрос с ним не был согласован, и присутствие корреспондента на процессе явилось неожиданностью для суда. Кроме того, в ходе разбирательства обнаружилось, что один из присутствующих в зале отказался назвать себя и делал какие-то записи в блокноте. Председательствующий распорядился изъять блокнот. Другой гражданин положил на трибуну, перед которой участники процесса дают показания, диктофон. И в этом случае судья запретил производить аудиозапись.
Правомочны ли действия председательствующего?
Задача 21
Гражданин Республики Азербайджан Зайналов более 25 лет проживает на территории Российской Федерации, работает таксистом. Свободно владеет разговорным и письменным русским языком. До распада СССР окончил Омский технологический институт. В отношении Зайналова возбуждено уголовное дело по факту нанесения тяжкого вреда здоровью. Будучи поставленным в процессуальное положение подозреваемого, Зайналов заявил ходатайство о предоставлении переводчика. Следователь отказал в удовлетворении данного ходатайства, мотивируя тем, что подозреваемый получил полное среднее и высшее образование, обучаясь на русском языке, длительно проживает среди русскоязычного населения, имеет опыт официального общения с российскими государственными органами на русском языке (ранее был частным предпринимателем, что предполагает оформления множества учредительных и отчетных документов). Подозреваемый обжаловал вынесенное следователем постановление в суд, просит признать его незаконным и необоснованным, поскольку нарушено его конституционное право пользоваться родным языком.
Какое решение должно быть принято судом по предмету жалобы?
Вариант. На предварительном следствии Зайналов отказался от услуг переводчика, заявив, что в достаточной степени владеет языком судопроизводства. Однако в момент передачи дела в суд заявил ходатайство о предоставлении ему переводчику. Он указал в ходатайстве, что только при ознакомлении с письменными материалами дела понял, что письменная юридическая речь ему не совсем понятна. Признавая себя виновным в предъявленном обвинении, полагал, что его обвиняют в причинении тяжкого вреда здоровья в состоянии аффекта, а оказалось в преднамеренном умышленном причинении такого вреда.
Какое решение примет суд, разрешая данное ходатайство на предварительном слушании?
Задача 22
Тумаков, обвиняющийся в совершении должностного подлога, заявил в суде ходатайство о вызове переводчика, указал, что почти все свидетели по делу являются украинцами, а он украинский язык понимает плохо. Суд отказал в удовлетворении ходатайства, мотивируя свое решение тем, что судопроизводство ведется на русском языке, являющимся родным языком подсудимого, и что в силу большого сходства русского и украинского языков необходимости в переводчике нет. Председательствующий при этом разъяснил подсудимому, что если отдельные слова для него будут непонятны, то ему их переведет секретарь.
Правильно ли поступил суд?
В чем значение принципа национального языка судопроизводства?
Задача 23
Долин – заместитель директора крупного завода получил взятку. Его привлекли к уголовной ответственности. Областной суд, учитывая должностное положение Долина, истребовал дело из районного суда и принял решение рассмотреть его в областном суде в закрытом судебном заседании.
Правильно ли поступил суд?
Как решить этот вопрос с точки зрения принципов правосудия?
Задача 24
Студент первокурсник юридического вуза, изучая вопросы независимости судей и обсуждая их на семинарских занятиях, полностью и весьма эмоционально поддерживал необходимость дополнительных гарантий от привлечения их к уголовной ответственности. У него сложилось стойкое убеждение в том, что судья должен быть защищен он необоснованного возбуждения в отношении него уголовного преследования, используемого как средство давления и расплаты за занимаемую принципиальную позицию. Когда же на третьем он стал изучать уголовно-процессуальное право и, в частности порядок возбуждения уголовного дела, производства следственных действий, избрания мер пресечения, то стал склоняться к тому, что судья в российской федерации практически неприкасаемое лицо, что явно не соответствует принципу равенства всех перед законом и судом. Достаточно сказать, что уголовное дело в отношении судьи вправе возбудить только Председатель Следственного комитета РФ с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей, полученное при соблюдении дополнительных условий судебное решение о заключении судьи под стражу исполняется только с согласия квалификационной коллегии судей, усложнен порядок производства следственных действий (ст.ст. 448-450 УПК РФ). В своей курсовой работе, посвященной принципу всеобщего равенства перед законом и судом, студент присоединился к позиции ученых, считающих, что из закона следует исключить дополнительные уголовно-процессуальные гарантии от уголовного преследования в отношении депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, судей и других категорий лиц, указанных в ст. 447 УПК.
Оцените позицию своего коллеги.
Задача 25
При назначении уголовного дела к рассмотрению в судебном заседании суда первой инстанции был вызван для дачи показаний свидетель обвинения Иванцов. Однако в суд он не явился, сославшись на занятость по служебным делам. Председательствующий поставил на обсуждение сторон вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие данного свидетеля. Сторона обвинения выступила с категорическим требованием явки свидетеля. Принято решение отложить судебное заседание и повторно вызвать свидетеля Иванцова. В назначенное время свидетель вновь не явился, уведомив суд по телефону, что находится в командировке в другом городе. Сторона обвинения заявила ходатайство либо повторно отложить рассмотрение дела, либо огласить показания свидетеля, данные им на предварительном следствии. Сторона защиты, ссылаясь на положения статей 240 и 281 УПК РФ, возражала против оглашения показаний свидетеля, полученных и запротоколированных следователем в условиях досудебного производства.
Какое решение возможно в описанной ситуации? О каком принципе организации правосудия идет речь, в чем его смысл и значение?
Задача 26
Во время судебного заседания государственный обвинитель написал на листе бумаге записку и передал ее председательствующему в судебном заседании. Председательствующий ознакомился с содержанием записки, положил ее не в уголовное дело, а в свой рабочий блокнот и объявил перерыв на 30 минут. Сторона защиты резко возразила против такого способа общения стороны обвинения и председательствующего и заявила ходатайство об оглашении содержания записки. Председательствующий огласил поданную ему записку, в которой была изложена адресованная суду просьба о перерыве.
Оцените действия сторон и председательствующего. О каком принципиальном (наиболее общем) требовании к организации судебного разбирательства идет речь, в чем его см