Налоговые обязательства и перемещения налогов
Добиваясь уменьшения налогового бремени, налогоплательщик способен, в принципе, использовать два легальных пути. Первый состоит в том, чтобы сократить налоговые обязательства за счет изменения структуры и интенсивности своей экономической деятельности. Это может выразиться как в ограничении деятельности, которая непосредственно подлежит налогообложению либо приводит к налогооблагаемым результатам, так и в расширении деятельности, дающей право на налоговые льготы. Второй путь заключается в том, чтобы переместить налоговое бремя на других лиц.
Во всех этих случаях в центре внимания оказываются взаимоотношения двух сторон: налогоплательщика и государства. Первый ведет себя так, чтобы законным образом уменьшить обязательства перед вторым, и если это удается, то доход государства сокращается. Когда же речь идет о перемещении налогового бремени, существенны взаимоотношения трех сторон: государства, налогоплательщика и рыночных контрагентов последнего. Нередко налогоплательщик способен, формально не уменьшая обязательств перед государством (а значит, и его доходов), полностью или частично компенсировать свои выплаты за счет других лиц из числа тех, с кем он связан отношениями купли - продажи.
Если покупатель смещает налоговое бремя на продавцов, это принято называть перемещением назад. Обычно оно имеет место, когда предприниматель способен диктовать свои условия поставщикам тех факторов производства, которые он закупает либо арендует. В частности, бремя увеличивающегося налогообложения прибыли подчас перемещается назад за счет уменьшения реальной заработной платы. Если продавцы смещают налоговое бремя на покупателей, это называется перемещением вперед. Такая ситуация возникает, когда производители пытаются компенсировать налоги, включая их в цены, по которым товары предлагаются потребителям.
Непосредственными носителями налоговых обязательств часто становятся не только индивиды, но и организации. Однако каждая из организаций в конечном счете размещает налоговое бремя среди индивидов.
Сфера действия налога представляет собой совокупность индивидов, на которых в конечном итоге ложится его бремя. Определение сферы действия налога достигается на основе анализа перемещений налогового бремени. Допустим, что в результате перемещений индивид, получающий доход в размере I, несет налоговое бремя в размере Т. Тогда соотношение этих двух величин Т/I называется действительной налоговой ставкой. Правомерно рассматривать действительные ставки как отдельного налога, например, акциза или налога на прибыль, так и налогообложения в целом.
Сфера действия налога должна, в конечном счете, определяться в контексте общего равновесия.
Способность налогоплательщиков перемещать налоги на своих контрагентов зависит от характера рынков, на которых они взаимодействуют. Если рынок является конкурентным (иными словами, ни один продавец или покупатель не в состоянии повлиять на цену), то возможности перемещения налогового бремени всецело определяются соотношением эластичностей спроса и предложения. Чтобы пояснить это, обратимся к своего рода предельным случаям, а именно к рынкам с абсолютно эластичным и абсолютно неэластичным спросом и предложением, и допустим сначала, что налог установлен в фиксированной сумме на единицу товара или услуги.
Такие налоги принято называть специфическими в отличие от стоимостных, которые гораздо чаще встречаются на практике. Обязательства по стоимостным налогам устанавливаются исходя из стоимости объекта налогообложения, по специфическим – на единицу товара или услуги. Так, специфический импортный тариф на автомобили предполагал бы, что импортер уплачивает налог пропорционально числу ввезенных машин независимо от различий в их ценах, специфический акциз на табачные изделия – уплату фиксированной суммы за каждую проданную пачку (либо за тысячу сигарет, либо за килограмм табака и т.п.; важно лишь, что налоговые обязательства определяются по отношению к натуральному, а не стоимостному измерителю).
Допустим, что спрос абсолютно неэластичен, то есть объем покупок не зависит от цены. Конечно, такое не встречается на практике, но кривые спроса, например, на хлеб и электроэнергию на некоторых участках почти вертикальны, и если равновесие достигается на таком участке, то сделанное допущение о неспособности потребителей варьировать объем покупок не слишком расходится с реальностью.
На конкурентном рынке отдельного товара или услуги (в том числе труда) переместить налоговое бремя на контрагентов удается той стороне, которая обладает преимуществом в эластичности объема сделок по цене.
Для продавцов налог означает увеличение издержек, и они адаптируются к налогу, сокращая предложение. Для покупателей это, вообще говоря, означает рост цен, к которому они в свою очередь адаптируются, уменьшая спрос.
Результат определяется тем, какая из сторон в большей степени готова пожертвовать частью сделок по данному товару (поставщики жертвуют частью продаж, а потребители – частью покупок), заменяя его чем-то другим, чтобы по возможности предотвратить потери денежного дохода.
Если так, то естественно предположить, что распределение налогового бремени в конечном итоге не зависит от того, на какую из сторон непосредственно возлагаются налоговые обязательства.