Инвестиционные проекты в области развития нефтехимического комплекса.
Для начала, отметим, что Республика Беларусь представляет собой экспортоориентированное государство с преобладанием промышленного сектора в структуре экономики. Последняя, в свою очередь, является преимущественно сырьевой и базируется на нефтепродуктах, реэкспорте сырой нефти. Кроме того, в настоящий момент государственная политика в данной сфере сосредоточена на создании оптимальных условий для постепенного перехода к использованию рыночных механизмов в рамках существовавшей ранее плановой системы. Соответственно, особое географическое положение и развитая транспортно-логическая инфраструктура, в совокупности с вышеперечисленными аспектами позволяет говорить о том, что в государстве создан и поддерживается благоприятный инвестиционный климат.
Прежде чем обратиться к характеристике уже существующих инвестиционных проектов в такой узкоспециализированной сфере, как нефтехимическая, стоит охарактеризовать ряд базовых понятий, имеющих особое значения для формирования исчерпывающего представления о том, как сами инвестиционные процессы функционируют, и касательно которых могут существовать неоднозначные трактовки.
Что касается самого понятия инвестиций, то несмотря на ряд изменчивость инвестиционного законодательства, определение отличается относительно устойчивыми признаками. Так, если обратиться к ст.1 Закона Республики Беларусь Об инвестициях, то ключевые характеристики данного термина будет раскрываться в следующем порядке :
· любое имущество и иные объекты гражданских прав
· принадлежат инвестору на праве собственности, ином законном основании,
· позволяют ему распоряжаться такими объектами,
· вложение инвестором на территории Республики Беларусь установленными в Законе способами
· цель: получения прибыли (доходов) и (или) достижения иного значимого результата либо в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием [ 30].
Вместе с тем, следует выделить и ряд характеристик, которые опущены в законодательном определении, однако выработаны юридической наукой. К ним относятся :
· отсутствие ориентации на удовлетворения текущих потребностей;
· вложение в определенные объекты, создание, использование которых позволит получить прибыль и (или) достичь иной значимый эффект;
· процесс вложения в определенные объекты часто связано с риском его утраты или утраты прибыли.
В Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2015 годы, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2006 N 1475, была определена стратегическая цель инвестиционной политики, состоящая в аккумуляции и направлении инвестиций на реализацию государственных приоритетов страны и переход экономики на инновационный путь развития. Важнейшими направлениями государственной инвестиционной деятельности предусмотрены:
· адресная поддержка стратегически значимых, конкурентоспособных секторов экономики, а также высокотехнологичных инвестиционных программ и проектов в экспортоориентированных и импортозамещающих отраслях;
· развитие технологической базы науки, опытных производств;
· модернизация и развитие стратегически важных для страны объектов производственной и социальной инфраструктуры;
· осуществление природоохранных мероприятий и создание условий безопасной жизнедеятельности [31 ] .
В Республике Беларусь на законодательном уровне постоянно ведется работа, направленная на стимулирование и государственную поддержку инвестиционной деятельности, а также на защиту прав инвесторов на территории Республики Беларусь. Отметим, что благоприятный инвестиционный климат во многом формируется за счёт привлекательных условий инвестирования, которые , как правило, закрепляются в рамках национального законодательства. Одной из главных составляющих в данном процессе, является реальное обеспечение государством закреплённых законодательно прав инвесторов, предоставление им преференциальных и льготных режимов в сфере налогообложения, таможенного оформления, а также установленной системы гарантий. Государственное регулирование имеет определяющее отношении в связи с тем, что объём его вмешательства в хозяйственную деятельность инвестора в рамках реализации того или иного проекта, должен быть сведён к минимуму. В целом же, государство оказывает общую координацию данного направления, что предусматривает :
1.Прямое участие государства в инвестиционной деятельности путем:
· принятия государственных инвестиционных программ и финансирования их за счет средств республиканского бюджета;
· предоставления централизованных инвестиционных ресурсов из средств республиканского бюджета для финансирования инвестиционных проектов на основе платности, срочности и возвратности;
· предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов;
· проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов;
· предоставления концессий национальным и иностранным инвесторам;
2. Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путем:
· оказания инвесторам государственной поддержки;
· защиты интересов инвесторов;
· создания на территории Республики Беларусь свободных экономических зон;
· определения условий владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и лесами;
· принятия антимонопольных мер и пресечения недобросовестной конкуренции;
· определения условий приватизации объектов, находящихся в государственной собственности;
· содействия развитию рынка ценных бумаг;
проведения эффективной бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики .
Так,общие положения, касательно регулирования инвестиций представлены в схеме ( Приложение 27).
Открытое акционерное общество «Нафтан», являясь одним из ключевых звеньев нефтехимического сектора промышленного комплекса Республики Беларусь, представляет собой один из стратегически важных для страны объектов производственной и социальной инфраструктуры, что предопределяет возможные направления и само содержание планируемой инвестиционной деятельности. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в целом, а также в рамках действующего в отношении ОАО «Нафтан» инвестиционного договора осуществляется следующими нормативными правовыми актами:
- Законом об Инвестициях Республики Беларусь,
- Декретом Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 ”0 создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь44 [ 32] ,
- Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа 2011 г. № 1058 "О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 4 [33 ];
-а также и некоторыми другими – в незначительном объёме.
Следует отметить, что действующий инвестиционный договор( далее – Договор), связывающий определённым объёмом обязательств ОАО «Нафтан» , заключался в условиях действующего в то время Инвестиционного кодекса (2012 г. – год заключения договора). Соответственно, не был ориентирован на использование ряда новелл, которые были введены позже. Несмотря на указанное обстоятельство, отнюдь не упомянутые выше нововведения могли бы иметь решающее значение для реализации Договора. Так, абзац 4 подпункта 3.1. пункта 3 новой редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа № 10, закрепил право инвесторов на определение без проведения процедур, установленных законодательством, подрядчика или разработчика проектной документации, поставщиков товаров, исполнителей услуг для строительства, в том числе реконструкции, объектов, предусмотренных инвестиционным договором. Однако, отметим, что для того, чтобы данная норма распространяла своё действие на уже действующий Договор, сторонам необходимо урегулировать данный вопрос в рамках внесения изменения в договор путём заключения дополнительного соглашения к нему. В нашем же случае, подобная процедура не проводилась. Однако, вывод относительно того, что неиспользование подобной модели поведения в рамках реализации Договора является каким-либо упущением будет ошибочным. Так, полагаем, что использование процедур, приводящихся в условиях конкурентной среды, способствует более высокому квалификационному отбору подрядчиков, разработчиков проектной документации и поставщиков товаров, исполнителей услуг для строительства и других специалистов. Высокий уровень компетенции которых, и наличие положительного опыта участия в схожих проектах, способствуют обеспечению гарантий надлежащего исполнении сторонами всего объёма принятых на себя договорных обязательств.
Если обратиться к общей характеристике рассматриваемого Договора, то будучи инвестиционным договором с Республикой Беларусь, он был заключён на основании решения Витебского областного исполнительного комитета ,в том числе по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Соответствующие договоры с Республикой Беларусь, как правило, заключаются в целях оказания государственной поддержки при осуществлении инвестиционных проектов, имеющих значение для экономики страны (по созданию и развитию производств, основанных на новых и высоких технологиях, повышению конкурентоспособности отечественной продукции и объемов экспорта и т.п.). Такие договоры в качестве обязательных условий должны включать в себя указания на:
· срок действия договора;
· объект и объем инвестиционной деятельности;
· права и обязанности инвестора, в том числе по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также трудового законодательства и техники безопасности;
· дополнительные правовые гарантии государства по данному проекту на период действия договора, касающиеся
- налогового и таможенного режима,
- экологических норм и иных условий, являющихся существенными для инвестора,
- а также обязательства по выдаче инвестору разрешительных документов, необходимых для реализации инвестиционного проекта;
· ответственность сторон за несоблюдение условий инвестиционного договора;
· порядок и орган рассмотрения споров, вытекающих из инвестиционного договора.
Исходя из изучения основного содержания Договора, приходим к выводу, что основная его цель: успешная реализация инвестиционных проектов «Реконструкция установки гидроочистки Л-24/744», «Реконструкция установки гидроочистки 2ГЧ-24/7 и схем КИПиА блока Мегох44», входящих в состав инвестиционного проекта «Строительство комплекса замедленного коксования». Под успешной реализацией здесь имеется в виду, прежде всего, наличие перспективы наладить выпуск новых видов продукции и увеличить объёмы производства. Так, в настоящий момент коксование – является одним из основных инструментов глубокой переработки нефти, высокая потребность которого объясняется отсутствием, наряду с указанным методом, других, более дешёвых гидрогенизационных методов переработки нефтяных остатков. А процесс замедленного коксования относится к одной из наиболее динамично развивающихся тенденций в сфере в мировой нефтепереработки, в комбинации с группой специализированных процессов, его применение позволит довести глубину переработки нефти до 90% с получением моторных топлив высокого качества.
Однако, для достижения обозначенного выше результата необходим высокий уровень так называемой «договорной дисциплины». Так, определённые проблемы могут возникнуть в области несвоевременного исполнения договорных обязательств инвестором. Существует практика установления необоснованного увеличения сроков реализации инвестиционных договоров путем заключения дополнительных соглашений, что исключает последующее применение мер гражданско-правовой ответственности, и способствует вероятности дальнейшего затягивания исполнения обязательств. К примеру, Дополнительным соглашением №1 от 24.05.2013 года изначальный срок действия Договора был изменён с 36 месяцев до 43. В свою очередь, Дополнительным соглашением №2 от 22.06.2015 срок действия Договора вновь был увеличен до 63 месяцев. К тому же, соответственному увеличению подверглись и сроки реализации по каждому инвестиционному проекту отдельно. В целом, срок действия Договора вырос почти вдвое, что отнюдь не способствовало достижению высоких экономических показателей в указанный период. В итоге, текущая редакция Договора позволяет сделать выводы, что уже в июле 2017 года будут введены в эксплуатацию две установки, являющиеся объектами инвестиционной деятельности в рамках данного Договора. Однако, определённые сложности, которые возникли уже после подписания внешнеторговых договоров на закупку оборудования и проектно-сметной документации, позволяют сделать предположение, что возможный срок завершения данного проекта ещё не обозначен в качестве окончательного. Если обратиться к существу возникших проблем, то на довольно поздней стадии реализации реконструкции одной из установок, уже в процессе осуществления строительно-монтажных работ возникла необходимость допоставке одной из частей проектно-сметной документации, для последующей закупки оборудования и произведения монтажа.
Если обратиться к теории, то в системе различных видов договоров инвестиционные договоры дифференцируются на основе их целевого назначения. Обслуживая, коммерческие отношения, носящие длительный характер и предполагающие достижение положительного результата в будущем, инвестиционные договоры подразделяются на две группы :
- портфельные (финансовые инвестиции);
- реальные (прямые) инвестиции;
Последние из которых представляют для нас особый интерес. Вызвано это, в первую очередь тем, что такие долгосрочные вложения непосредственно участвуют в производственном процессе (в нашем случае - приобретение оборудования, осуществления проектных, строительно-монтажных и прочих работ).
Если говорить об источниках инвестиций, то общему правому, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь, ими являются:
· собственные средства инвесторов, включая амортизационные фонды, прибыль, оставшаяся после уплаты налогов и других обязательных платежей, в том числе средства, полученные от продажи долей в уставном фонде юридического лица;
· заемные и привлеченные средства, включая кредиты банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, займы учредителей (участников) и других юридических и физических лиц, облигационные займы.
В случае ОАО «Нафтан» указанный инвестиционный проект реализуется в рамках следующей схемы финансирования :
· 15 % от общей стоимости проекта финансируется за счёт собственных средств Общества;
· 85 % - обеспечивается кредитным соглашением (Facility Agreement) с банком-нерезидентом.
Отметим, что практика использования подобной модели реализации инвестиционного договора говорит о том, что наибольшие проблемы инвестиций из-за рубежа поступают в форме иностранных кредитов, которые предоставляются под гарантии Правительства Республики Беларусь на основании решения Правительства Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Привлечение и погашение иностранных кредитов осуществляются на условиях, кредитным соглашением, которое само по себе представляет собой уникальный пример того, как подобные проекты с избранной Обществом схемой финансирования реализуются в европейских странах. Так, по условиям соглашения банк-нерезидент, предоставляющий кредит ОАО «Нафтан» настоял на страховании риска невозврата кредита, что в целом, является довольно распространённой практикой, однако предполагает дополнительные издержки и значительное увеличение финансового бремени для Общества. К тому же, в качестве дополнительной гарантии исполнения контрактных обязательств, банк выразил своё требование о необходимости проведения юридических экспертиз заключаемого соглашения относительно его соответствия обеспечиваемому кредитом Контракту на Поставку (Supply Contract) применяемому в соглашении английскому праву исключительно в интересах банка, предоставляющего кредит. Что же касается контроля за целевым и своевременным использованием иностранных кредитов, а также своевременным погашением задолженности по иностранным кредитам осуществляется
· банком-агентом,
· банком-гарантом,
· Министерством финансов Республики Беларусь и республиканским органом государственного управления ,в подчинении которого находится инвестор (заемщик). В отношении ОАО «Нафтан» такую функцию осуществляет Белорусский государственный концерн по нефти и химии ( концерн «Белнефтехим»).
Ещё одним из отличительных моментов, используемых в упомянутом ранее кредитном соглашении оказалось использование IFRS (МСФО, т.е Международных стандартов финансовой отчетности в рамках кредитного соглашения. Внедрение которых осуществляется в Беларуси с 2010-ого года, однако все ещё сталкивается с рядом определённых трудностей. Правовое регулирование осуществляется в рамках двух основополагающих законов:
· Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. N 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» [ 34]
· Закона Республики Беларусь N 56-З «Об аудиторской деятельности»[35].
Так, специалисты отмечают, что действующая система на данный момент нуждается в проведении синхронизации законодательства, регулирующего вопросы бухгалтерского учёта и налоговой отчётности. Однако, несмотря на некоторые сложности в правоприменении, использование таких общепризнанных стандартов является необходимым условиям участия государство в международной экономической интеграции. Так, подобная практика в значительной мере способствует привлечению иностранного капитала и улучшению общего инвестиционного климата в целом.
Что же касается особенностей самого Supply Contract, то он был заключен с использованием такой типовой формы контракта, как Open Book (открытая книга), которая широко используется при реализации сделок соответствующей направленности в различных регионах Европы. Концепция «Открытой книги» может иметь различную интерпретацию, что наглядно продемонстрировано в следующей схеме ( Приложение 28). В Республике Беларусь возможность осуществления порядка организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов появилась c принятием Постановления Совета Министров Республики Беларусь №650 от 30 июля 2015 года, которое внесло ряд изменений и дополнений в Положение о порядке организации проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов[36]. Так, отныне нефтеперерабатывающие заводы Республики Беларусь стали практиковать заключение «Open Book Contracts», которые оговаривают порядок ценообразования по методу компенсации затрат cost+fee. Основное преимущество подобной схемы проявляется в том, что изначально определяется General Contract Price (Ориентировочная сумма Контракта), которая включает в себя Budget Contract Price (бюджетную оценку оборудования), Fee(фиксированную прибыль продавца), Cost of Services (услуги по закупке). Окончательный базис поставки определяется, как правило, дополнительным соглашением на поставку каждой партии оборудования и формируется в зависимости от сумм итоговых цен оборудования и фиксированной прибыли. Порядок оплаты регламентируется в зависимости от тех условий, которые будут определены выбранными заводами-изготовителями, и также предусматривает оформление отдельного дополнительного соглашения (Приложение 29)
Подводя итог, отметим, что применение Open Book однозначно является инновационным подходом в сфере реализации внешнеторговых договоров, несмотря на все ещё невысокий процент использования белорусскими субъектами хозяйствования. Сама концепция «Открытого ценообразования» . представляет собой среду при которой на формирование цены влияют только рыночные и производственные факторы, при этом исключается возможность государственного вмешательства.
Если говорить об основных преимуществах Open Book,то среди них бесспорно стоит отметить такие как :
- производственная мощность и объем работ во многом зависят от желания заказчика;
- окончательная стоимость определяется уже после определения объёма работ;
- минимизация рисков;
- установление механизмов прозрачности при взаимодействии заказчика и подрядчика;
- возможность изменения условия оплаты и поставки [37 ].
Суммируя всё вышеперечисленное, следует учитывать имеющуюся практику реализации инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, а также осуществлять тщательный мониторинг возникающих затруднений на всех этапах подготовки и разработки соответствующих проектов. Предлагается особое внимание уделить закреплению в договоре его существенных условий, в частности – зафиксировать ответственность для инвестора в случае ненадлежащего исполнения принятых на себя обязательств, кроме того, максимально широко раскрыть весь перечень льгот, предоставляемых инвестору и гарантий реализации других его прав.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основной целью прохождения преддипломной практики являлись закрепление и углубление знаний, полученных мною за весь период обучения в университете, приобретение практических навыков работы по специальности. За время прохождения практики я ознакомилась со спецификой работы юрисконсульта в договорно-правовом отделе юридического управления, получила практическое представление касательно применения ряда правовых норм в условиях обеспечения имущественных интересов субъекта хозяйствования.
Мной были изучены ключевые аспекты организации претензионно-исковой работы, взаимодействия юридической службы с другими структурными подразделениями предприятия. Особое внимание было уделено ознакомлению с основными правилами подготовки и реализации хозяйственных договоров с контрагентами, в том числе – и заключения внешнеторговых договоров с не резидентами.
Получен бесценный опыт в отношении практики юридического английского языка посредством составления дополнительных соглашений к контрактам, расчёта претензий, а также ведения деловой переписки с субъектами предпринимательства из разных регионов Европы. В процессе данного вида активности, были изучены уникальные для Республики Беларусь в целом, и в особенности – для ОАО «Нафтан» инвестиционные проекты, реализация которых основана на использовании некоторых инновационных подходов к бухгалтерской отчётности и к самим используемым формам контрактов.
Таким образом, прохождение преддипломнойпрактики в договорно-правовом отделе ОАО «Нафтан»:
- позволило мне лучше усвоить изученный на протяжении всего обучения в Полоцком государственном университете теоретический материал и правильно применять теоретические положения при составлении проектов документов, подготавливаемых отделом правового обеспечения;
- позволило получить представление о тонкостях, возникающих в правоприменительной практике;
- упорядочило мои познания о системе функционирования и организации юридических служб ( отделов) в субъекте хозяйствования.
Полагаю, что поставленные цели и задачи были достигнуты, программа преддипломной практики была выполнена в полном объеме: закреплены на практике теоретические знания, получены практические навыки, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности.