Вопрос. Система прав и свобод чел. Правовое положение личности в рф.
Система прав и ϲʙᴏбод человека и гражданина
Основные права и ϲʙᴏбоды можно классифицировать на базе важнейших сфер человеческой жизни:
личные;
политические;
социально-экономические и культурные.
Среди основных прав личные выдвигаются на первый план. Этим государство подчеркивает их социальную значимость, что объясняется, по-видимому, характером первоначальной борьбы против государственной власти именно за их осуществление.
Конституции советского общества были нацелены на обеспечение социально-экономических прав и их гарантии. Это проистекало из господства государственной собственности.
Ныне действующий Основной Закон России значительно расширил круг личных прав человека, занявших главенствующее положение в системе прав личности.
Личные права закреплены в ст. 20–30 Конституции. К ним ᴏᴛʜᴏϲᴙтся: право на жизнь (ст. 20), право на защиту ϲʙᴏей чести и доброго имени (ст. 21 и ч. 1 ст. 23), право на ϲʙᴏбоду и личную неприкосновенность (ст. 22), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23), неприкосновенность жилища (ст. 25). Ограничения данных прав могут осуществляться только в случаях, установленных федеральным законом и на основании судебного решения. Со вступлением в Европейское Сообщество государство обязалось исключить из практики и применение смертной казни.
К личным правам человека ᴏᴛʜᴏϲᴙтся также право на ϲʙᴏбодное передвижение, выбор места жительства и пребывания (ст. 27). Хотя Конституционный Суд Российской Федерации официально отменил институт прописки, реализация ϶ᴛᴏго права все еще затруднена. Конституция закрепляет также право каждого определять и указывать ϲʙᴏю национальность (ст. 26), право на пользование родным языком, ϲʙᴏбодный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26). К личным правам следует отнести ϲʙᴏбоду совести и вероисповедания (ст. 28), ϲʙᴏбоду мысли и слова, ϲʙᴏбоду информации (ст. 29).
Особое значение среди основных прав приобретают политические права, прежде всего право участвовать в управлении делами государства и избирательное право (ст. 32). Только граждане будут субъектами политических прав. Стоит заметить, что они олицетворяют активный статус гражданина, дают ему возможность принимать участие непосредственно или через ϲʙᴏих представителей в управлении государственными делами, в органах местного самоуправления, а также участвовать в референдумах.
Основной Закон закрепляет право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), провозглашая таким образом право участия граждан в политической жизни общества.
Стоит отметить, что основополагающий принцип политической жизни изложен в ст. 1, кᴏᴛᴏᴩая закрепляет демократический характер формирования государственного строя. К политическим правам также ᴏᴛʜᴏϲᴙтся: равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32), право участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32), право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).
Избирательное право осуществляется на основании целой системы правовых норм и прежде всего федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. Право гражданина на участие в референдуме осуществляется и согласно федеральному конституционному закону «О референдуме РФ» от 3 октября 1995 г. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» призван обеспечить механизм осуществления права граждан на равный доступ к государственной службе.
Конституция провозглашает такие социально-экономические и культурные права, как право на ϲʙᴏбодное использование ϲʙᴏих способностей и имущества, ϲʙᴏбода экономической деятельности (ст. 34), право частной собственности (ст. 35) и право граждан иметь в частной собственности землю (ст. 36). Конституционное право частной собственности дает возможность каждому ϲʙᴏбодно владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, принадлежащим ему на законном основании. К социально-экономическим и культурным правам также ᴏᴛʜᴏϲᴙтся: право на труд (ст. 37), право на отдых (ч. 5 ст. 37), право на социальное обеспечение (ст. 7 и 39), право на жилище (ст. 40), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), право на благоприятную окружающую среду (ст. 42), право на образование (ст. 43), право на участие в культурной жизни и пользование культурными учреждениями, доступ к культурным ценностям, ϲʙᴏбоду творчества (ст. 44).
Вопрос о конституционном характере социальных прав с течением времени приобретает особую актуальность. Хотя Основной Закон и закрепляет основные социальные права, но государственное право еще не разработало единой концепции их осуществления. Об ϶ᴛᴏм свидетельствуют чисто декларативные определения государства как «демократического федеративного правового государства» (ст. 1, ч. 1), «социального государства» (ст. 7, ч. 1). Разумеется, когда общество находится в глубоком кризисе, обеспечить защиту социальных прав граждан сложно, но с государства такая ответственность не снимается. Социальные блага, закрепленные в Конституции, возлагают на государство обязанность обеспечить их защиту. При этом Конституция прямо не говорит об ϶ᴛᴏм, в ней сказано: «Российская Федерация – социальное государство, политика кᴏᴛᴏᴩого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и ϲʙᴏбодное развитие человека» (ст. 7).
Правовой статус личности: понятие и структура
Говоря о правах и свободах личности, полное и реальное представление о них нельзя будет получить, если не рассмотреть эти явления в составе правового статуса личности. Прежде всего эта категория имеет собирательный, универсальный характер. Она вмещает в себя: 1) правовой статус гражданина; 2) правовой статус иностранного гражданина; 3) правовой статус лица без гражданства; 4) правовой статус беженца; 5) правовой статус вынужденного переселенца.
Также в данной категории находят отражение индивидуальные особенности человека и действительное его положение в общей системе многообразных общественных отношений.
Права и свободы составляют базу правового статуса личности, поэтому не могут быть реализованы без других его компонентов (например, без обращающихся к правам юридических обязанностей, без юридической ответственности в некоторых случаях, без правовых гарантий, без правоспособности и дееспособности как основных черт волевого и осмысленного поведения человека).
Категория правового статуса дает возможность увидеть права, свободы, обязанности личности в ее целостном, системном виде, позволяет проводить сравнение статусов, открывает пути для их дальнейшего совершенствования.
Правовой статус личности – это прежде всего правовое положение человека, которое отражает его действительное состояние при взаимодействии с государством и обществом. Классификация правовых статусов личности прежде всего проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают правовые статусы:
1) общий, который включает в себя, помимо внутригосударственных, права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и зафиксированные в международно-правовых документах;
2) конституционный. Данный статус должен обладать устойчивостью, его существование длится до тех пор, пока основные общественные отношения не изменятся в корне и своем большинстве;
3) отраслевой, который состоит из правомочий и иных компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы (гражданским, трудовым, административным правом и др.);
4) родовой. Родовой статус личности выражает специфику правового положения конкретных категорий людей, имеющих какие-нибудь дополнительные субъективные права и обязанности;
5) индивидуальный статус показывает особенности положения отдельного человека в зависимости от его возраста, профессии, пола, участия в управлении государственными делами и т. п.
Защита общего правового статуса личности предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом. Его характерным признаком считают стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, разумных и предсказуемых его изменений, способных обеспечивать сохранение генофонда страны, темпы производства материальных, а также духовных ценностей, свободное развитие каждой личности.
Кодификация зак-ва
Кодификация - это создание единого, систематизированного нормативно-правового акта, устанавливающего правовые основы какой-либо отрасли права
Кодификация направлена на то, чтобы критически переосмыслить действующие нормы, устранить противоречия и несогласованности между ними, ликвидировать повторения, устаревшие положения, пробелы, дублирование норм.
Кодификационные акты могут внешне выражаться в различных формах:
основы законодательства; кодекс; иные виды (уставы, положения, правила).
Основы законодательства активно используются в кодификационной деятельности Российской Федерации. Это акт федерального законодательства, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов, которые должны развиваться и конкретизироваться, в первую очередь, в нормативных актах, принимаемых субъектами Федерации, а также и в актах федеральных правотворческих органов.
Основы законодательства обычно стоят во главе тех или иных отраслей либо институтов права, обеспечивают взаимоувязанность и согласованность всех норм соответствующих отраслей и институтов. Ныне в Российской Федерации приняты и действуют такие акты, как Основы лесного законодательства, Основы законодательства о культуре, Основы законодательства об охране здоровья граждан и др.
2. Кодекс - чаще всего используемый вид кодификационного акта. Это значительный по объему сводный акт, представляющий собой систематизированное изложение норм той или иной отрасли законодательства либо правового института, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений и подлежащий непосредственному применению.
3. Иные виды кодификационных актов - уставы, положения, правила и т.д.
· Уставы - это комплексные нормативные акты, регулирующие правовое положение определенных органов и организаций (например, Устав Центробанка РФ), либо ту или иную сферу государственной, в первую очередь, хозяйственной деятельности (Устав железных дорог, Устав внутреннего водного транспорта). В форме уставов определяется также порядок деятельности различного рода воинских формирований (Устав караульной службы, Дисциплинарный устав и др.).
Ныне в форме устава также формулируются основные нормы, определяющие правовой статус субъектов Российской Федерации (исключая республики в составе РФ, которые принимают конституции), структуру, полномочия и организацию деятельности их государственных органов.
· Положения регламентируют правовое положение, задачи и компетенцию определенного органа, учреждения или группы однородных органов, учреждений, организаций (Положение о Верховном Суде РФ, Положение о службе в органах внутренних дел РФ и др.).
· Правила содержат процедурные нормы, определяющие порядок организации какого-либо рода деятельности (например, Правила возмещения работодателями вреда. причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей).
- 75 вопрос. Роль государства в политической системе общества. Гос – во и общ орг.
- Государство является центральным элементом политической системы, т. к. политическая система общества появляется только вместе с государством, без государства не может быть и политической системы. Место и роль государства в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъектами политической системы.
- Черты государства, определяющие его положение в политической системе, таковы:
- - Универсальность государственной власти. Государство - это организация, которая объединяет все общество в целом, универсальная организация. Ни одна другая организация не может конкурировать с государством по сфере охвата масс.
- - Государство обладает монополией на государственное принуждение. Только оно располагает армией, милицией и т. д. Хотя определенными средствами воздействия обладают и другие организации, эти средства не являются столь действенными.
- - Государство создает правовую основу организации и деятельности для других элементов политической системы, для их формирования. Во внутренние дела других организаций государство вмешиваться не должно, но внешне именно оно оформляет их деятельность.
- - Государство обладает монополией на налоги и в руках государственной власти сосредоточен бюджет.
- - Государство обладает суверенитетом, является его главным субъектом, основным источником реализации политической власти. Вокруг него объединяются все остальные составляющие. Если партии и другие институты представляют интересы и позиции тех или иных категорий и группировок граждан в политической системе, то государство выражает всеобщий интерес.
- - Прерогатива государственной власти как составляющая его суверенности. Означает, что государство может разрешить, запретить, приостановить на своей территории деятельность любой другой власти, любых других субъектов политической системы.
- - Государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны. Негосударственные организации такими свойствами и функциями не обладают. Они решают локальные по содержанию и объему задачи в строго определенной сфере общественно-политической жизни.
- Некоторые авторы подчеркивают - и справедливо, - что государство лучше характеризовать не столько как главное, сколько как особое звено политической системы. Роль главного звена, охватывающего своей организующей и направляющей деятельностью активность всех структурных элементов, выполняет личность, в то время как особым звеном является государство.
- Место и роль государства в политической системе
- Политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
- Понятия государство и политическая система общества соотносятся как часть и целое.
- Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму «общеобязательности».
- Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость, оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.
- Место и роль государства в политической системе общества зависит от типа политической системы и форма правления. Особенность – государство играет роль основного орудия, так как обладает такими средствами, которыми не обладают другие субъекты.
- Государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества, так как оно:
- Выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных;
- Границах по признаку гражданства; Является единственным носителем суверенитета;
- Обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;
- Обладает силовыми структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности);
- Обладает, как правило, монополией на правотворчество;
- Обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта);
- Эти свойства дают государству возможность оказывать влияние на общественную жизнь путем:
- Установления правового режима организации и функционирования всех других субъектов политической системы;
- Осуществления надзора за соблюдением законности в деятельности субъектов политической системы;
- Только государство способно применять меры государственного принуждения (юридической ответственности) за нарушение действующего законодательства;
- В Конституции имеется статья, которая провозглашает РФ социальным и правовым государством. Формирование правового государства - одно из направлений развития нашей политической системы. Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений.
- Роль государства в политической системе:
- Может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики – политических партий, движений, групп давления;
- Регистрирует их соответствующими органами (как правило Минюстом) и привлекает к участию в общественных и государственных делах;
- Может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения;
- Государство и общественные организации
- При рассмотрении вопроса о месте и роли государства как особого звена в политической системе общества важное значение имеет раскрытие характера взаимосвязей, возникающих между ним и общественными организациями.
- Во взаимоотношениях государства и общественных организаций отражается общность их конечных целей и задач, единство принципов построения и функционирования, их подлинный демократизм, возникновение всех государственных и негосударственных объединений по воле народных масс, постоянная опора на их творческую инициативу и Поддержку.
- Укрепление и развитие общности и единства всех государственных и общественных организаций - свидетельство дальнейшего развития демократии, обеспечивающей активное участие всех членов общества в управлении как государственными, так и общественными делами, если будут успешно преодолеваться противоречия между государством и общественными организациями. Взаимоотношения между ними строятся по-разному в зависимости от места и роли тех или иных общественных формирований, от характера их деятельности, от стоящих перед ними целей и задач. Это - сотрудничество, взаимопомощь, координация, руководство со стороны государства деятельностью некоторых общественных организаций, определение общего направления их деятельности, надзор и т. д. При этом сохраняется внутренняя самостоятельность общественных организаций, их относительная независимость в решении вопросов на основе принципов самоуправления и самодеятельности.
- Говоря о взаимоотношениях государства и общественных организаций, нужно всегда помнить, что эти отношения двусторонние. Большинство из них опосредуется соответствующими нормами права, приобретая в зависимости от этого различный характер (государственно-правовой, гражданско-правовой, административно-правовой и т. д.). Некоторые отношения еще не имеют правового выражения, что, естественно, требует дальнейшего совершенствования законодательства об общественных организациях, их правовом статусе, исследования вопросов по таким направлениям, как границы вмешательства государства в деятельность общественных организаций, правотворчество общественных организаций, его природа, природа уставов общественных организаций, общественные организации как субъекты права, как носители прав и обязанностей, как участники различного рода правовых отношений и т. д.
36.Понятие,виды содержание правоотношений, объекты правоотношений.
правоотношение- это общественное отношение, урегулированное нормами права. Правоотношение представляет собой юридическую связь между субъектами.
Правоотношение - это юридическая взаимосвязь субъектов права, возникающая на основе правовых норм в случае наступления предусмотренных законом юридических фактов.
Признаки правоотношения:
1. Юридическое основание правоотношения.
2. Реальный характер правоотношения.
3. Общественный характер правоотношения.
4. Защита правоотношения со стороны государства.
Классификация правоотношений:
· Абсолютные и относительные.
У абсолютных правоотношений определен только управомоченный участник. Вторая сторона правоотношения как персонально определенный субъект отсутствует.
В относительных правоотношениях персонально определены все участники.
· Отраслевые правоотношения.
административные, гражданско-правовые, уголовно-правовые и т. п. правоотношения.
· Регулятивные и охранительные правоотношения.
Регулятивные правоотношения возникают, изменяются или прекращаются на основе регулятивных норм права.
Охранительные правоотношения возникают, изменяются или прекращаются на основе охранительных норм права.
Объект правоотношения - это материальные или нематериальные блага, ценности, по поводу которых складывается правоотношение.
Объектами правоотношения могут быть:
· Материальные объекты - имущество, деньги, ценные бумаги, другие предметы материального мира.
· Нематериальные блага - произведения науки, искусства, литературы.
· Личные неимущественные блага -жизнь, честь, здоровье, деловая репутация, свобода и безопасность, неприкосновенность частной жизни и т. п.
· Действия лица или результаты таких действии такие как, например, участие в выборах, дача свидетельских показаний, оказание услуг и т.д..
Содержание правоотношения - это субъективные юридические права и обязанности участников правоотношения.
Субъективное право - это мера дозволенного поведения участника правоотношения, обеспеченная мерами государственной защиты.
Виды субъективных прав:
· Право требовать от другого участника исполнить свои обязанности. Например, требование исполнения обязательства
· Право на собственные активные действия. Например, право голоса, право вступления в трудовые отношения и т.д.
· Право обладать, пользоваться, распоряжаться определенным благом - материальным либо нематериальным
· Право обратиться к государству за защитой нарушенных субъективных прав, то есть возможность прибегнуть к государственному принуждению, чтобы обеспечить реализацию субъективного права.
Юридическая обязанность - это мера должного поведения участника правоотношения, обеспеченная мерами государственного принуждения. Юридическая обязанность может быть
· Активная - предполагает совершение активных действий,
· Пассивная - это воздержание от определенных действий.