Становление и развитие ГПН в Российской Федерации. Порядок организации и проведения аттестации государственных инспекторов по пожарному надзору.
Пожары на Руси были издавна одним из самых тяжких бедствий. По несколько раз выгорали города Владимир, Суздаль, Новгород, Юрьев. В 1194 году отмечены огромные пожары в Ладоге и Руссе. Развитие крупных городов привело к увеличению их населения, строительству новых зданий. Увеличились и масштабы пожаров. В 1212 году огонь уничтожил в Новгороде 4300 дворов из 5000. Пожар 1356 года за два часа уничтожил практически всю Москву, включая Кремль и посады. С 1453 по 1493 год Москва полностью выгорала десять раз.
По мере развития и укрепления государственности предпринимались попытки изменить сложившееся положение. Результатом явилось принятие многочисленных противопожарных правил, которыми государственные структуры хотели оказать влияние на обстановку с пожарами, соблюдение населением мер предосторожности обращения с огнем. В частности, стала вводиться ответственность за поджоги, небрежное обращение с огнем. Вышедший в XI веке сборник законов, известный под названием «Русская правда», устанавливал, что поджигатель и члены его семьи за содеянное обращались в рабство, а их имущество шло в казну. В 1504 году после очередного опустошительного пожара издаются противопожарные правила, которыми запрещается топка бань и изб летом без крайней необходимости. Запрещалось также с наступлением сумерек зажигать в доме свечи. Кузнецам и другим ремесленникам, которые использовали в своем деле огонь, разрешалось устраивать плавильни и горны вдали от строений и жилищ. Если сборник древнерусских законов содержал законодательные меры только против поджигателей, то меры царя Ивана III (1440-1505 гг.) в отношении ремесленников были первым нормативным актом пожарной безопасности на Руси. Из него следует, что главной причиной большинства пожаров была полная беспечность населения при использовании огня.
Вторым подобным документом являлось «Уложение» царя Алексея Михайловича. В нем также имелся ряд статей, регламентирующих правила обращения с огнем. "Уложение" вводило уголовную ответственность за поджоги и устанавливало различие между неосторожным обращением с огнем и поджогом. При возникновении пожара из-за неосторожности с виновного взыскивались убытки в размере, «что Государь укажет». Статья 227 «Уложения» предоставляла право хозяину дома требовать от нанимателя (жильца) осторожного обращения с огнем. В 1670 и 1680 гг. выходят новые постановления. В них подтверждаются все положения по пожарной безопасности, принятые ранее. С принятием «Уложения» были заложены и осуществлены первые организационные меры предупреждения и тушения пожаров.
В «Наказе о градском благочинии» 1649 г., одном из первых регламентирующих документов, было сказано: «Приказать всяких чинов людям накрепко, чтоб ныне весною, и во всё лето, и в осень в ведренные, в жаркие дни, изб и мылен никто не топил, и в вечеру поздно с огнем не сидел».
Во времена Петра I во все города и села рассылались печатные указы о противопожарных мерах и соответствующие инструкции. Их читали в церквях по воскресным и праздничным дням. Большую угрозу для сельской местности представляли лесные пожары. Одна из распространенных причин - сжигание леса при расчистке земли под новые пашни. Это происходило повсеместно. Специальным указом ответственность за предупреждение таких пожаров в 1798 году возложена на местные управы. Два года спустя в казенных селениях назначаются пожарные старосты, избираемые на три года из селян. В их обязанность входит контроль за соблюдением противопожарных правил
Становление пожарной охраны, развитие ГПН как надзорно-профилактической службы в нашей стране неразрывно связаны с Декретом «Об организации государственных мер борьбы с огнем» от 17 апреля 1918 г. В целях осуществления «как предупредительных, так и оборонительных» мер борьбы с пожарами в стране был учрежден центральный орган пожарной охраны - Пожарный совет РСФСР, на который возлагались «высшее руководство, объединение, направление и развитие мероприятий по борьбе с огнем». В декрете подчеркивалось, что постановления Пожарного совета обязательны для всех правительственных, общественных и частных учреждений и организаций. Руководство работой Пожарного совета РСФСР было возложено на Главного комиссара по делам страхования и борьбы с огнем М. Т. Елизарова.
В декрете отмечалась необходимость планомерного проведения противопожарных мероприятий, обращалось внимание на важность широкого развития профилактической работы, на необходимость издания правил и инструкций, создания машин и противопожарного оборудования, внедрения огнестойкого строительства, испытания новых изобретений и технических усовершенствований в области предупреждения и тушения пожаров. В декрете было указано также, что надлежит наладить подготовку специалистов пожарного дела, открыть пожарно-технические училища, школы и курсы, организовать издание журналов и брошюр по пожарному делу, обеспечить устройство выставок и пожарно-испытательных станций. Пожарный совет определил порядок сбора по стране материалов по пожарной статистике, а также установил правила проведения обследований в области пожарного дела и огнестойкого строительства. Декрет узаконил государственный контроль за выполнением организациями и учреждениями мер пожарной безопасности.
Приведенные выше положения Декрета явились основой для создания в последующие годы государственного пожарного надзора.
В конце 1918 г. руководство пожарным и страховым делом было возложено на Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), в составе которого был создан пожарно-страховой отдел. Но объединение пожарного и страхового дела оказалось нецелесообразным и в июле 1920 г. пожарное дело было отделено от страхового и передано в Главное управление коммунального хозяйства Народного Комиссариата внутренних дел (НКВД) РСФСР, при котором был создан Центральный пожарный отдел с подотделами на местах.
Пожарный отдел и его территориальные подотделы руководили борьбой с пожарами и вырабатывали профилактические меры, осуществляли учет и распределение имущества, руководили работой пожарных команд и других подведомственных организаций. Управление пожарным делом находилось в ведении НКВД до конца 1930 г.
Руководство страны проявляло постоянную заботу о развитии и укреплении пожарной охраны. Так, 28 июля 1920 г. Совет Труда и Обороны принял постановление «О борьбе с лесными пожарами», в котором были намечены профилактические меры по охране лесов.
В постановлении Совета Труда и Обороны от 4 мая 1921 г. говорилось: «Воспретить, под страхом предания суду, использование пожарных лошадей, инвентаря и рабочих на посторонние, не относящиеся к пожарному делу, работы... Воспретить всем должностным лицам при тушении пожаров вмешиваться в распоряжение брандмайоров и брандмейстеров...». В постановлении подчеркивалась важность «планомерной борьбы с огнем».
В постановлении Совета Труда и Обороны от 13 мая 1921 г. «По срочному проведению противопожарных мероприятий в 1921 г. в РСФСР» задания, возложенные на органы пожарной охраны, признаются ударными.
В 1921 г. специальные комиссии, включающие пожарных, представителей профсоюзных организаций и местных Советов, в сжатые сроки провели пожарно-техническое обследование всех общественных зданий, промышленных объектов, складов. Это была первая пожарно-профилактическая акция широкого масштаба.
В 1921-1923 гг. в стране развернулась работа по повышению пожарной безопасности нефтескладов, имевших важное значение для развития экономики страны. 13 июня 1921 г. Совет Труда и Обороны утвердил программу внеочередных работ по противопожарному обеспечению нефтяных складов, являющуюся первым развернутым нормативным документом, регламентирующим конкретные пожарно-профилактические мероприятия.
23 марта 1923 г. в Москве состоялась Первая всероссийская пожарная конференция, на которую прибыли профессионалы-пожарные из городов РСФСР, а также делегации пожарных из ряда союзных республик (Украины, Белоруссии, Грузии, Азербайджана), добровольцы заводов и фабрик, профсоюзные и коммунальные работники, представители наркоматов и ВСНХ. Конференция констатировала необходимость совершенствования пожарного дела и наметила в масштабе страны перспективные и текущие практические меры по планомерному развитию пожарной охраны. В резолюции конференции особое внимание обращалось на улучшение профилактики на объектах промышленности и транспорта, в сельской местности, на необходимость развития научной работы в области пожарной техники и обеспечения пожарной безопасности народного хозяйства.
В одном из пунктов резолюции было отмечено, что целесообразно в состав пожарных частей ввести работников, специализирующихся в области пожарной профилактики.
К концу 1925 г. страна достигла значительных успехов в восстановлении промышленного производства. Это дало возможность организовать в СССР выпуск пожарной техники, в первую очередь пожарных автомобилей, как основного средства вооружения городских и объектовых пожарных частей, а также приступить к серийному производству установок пожарной автоматики.
Однако в этот период наблюдается рост числа пожаров, главным образом в силу ослабления внимания к вопросам пожарной безопасности со стороны отдельных хозяйственных руководителей. В связи с этим в апреле 1927 г. выходит постановление СНК СССР о мерах охраны государственных предприятий, согласно которому ответственность за противопожарное состояние фабрик, заводов, мастерских, складов возлагается на их руководителей.
Это правительственное решение дисциплинировало должностных лиц, повысило их внимание к вопросам профилактики и проведения практических мер по повышению пожарной безопасности объектов, но не решало всего комплекса вопросов. Поэтому ВЦИК и СНК РСФСР 18 июля 1927 г. приняли важное решение о создании в стране государственного пожарного надзора, призванного осуществлять контроль за состоянием пожарной безопасности во всех коммунальных, ведомственных и общественных организациях. Функции пожарного надзора были возложены на аппараты и подразделения пожарной охраны НКВД союзных республик.
К концу 1927 г. в Советском Союзе складывается единая система ГПН, которая при совместных усилиях профессиональных городских и объектовых пожарных частей и добровольных помощников из рабочих и служащих должна была обеспечить решение всего комплекса вопросов по успешной борьбе с огнем в городах, сельской местности и на промышленных предприятиях. Создание в РСФСР и других союзных республиках органов ГПН явилось закономерным этапом развития и реализации основных положений Декрета «Об организации государственных мер борьбы с огнем».
В последующих правительственных документах функции ГПН получили дальнейшее развитие. В 1934 г. в составе вновь образованного общесоюзного НКВД было создано Главное управление пожарной охраны с соответствующими аппаратами в республиках, краях, областях и районах, на которые возлагалось руководство пожарной службой и осуществление мер пожарной безопасности в народном хозяйстве.
Существенную роль в становлении пожарного надзора страны сыграло постановление ВЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1936 г. № 52/654 «О государственном пожарном надзоре и городской пожарной охране», которое достаточно четко для того времени определило его функции и права.
Руководствуясь этим постановлением, Главное управление пожарной охраны и его местные органы планировали и проводили надзорно-профилактическую работу на объектах народного хозяйства страны, в городах и населенных пунктах. К числу основных мер пожарной профилактики была отнесена нормативно-техническая работа, особенно на крупных новостройках первых пятилеток. В итоге уже в 1939 г. был введен в действие Общесоюзный стандарт (ОСТ 90015-39), регламентировавший требования пожарной безопасности в области строительства. Разработка противопожарных норм и правил, контроль за их выполнением, рассмотрение проектов в части учета требований пожарной безопасности стали неотъемлемой стороной деятельности органов ГПН. С 1935 г. постановлением Совета Народных Комиссаров введен курс противопожарной техники в вузах.
В предвоенный период, а также в годы Великой Отечественной войны органы ГПН проводили большую работу по обеспечению пожарной безопасности предприятий, городов и населенных пунктов (снос временных деревянных строений, создание запасов воды для тушения пожаров, устройство противопожарных преград и разрывов, внедрение огнестойкого строительства).
С первых дней войны в Москве, Ленинграде, Киеве и других городах страны началось обучение населения приемам и способам борьбы с зажигательными авиабомбами. За весь период войны в наших городах, находившихся в зоне активного действия вражеской авиации и наземных средств поражения, не было стихийных пожаров, групповой гибели людей в огненных штормах, как это произошло, например, в Германии (г. Гамбург) или в Англии (г. Конвентри).
В годы Великой Отечественной войны работники ГПН, а также начальствующий состав пожарных частей промышленных предприятий и транспорта широко проводили профилактическую работу. Отклонения от противопожарных правил и норм устраняли в экстренном порядке, в ходе обследований и проверок. Начальствующий состав пожарных частей, инспектора ГПН занимались подготовкой объектов к отражению воздушных налетов, обучали формирования местной противовоздушной обороны приемам тушения пожаров и зажигательных авиабомб.
Немаловажная роль принадлежит органам ГПН и в мирном послевоенном строительстве. Для решения принципиально новых проблем, связанных с предупреждением пожаров и взрывов на химических, нефтехимических, нефтеперерабатывающих и других предприятиях, привлекаются научные работники. Развитие науки и техники, расширение производства обусловили необходимость разработки новых нормативных документов, организационной перестройки работы пожарной охраны, повышения квалификации специалистов данного профиля. Масштабы объектов народного хозяйства, рост их числа требовали привлечения к противопожарной защите самих трудящихся, широких слоев населения.
На решение этой проблемы нацеливало постановление Совета Министров СССР от 2 марта 1954 г. № 359 «Об организации добровольных пожарных дружин на промышленных предприятиях, стройках, базах, складах и других объектах министерств и ведомств».
В 1966 г. все пожарные подразделения были подчинены Министерству внутренних дел СССР. Эта важнейшая организационная мера позволила значительно повысить боеспособность городских пожарных частей, повсеместно усилить органы ГПН, организовав в большинстве городов и сельских районов соответствующие отделы, отделения и инспекции. Кроме того, была в кратчайший срок перестроена работа всех звеньев пожарной охраны.
В союзных республиках принимается ряд законодательных актов, направленных на улучшение пожарной охраны в сельской местности. Совет Министров РСФСР постановлением от 31 марта 1969 г. № 190 рекомендовал колхозам ввести должность начальника пожарно-сторожевой охраны. В результате, в большинстве колхозов была создана пожарно-сторожевая охрана, а в совхозах повысилась боеспособность добровольных пожарных дружин. С целью укрепления пожарной охраны в сельской местности и развития пожарного добровольчества принимаются также законодательные акты в Украинской, Белорусской, Казахской, Узбекской и других союзных республиках.
Добровольные пожарные организации стали большой общественной силой, оказывающей ощутимую помощь профессиональной пожарной охране в борьбе с пожарами.
Для дальнейшего развития этой работы важнейшим импульсом стала Первая учредительная конференция добровольных пожарных обществ РСФСР, проведенная в 1960 г. в Свердловске, на которой был утвержден Устав Всероссийского добровольного пожарного общества. Затем добровольные пожарные общества создаются и в других союзных республиках. Координацию их деятельности осуществляют общественный методический совет, председателем которого является начальник ГУПО МВД СССР. Члены этих обществ и дружин ежегодно ликвидируют до 25 % всех пожаров в стране, причем их роль наиболее значительна в сельской местности, где нет профессиональной пожарной охраны.
Работа органов ГПН по предупреждению пожаров приобретает особо важное значение в условиях научно-технического прогресса, развития газо-нефтедобывающей, химической, нефтехимической промышленности, широкой автоматизации промышленного и сельскохозяйственного производства. Ряд сложных проблем встает в связи со строительством зданий повышенной этажности, крупных животноводческих комплексов, уникальных объектов промышленности и энергетики, общественных зданий, успешная защита которых от пожаров возможна при условии использования новейших достижений науки и техники. По-прежнему актуальным остается вопрос обеспечения пожарной безопасности гостиниц, культурно-зрелищных учреждений, универмагов, крупных спортивных сооружений, больниц, детских учреждений, школ и других мест массового пребывания людей.
На необходимость усиления профилактической работы на этих объектах органы ГПН ориентировали постановление Совета Министров СССР от 15 июля 1977 г. № 1115, которым было утверждено «Положение о государственном пожарном надзоре в СССР» и приказ МВД СССР от 29 декабря 1979 г. № 359, введший в действие «Наставление по организации работы органов государственного пожарного надзора». В них было подчеркнуто, что обеспечение противопожарной защиты городов и других населенных пунктов, а также объектов народного хозяйства является важнейшей государственной задачей и руководители министерств, ведомств, промышленных предприятий, организаций, учреждений, совхозов и колхозов несут ответственность за выполнение этой задачи.
Активизация профилактической работы, повышение боеспособности пожарных частей, качественное и количественное укрепление органов ГПН дали возможность за годы десятой и одиннадцатой пятилеток добиться значительных успехов в деле противопожарной защиты ведущих отраслей народного хозяйства, сельскохозяйственных объектов, социально-культурных учреждений, а также улучшить организацию тушения пожаров в городах и других населенных пунктах.
Тесное взаимодействие инспекторского состава органов ГПН с инженерно-техническим персоналом объектов в ходе осуществления противопожарных мероприятий позволило заметно снизить количество пожаров и соответственно сократить убытки от них в производственных зданиях. Значительно повысилось состояние пожарной безопасности кинотеатров, театров, клубов, школ, больниц, детских и других учреждений с массовым пребыванием людей.
Органы ГПН в творческом содружестве с министерствами и ведомствами, научными и проектными учреждениями настойчиво вели поиск организационных и технических решений по предупреждению пожаров и гибели людей на них, снижению пожарной опасности технологических процессов, улучшению пожарной безопасности мест концентрации больших материальных ценностей, общественных и жилых зданий повышенной этажности.
Зрелость технической мысли особенно ярко проявилась при сооружении уникальных олимпийских объектов в Москве. При строительстве крупнейших спортивных комплексов, Олимпийской деревни, высотных гостиниц использовались новейшие достижения строительной техники и пожарной автоматики, что обеспечило надежную безопасность людей. Система профилактических мер, осуществленных органами ГПН, позволила полностью исключить случаи пожаров в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Таллинне в период проведения «Олимпиады-80».
Рост экономического и научно-технического потенциала государства позволил повысить технический уровень противопожарной защиты всех отраслей народного хозяйства и, что особенно знаменательно, снизить материальные потери от огня в сфере общественного производства. Об этом свидетельствуют следующие данные. При увеличении за 1976-1980 гг. основных фондов народного хозяйства страны в 1,4 раза, введении в эксплуатацию более 1200 крупных промышленных предприятий число пожаров в производственных зданиях снизилось на 25,3%, а материальные потери от огня сократились в промышленности на 33,5 %.
Острой остается проблема борьбы с пожарами в жилых домах, особенно в домах личного пользования, на которые приходится почти 80 % всех пожаров жилищного фонда.
Результаты работы органов ГПН, приводили к сокращению числа пожаров и убытков от них, решение этой задачи в значительной степени зависело от уровня организации и качества проведения проверок, от быстрейшего внедрения опыта профилактической работы лучших инспекторов ГПН. В пожарной охране системы МВД СССР зарождается соревнование за звание «Лучший инспектор государственного пожарного надзора».
При присвоении звания «Лучший инспектор государственного пожарного надзора» учитывался ряд показателей: снижение числа пожаров и убытков от них в районе (на закрепленном участке или объектах); регулярное и качественное проведение пожарно-технических обследований; организация в сельских районах, круглосуточного дежурства при пожарных депо; четкая организация проведения противопожарного инструктажа и изучения пожарно-технического минимума на закрепленных объектах; наличие на промышленных объектах боеспособных ДПД; хорошее содержание пожарной техники и автоматики. Конкурс на звание «Лучший государственный инспектор по пожарному надзору» проводится и в наше время.
В 1970-75 г.г. среди работников профессиональной пожарной охраны и пожарных добровольцев развернулось движение за приведение в образцовое противопожарное состояние промышленных предприятий, электростанций, учреждений с массовым пребыванием людей, колхозов и совхозов. Отдельные министерства и ведомства поддержали это начинание, издали приказы и указания о развертывании этой работы.
Критерием для отнесения объекта к образцовому являлось выполнение ряда противопожарных мероприятий: реализация в установленные сроки предписаний органов ГПН; постоянное содержание в исправном состоянии пожарной техники и автоматики; обязательное проведение с рабочими и служащими противопожарного инструктажа и изучение пожарно-технического минимума, наличие для этой цели специально оборудованного класса (помещения); укомплектованность боевых расчетов ДПД, наличие депо (места) для хранения пожарной техники, а также участие членов дружины в повседневной профилактической работе; регулярное проведение пожарно-технической комиссией проверок состояния технологических установок и агрегатов, вентиляции, электроустановок, противопожарного водоснабжения, установок пожарной автоматики; упорядочение огневых работ; замена пожароопасных технических моющих средств на безопасные; установление и строгое соблюдение противопожарного режима в цехах, лабораториях, на складах; выполнение других профилактических мероприятий, обусловленных спецификой объекта. В частности, для общественных учреждений обязательны хорошее содержание путей эвакуации, запрещение использования горючих материалов для отделки стен коридоров, лестничных клеток, вестибюлей, фойе, а также хорошая подготовка обслуживающего персонала к действиям на случай пожара. Безусловно, объект не мог быть отнесен к образцовому, если на нем имели место случаи пожаров или загораний.
В области пожарной профилактики важное место занимает противопожарная пропаганда. В арсенале органов ГПН появляются различные формы противопожарной пропаганды: кинофильмы, печатные издания, инструктивные и агитационные плакаты на противопожарную тему, использование средств массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), организация лекций и бесед по соответствующей тематике, проведение конкурсов и фестивалей кинофильмов по пожарной тематике.
В целях популяризации деятельности органов пожарной охраны распространения пожарно-технических знаний среди населения создаются пожарно-технические выставки (музеи), ставшие центрами противопожарной пропаганды, на которых посетители могут наглядно ознакомиться с современными достижениями в области пожарной профилактики.
В целом профилактика, осуществлявшаяся пожарной охраной МВД СССР в порядке надзора, преследовала цель предупреждения пожаров, обеспечения их успешного тушения и создания условий для безопасности людей и их успешной эвакуации. В своей повседневной деятельности органы и должностные лица, осуществлявшие ГПН, руководствовались «Положением о государственном пожарном надзоре в СССР», законами СССР, законами союзных и автономных республик, постановлениями и распоряжениями органов исполнительной власти, приказами и инструкциями МВД СССР и другими утвержденными в соответствии с действующим законодательством нормативными актами.
Правительство постоянно уделяло внимание укреплению пожарной охраны, повышении авторитета органов ГПН МВД СССР, предоставляя им большие права в деятельности по предотвращению пожаров, пресечению нарушений противопожарных норм и правил, обеспечению пожарной безопасности городов, населенных пунктов и объектов народного хозяйства.
С прекращением существования Советского Союза и образованием Российской Федерации в начале 90-х годов XX в. была открыта новая страница в истории пожарной охраны страны. В системе Министерства внутренних дел Российской Федерации в 1991 г. создается Служба противопожарных и аварийно-спасательных работ (СПАСР), на органы управления и подразделения которой были возложены функции по организации и осуществлению ГПН.
В целях укрепления пожарной безопасности в Российской Федерации постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 года № 849 «Вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и организации Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации» СПАСР МВД России преобразовывается в Государственную противопожарную службу (далее - ГПС) МВД России. Этим же постановлением было утверждено Положение о ГПС МВД России.
ГПС МВД России была создана с целью защиты жизни и здоровья людей, имущества от пожаров, организации и осуществления государственного пожарного надзора в Российской Федерации за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
Впервые ГПН был определен как специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделениями ГПС в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
Главное управление ГПС - самостоятельное оперативное структурное подразделение МВД России, возглавляло систему ГПС и обладало полномочиями федерального надзора России в области пожарной безопасности.
Начальник Главного управления ГПС являлся по должности главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору, а его заместители и начальник Специального управления ГПС - заместителями главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору.
Начальник управления (отдела) ГПС являлся по должности главным государственным инспектором субъекта Российской Федерации по пожарному надзору, а его заместители - заместителями главного государственного инспектора субъекта Российской Федерации по пожарному надзору.
Главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору был определен Перечень должностей личного состава ГПС и соответствующие им права и обязанности в области ГПН, которые одновременно являлись старшими государственными инспекторами по пожарному надзору и государственными инспекторами по пожарному надзору соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, районов (городов).
В ноябре 1994 года впервые в истории пожарного дела Государственной Думой Российской Федерации был принят, а 21 декабря 1994 г. подписан Президентом Российской Федерации Федеральный закон «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ. Данный Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Федеральным законом «О пожарной безопасности» были установлены: виды пожарной охраны и ее основные задачи; полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности; обеспечение пожарной безопасности; права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности.
В стране создана система обеспечения пожарной безопасности, основными элементами которой являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В своей повседневной надзорно-профилактической деятельности государственные инспекторы по пожарному надзору руководствовались «Наставлением по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации», которое было введено в действие приказом Главного управления ГПС МВД России от 25 мая 1995 г. № 10.
В целях совершенствования государственного управления в области пожарной безопасности, повышения готовности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации, объединения сил и средств при организации и проведении первоочередных аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» с 1 января 2002 г. ГПС МВД России преобразована в ГПС Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Начался современный этап в развитии ГПН в Российской Федерации.