Инновационное развитие в государственных программах в Российской Федерации

Переход к программно-целевому принципу управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации предусматривает разработку и утверждение государственных программ Российской Федерации, а также распределение бюджетных ассигнований в разрезе таких программ. Основными инструментами реализации государственной политики в сфере развития научно-технической и инновационной деятельности являются государственные программы "Развитие науки и технологий" (ответственный исполнитель — Минобрнауки России, соисполнитель — Минэкономразвития России)[1] и "Экономическое развитие и инновационная экономика" (ответственный исполнитель — Минэкономразвития России)[2].

В период, предшествующий разработке и утверждению указанных государственных программ, за счет бюджетных инвестиций из федерального бюджета в уставный капитал были созданы основные элементы системы институтов развития в сфере инноваций и увеличены их уставные капиталы: ОАО "Российская венчурная компания", выступающая учредителем отдельных венчурных фондов, государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", ОАО "Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства", ОАО "РОСНАНО". С целью обеспечения институциональной среды на базе Курчатовского института был создан первый научный исследовательский центр "Курчатовский институт" (федеральное государственное бюджетное учреждение)[4], осуществляется поддержка и развитие сети центров коллективного пользования[5] через предоставление научного оборудования, уникальных научных стендов и установок, реализация на территории РФ проектов создания уникальных научных установок мега-сайенс.

С целью повышения эффективности бюджетных расходов государственной программой "Развитие науки и технологий" предусмотрены модернизация научных организаций, развитие исследовательских компетенций вузов, стимулирование развития корпоративной науки, при этом на фоне общего роста объемов финансирования научных исследователей (до 1,88% ВВП к 2020 г.), предполагается уменьшение доли бюджетных средств и увеличение доли внебюджетных источников. Государственная программа содержит методику оценки эффективности программы:

Инновационное развитие в государственных программах в Российской Федерации - student2.ru

где ПДЦ01""" — значение показателя степени достижения целей и решения задач государственной программы в целом (отражает среднее значение соотношения фактических и плановых показателей результативности, например удельный вес России в общем числе публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB ofScience); ЩЩ^ —значение показателя степени достижения целей и решения задач i-й подпрограммы; ЭС — оценка экономии средств (соотношение полученной экономии к плановому показателю); М— число подпрограмм государственной программы.

Основные формы бюджетного финансирования в рамках реализации государственной программы "Развитие науки и технологий" — субсидии и бюджетные инвестиции. По мероприятию "Поддержка научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, научных учреждениях государственных академий наук и государственных научных центрах Российской Федерации" подпрограммы "Институциональное развитие научно-исследовательского сектора" предусмотрены гранты в форме субсидий на проведение научных исследований выделяются организациям-участникам, на базе которых осуществляются научные исследования, они могут расходоваться только с согласия ведущих ученых, осуществляющих руководство научными исследованиями. Бюджетное финансирование будет также направлено на развитие наукоградов в рамках подпрограммы "Развитие межотраслевой инфраструктуры сектора исследований и разработок".

Государственная программа Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" кроме налоговых льгот предусматривает бюджетные ассигнования в форме субсидий и инвестиций для поддержки субъектов бизнеса, осуществляющих инновационную деятельность. Программа также предполагает субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий в рамках отдельных подпрограмм, в том числе развития инновационных территориальных кластеров. Принято решение о поддержке 25 пилотных программ развития инновационных кластеров, 14 из которых получат государственную финансовую поддержку[6], среди них: кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины (Калужская обл.), кластер инновационных технологий ЗАТО г. Железногорск (Красноярский край), кластер "Зеленоград" (г. Москва), кластер ядерно-физических и нано-технологий в г. Дубне (Московская обл.), Биотехнологический инновационный территориальный кластер Пущино (Московская обл.), кластер "Физтех XXI" (г. Долгопрудный, г. Химки) (Московская обл.), Саровский инновационный кластер (Нижегородская обл.), Инновационный кластер информационных и биофармацевтических технологий Новосибирской области, Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением (Республика Мордовия), Камский инновационный территориально-производственный кластер Республики Татарстан, кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий Санкт-Петербурга, Инновационный территориальный аэрокосмический кластер Самарской области, Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области, Ядерно-инновационный кластер г. Димитровграда Ульяновской области[7].

Терминологическая справка

Кластер (от англ. cluster — "скопление") — совокупность размещенных на ограниченной территории организаций (участников кластера), которая характеризуется наличием: 1) объединяющей участников кластера научно-производственной цепочки в одной или нескольких отраслях (ключевых видах экономической деятельности); 2) механизма координации деятельности и кооперации участников кластера; 3) синергетического эффекта, выраженного в повышении экономической эффективности и результативности деятельности каждой организации за счет высокой степени их концентрации и кооперации.

Определение Минэкономразвития России приводится на основе сайта "Российская кластерная обсерватория" / URL: cluster. hse.ru/about

В рамках подпрограммы "Стимулирование инноваций" государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика" предусмотрено введение мониторинга реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года[8], целью которого является переход к формированию целостной инновационной системы. Предполагается "принуждение к инновациям" крупных компаний с государственным участием, создание новых научно-исследовательских центров в сфере материаловедения и авиации, создание и развитие технологических платформ как "коммуникационных механизмов между государством, бизнесом, наукой и образованием".

Важнейшими институтами обеспечения поддержки инновационной деятельности субъектов хозяйствования, одновременно стимулирующими развитие негосударственного сектора исследований и разработок, в рамках подпрограммы "Стимулирование инноваций" должны стать федеральное государственное автономное учреждение "Российский фонд технологического развития" и федеральное государственное бюджетное учреждение "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере".

В рамках программы "Экономическое развитие и инновационная экономика" предусмотрено выделение ассигнований федерального бюджета на финансовое обеспечение создания и функционирования инновационного центра "Сколково".

Не только названные, но и другие государственные программы предусматривают развитие инновационной деятельности. В соответствии с направлением "Инновационное развитие и модернизация экономики" кроме указанных предусмотрены программы[9]: "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", "Развитие авиационной промышленности", "Развитие судостроительной промышленности", "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности", "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности", "Космическая деятельность России", "Развитие атомного энергопромышленного комплекса", "Информационное общество" и др., а также государственные программы в рамках других направлений (например, "Развитие образования", "Развитие здравоохранения", "Охрана окружающей среды", "Управление государственными финансами"). Мероприятия, предусмотренные указанными программами, призваны сформировать спрос на результаты инновационной деятельности.

7. Налоговое стимулирование инновационной деятельности и спроса на инновации

В числе экономических мер государственной поддержки определенную роль играют налоговые преференции, хотя они и не могут быть решающим фактором развития инновационной экономики. Основной задачей в области совершенствования налогового стимулирования развития инновационной экономики является разработка преференций, обеспечивающих непрерывное развитие науки и инновационной деятельности. Налоговый механизм регулирования позволяет государству в косвенной форме обеспечить дополнительное финансирование деятельности наиболее активных и значимых для национальной экономики субъектов инновационного процесса.

Эффективность налогового регулирования инновационного развития невозможно достичь без взаимосвязи с концептуальными основами возникновения, развития, трансформации и диверсификации инновационных отношений в экономических системах. Плодотворность научных дискуссий зачастую зависит от единства в понимании ключевых понятий. К настоящему времени российская экономическая наука не дала четких ориентиров для органов государственной власти с целью понимания сути инновационной экономики и того, какие налоговые преференции, их формы необходимы для развития экономики инновационного типа. Открытым остается также вопрос о том, каким должно быть обоснование границ (условий) распространения налоговых преференций, в том числе кому именно следует предоставлять налоговые льготы.

Из зарубежной практики

Основными налоговыми льготами в англосаксонских странах являются: скидки на прибыль в размере капитальных вложений в новое оборудование и строительство; уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму расходов на НИОКР; отнесение к текущим затратам расходов на отдельные виды оборудования, обычно используемые в научных исследованиях; налоговые каникулы; создание за счет прибыли фондов специального назначения, не облагаемых налогом; налогообложение прибыли по пониженным ставкам (для малых и средних предприятий)[1].

Инновация, как уже говорилось, — это не просто объект, внедренный в производство, а объект, успешно внедренный и приносящий прибыль. Получение прибыли позволяет применить и налоговые льготы, направленные на поддержку разработки и внедрения новшества в производство.
Из истории российского налогового законодательства

При вступлении в действие гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ расходы на осуществление НИОКР равномерно включаться налогоплательщиком в состав прочих расходов в течение трех лет при условии использования проведенных исследований и разработок в производстве и (или) при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг. Однако такой порядок отнесения затрат на НИОКР в состав прочих расходов организации приводил к тому, что продукты с длительным инновационным циклом фактически финансировались за счет чистой прибыли организации. С 2005 г. налогоплательщикам была предоставлена возможность включать понесенные расходы в состав прочих расходов в течение двух лет. С 2007 г. налогоплательщики получили возможность признавать в целях налогообложения расходы на НИОКР в течение одного годас момента завершения исследований или их отдельных этапов, в том числе для организаций-заказчиков.

Для ускорения оборота финансовых ресурсов, так необходимых для продвижения инноваций, было бы целесообразно признание расходов на НИОКР в том отчетном периоде, в котором они были фактически произведены. Такой подход особенно был бы результативен для организаций, проводящих НИОКР в значительных объемах. Для защиты интересов государства условием применения такой преференции стало бы осуществление расходов по созданию новой продукции, в том числе по изобретательству, собственными силами.

В целях повышения эффективности налогового стимулирования целесообразно также разработать на законодательном уровне систему формальных критериев, позволяющих разграничивать инновации и изменения (новшества) несущественного характера. Наряду с институтом интеллектуальной собственности (авторского права) это могут быть:

• государственный реестр новых технологий;

• государственный реестр нового технологического оборудования;

• государственный реестр новых продуктов.

Регистрация технологии, оборудования, продукта в государственном реестре стало бы для налоговых органов подтверждением инновационного характера деятельности организации, а значит, подтверждением права налогоплательщика на получение соответствующей налоговой льготы.

Рисковый характер инновационной экономики предопределяет необходимость создания соответствующей инфраструктуры страхования и кредитования. Налоговые методы регулирования не могут не учитывать данный факт. В связи с этим представляется целесообразным установление льготных условий при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций банками, а именно включение в расходы банков взносов страховым компаниям по договорам страхования, объектом которых являются кредиты под стартовые инновационные проекты.

В настоящее время существенным фактором, позволяющим говорить об усилении налогового стимулирования инновационной деятельности, стала практика учета для целей налогообложения расходов на НИОКР в полном объеме вне зависимости от того, получен результат или нет.

Из истории российского налогового законодательства

Для налогового законодательства XXI в. характерна позитивная динамика относительно норм, регулирующих порядок отнесения затрат на НИОКР, которые изначально были направлены на создание новой или усовершенствование производимой продукции (товаров, работ, услуг), но в итоге поставленные цели не были достигнуты {затраты не дали положительного результата). Первоначально расходы налогоплательщика на НИОКР, не давших положительного результата, не подлежали включению в состав прочих расходов. Затем в законодательстве появились нормы, разрешающие включать расходы на НИОКР, не давшие положительного результата, в состав прочих расходов. До 2006 г. они подлежали равномерному включению в состав прочих расходов в течение трех лет.

Однако имело место ограничение на величину затрат на НИОКР, не давших положительного результата, подлежащих включению в состав прочих расходов. Ограничительный норматив был установлен в размере 70% их фактически размеров. С 2006 г. данный норматив был отменен. В настоящее время расходы на НИОКР, которые не дали положительного результата, уравнены с расходами НИОКР, имеющими положительный результат, и включаются в состав прочих расходов в полном объеме в течение одного года. Из содержания ст. 262 НК РФ следует, что к НИОКР, не давшим положительного результата, относятся также разработки, которые с точки зрения науки дали положительный результат, так как в результате произведенных расходов получен новый продукт (работы, услуги), но по каким-либо причинам данный продукт не может производиться в организации, его разработавшей.

Возможность признания для целей налогообложения расходов на НИОКР, не приведших к положительному результату, на практике приводит и к злоупотреблениям. Одним из простейших инструментов мошенничества может стать преднамеренное заключение договора между организацией-налогоплательщиком и научной организаций о проведении научных исследований с целью последующего признания результатов как "не давших положительного результата". Для выявления таких случаев в состав участников выездных налоговых проверок включаются эксперты.

Результатом инновационной диверсификации является освоение новых и (или) модернизированных продуктов, технологий, видов деятельности, что требует совершенствования технического обновления производства, а также системы управления, применения новых методов маркетинга, новых подходов к распределению ресурсов. Следует иметь в виду, что во многих российских научных организациях и образовательных учреждениях находится в эксплуатации экспериментальное оборудование, обладающее высокой стоимостью и достаточно длительным нормативным сроком службы. Для повышения уровня отечественных исследований и разработок зачастую необходима более частая смена оборудования (основных средств) научных организаций и оборудования, используемого для проведения научных исследований в высших учебных заведениях. Следовательно, необходима возможность быстрее списывать на расходы стоимость сложного и дорогостоящего оборудования.

Современное налоговое законодательство

Принятие гл. 25 НК РФ разрешило налогоплательщикам применять ускоренную амортизацию. Кроме того, имеет место возможность использовать повышающие коэффициенты амортизации основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности (коэффициент 2), а также основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды (коэффициент 3). Данная норма налогового законодательства может быть развита применительно к стимулированию развития научной и инновационной деятельности. Особое значение ускоренная амортизация имеет для инновационных предприятий, где происходит налаживание производства принципиально новой продукции и требуется проведение быстрых изменений в технологическом процессе.

С 1 января 2006 г. налогоплательщики имеют право (в соответствии с нормами Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ) включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств (ст. 257, п. 1.1 ст. 259 НК РФ). В настоящее время в экономической периодической печати получило широкое распространение предложение о повышении указанного норматива до 50%.

Экономической теорией и хозяйственной практикой доказано, что благодаря нововведениям компания достигает конкурентных преимуществ, но удержать их она может только с помощью постоянных улучшений, т.е. инновационных процессов, а следовательно, инновационной диверсификации. В связи с этим важным является вопрос создания научных парков, технополисов и бизнес-инкубаторов как наиболее действенного механизма диверсификации структуры экономики путем реализации инноваций и ведения инновационной деятельности. Научные парки вовлекают в сферу новых технологий и инновационного производства десятки предприятий, и даже целыерегионы. Таким образом, возможна постановка вопроса о специальном налоговом режиме. В настоящее время в российской практике выделены для налогового стимулирования участники развития технико-экономических зон.

Каждый участник инновационного процесса имеет собственную систему экономических интересов и приоритетов. При удачном их сочетании повышается уровень вероятности эффективной практической реализации инновационного проекта. Поэтому специфику интересов участников инновационных процессов и проектов необходимо учитывать при развитии механизма финансового стимулирования инновационной активности бизнеса.

Выделим субъектов — участников инновационной деятельности исходя из последовательности ее этапов.

1. Этап зарождения инновационной идеи (развитие прикладной науки и создание опытного образца):

• академическая и вузовская наука в части прикладных исследований;

• отраслевые научно-исследовательские институты и научно-исследовательские центры (фундаментальные и прикладные исследования отраслевого профиля);

• НИИ, КБ и НИЦ оборонного профиля и космических исследований;

• государственные научные центры (прикладные исследования по обслуживанию государственных нужд, заводская наука в виде КБ и НИИ промышленных организаций, индивидуальные исследователи и изобретатели).

Из истории российского налогового законодательства

До 1 января 2004 г. Законом РФ от 13.12.1991 № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" льготы по налогу на имущество имели следующие организации: научно-исследовательские учреждения, предприятия и организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук. Российской академии художеств, имущество которых составляло их научно-исследовательскую, опытно-производственную или экспериментальную базу; государственные научные центры; научно-исследовательские, конструкторские учреждения, опытные и опытно-экспериментальные предприятия независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме работ которых научно-исследовательские, опытно-конструкторские и экспериментальные работы составляли не менее 70%; бюджетные учреждения и организации. В настоящее время в соответствии с п. 15 ст. 381 части второй НК РФ освобождаются от налогообложения лишь имущество государственных научных центров, а также ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов, космические объекты (спутники связи и др.).

2. Этап документального закрепления инновационной идеи (оформление технической документации на новый продукт): информационные центры, консалтинговые фирмы, патентно-лицензионные службы, банки данных.

3. Этап реализации инновационной идеи и ее воплощения в инновационном продукте(материальное воплощение научной идеи в виде продукта, работы, услуги; освоение их производства): техноцентры, малые инновационные предприятия, технопарки, а также любые производственные организации.

Из зарубежной практики

В Японии компаниям, увеличивающим по сравнению с предыдущими годами расходы на НИОКР, предоставляется возможность уменьшить налог на прибыль корпораций на величину, равную 20% от суммы прироста расходов на НИОКР. Однако эта сумма не должна превышать 10% подлежащего уплате корпоративного налога. Мелким и средним предприятиям разрешают уменьшить налог на прибыль на величину, равную 6% годовых расходов на НИОКР, но не более 15% суммы налога. При этом мелким и средним предприятиям дано право выбора конкретной схемы (порядок, предусмотренный для всех налогоплательщиков или только для мелких и средних предприятий) применения данной льготы[2].

Важными субъектами данного этапа инновационной деятельности также выступают организации, осуществляющие финансирование разработок и их внедрения в производство. К их числу относятся банки, венчурные фонды, государство.

Развитию инновационного сектора экономии способствовало бы усиление мотивации банков (кредитных организаций) по предоставлению кредитов организациям инновационного типа или занимающихся инновационной деятельностью. С этой целью могла бы быть воссоздана ранее имевшая место налоговая льгота для банков в части прибыли, полученной от предоставления кредитов субъектам малого предпринимательства, но в усовершенствованной форме.

Из истории налогового законодательства

До вступления в силу гл. 25 НК РФ налоговым законодательством были предусмотрены меры по поощрению банков, предоставляющих кредиты крестьянским (фермерским) хозяйствам и малым предприятиям. Так, банки, предоставляющие не менее 50% общей суммы кредитов крестьянским (фермерским) хозяйствам, колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям, перерабатывающим сельскохозяйственную продукцию, а также малым предприятиям (за исключением осуществляющих снабженческо-сбытовую, торговую или закупочную деятельность), уплачивали налог на прибыль по ставке, уменьшенной в полтора раза.

С целью поощрения банков, предоставляющих кредиты организациям, вовлеченным в инновационный процесс, предлагается снизить ставку налога на прибыль организаций (например, до 18%) при соблюдении следующих условий:

• не менее 50% общей суммы кредитов предоставляется организациям, фактически осуществляющим инновационную деятельность;

• кредиты предоставляются под процентные ставки, не превышающие более чем на 10% среднюю ставку по кредитам на сопоставимых условиях;

• кредиты предоставляются организациям инновационного типа на срок не менее шести месяцев.

На практике, вероятно, небольшое количество банков будет специализироваться на предоставлении ресурсов инновационным организациям. Банки получат очевидную экономию на налоге на прибыль организаций, "ценой" которой является изменение структуры кредитного портфеля.

1. Этап коммерциализации инновационного продукта (широкое производственное освоение инновационного продукта и его активное продвижение на рынок): организации, осуществляющие производство инновационного продукта, а также отдельные сотрудники, использующие инновационные продукты в своей профессиональной деятельности.

Из зарубежной практики

В Великобритании для стартующих инновационных компаний налог на прибыль корпораций снижен с 20 до 1%. Потолок не облагаемых налогом инвестиций таких компаний поднят на 50% — до 150 тыс. ф. ст. Снижен налог на прирост капитала от долгосрочных инвестиций в стартующие инновационные компании и снят налог при реинвестировании в такие компании. Устранен облагаемый налогом предел в 1 млн ф. ст. на фонды, привлеченные соответствующими кампаниями, для компаний с объемом основных фондов менее 10 млн ф. ст. С 2000 г. действует повышенная норма списания затрат на исследования и разработки из налогооблагаемой базы в размере 150% для малого и среднего бизнеса, а в 2002 г. — в размере 125% для работающих с прибылью крупных компаний. Таким образом, в Великобритании еще 10 лет назад было инвестировано 295 млн ф. ст. в 690 высокотехнологичных компаний.

В российской экономической литературе предлагается в период стартового этапа, продолжительность которого может достигать трех лет, применять налоговую скидку на величину дополнительной прибыли, полученной от практического внедрения инновации. Условием предоставления данной льготы должно стать представление налогоплательщиком в налоговые органы дополнительных обоснований и расчетов, показывающих финансовый результат от внедрения инноваций, а также направление дополнительно полученной прибыли на развитие инновационной деятельности.

Активное развитие инновационной деятельности в современном обществе в сочетании с высокой степенью риска инновации, непредсказуемостью ее коммерциализации объективно требуют создания системы государственной поддержки.

Государственная поддержка в той или иной форме необходима каждой группе субъектов инновационной деятельности. Исключение с точки зрения разработки инструментов налогового стимулирования могут составить лишь субъекты второй группы (этап документального оформления идеи). Информационные центры, консалтинговые фирмы, патентно-лицензионные службы, банки данных вполне успешно осуществляют свою деятельность.

Основная задача развития механизма налогообложения сводится к тому, чтобы не препятствовать развитию инновационно активного бизнеса. Вместе с тем существующая в России система налогообложения имеет потенциальные возможности дальнейшего развития с целью оказания дополнительной помощи инновационно активным организациям, но при одновременном обеспечении должного уровня налогового контроля за обоснованностью применения законодательно предоставленных налоговых льгот. Для их реализации важно четко выбрать адресность такой поддержки и налогового администрирования. Возможны три направления решения поставленной задачи, а именно предоставлять льготы:

1) только организациям, которые соответствуют статусу организации инновационного типа;

2) всем налогоплательщикам, но осуществляющим научную и инновационную деятельность;

3) сочетать первые два варианта в зависимости от складывающихся экономических условий.

На современном этапе оптимальным представляется третье направление, причем с акцентом на предоставление налоговых преференций организациям инновационного типа. Именно эти организации обеспечивают инновационную активность бизнеса, создают основу для успешного развития инновационной экономики в России. Вместе с тем не исключается целесообразность предоставления определенных налоговых льгот всем налогоплательщикам, которые в той или иной форме осуществляют инновации.

Терминологическая справка

Теория инновационного предпринимательства предлагает четыре группы показателей, которые характеризуют инновационную активность хозяйствующего субъекта и соответственно могут стать критериями определения организаций инновационного типа: затратные показатели, показатели динамики инновационного процесса, показатели обновляемости, структурные показатели. Для получения статуса организации инновационного типа налогоплательщик должен будет соответствовать определенной системе показателей. Например, для производственных организаций в данную систему могут войти такие показатели, как удельные затраты на приобретение лицензий, патентов, ноу-хау; удельные затраты на НИОКР, давшие положительный результат, в течение последних трех лет. Для отраслевых НИИ такими показателями могут стать: показатель инновационности ТАТ (происходит от словосочетания "turn — around time" ("успевай поворачиваться")), под которым понимают время с момента осознания потребности или спроса на новый продукт до момента его отправки на рынок или потребителю в больших количествах; длительность процесса разработки нового продукта (новой технологии); длительность подготовки производства нового продукта и др. Система показателей (в отраслевом разрезе), характеризующая инновационную активность бизнеса и позволяющая присвоить организации статус организации инновационного типа могла бы быть включена в Федеральный закон "О государственной поддержке инновационной деятельности".

Наличие у налогоплательщика статуса организации инновационного типа при соответствии деятельности хозяйствующего субъекта установленной системе показателей позволило бы ему получить дополнительные налоговые преференции, в том числе и специальный налоговый режим. Налоговые же органы при проведении камеральной налоговой проверки смогли бы устанавливать правомерность применения налогоплательщиком соответствующих налоговых льгот. Возможны два варианта решения вопроса закрепления за налогоплательщиком статуса организации инновационного типа. Налогоплательщик самостоятельно на основе установленных критериев встает на учет в налоговом органе как организация инновационного типа либо предварительно включается в создаваемый государственный реестр организаций инновационного типа. Однако в действующем налоговом законодательстве нет такого понятия, как организации инновационного типа, как нет и государственного реестра таких субъектов хозяйствования.

Современное налоговое законодательство

В НК РФ присутствуют меры, направленные на комплексное стимулирование деятельности в области информационных технологий как имеющих одно из приоритетных направлений в части осуществления стратегии инновационного прорыва. Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, имеют право признавать расходы на приобретение электронно-вычислительной техники материальными расходами в полной сумме по мере ввода оборудования в эксплуатацию (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Для налогового контроля принципиально и то, что даются достаточно четкие критерии таких организаций, а именно осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных.

Современная налоговая политика в большей мере ориентируется на второе направление развития налогового регулирования инновационного развития российской экономики: предусматриваются инструменты налогового регулирования, которые могут быть эффективно использованы большой группой участников инновационной деятельности. К таким инструментам, в частности, относятся механизм ускоренной амортизации, порядок отнесения расходов на НИОКР, налогообложение внешних источников финансирования.

Изменения налогового законодательства с целью усиления стимулирования инновационного развития должны носить комплексный характер, затрагивать весь инновационный процесс и всех его участников. При этом снижение или отмена какого-либо налога для налогоплательщиков, занятых в инновационном процессе, не должна являться самоцелью. Для каждого компонента системы стимулирования науки и инноваций могут быть предложены различные механизмы ее реализации.

Совершенствование системы налогового стимулирования должно строиться на основе отбора наиболее эффективных инструментов налогового стимулирования с учетом специфики налогоплательщика — субъекта инновационной деятельности. Организации, осуществляющие инновационную деятельность, по своему типу могут быть фондо- и трудоемкими. У субъектов инновационной деятельности, относящихся к фондоемким организациям, велика доля налога на имущество организаций в общей налоговой нагрузке. К фондоемким относятся как производственные предприятия, осуществляющие НИОКР и внедряющие их результаты в производство, так и организации сферы науки (академические институты, отраслевые НИИ, вузы). Все они имеют дорогостоящее оборудование. Для данной группы субъектов инновационной деятельности целесообразным в плане налогового стимулирования является освобождение от уплаты налога на имущество организаций. Эффективной представляется и льгота в виде освобождения от налогообложения имущества, непосредственно используемого в научной и инновационной деятельности. У субъектов, относящихся к трудоемким организациям, велика доля затрат на заработную плату. Для этой группы организаций-налогоплательщиков наиболее чувствительны уровень страховых социальных взносов в Пенсионный фонд РФ, в Фонд социального страхования РФ, в фонды медицинского страхования РФ. Поэтому их деятельность могут поддерживать мероприятия в области совершенствования шкалы страховых взносов (ранее — единого социального налога).

Из истории налогового законодательства

На налогоплательщиков ECH (до его отмены) — организаций, осуществлявших деятельность в области информационных технологий (за исключением налогоплательщиков, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны) — распространялись общие налоговые ставки, но нижняя граница, с которой начиналось применение регрессивной ставки, составляла 75 000 руб., вместо установленных в общем случае 280 000 руб.

В современном российском налоговом законодательстве физические лиц практически не имеют каких-либо стимулов участия в инновационном процессе. Косвенной мерой налоговой поддержки можно считать налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц в части расходов на образование, а также публикацию своих научных трудов.

С целью усиления у работников мотивации рационализаторской и изобретательской деятельности целесообразным было бы освободить от НДФЛ выплаты стимулирующего характера в их пользу при осуществлении следующих условий:

• выплаты осуществляются при наличии фактической прибыли от внедрения инноваций (продукции или технологического процесса), предложенных лицом, в пользу которого происходит такая выплата;

• источником выплаты является прибыль организации после налогообложения; выплата может быть произведена однократно за каждое изобретение в размере, не превышающем фактической прибыли организации от внедрения изобретения или нововведения за вычетом налога на прибыль организаций; выплаты осуществляются в пользу конкретных работников, непосредственно являющихся авторами изобретения или рационализаторского предложения.

Соблюдение данных условий освобождения от НДФЛ указанного вида дохода физического лица позволит обеспечить налоговый контроль и предотвратить возможные злоупотребления со стороны налогоплательщиков.

Интересным и эффективным (как показывает зарубежный опыт) является такой налоговый инструмент, как налоговый кредит (в настоящем российском налоговом законодательстве — инвестиционный налоговый кредит).

НК РФ строго ограничивает круг условий, при которых может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит. В соответствии со ст. 67 НК РФ инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации-налогоплательщику при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

• проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ (НИОКР) либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

• осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

• выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Из перечня условий предоставления инвестиционного налогового кредита очевидно, что он ориентирован именно на организации, осуществляющие инновационную деятельность. Он может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.

Наши рекомендации