Структура административного процесса
Структура административного процесса определяется категориями индивидуальных конкретных дел, разрешаемых в сфере государственного управления. Элементом структуры административного процесса является производство, т.е. установленный административно-процессуальными нормами порядок рассмотрения и разрешения однородной категории индивидуально-конкретных дел.
В гражданско-процессуальном и уголовно-процессуальном законодательстве прослеживается устойчивая тенденция соотносить понятия «процесс» и «производство» как общее и особенное: процесс — есть сумма производств; производство — органическая часть процесса.
С точки зрения предметной составляющей, а именно, переченя административных производств, которые входят в состав административного процесса, его структура обусловлена представлениями о понятии административного процесса.
С точки зрения управленческого подхода к пониманию административного процесса, его сторонниками высказываются различные точки зрения о структуре административного процесса.
Так, например, И. В. Панова считает, что логичнее говорить об административно-процессуальной деятельности, состоящей из трех административных процессов: административно-нормотворческом, административно-правонаделительном и административно-юрисдикционном.
По её мнению административно-нормотворческий процесс может быть представлен производствами по созданию: актов (постановлений, распоряжений) Правительства РФ и субъектов РФ; актов (приказов, указаний, положений, наставлений, инструкций, постановлений и т.п.); нормативных актов Банка России[15].
В административно-правонаделительном процессе правомерно выделить следующие виды производств: по обращениям граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере управления; разрешительно-лицензионное; регистрационное; кадровое (служебное): административно-договорное; приватизационное.
В административно-юрисдикционном процессе считает возможным выделить следующие виды производства: а) исполнительное; б) административно-процессуальное (деятельность по применению мер административно-процессуального принуждения, не являющихся мерами ответственности); в) дисциплинарное; г) по жалобам; д) по делам об административных правонарушениях[16].
В свою очередь П. И. Кононов различает два вида административного процесса: административно-регулятивный и административно-охранительный.
Первый вид процесса, по его мнению, объединяет следующие производства: правопредоставительное; лицензионно-разрешительное; регистрационное, удостоверительное; экзаменационное; конкурсное; поощрительное; по возложению на физических и юридических лиц специальных публично-правовых обязанностей.
В структуре административно-охранительного процесса им выделяются: административно-наблюдательное (контрольное, надзорное) производство; производства по применению мер административного принуждения, не связанных с привлечением физических и юридических лиц к административной ответственности (административно-пресекателъное, административно-обеспечительное, административно-исполнительное); производство по делам об административных правонарушениях; административно-арбитражное производство.
В приведенных классификациях авторы предлагают двухуровневую (и даже трехуровневую) структуру административного процесса, подразделяя его вначале на виды административных процессов, а затем уже на виды административных производств. Это довольно распространенная только в отношении административного процесса тенденция, лишенная, по мнению В.Д.Сорокина, необходимой логики.
В.Д.Сорокин считает, что есть только один административный процесс, складывающийся из нескольких производств, которые без труда поддаются классификации, в том числе и той, что предложена И. В. Пановой, но уже в такой интерпретации: административный процесс складывается из трех видов производств: а) административно-правотворческого; б) административно-правонаделительного; в) административно-юрисдикционного[17].
Разделяя мнение В.Д.Сорокина о единстве административного процесса, за основу возьмем предложенную им структуру административного процесса. В настоящее время, с учетом изменений, произошедших в стране, её составляют производства, имеющие уже основательное законодательное закрепление, а именно:
1. Производство по принятию нормативных актов государственного управления.
2. Производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления.
3. Производство по административно-правовым жалобам и спорам.
4. Производство по делам о поощрениях.
8. Производство по делам об административных правонарушениях.
9. Производство по дисциплинарным делам.
6. Лицензионное производство.
5. Регистрационное производство.
7. Исполнительное производство[18].
Критерием предлагаемого варианта классификации административных производств является характер индивидуально-конкретных дел, причем под характером понимаются свойства, типичные для соответствующей категории дел.
В приведенной конструкции ясно различаются три вида производств единого административного процесса:
а) правотворческое производство;
б) правонаделительные производства;
в) правоохранительные производства[19].
В данном курсе лекций помимо перечисленных В.Д.Сорокиным производств, в структуре административного процесса в числе правоохранительных производств выделяются контрольно-надзорное производство и производство по применению отдельных мер административного предупреждения и административного пресечения.
Такие виды производств (точнее, процедур), о которых шла речь выше, как удостоверительное; экзаменационное; конкурсное, кадровое (служебное): административно-договорное; приватизационное охватываются понятием управленческий процесс, однако выходят за рамки более узкой правовой категории административный процесс. Перечень таких управленческих процедур можно продолжить: квотирование, кредитование, аттестация, подтверждение соответствия, испытание, освидетельствование, экспертиза, учёт, отчётность, инвентаризация, хранение, выдача, назначение, приведение к присяге и многие другие. Данные административные процедуры обеспечивают прежде всего достижение целей самой управленческой деятельности (например, распределение ресурсов, комплектование кадрами, оценку уровня подготовки кадров, качества продукции, осуществление различных действий с материальными ценностями, информацией). Для данных административных процедур «достижение предусмотренного законом юридического результата, модель которого заложена в соответствующей материальной норме, и оформленного в виде соответствующего юридического акта» не является в отличие от административного процесса главным смыслом этой деятельности, это всего лишь формальная сторона такой управленческой деятельности.