Дела об оспаривании отказов пенсионных органов в принятии заявления о назначении страховой пенсии подлежат рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства.
При рассмотрении данной категории административных дел судам следует иметь в виду, что возможности отказа в приёме заявления об установлении страховой пенсии, в том числе по мотиву непредставления заявителем документов, необходимых для установления пенсии, законодательными актами о страховых пенсиях не предусмотрено.
Гражданин Т. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании отказа пенсионного органа принять заявление о назначении льготной пенсии.
Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 21 ноября 2016 г. в удовлетворении административного иска отказано.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия отменила решение суда ввиду следующего.
Гражданин обратился по месту своего жительства в пенсионный орган с заявлением о назначении льготной пенсии, в принятии которого специалист пенсионного органа отказал по мотиву непредставления сведений о льготном стаже работы заявителя.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришёл к выводу, что административный истец не представил доказательств нарушения пенсионных прав. Суд исходил из того, что при обращении с заявлением о назначении льготной пенсии истец не представил документы, подтверждающие льготный характер работы и необходимые для назначения пенсии, и специалист пенсионного органа был лишён возможности принятия заявления.
Вывод суда основан на неправильном применении закона.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом «О страховых пенсиях».
В силу положений статьи 21 настоящего Федерального закона установление страховых пенсий производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией (часть 1). Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение (часть 2).
Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчёта, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с подпунктом «г» пункта 20 настоящих Правил при приёме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдаёт уведомление о приёме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приёма заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
Приказом Минтруда России от 19 января 2016 г. № 14н утверждён Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
В соответствии с положениями настоящего Административного регламента приём заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, поданных гражданином непосредственно в территориальный орган ПФР, в том числе через работодателя, осуществляется территориальным органом ПФР в день подачи указанных заявления и документов в территориальный орган ПФР (пункт 62).
Факт и дата приёма территориальным органом ПФР от гражданина заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подтверждаются уведомлением, выдаваемым территориальным органом ПФР, в котором указывается дата приёма заявления, перечень документов, представленных гражданином, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом ПФР и которые гражданин вправе представить по собственной инициативе (пункт 63).
Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
приём и регистрация заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
истребование документов (сведений) в рамках межведомственного взаимодействия;
рассмотрение заявления и определение в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании представленных документов наличия либо отсутствия у гражданина права на назначение пенсии, перерасчёт размера пенсии, перевод с одной пенсии на другую;
принятие решения о результате предоставления государственной услуги (пункт 79).
Приём заявления и документов, необходимых для получения государственной услуги, представленных гражданином непосредственно в территориальный орган ПФР, в том числе через работодателя, осуществляется территориальным органом ПФР в день подачи указанных заявления и документов в территориальный орган ПФР (пункт 80).
Приём заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, производится должностным лицом (пункт 83).
При приёме заявления и представленных документов должностное лицо регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа ПФР и выдаёт уведомление гражданину на руки либо направляет ему одним из способов, предусмотренных пунктами 63, 75, 77, 78 Административного регламента (пункт 85).
Исходя из этих нормативных положений, при обращении гражданина с заявлением об установлении страховой пенсии в соответствующий территориальный пенсионный орган ответственное должностное лицо пенсионного органа обязано зарегистрировать заявление и выдать заявителю уведомление о приёме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии. При этом в таком уведомлении может быть указан перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления.
Возможности отказа в приёме заявления об установлении страховой пенсии, в том числе по мотиву непредставления заявителем документов, необходимых для установления пенсии, законодательными актами о страховых пенсиях не предусмотрено.
В данном случае ответственное должностное лицо пенсионного органа отказало гражданину в принятии заявления о назначении льготной пенсии, не имея к тому законных оснований, и такой отказ являлся незаконным.
Решение суда отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении административного иска.
Апелляционное определение № 33а-140/2017
6. Административное задержание относится к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении, неразрывно связано с конкретным делом об административном правонарушении, и, по общему правилу, не может быть предметом самостоятельного обжалования в порядке административного судопроизводства.
Невозможность рассмотрения и разрешения судом административного искового заявления в порядке административного судопроизводства является основанием для отказа в принятии заявления, а не основанием для возвращения заявления.
Гражданин М. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании административного задержания.
Определением судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 12 апреля 2017 г. административное исковое заявление возвращено на основании статьи 129 КАС РФ.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия отменила определение судьи ввиду следующего.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 27.1 КоАП РФ административное задержание относится к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении, и в соответствии с требованием части 1 статьи 27.4 настоящего Кодекса об административном задержании составляется протокол. При этом в отношении административного задержания или протокола об административном задержании настоящий Кодекс хотя и не предусматривает порядка обжалования, но они, являясь неразрывно связанными с конкретным делом об административном правонарушении, по общему правилу, не могут быть предметом самостоятельного обжалования. Доводы о несогласии с административным задержанием или протоколом об административном задержании могут быть указаны в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемой в порядке, предусмотренном главой 30 настоящего Кодекса.
Административный истец оспаривал административное задержание, связанное с применением норм КоАП РФ и неразрывно связанное с конкретным делом об административном правонарушении (в отношении истца вынесено постановление о назначении административного наказания). Применение такой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении могло быть оспорено истцом в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Исходя из этого, административное исковое заявление не подлежало рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление подлежало рассмотрению и разрешению судом в порядке, предусмотренном КоАП РФ. В принятии заявления должно было быть отказано на основании пункта 1 части 1 статьи 128 КАС РФ.
Вместо того чтобы вынести определение об отказе в принятии административного искового заявления, судья вынес определение о возвращении заявления на основании статьи 129 КАС РФ.
Основания для отказа в принятии административного искового заявления и возвращения заявления, как и их правовые последствия, предусмотренные статьями 128 и 129 КАС РФ, различны, и, возвращая заявление, судья применил статью 129 настоящего Кодекса, не подлежащую применению.
Определение судьи отменено, в принятии административного искового заявления отказано.
Апелляционное определение № 33а-1107/2017
Определение судьи, подменяющее собой определение об отказе в принятии к рассмотрению административного искового заявления к производству суда, может быть обжаловано в апелляционном порядке отдельно от обжалования решения суда, если определение препятствует движению административного дела.
Гражданин М. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании условий содержания в специальном помещении для административно задержанных лиц органа внутренних дел.
Определениями судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 12 апреля 2017 г. административное исковое заявление передано на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства, заявление принято к производству суда в порядке гражданского судопроизводства и возбуждено гражданское дело.
Административный истец подал частную жалобу на определение судьи о передаче административного искового заявления на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства.
Определением судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 апреля 2017 г. частная жалоба возвращена по тем основаниям, что определение о передаче административного искового заявления на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства не подлежит обжалованию в апелляционном порядке.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия отменила определение судьи ввиду следующего.
В соответствии с положениями статьи 128 КАС РФ в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, судья отказывает в принятии заявления (пункт 1 части 1). Об отказе в принятии к рассмотрению административного искового заявления к производству суда судья выносит мотивированное определение (часть 2). На определение суда об отказе в принятии административного искового заявления может быть подана частная жалоба (часть 4).
Придя к выводу, что административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается судом в порядке гражданского судопроизводства, судья должен был вынести определение об отказе в принятии к рассмотрению заявления к производству суда, на которое могла быть подана частная жалоба.
Вместо этого, судья вынес определение о передаче административного искового заявления на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства, подменяющее собой определение об отказе в принятии к рассмотрению заявления к производству суда в порядке административного судопроизводства. Вынесенное определение, во взаимосвязи с производным от него определением о принятии заявления к производству суда в порядке гражданского судопроизводства и возбуждении гражданского дела, препятствовало возбуждению производства по административному делу и, как следствие, препятствовало движению административного дела.
При таких обстоятельствах и на основании части 1 статьи 202, пункта 2 части 1 статьи 313 КАС РФ определение судьи о передаче административного искового заявления на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства, препятствующее движению административного дела, могло быть обжаловано в апелляционном порядке отдельно от обжалования решения суда.
Апелляционное определение № 33а-1202/2017
Отсутствие у гражданина возможности – в силу его имущественного положения – исполнить обязанность по уплате государственной пошлины не должно препятствовать осуществлению конституционного права на судебную защиту.
Определением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 21 октября 2016 г. апелляционная жалоба административного ответчика С., отбывающего наказание в местах лишения свободы, оставлена без движения по тем основаниям, что к жалобе не приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Административный ответчик обратился в суд с ходатайством об освобождении от уплаты государственной пошлины, указав, что он не трудоустроен, на его лицевом счёте отсутствуют денежные средства, и он не имеет возможности уплатить пошлину.
Определением судьи от 16 ноября 2016 г. в удовлетворении ходатайства отказано.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия отменила определение судьи ввиду следующего.
Согласно положениям пункта 2 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить её размер, а также отсрочить (рассрочить) её уплату в порядке, предусмотренном статьёй 333.41 настоящего Кодекса.
Отказывая в удовлетворении ходатайства, судья исходил только лишь из того, что представленная справка бухгалтерии исправительного учреждения не отражает финансового положения административного ответчика в целом и не может свидетельствовать о тяжёлом материальном положении ответчика.
Между тем по сведениям исправительного учреждения административный ответчик, отбывающий наказание в местах лишения свободы, не был трудоустроен и на его лицевом счёте денежных средств не имелось. Других сведений об имущественном положении ответчика материалы дела не содержали.
Таким образом, в материалах дела отсутствовали сведения о том, что имущественное положение административного ответчика позволяет ему исполнить обязанность по уплате государственной пошлины.
При таких обстоятельствах отказ в удовлетворении ходатайства приводил к нарушению права административного ответчика на судебную защиту, гарантированного статьёй 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Отсутствие у административного ответчика возможности – в силу его имущественного положения – исполнить обязанность по уплате государственной пошлины не должно препятствовать осуществлению конституционного права на судебную защиту, и ответчик имел право на освобождение от уплаты государственной пошлины. При этом в данном случае уменьшение размера государственной пошлины либо отсрочка (рассрочка) её уплаты были недостаточны для обеспечения доступа ответчика к правосудию.
Определение судьи отменно, ходатайство удовлетворено.
Апелляционное определение № 33а-192/2017