По написанию курсовых и контрольных работ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САНКТ-ПЕРЕТБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УТВЕРЖДАЮ |
Начальник кафедры |
уголовного права |
подполковник полиции |
Л.В. Готчина |
«11» февраля 2014 года |
УГОЛОВНОЕ ПРАВО
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
По написанию курсовых и контрольных работ
По специальности: 030901.65 – Правовое обеспечение национальной безопасности
Санкт-Петербург
Уголовное право: Методические рекомендации по написанию курсовых и контрольных работ разработаны по дисциплине профессионального цикла по специальностям 030901.65 – Правовое обеспечение национальной безопасности / Коллектив авторов. Составитель: Б. В. Епифанов. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2014.
Методические рекомендации содержат описание порядка выбора темы, сбора материала и написания текста курсовых работ по курсу «Уголовное право». В методических рекомендациях содержится порядок защиты курсовых работ. В приложении находятся образцы оформления курсовой работы.
Методические рекомендации по написанию курсовых и контрольных работ предназначены для преподавателей, курсантов и слушателей Санкт-Петербургского университета МВД России.
Рассмотрены на заседании кафедры уголовного права (протокол № 17 от «11» февраля 2014 г.), одобрены на заседании Методического Совета Санкт-Петербургского университета МВД России (протокол № 4 от «12» марта 2014 г.). Рекомендованы в качестве учебно-методического пособия для организации и проведения учебных занятий.
Рецензенты:
1. Шепелева Н.И., заместитель заведующего кафедрой уголовного права Северо-западного филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, кандидат юридических наук, доцент.
2. Городинец Ф.М. профессор кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор.
© Санкт-Петербургский
университет МВД России, 2014
Введение
В соответствии с учебным планом предусматривается выполнение курсантами и слушателями курсовых и контрольных работ по дисциплине «Уголовное право Российской Федерации».
Курсовая работа (контрольная работа) — своеобразный итог определенного этапа обучения в ВУЗе. Она представляет собой самостоятельный научно-исследовательский труд, позволяющий определить способности курсанта и слушателя решать научные и практические проблемы изучаемой дисциплины, дающий возможность говорить об умении будущего юриста грамотно, логически правильно, стройно и последовательно излагать результаты этого труда.
В данных методических рекомендациях изложены основные требования, предъявляемые к подготовке, написанию и оформлению курсовой работы по дисциплине Уголовное право, даны темы курсовых и контрольных работ и списки нормативных документов, учебной и научной литературы по указанной дисциплине.
Общие положения
Каждый курсант и слушатель, обучающийся в СПб университете МВД РФ, вправе выбрать любую из списка тем курсовых (контрольных работ) и представить выполненную работу на рецензирование не позднее срока, установленного кафедрой уголовного права.
Кафедра принимает работы, выполненные с соблюдением следующих обязательных условий:
— написана по теме, определенной кафедрой (темы курсовых и контрольных работ прилагаются);
— написана самостоятельно на основе предварительного изучения и усвоения содержания научных публикаций по исследуемой теме;
— правильно оформлена, то есть с соблюдением всех необходимых требований, указанных в данных методических рекомендациях.
Работы, выполненные с нарушением указанных положений, не рецензируются и возвращаются курсантам и слушателям на доработку.
Задачи курсовой работы
Написание курсовой и контрольной работы является одной из важнейших форм самостоятельного изучения курсантами и слушателями программного материала.
Творческое выполнение курсовой и контрольной работы учит логически верно излагать свои мысли и способствует:
во-первых, более глубокому усвоению теоретических положений и методических аспектов изученной дисциплины, выработке необходимых приемов анализа и обобщения теоретических положений и юридических источников, а также юридической практики;
во-вторых, привитию навыков самостоятельной работы с научной литературой и нормативными актами, овладению и прочному закреплению правовой терминологии;
в-третьих, расширению научного, профессионального кругозора курсантов, формированию интереса к научно-исследовательской работе, приобретению навыков творческого подхода к изучению юридических дисциплин, выработке самостоятельных выводов, что имеет большое значение для будущих специалистов с высшим образованием;
в-четвертых, четкой организации руководства самостоятельной работой курсанта, одновременно являясь средством контроля за тем, насколько успешно выполняется каждым конкретным курсантом (слушателем) учебный план и усваивается материал в объеме, установленном программой.
Рецензирование курсовых работ позволяет преподавателям своевременно выявлять возможные недоработки и оказывать курсантам (слушателям) необходимую помощь по их устранению.
Основные требования, предъявляемые к курсовой
И контрольной работам
Подготовка курсовой или контрольной работы (как и любого научно-литературного труда) — весьма сложный творческий процесс. В ходе написания курсовой и контрольной работы приходится сталкиваться с большими трудностями, так как это требует от исследователя мобилизации сил и знаний, трудолюбия, усидчивости, настойчивости, умения в относительно короткий срок интенсивно и напряженно работать при изложении сущности рассматриваемых проблем. Основным критерием оценки курсовой работы является достаточно высокий уровень освещения в ней научно-теоретических проблем, актуальность, практическая значимость и глубина исследования темы. Для контрольной работы необходимо выработать навыки и умения работы с монографической и учебной литературой. Понять основную мысль исследователя, согласиться с ней или подвергнуть критической оценке.
Как показывает опыт, обучаемые довольно часто допускают ошибки, так как при написании курсовой работы излагают материал лишь в "повествовательном", описательном аспекте, не предпринимая попыток самостоятельного критического и углубленного анализа работ ученых; отдельные исследования представляют собой откровенную компиляцию. Такие работы составлены на основе чужих произведений, порой без авторской обработки источников, в то время как основная часть текста работы, должна состоять из творчески осмысленного материала.
Курсовая работа должна быть основано на прочном фундаменте знаний, полученных при изучении философии, теории государства и права, теории уголовного права.
При написании работы автор не должен забывать, что это органически целостное, структурно и логически верно построенное научно-литературное произведение, в котором каждая часть работы представляет собой относительно законченный этап исследования, органично связанный с последующим (параграфом, главой).
Недопустимо, чтобы работа выглядела как бессистемный набор разрозненных фактов, мнений юристов, цитат, результатов социологических исследований.
И, наконец, одно из важнейших требований, предъявляемых к такого рода работам: необходимо показать умение критично оценивать взгляды ученых, их отдельные позиции, аргументированно и убедительно отстаивать правоту или доказывать ошибочность тех или иных положений, устанавливать закономерности, формулировать самостоятельные выводы, давать рекомендации по решению проблем, исследованных в курсовой работе.
Подготовка к написанию курсовой работы
Выбрав направление исследования и примерную тему своего будущего произведения, курсанту, слушателю необходимо ознакомиться в библиотеке с перечнем литературы, чтобы понять глубину и полноту освещения материала предшественниками, практические возможности к доступу литературы, выяснить наличие материалов статистики, обзоров и обобщений судебной практики, а при необходимости подготовиться к проведению самостоятельных социологических исследований. На этом этапе следует еще раз проконсультироваться со специалистами, чтобы грамотно отобрать необходимые источники.
На подготовительном этапе формируется лишь замысел будущей работы. План ее составляется спустя некоторое время. Предварительное составление плана курсовой работы представляется нецелесообразным, так как автор не может точно и подробно выстроить структурную схему будущей работы, пока "строительный материал" им еще не изучен.
Далее нужно определиться с теоретическим обоснованием исследуемых проблем, поиском необходимой литературы, систематизацией отбираемого материала.
План будущей работы курсант составляет в процессе ознакомления с различными источниками информации, уже имея черновики рукописи.
Подготовительный этап написания работы может включать в себя следующие моменты:
— поиск и отбор необходимой литературы;
— группировку и систематизацию материалов в соответствии с предварительным планом работы;
— прогнозирование вероятного результата своего исследования и т. д. Поиск литературы следует начинать в библиотеке университета. По уголовному праву издано несколько библиографических справочников, ознакомившись с которыми можно отобрать соответствующие теме исследования книги, статьи, другие материалы. К услугам курсантов в нашем городе — фонды Российской национальной библиотеки. Библиотеки Академии наук, библиотек других вузов, книжные магазины и ярмарки.
При подготовке материала для написания курсовых работ можно рекомендовать в качестве примерного перечня следующую литературу:
— законодательство (Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, кодексы других отраслей права, отдельные законы, например, "Об обороне");
— фундаментальные труды по проблемам философии, теории права и государства , теории уголовного права;
— монографии (научные труды по отдельным проблемам и темам); — научные статьи, опубликованные в журналах ("Государство и право", "Уголовное право", "Правоведение", "Законность" и др.); — статьи из сборников научных трудов; — статьи из материалов научно-практических конференций; — рецензии на опубликованные научные работы; — авторефераты диссертаций; — материалы печати; — научно-практические комментарии; — учебники;
— информацию, имеющуюся в автоматизированных компьютерных базах систем "Кодекс", "Консультант плюс", "Гарант", "ЮСИС" и др.
Какие-либо рекомендации относительно порядка изучения литературы дать сложно, поскольку это связано как с множеством особенностей личности (психики, памяти, восприятия и т. п.), так и уровнем эрудиции, жизненным опытом, степенью усвоения материала, организованностью человека. Таким образом, подготовительный процесс сбора материала весьма индивидуален.
В большинстве случаев процесс отбора, изучения и систематизации материала проходит по следующей схеме: найдя необходимую книгу, статью, рецензию курсант в соответствии с замыслом осуществляет общее, предварительное знакомство с ней. На что необходимо обратить внимание? На титульный лист, выходные данные, краткую аннотацию (если она есть), оглавление, введение, заключение. Подобное поверхностное ознакомление позволит курсанту уяснить общее представление о тех научных проблемах, которые пытался разрешить автор книги. Оглавление поможет понять построение, последовательность и логику научного исследования. Отдельные названия глав и параграфов подскажут курсанту направление собственного творческого поиска и составления плана в чистовом варианте.
Названия всех отобранных источников следует заносить на отдельные листы или карточки с краткими записями сути произведения, затем эти карточки группируются и раскладываются по главам и параграфам рабочего варианта плана курсовой работы. Количество источников на данном этапе работы может существенно отличаться от окончательного варианта списка, использованной литературы, который будет приведен курсантом в своей работе. Как правило, подобные карточки заготавливаются впрок, с некоторым запасом, чтобы впоследствии была возможность выбора источника без дополнительного обращения в библиотеку.
Все собранные материалы автор приводит в определенную логическую систему. Затем начинается работа курсантов по углубленному изучению книг, статей, материалов с конспектированием наиболее важных, с точки зрения автора, положений. Здесь также не надо бояться подробных записей исходных материалов. Последующая рациональная структура создаваемой работы может быть найдена лишь при составлении, анализе и оценке вариантов конструирования будущей работы.
К карточке, обозначающей соответствующую монографию, статью, необходимо делать выписки. Их рекомендуется заносить на отдельные листы, с записями только на одной стороне, чтобы в дальнейшем с помощью ножниц и клея была возможность располагать текст в необходимой последовательности, производить необходимые перестройки, объединять материал в соответствующие группы.
К выпискам следует точно указывать выходные данные (фамилия и инициалы автора работы, ее точное и полное название, место издания, издательство, год издания и страницы цитируемого текста). Эти организационные моменты помогут вам существенно сэкономить время как при оформлении сносок, так и при составлении списка литературы.
Выписки необходимо делать рационально, что во многом зависит от уровня информированности исследователя. Для кого-то мысли, почерпнутые из книги ученого, являются уже известным фактом, для другого — станут новостью. Но одно правило надо соблюдать всегда: выписки обязательно следует делать по поводу основных, узловых, принципиальных проблем темы исследования. Причем текст любого фрагмента работы должен представлять собой законченную мысль, согласованную с интересующей вас проблемой.
Довольно часто при конспектировании работ других ученых эвристика помогает вызвать к жизни ваши творческие находки. В этих случаях непременно следует зафиксировать мысль на полях либо на отдельной карточке и в дальнейшем, если она достаточно зрелая, использовать в тексте работы.
Законспектированные и собранные материалы лучше всего разложить по отдельным папкам, которые будут соответствовать разделам рабочего плана курсовой работы. Собранная информация поможет вам определиться со структурой будущей работы, составлением плана ее написания в чистовом варианте.
Составление плана курсовой и контрольной работы
Проект плана необходимо согласовать с научным руководителем, так как он сможет подсказать наиболее оптимальный вариант по объему, характеру, направленности, логике изложения материала, сложности и другим важным критериям подготовки работы.
Не следует забывать, что в процессе написания работы так называемый "чистовой" вариант плана тоже может претерпеть существенные изменения.
Весь подготовительный этап изучения и конспектирования литературы поможет вам составить представление об условиях теоретических и практических проблем исследуемого направления, наметить путь своего творческого исследования, предвосхитить результат работы. По плану работы также можно составить представление об актуальности решенных проблем, объеме, сложности, глубине, логике изложения материала. Поэтому составление плана — весьма сложный и ответственный момент при написании курсовой работы. План должен быть детально продуман, взвешен, должен точно отражать суть написанного и быть логически стройно составлен.
Хорошо продуманный, четко составленный план представляет собой "скелет", стройную архитектонику будущего произведения. Он поможет впоследствии "смонтировать" научно-литературное произведение и является основой успешного процесса подготовки исследования.
Как правило, план курсовой работы состоит из трех частей — введения, основной части (от двух до четырех глав, вопросов) и заключения.
Во введении обосновывается актуальность темы, кратко характеризуется степень ее разработанности, определяются цели и задачи исследования. По объему введение должно составлять примерно 10 процентов текста работы, то есть 2—3 страницы машинописного текста.
Основная часть отражается в плане как детально зафиксированный перечень взаимно согласующихся и взаимно увязанных между собой вопросов, а при необходимости — параграфов и подпунктов к ним.
По объему это примерно 80 процентов текста, то есть 20—22 машинописные страницы.
В заключительной части курсовой работы проводится обобщение наиболее важных положений, делаются выводы, подводятся итоги раскрытия темы, обосновываются предложения по совершенствованию тех или иных аспектов проблемы.
Для заключения достаточно 5—10 процентов от общего объема текста (1—2 страницы).
Оформление курсовой и контрольной работы
Так как курсовая работа является научно-литературным произведением, к ее оформлению предъявляются определенные требования.
Существуют стандарты и правила, которые необходимо соблюдать. Юристам следует особенно внимательно к ним относиться, так как в своей профессиональной деятельности им придется постоянно иметь дело с применением законов и нормативных актов, грамотно и правильно оформлять документы.
Объем курсовой работы – 22–24 страницы машинописного текста, объем контрольной работы – 12-15 страниц напечатанного через 1,5 интервала, шрифт «Times New Roman», кегль 14. Можно написать работу и от руки, если почерк разборчивый. В этом случае объем будет соответствовать индивидуальным особенностям почерка.
Материал печатается на машинке или компьютере на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм). При написании должны соблюдаться поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – по 20мм. Водной строке должно быть 60 знаков (считая знаки препинания и пробелы между словами); на одной странице сплошного текста – 30 строк. Абзацный отступ должен быть равен 5 ударам пробельной клавиши от начала строки.
Текст основной части работы делится на главы и параграфы (параграфы могут по необходимости подразделяться на пункты и подпункты).
Названия глав печатаются (на равном удалении от краев текста) прописными буквами, подзаголовки печатаются строчными буквами (первая буква прописная). Длина строки (строк) в заголовке не должна быть более 40 знаков, переносы слов в заголовке не допускаются, точка в конце не ставится. Расстояние от верхнего края листа до заголовка – 20 мм (2 пустые строки). Заголовки не подчеркиваются.
Заголовки параграфов печатаются с абзаца строчными буквами, первая – прописная. Параграфы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждой главы. Между заголовками и текстами – пропуск по одной пустой строке.
Заголовки должны иметь порядковую нумерацию и обозначаться: глава –римскими цифрами, параграфы и пункты – арабскими. Такое оформление курсовой работы будет соответствовать установленные стандартам и позволит курсанту закрепить навыки, написания научно-исследовательских работ.
Курсантам и слушателям, которые представляют работы, выполненные компьютерным набором, также необходимо соблюдать вышеуказанные требования.
Сноски размещаются в нижней части и, по возможности, не должны переноситься на следующую страницу. Поправки в рукописи допускаются, но не более пяти на одной странице.
Подготовленную работу аккуратно сброшюровать и подшить, после чего сдать на кафедру.
В процессе написания и оформления курсовой работы необходимо правильно цитировать высказывания ученых, делать ссылки, сноски, указывать литературу.
Цитирование, то есть дословное приведение выдержек из произведений других авторов, осуществляется в полном соответствии с текстом источника, из которого цитата взята. Изменения допустимы лишь в отношении орфографии — ее можно корректировать в соответствии с правилами современного правописания. Цитировать можно выдержки лишь из опубликованных работ.
Например «Если необоснованное и незаконное наказание есть открытый произвол, то несправедливое наказание есть тот же произвол, но прикрытый формальными рамками закона». Явич Л.Н. Общая теория права. Л„ 1981. С. 65.
В случаях, когда курсант упоминает фамилию ученого в середине предложения, цитату следует оформить следующим образом: "Если необоснованное и незаконное наказание, – пишет Л. Явич, – есть открытый произвол...".
Помимо правильного оформления цитат, следует грамотно делать ссылки и сноски. Ссылки бывают нескольких видов.
Встречающиеся в самом тексте (внутритекстовые ссылки) обычно используются в отношении наиболее значимых, известных источников. Оформление их зависит от того, каким образом они указаны в предложении.
Например: ...проблемы преступности затронуты в книге И. Карпеца, изданной в 1992 году в Москве издательством "Юридическая литература".
Подстрочные ссылки (сноски) целесообразно применить, когда автор желает облегчить читателю возможность ознакомиться с произведениями, упомянутыми на одном и том же листе. Они включают в себя основные элементы библиографического описания источника. Для связи подстрочной ссылки с текстом используются сноски.
В тех случаях, когда возникает необходимость сэкономить объем работы при использовании множества источников, прибегают к затекстовым ссылкам. Форма не зависит от нумерации списка литературы. В таких случаях в тексте в скобках указывается номер источника, на который делается ссылка, а также фамилия автора и номера страниц. Например: ...Н. Беляев отмечает в своей работе ([22], С. 28).
Недостатки подобных ссылок в том, что у читателя возникают трудности в поиске источников, которые "оторваны" от текста, у автора же могут появиться проблемы в процессе систематизации справочного аппарата.
При повторных ссылках на одно и то же произведение существуют принятые сокращения:
— если на одной и той же странице цитируется текст из уже упомянутой книги, то во второй сноске полное название ее не приводится и пишут слова2:
2 Там же. С. 58.
— если цитирование этой книги производится на разных страницах текста, то указывается фамилия автора, а вместо названия работы пишется3:
3 Смирнов В. Указ. соч. С. 25.
Защита курсовой работы
К этому заключительному этапу курсанту нужно готовиться особенно тщательно и, по сути, уже в ходе написания. Важно не только хорошо изложить материал письменно, но и суметь устно, в лаконичной форме осветить наиболее важные моменты, исследованные в курсовой работе.
Курсант при защите должен показать умение дать краткие, содержательные и аргументированные ответы по любому вопросу работы и проблемам темы в целом.
Защита курсовой работы, как правило, проходит открыто в группе курсантов, но допустима она и в процессе собеседования с преподавателем.
Методика защиты курсовой работы включает в себя следующие элементы: — краткий доклад слушателя или курсанта о целях и содержании работы, о проблемах, которые были затронуты в ней, характеристику изученной литературы, выводы и предложения по сути исследования;
— ответы автора на вопросы;
— выступления оппонентов и высказывания ими своего мнения о работе. Требования, предъявляемые кафедрой к курсовой работе: — актуальность и научность, выражающиеся в масштабе и глубине охвата литературы по теме, практическая значимость работы;
— самостоятельность подхода в изложении материала, показ неразрывной связи теории с практикой;
— культура авторского изложения текста, грамотность, знание и правильное применение юридических терминов, соблюдение стандартов при написании и оформлении работы, аккуратность.
Курсовая работа оценивается: - на "отлично", если курсант и слушатель владеет теоретическим материалом, умеет правильно толковать законы, самостоятельно мыслить, грамотно и аргументирование обосновывать и объяснять существо правовых проблем, проявлять инициативу, предлагать в необходимых случаях свои идеи, выводы, предложения;
— на "хорошо", если обучаемый достаточно твердо усвоил теоретический материал, показал умение связать знания теории с практикой, правильно понимает законы, испытывает некоторые трудности в оценке, анализе и обосновании правильности позиций ученых, работы которых он использовал в работе;
— на "удовлетворительно", если курсант и слушатель усвоил основные разделы теории, в целом правильно излагает материал и законодательство, однако испытывает трудности в процессе применения норм права в практике, не может найти принципиальных различий в тех или иных позициях юристов;
— на "неудовлетворительно", если обучаемый допустил грубые фактические ошибки, неверно излагает анализируемое законодательство, допускает плагиат, не умеет применить знание законов на практике.
Указанные рекомендации не могут в полном объеме дать советы по подготовке и написанию курсовых работ. Курсантам следует обратиться к другим изданиям подобного рода.
Приложение I
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САНКТ-ПЕРЕТБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА
Санкт-Петербург
Приложение 2
Введение
Глава 1. Наказание и его цели
1.1 .Понятие наказания
1.2.Цели наказания
Глава 2. Цели наказания: законодательное определение и эмпирические исследования
2.1. Восстановление справедливости
2.2. Общее предупреждение
2.3. Специальное предупреждение
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение 3
Примерный перечень тем курсовых (контрольных) работ по дисциплине « Уголовное право »
1. Уголовно-правовая политика и ее основные направления в борьбе с преступностью в современных условиях развития Российского государства.
2. Основные принципы уголовного законодательства Российской Федерации.
3. Понятие и сущность уголовного закона.
4. Действие уголовного закона в пространстве и во времени.
5. Основание уголовной ответственности.
6. Понятие преступления и его основные признаки.
7. Состав преступления и его юридическое значение.
8. Объект и предмет преступления, их уголовно-правовое значение.
9. Общественно опасное деяние как главный признак объективной стороны преступления.
10. Понятие и виды преступных последствий, их значение для квалификации преступлений.
11. Причинная связь и ее уголовно-правовое значение.
12. Понятие вины как основного признака субъективной стороны преступления.
13. Умысел и его виды.
14. Неосторожность как форма вины.
15. Преступление с двумя формами вины.
16. Мотив и цель преступления, их уголовно-правовое значение.
17. Понятие ошибки и ее влияние на уголовную ответственность.
18. Понятие субъекта преступления.
19. Понятие и критерии невменяемости.
20. Понятие стадий совершения преступления и их виды.
21. Приготовление к преступлению.
22. Покушение на преступление.
23. Понятие оконченного преступления.
24. Добровольный отказ от доведения преступления до конца и его уголовно-правовое значение.
25. Понятие соучастия в преступлении и его признаки.
26. Формы соучастия.
27. Виды соучастников преступления и их ответственность.
28. Понятие множественности преступлений.
29. Совокупность преступлений
30. Рецидив преступлений.
31. Необходимая оборона и ее значение в деятельности органов внутренних дел по борьбе с преступностью.
32. Понятие крайней необходимости и условия ее правомерности.
33. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление.
34. Обстоятельства, исключающие преступность деяния (обоснованный риск, исполнение приказа или распоряжения).
35. Понятие и признаки уголовного наказания (понятие и цели).
36. Общие начала назначения наказания.
37. Назначение наказания по совокупности преступлений и по совокупности приговоров.
38. Понятие и виды смягчающих и отягчающих обстоятельств.
39. Лишение свободы как вид уголовного наказания.
40. Смертная казнь как исключительная мера наказания.
41. Институт давности в уголовном праве России.
42. Понятие уголовного осуждения.
43. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания.
44. Амнистия и помилование.
45. Понятие и сущность института погашения и снятия судимостей.
46. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
47. Понятие принудительных мер медицинского характера по уголовному праву Российской Федерации и их виды.
48. Убийство: понятие, виды, квалификация.
49. Привилегированные виды убийств.
50. Иные преступления против жизни.
51. Умышленное причинение вреда здоровью.
52. Побои. Отличие от причинения легкого вреда здоровью.
53. Истязание.
54. Заражение венерической болезнью.
55. Заражение ВИЧ-инфекцией.
56. Незаконное производство аборта.
57. Неоказание помощи больному.
58. Оставление в опасности.
59. Клевета.
60. Похищение человека. Отличие от незаконного лишения свободы.
61. Торговля людьми.
62. Оскорбление представителя власти.
63. Изнасилование. Отличие от понуждения к действиям сексуального характера и насильственных действий сексуального характера.
64. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста.
65. Развратные действия, отличие от полового сношения и действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста.
66. Нарушение неприкосновенности частной жизни.
67. Нарушение неприкосновенности жилища.
68. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.
69. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий.
70. Кража.
71. Мошенничество.
72. Грабеж.
73. Разбой, отличие от бандитизма.
74. Вымогательство.
75. Хищение предметов, имеющих особую ценность.
76. Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием.
77.Умышленное уничтожение или повреждение имущества.
78. Присвоение или растрата имущества.
79. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения.
80. Незаконное предпринимательство.
81. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем.
82. Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем. Отличие от соучастия в хищении.
83. Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг.
84. Контрабанда предметов, предусмотренных ст.226.1 УК РФ.
85. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней и жемчуга.
86. Уклонение от уплаты налогов с физического лица.
87. Террористический акт и преступления террористического характера.
88. Захват заложника.
89. Бандитизм. Отличие от разбоя.
90. Хулиганство. Соотношение с составом вандализма.
91. Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
92. Незаконное, приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств или психотропных веществ или их аналогов.
93. Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств или психотропных веществ или их аналогов.
94. Вовлечение в занятие проституцией.
95. Незаконная охота.
96. Незаконная рубка лесных насаждений.
97. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
98. Государственная измена. Отличие от шпионажа.
99. Злоупотребление должностными полномочиями. Отличие от превышения должностных полномочий.
100. Взяточничество.
101. Халатность.
102. Незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей.
103. Применение насилия в отношении представителя власти.
104. Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества.
105. Похищение или повреждение документов, штампов, печатей.
106.Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков.
107. Понятие преступлений против военной службы.
108.Преступления против мира и безопасности человечества.
Приложение 1
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САНКТ-ПЕРЕТБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УТВЕРЖДАЮ |
Начальник кафедры |
уголовного права |
подполковник полиции |
Л.В. Готчина |
«11» февраля 2014 года |
УГОЛОВНОЕ ПРАВО
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по написанию курсовых и контрольных работ