Тема 6. Реформирование системы органов внутренних дел

И юстиции в конце 20-х – 30-х годах ХХ века

Цели занятия – выяснить основные направления развития советского пенитенциарного права и характера его реализации в 20 – 30-е годы ХХ в.; выявить влияние на эти процессы экономических, политических и социальных преобразований в государстве и обществе.

Семинарское занятие – 2 часа

План

1. Организационные преобразования правоохранительных структур в 30-е годы.

2. Система исправительно-трудовых учреждений в довоенном СССР.

3. Характер и причины репрессий 30-х годов.

Методические рекомендации

Для понимания причин происходивших в 30-х годах событий важно ознакомиться с материалами 1-го вопроса«Организационные преобразования в центральных аппаратах и органах народных комиссариатов юстиции и внутренних дел». Основной упор следует сделать на характер организационных и кадровых преобразований правоохранительных структур.Свертывание НЭПа находило свое отражение в области законотворчества, изменения акцентов в правоприменительной практике. Судебную ветвь власти подчинили власти исполнительной, которая фактически подчинялась ЦК ВКП(б). Серьезным дополнением явилась передача в 1930 г. общего руководства исправительно-трудовой политикой в НКЮ.

Центральный аппарат НКЮ РСФСР буквально лихорадило от реорганизаций. Все это завершилась созданием союзно-республиканскогоНародного комиссариата юстиции СССР. Одновременно из его состава на правах наркомата выделяется ПрокуратураСССР.

Центральный аппарат Народного комиссариата внутренних дел РСФСР также неоднократно реформировали, а 15 декабря 1930 г. ликвидировали. Ломалась система, но элементы, составлявшие ее, оставались. В частности, места заключения передали республиканским НКЮ. Организационное оформление административно-командной системы в значительной мере было связано с образованием 10 июля 1934 г. Наркомата внутренних дел СССР. Возродившись на ином уровне он стал не только республиканским, но и общесоюзным управленческим институтом. ОГПУ составило ядро обновленного наркомата.

Важным аспектом представляется ознакомление с персоналиями руководителей НКВД СССР в 1934-1940 гг. На пост первого руководителя этого важнейшего ведомства был поставлен не партийный лидер и не милицейский чиновник, а бывший заместитель начальника ОГПУ Г.Г. Ягода. К деятельности лагерной системы он имел прямое отношение. Именно он начал инспирированные Сталиным политические процессы, но показался слишком «мягким».

Новым руководителем НКВД назначили Н.И. Ежова. Он часть ближайшего окружения своего предшественника сразу же расстрелял, а других бросил в тюрьмы, благо они находились в его ведении. С приходом к власти Н.И. Ежова была заложена традиция по ликвидации руководителей НКВД-МВД. Но не обошли вниманием и его самого. В конце 1938 г. он оставил этот пост, а в 1940 г. был расстрелян. Эта убийственная в прямом и переносном смысле статистика не ограничивалась сотрудниками НКВД и НКЮ.

С декабря 1938 г. управление внутриполитическим ведомством и тюремно-лагерной системой сосредоточилось в руках наиболее одиозной фигуры за всю историю НКВД-МВД – Лаврентия Павловича Берия. При нем возросла изощренность карательной деятельности комиссариата. Поддержание законности, общественного порядка стало основываться на нагнетании всеобщего страха. Вместо осознанного законопослушания воспитывалась покорность рабов.

Центральным вопросом темы является «Система исправительно-трудовых учреждений в довоенном СССР». Новая экономическая политика давала ощутимые результаты. В октябре 1928 г. принят к исполнению первый пятилетний план развития народного хозяйства. Для этого были необходимы значительные финансовые и людские ресурсы. Одним из основных источников становится исправительно-трудовая система. В существовавшем виде она ощутимой помощи принести не могла. Требовались кардинальные преобразования, и они не заставили себя долго ждать.

Первый этап реформы. Началу первой из чреды реформ дало Постановление СНК СССР от 11 июля 1929 г. «Об использовании труда уголовно-заключенных». Документом предусматривалось создание двух независимых систем исполнения уголовных наказаний. Одна из них уже имелась в составе республиканских НКВД, другая возрождалась в ОГПУ СССР.

Первая структура функционировала в рамках Главных управлений мест заключения (ГУМЗ) республиканских НКВД. Состоявшие в их подчинении учреждения были сведены в 3 группы: а) места лишения свободы для лиц, осужденных до трех лет; б) места лишения свободы для подследственных;

в) пересыльные пункты.

Вторая структура мест лишения свободы, учрежденная в ОГПУ СССР, содержала исправительно-трудовые лагеря, создаваемые преимущественно в отдаленных регионах. По аналогии с царской каторгой им предписывалась задача освоения и колонизации малонаселенных территорий. Для этого широко использовалась практика досрочного перевода «на вольное поселение» и закрепления там заключенных. Другой важнейшей задачей ИТЛ стала разработка и эксплуатация природных богатств.

Второй этап реформы. Общие места лишения свободы НКЮ РСФСР (1930-1934). 15 декабря 1930 г. народные комиссариаты внутренних дел республик СССР ликвидируются. Органы и учреждения, подведомственные ГУМЗ НКВД РСФСР передаются во вновь образованное Главное управление исправительно-трудовых учреждений (ГУИТУ) Народного комиссариата юстиции РСФСР. Теперь в одном ведомстве сосредоточились не только органы, определяющие наказания за преступления, но и учреждения, исполняющие их.

К концу 1934 г. в НКЮ РСФСР насчитывалось 524 учреждения, исполнявших наказание в виде лишения свободы. В них содержалось около 216 тыс., а вместе с подследственными – примерно 267 тыс. человек. По всему СССР число заключенных в общих местах лишения свободы оценивают в 400 тыс. (из них осужденных – 300 тыс.), причем в колониях содержалось около 200 тыс. человек. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР (1933 г.) подразделил исправительно-трудовые колонии на четыре вида:фабрично-заводские, сельскохозяйственные, массовых работ и штрафные.

Места лишения свободы, подчиненные ОГПУ СССР (1930-1934).

Заслуживает внимания история развития лагерей особого назначения. Первым был создан Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). Полученный опыт заинтересовал многих крупных партийных и хозяйственных функционеров. Средств было вложено по минимуму, а экономическая отдача представлялась весьма ощутимой.

Идея создания новых учреждений подобного типа была быстро подхвачена. СЛОН теперь уже расшифровывался как Северные лагеря особого назначения ОГПУ СССР, предназначавшиеся для содержания осужденных по «политическим» статьям. К началу 1930 г. началось формирование Дальневосточного ИТЛ с дислокацией управления в Хабаровске и Сибирского ИТЛ с управлением в Новосибирске. За пределами РСФСР создают Казахстанский ИТЛ (Алма-Ата) и Среднеазиатский ИТЛ (Ташкент).

Объединенное руководство ими передается Управлению лагерей (УЛАГ) ОГПУ, созданному 25 апреля 1930 г. и ставшему вскоре главком – ГУЛАГ ОГПУ СССР. Многие годы это ведомство олицетворяло всю тюремно-лагерную систему СССР.

Третий этап реформ. 10 июля 1934 г. был образован Народный комиссариат внутренних делСоюза Советских Социалистических республик. Слияние с ним ОГПУ СССР предполагало переподчинение ГУЛАГа. Было принято решение об упразднении ГУИТУ НКЮ и об объединении всех мест лишения свободы в Главном управлении лагерей и трудовых поселений (ГУЛАГиТП) НКВД СССР. Летом 1936 г. для содержания наиболее опасных преступников воссозданы тюрьмы.

На 1.02.1937 г. в лагерях содержалось 1.127 тыс. человек, в тюрьмах – 545 тыс., в колониях – 340 тыс. Среди заключенных тюрем осужденных было только 167 тыс., остальные проходили как подследственные (347 тыс.) либо как кассационные (41 тыс.). Основная масса подследственных числилась за органами госбезопасности – 193,4 тыс. человек, 72,8 тыс. – за органами милиции и 80,8 тыс. – за органами суда и прокуратуры. Гипертрофированная система исправительно-трудовых лагерей негласно обеспечивала условия поддержания высоких темпов строительства экономической базы социализма.

К числу важнейших следует отнести вопрос «Производственная деятельность исправительно-трудовой системы».Первоначально система исправительно-трудовых лагерей и колоний являлась только «хозяином» дешевой рабочей силы, «продававшим» ее тем или иным промышленным объектам, наркоматам. Изменения произошли в ходе строительства Беломоро-Балтий-ского канала. Тут-то и вспомнили об опыте лагерей особого назначения. Лагерная системавпервые выступает не только поставщиком рабочей силы, но и принимает на себя роль основного производителя работ.

В 1932 г. для строительства канала Москва–Волга учреждается Дмитровский ИТЛ. Из Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) в ведение ОГПУ передается строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. БАМЛАГ – стал крупнейшим из лагерей, существовал с 1932 по 1938 гг. К началу 1936 г. он насчитывал более 180 тыс. осужденных. Руководство ОГПУ было вынуждено изыскивать все новые и новые партии заключенных. В лагерях резко обозначился дефицит рабочей силы. Даже в управлении БАМЛАГа более 2/3 специалистов являлись «зэками». Судебная система Наркомюста старалась заполнить возникшие «прорехи».

Главное управление лагерей, трудовых поселений и мест заключения НКВД СССР (ГУЛТПиМЗ) постепенно перешло к обслуживанию большинства важнейших строительных и промышленных объектов. Успешная производственно-хозяйственная деятельность лагерной системы основывалась на ее практически безграничных мобилизационных возможностях. Во второй половине 30-х годов все более ощутимым становится курс на специализацию учреждений. Лагеря-гиганты сложны в управлении. По указанной причине упразднили, расколов на части, БАМЛАГ, ДАЛЬЛАГ и др.

Значительное внимание советского правительства в годы первых пятилеток уделялось созданию производств редкоземельных и цветных металлов. Залежи рудных ископаемых находились в местах труднодоступных, с тяжелыми климатическими условиями, а из этого следовало, что поручить такие объекты можно было либо комсомольцам-добровольцам, либо заключенным. Обитатели лагерей оставались вне конкуренции. Их руками создавались медеплавильные комбинаты и заводы ферросплавов в Казахстане, никелевый завод на Кольском полуострове, Норильский никелевый комбинат и др. Вокруг них постепенно выросли крупные поселки и города. Тот же Норильск, Магадан или Комсомольск на Амуре в первые годы своего существования были заселены почти исключительно лишь заключенными и сотрудниками ГУЛАГа.

Для крупных объектов требовалась развитая транспортная система. В этих целях началось возведение портовых сооружений в городах Находка, Советской Гавани. Большое внимание уделялось соединению судоходных рек. Сооружение гидротехнических объектов выделялось особым разделом. Например, из 80 гидроэлектростанций, строившихся перед войной, 10 наиболее мощных возводили заключенные. Достаточно назвать каналы Москва-Волга, Беломорско-Балтийский и Волго-Донской, Соликамский, Рыбинский, Углический, Куйбышевский гидроузлы, включавшие шлюзы, гидроэлектростанции. Сметная стоимость последнего из объектов немногим не дотягивала до 20% от суммы, выделенной на все капитальные вложения Союза ССР в 1940 г. Требовалось развитие и железнодорожной сети за Уралом, в северных регионах страны. С этой целью только на Дальнем Востоке создают шесть специализированных ИТЛ. В целом можно отметить, что ГУЛАГ достаточно быстро завоевал по ряду показателей ведущие позиции в экономической жизни страны.

Не следует полагать, что заключенные в лагерном ведомстве выполняли лишь роль неквалифицированных рабочих. В 30-е годы ГУЛАГ открыл сеть научно-исследовательских институтов разного профиля. Многие инженерно-технические служащие, деятели науки и культуры, находясь в заключении работали по своей основной специальности. Относительно недавно общественность узнала, что в подобных учреждениях, называемых заключенными «шарашками», отбывали срок будущие генеральные конструкторы, академики С.П. Королев, А.Н. Туполев, Н.И. Вавилов, В.М. Мясищев, В.М. Петляков и многие другие известные, талантливейшие люди.

Перечисленные выше факты и события невозможно понять без раскрытия вопроса «Причины и характер сталинских репрессий». Особенностью общественного строя, созданного в СССР, была однопартийная политическая система. Любая оппозиция преследовалась и уничтожалась. Когда внешние «враги» в виде представителей противоборствующих партий поиссякли, пришел черед разобраться с противниками из числа «товарищей и соратников».

Лозунг о предоставлении всей власти Советам был лишь декларацией. Реальная власть сосредоточилась в структурах РКП(б)-ВКП(бДемократического механизма передачи полномочий не было предусмотрено. На высший пост появилось немало претендентов, между ними завязалась борьба. Побежденные осуждались (пока еще только морально), затем постепенно отстранялись от власти. Наиболее слабые были сломлены.

Иосиф Джугашвили, став единоличным лидером, продолжал укреплять свое положение. Символом командно-административной системы стал его культ личности. Питательную среду для этого создавала общая и культурная отсталость населения. Важную роль сыграли и индивидуальные качества Сталина – его властолюбие, коварство, жестокость в сочетании с сильной волей. Он умел запугивать людей, а самых смелых и умных просто уничтожал. Тех, кто пытался подвергать сомнению курс вождя, ждала печальная участь. Для этого требовалась соответствующая безотказная и не рассуждающая карательная государственная машина. Ею и стал тандем НКЮ-ОГПУ-НКВД.

В сложившихся условиях все более явно проявлялись издержки бюрократизации государственного аппарата. Жесткое администрирование становится повсеместной нормой, особенно ярко оно ощущалось в деятельности подразделений Наркомюста (суд, прокуратура, законотворчество) и учреждений НКВД СССР (исправительно-трудовая система). Законы все чаще стали подменяться ведомственными нормативными актами, принцип презумпции невиновности был забыт, важнейшей целью исполнения наказания становится решение хозяйственных задач. Однако и те законы, которые издавались, нередко насквозь были пронизаны идеологией жесточайшего тоталитаризма.

В августе 1932 г. было утверждено Постановление ЦИК и СНК СССР «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности», больше известное в народе как «закон о трех колосках». Особому совещанию при НКВД СССР было предоставлено право внесудебным порядком применять санкции в виде ссылки или заключения в лагерь до 5 лет.

Высший накал жестокости наказаний и правового беспредела пришелся на вторую половину 30-х годов. Началась кампания по репрессированию «бывших кулаков, антисоветских элементов и уголовников». Формальные признаки этих категорий не были определены, но зато установлено их количество по регионам. Истреблялись, как правило, самые крепкие и работящие представители сельского населения, мыслящая интеллигенция. Но и жизнь рабочих не являла собой образец благополучия.

В 1940 г. вышел Указ Верховного Совета СССР «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». Этот документ вводил своеобразную крепостную зависимость, поскольку запрещал рабочим оставлять или менять место работы под угрозой тюремного заключения от 2 до 4 месяцев. Прогул или отсутствие на рабочем месте более 20 минут могли закончиться для нарушителя 6 месяцами исправительно-трудовых работ. До начала Великой Отечественной войны по этому указу было осуждено более 3 миллионов человек (8 % общего числа рабочих и служащих СССР).

Велика цена, которую заплатил народ за сталинские эксперименты. В конце 30-х годов в лагерях и исправительно-трудовых колониях находилось от 1,5 до 2 миллионов заключенных, около полумиллиона содержалось в тюрьмах, более миллиона – в спецпоселениях, 1 миллион 264 тысячи человек отбывали наказание на принудительных работах. Широкую практику приобрело принудительное переселение. Например, за октябрь – декабрь 1933 г. только в малообжитые районы Кубани прибыло 1050 эшелонов с переселенцами. Но чаще маршруты лежали на Север, Дальний Восток и в Сибирь. Это их подневольный труд был положен в основу успехов первых пятилеток. Те же, кто пытался оказать сопротивление режиму, нещадно истреблялись.

Используемая литература: [1, 2, 3, 5, 12, 23, 26, 34].

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

В соответствии с учебным планом Академии ФСИН России для слушателей, обучающихся по специальности 050407 Педагогика и психология девиантного поведения, (квалификация (степень) выпускника– специалист), предусмотрено написание контрольных работ по истории уголовно-исполнительной системы и органов юстиции. Цель написания контрольной работы заключается в приобретении и закреплении навыков работы с источниками и литературой, подготовке к зачету, а также в углублении знаний по курсу.

Тематика предлагаемых исследований определяется во время установочной сессии. Она сведена в три больших блока:

- 1-й блок отражает процессы становления и развития тюремной системы монархическом этапе русского государства и общества;

- 2-й блок хронологически охватывает период от становления советской государственности до Великой Отечественной войны включительно;

- 3-й блок объединяет темы, которые отражают развитие правоохранительной системы в послевоенный период существования СССР и в постсоветский период вплоть до конца ХХ – начала XXI вв.

Каждый блок имеет свою сквозную нумерацию тем заданий. Слушателям предоставляется право самостоятельно выбрать тематический блок. Из предложенного списка каждый слушатель вправе выбрать лишь ту тему контрольной работы, номер которой соответствует порядковому номеру слушателя в списке учебной группы (в учебном журнале группы). Например, слушатель Катонов А.А. отмечен в журнале под № 15. Следовательно, он выбирает тему № 15 в любом из трех блоков вопросов.

Работу над контрольной работой необходимо начинать с изучения конспекта лекции по теме. Затем следует прочитать соответствующие разделы учебника и учебных пособий. После их проработки надо приступить к изучению специальной литературы по теме. На последней стадии подготовки можно ознакомиться с источниками, например, документами, опубликованными в хрестоматиях. От слушателя требуется изучить научную литературу и источники по определенной проблеме, критически проанализировать и оценить их содержание, сделать собственные выводы.

В данном пособии к каждой теме контрольной работы прилагается перечень учебной литературы из общего списка (обозначен цифрами). Он является примерным, и может быть дополнен. Кроме того, предлагаются для ознакомления несколько наименований научной литературы по каждой теме. Целесообразно ознакомиться и со статьями из энциклопедий, справочников. В них содержится не только информация о важнейших событиях, исторических деятелях, но и списки научных публикаций.

Слушатели дистанционной формы обучения выбирают 3 темы контрольных работ – по одной из каждого раздела.Контрольная работа выполняется в письменном виде после завершения самостоятельного изучения каждого из трех тематических блоков учебной дисциплины, а ее электронная копия высылается закрепленному за слушателем преподавателю. Неясные моменты и детали подготовки работ следует обсудить в ходе консультаций. По согласованию с преподавателем можно обсудить возможность использования в таких целях Скайп.

В ходе 16-й недели обучения слушатели обобщают выполненные ранее задания по тестам, и отправляют преподавателю номера правильных ответов.

Структура контрольной работы. Контрольная работа состоит из титульного листа (см. приложение), плана, введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. При отсутствии какого-либо из этих структурных элементов работа будет возвращена автору с оценкой «не зачтено».

План контрольной работы помещается на первой странице. В нем раскрывается структура работы. План представляет собой оглавление с указанием параграфов и страниц, на которых они напечатаны.

Во введении должна быть показана актуальность темы, то есть ее связь с настоящим и значение изучения для будущего. Во введении требуется выделить подходы, в том числе современные, к изучению избранной темы. Нужно отметить наличие разных точек зрения на изучаемую проблему в науке и свое желание в них разобраться. Далее надо поставить цели и задачи работы.

Основная часть контрольной работы должна состоять из трех-четырех параграфов, каждый из которых необходимо озаглавить. Разбивка на параграфы осуществляется по хронологическому, либо тематическому принципу. В основной части контрольной работы надо раскрыть поставленные проблемы по теме работы, изложив научные факты и точки зрения ученых. Каждый пункт необходимо заканчивать кратким выводом. По объему основная часть составляет 10–14 страниц машинописного текста.

В заключениидолжны быть обобщены результаты, подведены итоги и сделаны выводы по теме в целом.

Завершает работу список использованной литературы, который составляется в алфавитном порядке. Особо хотелось бы обратить внимание обучающихся, что речь идет именно о тех изданиях, которые вы реально использовали в работе, делали на них сноски в тексте.

По желанию после списка использованной литературы в контрольную работу можно включить Приложения. В них могут войти документы, иллюстрации, таблицы, схемы, карты по теме работы.

Объем контрольной работыдолжен составлять 15–18 страниц машинописного текста.

Оформление контрольной работы. Работа оформляется на компьютере в текстовом редакторе Microsoft Word . Формат листа – А4. Текст должен быть напечатан на одной стороне листа через полуторный интервал. Размер шрифта – 14, Times New Roman. Каждая страница должна быть пронумерована, и иметь поля (слева 25 мм, справа 15 мм, сверху 20 мм, снизу 20 мм). Контрольная работа должна быть прошита.

В работе должны быть сноски, которые набирают шрифтом 12. Они показывают, какие источники и литература использованы в работе, и тем самым отражают научный кругозор автора. Сноски необходимо оформлять постранично (то есть внизу каждой страницы). Сноска ставится, когда приводится цитата, цифровой материал, дискуссионная точка зрения. Она содержит: фамилию и инициалы автора (авторов), название статьи (если это сборник, журнал или газета), название книги (журнала или газеты), место и год издания, номер страниц, материал из которых использован.

Оформление работ в соответствии с ГОСТ Р.7.0.5–2008. Например:

1. Васильева С.А., Тарасов О.А. К вопросу о возникновении арестантской роты гражданского ведомства в Рязанской губернии // Гуманитарно-пенитенциарный вестник. Вып. 5. Рязань, 2010. С. 38-46.

2. Арцибашева Т.Н. Славяне – русы – варяги – кто они? // Вопросы истории. 2004. № 1. С. 56.

3. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федер. закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ // Сб. законов Рос. Федерации. М.: АСТ, 1999. С. 412 и т. д.

К типичным ошибкам авторов контрольных работ следует отнести:

- несоответствие плана контрольной работы заявленной теме,

- содержание контрольной работы не соответствует плану,

- в работе отсутствует введение или заключение,

- слабо изучена и не раскрыта тема контрольной работы.

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК № 1

Темы

1. Министерство юстиции царской России в XIX в.

2. Министерство внутренних дел царской России (в XIX или нач.ХХ в.).

3. Министерство юстиции царской России в начале ХХ в.

4. Создание и функционирование Отдельного корпуса жандармов, его конвойные и тюремные функции.

5. Система исполнения наказаний за уголовные преступления в феодальной России.

6. Возникновение и характер тюремной системы Российской империи.

7. Судебная система Российской империи.

8. Организация конвойных войск Российской Империи (XIX век).

9. Анализ научного наследия историка российской пенитенциарной системы М.Н. Гернета по книге «История царской тюрьмы: Изд. 3-е: В 5 т. – М., 1960-1962». (Достаточно исследования одного из пяти томов).

10. Причины проведения и характер реализации тюремных реформ второй половины XIX века.

11. Судебное и тюремное ведомства в системе исполнительной власти царской России (структура, функции, полномочия).

12. История какой-либо конкретной тюрьмы (дореволюционный период – на местном для слушателя материале).

13. Работные и смирительные дома как места заключения для осужденных по общеуголовным делам в XIX в.

14. Характер исполнения наказаний за политические преступления в самодержавной России.

15. История каторги в России.

16. Возникновение и становление Главного тюремного управления.

17. Ссылка в царской России.

18. Биография министра юстиции Российской Империи (по выбору слушателя).

19. Тюремная система Министерство юстиции Временного правительства

20. История конвойной и внутренней стражи в начале ХХ века.

21. Биографии руководителей Главного тюремного управления.

22. Характер исполнения наказаний за мелкие уголовные и административные преступления.

23. Судебная реформа Российской Империи 1864 г., ее влияние на тюремную систему.

24. Организация прокурорского надзора в Российской Империи XIX – начала ХХ века.

25. Роль православной церкви и мусульманских общин в воспитании заключенных.

26. Благотворительные общества России и тюремная система.

27. «Воровские масти», тюремные обычаи и традиции в учреждениях Главного тюремного управления России.

29. Архитектура тюремных учреждений (в описании современников).

30. Создание и деятельность Общества попечительного о тюрьмах.

31. Взаимоотношения тюрем и общества в Российской империи.

Используемая литература: [1, 3, 8, 10, 11, 12, 14, 17, 19, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 33, 35, 36, 37, 39, 42, 45, 47, 49, 50, 52, 54, 57, 58].

ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК № 2

Темы

1. Особенности формирования аппаратов юстиции в регионах России в первые годы советской власти.

2. Общие места лишения свободы в СССР 20-х гг.

3. Характер деятельности Наркомюста РСФСР в 20-е годы.

4. ВЧК и ГПУ – специализированные формирования государства диктатуры пролетариата.

5. Характер деятельности НКВД в 20-е годы.

6. Биография народного комиссара юстиции или внутренних дел (по выбору слушателя).

7. Зарождение и развитие ГУЛАГа.

8. История развития конвойной службы советского государства.

9. Формирование системы исполнения уголовных наказаний РСФСР.

10. Судебная система России в первые годы советской власти, ее взаимодействие с местами лишения свободы.

11. История уголовно-исправительного учреждения РСФСР в довоенный период (по выбору слушателя).

12. Особенности производственной деятельности ГУЛАГа.

13. Формирование фабрично-заводских и сельскохозяйственных колоний, арестных домов в 20-е – 30-е годы ХХ в.

14. Карательно-репрессивный аппарат советского правительства в 30-е гг.

15. Анализ Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1924 г.

16. Прокурорский надзор и судебная система СССР предвоенного периода.

17. Причины усиления государственных репрессий в СССР 30-х годов.

18. История формирования и функционирования внутренней службы (внутренних войск) Советской России.

19. Нелагерные формы исполнения наказаний в предвоенный период.

20. Величайшие стройки ГУЛАГа в 30-е гг. (Волго-Балтийский канал, БАМ или др.).

21. Перестройка деятельности ГУЛАГа на военный лад.

22. Участие войск НКВД в Великой Отечественной войне.

23. Учреждения юстиции в условиях военного времени.

24. Сотрудники органов внутренних дел – Герои Советского Союза.

25. Истребительные батальоны и отряды.

26. «Архипелаг ГУЛАГ» глазами А.И. Солженицына.

27. Разрушение ГУЛАГа в период «хрущевской оттепели».

28. Дисциплинарные батальоны, фильтрационные лагеря как учреждения исполнения наказаний.

29. Спецподразделения правоохранительных структур военного времени («Смерш», Отдельный батальон специального назначения НКВД СССР и др.).

30. Амнистия 1953 г.: причины, организация и последствия.

Используемая литература: [2, 3, 5, 7, 9, 12, 13, 15, 17, 19, 20, 21, 22, 28, 30, 32, 34, 35, 38, 41, 43, 44, 46, 48, 49, 50, 52, 53, 54, 55, 60].

ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК № 3

Темы

1. Возникновение и особенности деятельности колоний-поселений.

2. Формирование тюремной субкультуры в послевоенный период.

3. Организация борьбы с преступностью в местах лишения свободы периода развитого социализма (70-е годы ХХ в.).

4. Функции и структура подразделений Министерства юстиции СССР в 80-е годы.

5. Лечебно-трудовые профилактории как элемент исправительно-трудовой системы.

6. Правоохранительные органы в условиях горбачевской «перестройки».

7. Основные тенденции развития органов исполнения наказаний СССР в 70-е – 80-е годы.

8. Цели и задачи современной реформы уголовно-исполнительной системы.

9. История органа (управления) УИС (по выбору слушателя).

10. Оперативные службы – важнейшее звено аппарата уголовно-исполнительных учреждений.

11. Тюрьма и церковь.

12. Исторический опыт организации принудительных работ как формы уголовного наказания.

13. Пенитенциарная система России на грани XX и XXI веков.

14. Система подготовки кадров для органов УИС РФ.

15. Развитие творчества и художественной самодеятельности в учреждениях УИС.

16. История кинологической службы в колониях и следственных изоляторах.

17. Сравнительный анализ характера развития отдельных служб пенитенциарной системы России и зарубежных стран.

18. Подразделения специального назначения системы МВД и Минюста: история возникновения и перспективы.

19. Место внутренних войск в системе силовых и правоохранительных органов России в 70-80-е годы ХХ в.

20. Законы «воровского мира» в условиях пенитенциарных учреждений начала ХХI века.

21. История следственных изоляторов (по выбору слушателя).

22. Воспитательная работа в колониях и СИЗО. Миражи и реалии.

23. Особенности содержания в местах лишения свободы наркоманов и больных СПИДом.

24. Проблемы исполнения наказаний за преступления, совершенные детьми и подростками.

25. Герои России – сотрудники УИС РФ.

26. Задачи, стоящие перед службами тыла и обеспечения УИС на современном этапе.

27. Биография руководителя или ветерана УИС.

28. Взаимодействие тюремных учреждений и общественных организаций.

29. Сравнение режима содержания заключенных в СССР и Российской Федерации (на основе сопоставления уголовно-исполнительных кодексов).

30. Реформы уголовно-исполнительной системы России на рубеже ХХ и ХIХ веков.

Используемая литература [1, 2, 4, 6, 7, 13, 16, 18, 19, 30, 31, 40, 48, 49, 50, 51, 52, 55, 59].

Литература

Базовый учебник

1. Реент Ю.А. История уголовно-исполнительной системы России: учеб. для вузов ФСИН России. Рязань: Академия ФСИН России, 2006.

2. Реент Ю.А. История уголовно-исполнительной системы и органов юстиции России: краткий курс лекций. Рязань: Узорочье, 2006.

Основная литература

3. Аладьина Л.С. История пенитенциарной системы России: учеб. пособие. Владимир, 2007.

4. Андреев Н.А. Социология исполнения уголовных наказаний: учеб. пособие. М., 2001.

5. Биленко С.В. На охране тыла страны: истребительные батальоны и полки в Великой Отечественной войне. 1941-1945 гг. М., 1988.

6. Вопросы теории и практики управления в условиях реформирования УИС. Рязань, 2001.

7. Детков М.Г. Тюрьмы, лагеря и колонии России. (К 120-летию Главного тюремного управления России.). М., 1999.

8. Детков Н.Г. Наказание в царской России. Система его исполнения. М., 1994.

9 Детков М.Г. Содержание пенитенциарной политики Российского государства и ее реализация в системе исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в период 1917-1930 годов: монография. М., 1992.

10. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений в дореволюционной России. 3-е изд. М., 1983.

11. Ефремова Н.Н. Министерство юстиции Российской империи. 1802-1917 гг. М., 1983.

12. Калашникова Н.В., Павлушков А.Р. История пенитенциарной системы России: учеб. пособие. 4-е изд. Вологда, 2006.

13. Коржихина Т.П. История государственных учреждений СССР. М., 1986.

14. Кошель П.А. История наказаний в России. М., 1995.

15. Кузьмин С.И. Исправительно-трудовые учреждения в СССР (1917-1953 гг.). М., 1991.

16. Реент Ю.А. История правоохранительных органов: полицейские и тюремные структуры России. Рязань, 2002.

17. Реент Ю.А. История уголовно-исполнительной системы России (1879-2009): монография. М., 2009.

18. Реент Ю.А. История уголовно-исполнительной системы и органов юстиции России: учебник. Рязань, 2013.

19. Уголовно-исполнительная система: 125 лет / под ред. Ю.Я. Чайки. М., 2004.

20. Упоров И.В. Наказание в виде лишения свободы в Советском государстве. Краснодар, 2000.

Дополнительная литература

21. Быков А.В. Становление исправительно-трудовой системы в Советской России в 1917-1920 гг.: учеб. пособие. Омск, 2009.

22. Викторский С.Н. История смертной казни в России и современное ее состояние. М., 1912.

23. Евреинов Н. История телесных наказаний в России. Харьков, 1994.

24. Воробейникова Т.У., Дубровина А.Б. Преобразование административно-полицейского аппарата, суда и тюремной системы России во второй половине XIX века: учеб. пособие. Киев, 1973.

25. Гайдук С.Л. Тюремная политика и тюремное законодательство в дореволюционной России. М., 1987.

26. Гернет М.Н. История царской тюрьмы. 3-е изд.: в 5 т. М., 1960-1962.

27. Дугин А.Н. Неизвестный ГУЛАГ: Документы и факты. М., 1999.

28. Звягинцев А., Орлов Ю. Жизнь и деяния генерал-прокуроров России. М., 2002.

29. Зубков А.И., Калинин Ю.И., Сысоев В.Д. Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России. История и современность. М., 1998.

30. Карательная политика России на рубеже тысячелетий. М., 2000.

31. Кизиков И.И. НКВД РСФСР (1917-1930). М., 1969.

32. Лисин А.Г., Петренко Н.И., Яковлева Е.И. Тюремная система Российского государства в XVIII – начале ХХ в. М., 1996.

33. Маслов В.П., Чистяков Н.Ф. Вопреки закону и справедливости. М., 1990.

34. Органы и войска МВД России: краткий исторический очерк. М., 1996.

35. Петренко Н.И. Тюремная система Российского государства в XVIII – начале XX веков. М., 1996.

36. Познышев С.В. Очерки тюрьмоведения. М., 1915.

37. Рассказов Л.П. Карательные органы в процессе формирования и функционирования административно-командной системы в Советском государстве (1917-1941 гг.). Уфа, 1994.

38. Реент Ю.А. Общая и политическая полиция России (1900-1917 гг.). Рязань, 2001.

39. Реент Ю.А. Правоохранительные органы России: История уголовно-исполнительной системы: учеб. пособие. Рязань, 2006.

40. Скрыпилев Е.А. Тюремная политика и тюремное законодательство Временного правительства. М., 1968.

41. Становление и развитие органов советской милиции и исправительно-трудовых учреждений: учеб. пособие / Ф.Х. Ахмадеев и др. Уфа, 1993.

42. Тюрьмы и наказания: Инквизиция, тюрьмы, телесные наказания, казни (Энциклопедия преступлений и катастроф). Минск, 1996.

43. Сольц А., Файнблит С. Ре

Наши рекомендации