Цель: Количество членов кластера – компаний-стартапов со средним объемом выручки не менее 13,5 млн рублей в год, (шт.)
Стратегический замысел по достижению целей, 2017 – 2021 гг:
• целенаправленно повышать привлекательность кластера для существующих и потенциальных членов в рамках обозначенных 9-ти выгод от членства в кластере (функций кластера). Для этого, в частности, Управляющая компания на постоянной основе должна проводить работы по организации цепочек создания конечного продукта и получению возможности включить членов кластера в эти цепочки. Анализируя проекты членов кластера, Управляющая компания должна формировать пулы потенциальных партнёров, которые могут составить производственную цепочку и дать членам кластера возможность произвести конечный продукт. Эти партнёры должны приглашаться стать членами кластера (создать новое юридическое лицо для членства в кластере и осуществления деятельности в рамках цепочки);
• направлять усилия кластера на создание системы / сообщества, которое позволяет реализовать проекты по производству и продажам законченных продуктов. Основная функция Управляющей компании в данном случае и, соответственно, подход, который она должна реализовывать – формировать и постоянно наращивать максимально обширное сообщество потенциальных участников производственных цепочек (постоянно искать и включать в информационные базы такие компании) и осуществлять содействие членам кластера в переговорах с ними. При этом члены кластера будут самостоятельно осуществлять поиск конкретных партнёров в рамках системы, создаваемой кластером. Управляющая компания может осуществлять точечное содействие отдельным членам в таком поиске, однако в целом эта функция должна быть зоной ответственности самих членов. Кластер должен помогать реализовать проекты активным и инициативным командам и создавать все условия для того, чтобы они смогли найти нужных для реализации их проектов партнёров, но при этом кластер (управляющая компания) не должен тратить свои ресурсы на «вытягивание» безынициативных и пассивных, замещая собой их предпринимательскую функцию. Кластер не должен превратиться в собрание угасающих компаний и бесперспективных стартапов;
• постоянно проводить активные PR-кампании кластера, информирующие о предоставляемых им возможностях и достигнутых успехах в российских и зарубежных СМИ, иных информационных площадках (Управляющая компания);
• систематически разрабатывать и проводить в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и других городах миллионниках РФ, СНГ и за рубежом собственные брендированные публичные массовые оффлайновые мероприятия (конференции, хакатоны и т.п.), имеющие своей целью пропаганду участия в кластере и сотрудничество с кластером / его членами. Это должно стать одним из основных направлений деятельности Управляющей компании. С целью эффективного использования ограниченных ресурсов кластера (люди, время, деньги) в первые годы (2017 – 2018) основной упор должен делаться на проведении мероприятий в Москве (Москва – самое большое количество населения с максимальной концентрацией финансовых ресурсов в РФ) с последующим распространением практики проведения этих мероприятий на Санкт-Петербург, Нижний Новгород и далее. Фактом является то, что концентрация исключительно на Нижегородской области не позволит достичь поставленных перед кластером целей по причине слишком малой величины региона. Поэтому работу следует проводить по всей РФ и за рубежом, начиная с Москвы. При этом требование по юридической регистрации членов кластера в Нижегородской области с уплатой налогов в регионе является безусловным и должно исполняться;
• систематически разрабатывать и проводить на русском и английском языках собственные брендированные онлайновые мероприятия (онлайн конференции, вебинары и т.п.), имеющие своей целью пропаганду участия в кластере и сотрудничество с кластером / его членами. Это должно стать одним из основных направлений деятельности Управляющей компании. С целью эффективного использования ограниченных ресурсов кластера (люди, время, деньги) в первые годы (2017 – 2018) основной упор должен делаться на проведении мероприятий на русском языке (с прицелом на русскоязычных потенциальных членов) с последующим распространением практики проведения этих мероприятий на мероприятия на английском языке (с прицелом на зарубежных англоязычных членов);
• разработать и утвердить стандарты по организации и проведению мероприятий под эгидой кластера (конференций, хакатонов, вебинаров и т.п.; оффлайн и онлайн), а также стандарты подготовки модераторов и прочих ключевых специалистов для проведения данных мероприятий. (Управляющая компания разрабатывает, Управляющий совет утверждает). Для создания и поддержания высокого уровня все мероприятия кластера (оффлайн и онлайн) должны проводиться в соответствии с этими стандартами. В случае выявления дефицита качественных модераторов на базе кластера необходимо создать школу модераторов.
• разработать предложения по введению налоговых льгот для компаний участников кластера, суть которых - предоставить временные льготы членам кластера для их быстрого развития с последующим переходом на режим полноценной уплаты налогов в Нижегородской области. В срок до 1 октября 2017 года предложения по налоговым льготам передать на рассмотрение в Правительство Нижегородской области;
• включить в обязанности Управляющей компании администрирование налоговой отчётности членов кластера в условиях льготного режима с целью освобождения их от дополнительной бюрократической нагрузки, которая может быть вызвана деятельностью в рамках этого режима. Размер вознаграждения Управляющей компании за данную деятельность должен быть утверждён Управляющим советом;
• предусмотреть, что условия членства в кластере должны включать льготы на уплату членских взносов для членов кластера в случае привлечения с их помощью новых членов кластера. Данная политика должна проводиться открыто и позиционироваться как ещё один элемент привлекательности кластера для его членов;
• активно взаимодействовать с российскими и зарубежными акселераторами, фондами развития инноваций, бизнес-школами и вузами с целью привлечения в члены кластера стартапов по направлениям деятельности кластера. Это должно стать одним из основных направлений деятельности Управляющей компании.