В юридическом отделе организации
Во время учебной практики нужно изучить как текущие, так и архивные дела, имеющиеся в юридическом отделе (бюро), и сделать соответствующие заметки в своем дневнике. Студент должен ознакомится с договорами, ходом их выполнения, определяя при этом юридическую природу данных договоров; участвовать в сборе и подготовке материалов для составления исковых заявлений, а также готовить проекты отзывов на предъявленные иски.
Необходимо подготовить также проекты приказов. Ознакомившись с содержанием визируемых юрисконсультом документов с точки зрения их законности, студент должен высказывать свои соображения по вопросам соответствия указанных документов правовым нормам.
Практикант участвует в проведении консультаций по правовым вопросам в юридическим отделе организации своим работникам; вместе с юрисконсультом присутствует в судебных заседаниях, а также в комиссии по трудовым спорам, участвуя в подготовке решений, выносимых этими комиссиями.
При прохождении практики необходимо участвовать в составлении протоколов разногласий, в подготовке проектов договоров, писем с возражениями против отдельных пунктов договоров и согласованием их условий.
Студент также может проходить учебную практику в юридических структурах организаций, предприятий, учреждений, военных частях, военной прокуратуре с ознакомлением нормативно-правовых актов по организации деятельности данных учреждений, системе и структуре.
7. Требования к оформлению отчёта по практике
Аттестация по итогам практики предусматривает наличие следующих документов, оформленных в единый отчет:
Титульный лист
Задание на практику (руководителя практики)
Дневник практики. Дневник ведется студентом, руководитель от организации (места практики) ставит отметки о выполнении и расписывается, после чего на каждую страницу дневника ставится печать организации, призванная подтвердить достоверность подписи руководителя от организации.
Заключение руководителя практики студента по месту практики (дается руководителем по практики от организации, им подписывается, после чего ставится печать организации).
Отчет о практике (заверяется личной подписью студента).
Материалы приложений (образцы договоров, копии исковых заявлений, составленные студентом по заданию руководителя учебной практики документы и др.)
Рецензия руководителя на отчет о практике.
Оформление титульного листа. Титульный лист оформляется студентом в соответствии с Приложением 1. Обязательно заполнение всех указанных полей.
Оформление задания на практику. Задание на практику оформляется руководителем практики от университета совместно со студентом с учетом специфики выбранной в качестве базы прохождения практики организации.
Оформление дневника. Основная работа студента о прохождении практики должна фиксироваться в специальном дневнике. Дневник может быть разработан на факультете и выдаваться на руки каждому практиканту одновременно с направлением, либо вестись студентом в тетради. Но во всех случаях он обязан содержать следующие реквизиты.
Обложка дневника, на которой указать наименование факультета и вуза, полные данные студента, курс, направление подготовки и фамилию руководителя практики от университета, фамилию и должность практического работника – руководителя практики от организации (предприятия). Внутри дневника целесообразно иметь календарный график прохождения практики и рабочие записи во время практики с обозначением даты, краткого содержания выполненных работ. Записи о выполненной работе заверяются руководителем практики по ее ходу, не реже одного раза в неделю и по завершению учебно-ознакомительной практики.
Ведение таких записей с наличием отдельных выводов облегчает студенту составление отчета о прохождении практики.
Оформление заключения руководителя о прохождении практики студентом от организации (предприятия). По завершении практики студенты оформляют и представляют отчет о практике руководителю практики от организации, который пишет заключение о прохождении практики (характеристику) на студента по результатам прохождения практики, подтверждает в дневнике выполнение заданий своей подписью. Подписанное руководителем учебной практики заключение и дневник практики скрепляются оттиском синей печати организации (место для оттиска обозначено на бланках - М.П.).
Оформление отчета. Отчет – это аналитический документ, отражающий достижение целей практики в процессе реализации ее программы. Отчет должен быть изложен в пределах 5-10 страниц машинописного текста. Отчет не должен повторять дневник. В отчете студент в систематизированной и логической последовательной форме излагает сущность своей деятельностью по выполнению программы практики. Наиболее целесообразная структура отчета содержит следующие разделы:
а) Место и время прохождения практики. Описание структуры, целей и задач органа (учреждения, организации), меры, обеспечивающие выполнение задач практики.
б) Нормативная основа, регулирующая организационную деятельность практического органа и содержание работы структурных подразделений.
в) Степень выполнения программы практики.
г) Анализ содержания работы по отдельным (основным) направлениям практики, наиболее интересных и сложных дел.
д) Анализ практики применения действующего законодательства при рассмотрении гражданских или уголовных дел, либо других материалов.
е) Изложение спорных и наиболее сложных вопросов, возникающих в целом по юридическому органу практики, либо по конкретным делам.
ж) Сопоставление теоретических положений с реальной практикой.
з) Указания на затруднения, которые встречались на практике, эффективность помощи, оказанной руководителями практики, а также замечания и положения по улучшению организации практики.
и) Какую пользу студенту принесла практика в закреплении теоретических положений.
к) Краткое сообщение о содержании и выполнении индивидуального задания (если они были).
л) Заключение: собственная оценка практики, предложения и рекомендации по ее совершенствованию.
Отчет об учебной практике выполняется в печатном варианте и подшивается в папку типа “скоросшиватель”. Текст должен быть отпечатан через 1,5 интервала шрифтом Times New Roman и размером 14 п. Текст на странице должен быть ограничен полями: левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее и нижнее - 20 мм.
Отчет составляется на протяжении всего периода практики. Объем его текстовой части должен составлять примерно 5-10 печатных страниц формата А4. В качестве приложений могут быть представлены копии документов, с которыми работал студент во время прохождения практики, проекты договоров, заполненные бланки служебной документации (протоколы, повестки в суд и др.). Минимальное количество приложений – 2., а максимальное - не ограничивается, и должно по возможности полно отражать деятельность места практики.
Оформление Приложений.В материалы Приложений включаются следующие документы, с которыми студент работал во время прохождения учебной практики: схемы, графики, таблицы, рисунки, фото, формулы, копии Приказов, Инструкций и пр.
Оформление рецензии руководителя на отчет о практике.Оформляется заведующим кафедрой перед защитой практики. В рецензии указываются достоинства и недостатки отчета, формулируются вопросы, на которые студент должен ответить на защите отчета.
Составление рецензии руководителя на отчет по практике может быть поручено одному из преподавателей кафедры непосредственно заведующим кафедрой государственно-правовых и уголовно-правовых дисциплин. В этом случае рецензия заверяется подписью проверяющего преподавателя.
В течение 2 недель после окончания прохождения практики кафедрой назначается дата и время защиты отчетов по учебной практике. Защита отчетов по практике производится заведующим кафедрой государственно-правовых и уголовно-правовых дисциплин.