Практика в юридическом отделе предприятия (фирмы)

При прохождении практики в юридическом отделе студент должен изу­чить Положение о юридическом отделе; должностные инструкции юрискон­сультов; ознакомиться с организацией договорной работы предприятия, с по­становкой юридической службы и ее ролью в системе других служб предпри­ятия (организации). Следует изучить имеющуюся в отделе картотеку законода­тельства, арбитражной и судебной практики; уяснить порядок получения необ­ходимых сведений и документов в бухгалтерии, отделах снабжения и сбыта и в других подразделениях предприятия (организации). Во время практики нужно изучить как текущие, так и архивные дела, имеющиеся в юридическом отделе и сделать Соответствующие заметки в дневнике. Студент должен ознакомиться с действующими договорами, ходом их выполнения, определяя при этом юриди­ческую природу данных договоров, участвовать в сборе и подготовке материа­лов для составления претензий и исковых заявлений, а также подготавливать ответы на поступившие претензии и отзывы на предъявленные иски. Необхо­димо принимать участие в подготовке проектов приказов. Ознакомившись с со­держанием визируемых юрисконсультом документов с точки зрения их закон­ности, студент должен высказать свои соображения по вопросам соответствия указанных документов правовым нормам.

Практикант может участвовать в даче консультаций по гражданскому, трудовому, гражданско-процессуальному праву юридическим отделом пред­приятия работникам предприятия (организации), обратившимся в юридический отдел. При прохождении практики в период заключения договоров необходимо участвовать в подготовке проектов договоров. Образцы договоров желательно приложить к отчету (по согласованию с руководителем практики).

В дневник практики необходимо ежедневно записывать краткие сведения о проделанной в течение дня работе.

Записи о выполняемой работе должны быть конкретными и заверяются подписью руководителя практики - практическим работником. С его разрешения студент оставляет у себя составленные им проекты документов, отмечает в дневнике все возникающие вопросы, связанные с разрешением конкретных дел. Ведение таких записей впоследствии облегчит студенту составление отчета о прохождении практики.

Отчет о практике должен составлять 5-10 страниц. Студенты представляют отчеты на отдельных листах белой писчей бумаги формата А 4. В нем освещаются следующие моменты: место и время прохождения практики; описание выполненной работы по отдельным разделам программы практики; анализ наиболее сложных и интересных дел, изученных студентом на практике, указания на затруднения, которые встретились при прохождении практики; изложение спорных, сложных юридических вопросов, возникающих по конкретным делам, и их решение; основанные на нормативных материалах замечания по ем или иным документам, с которыми студент знакомился во время практики.

В отчете студент должен указать, как проходила практика, какую она при­вела пользу в усвоении теоретического материала и какую помощь оказывали ему руководители практики (преподаватели и практические работники).

Отчет должен отражать отношение студента к изученным материалам, к той деятельности, с которой он знакомился, те знания и навыки, которые он приобрел в ходе практики. Отчет не должен быть продолжением дневника или ;го повторением. К отчету о прохождении практики должны быть приложены документы, составленные самим студентом при ее прохождении. Во время за­щиты отчета студент должен уметь анализировать те или иные действия и ре­шения, о которых он пишет в дневнике и отчете, указать, при каком условии они являются законными, обоснованными.

В характеристике практиканта рекомендуется отразить:

Где (учреждение, правоохранительный орган) и в какие сроки студент проходил практику.

Степень выполнения программы и индивидуального плана прохождения практики.

Знание практикантом законов и других нормативно-правовых актов, умение применять их в практической деятельности.

Отношение практиканта к выполнению своих обязанностей, краткий перечень и оценка выполненных заданий.

Дисциплинированность, исполнительность, умение общаться в коллективе.

Уровень интеллектуального и культурного развития, широта мировоззрения, сообразительность, творческая активность, эрудированность.

Общий вывод об итогах практики и оценка деятельности практиканта по пятибалльной системе.

Подпись на характеристике заверяется гербовой печатью. Без печати ха­рактеристика будет считаться недействительной.

Аттестация по практике

Аттестация по практике проводится в форме дифференцированного зачета.

Студент, не выполнивший программу практики и получивший отрица­тельный отзыв или оценку «неудовлетворительно» при защите отчета, направ­ляется повторно на практику в период каникулярного отпуска. Студент, не вы­полнивший программу учебной практики повторно, подлежит отчислению из института.

Руководитель практики должен проверить дневник и отчет студента преж­де чем выдать ему характеристику о прохождении практики. Руководитель практики, ознакомившись с отчетом студента, подготовленными им копиями документов и иными материалами, дает письменную характеристику.

Преподаватель, прикрепленный для руководства практикой, проверяет дневник, отчет и все материалы о прохождении практики, дает письменное за­ключение на отчет и решает вопрос о допуске студента к защите отчета по практике. В заключении отмечается: «допущен к защите» или «к защите не до­пущен». В письменном заключении на отчет о практике и на проекты докумен­тов, представленных студентом, преподаватель отмечает выполнение програм­мы практики, правильность представленных документов, ставит перед студен­том вопросы, связанные с его отчетом. Отметив недостатки в отчете и пред­ставленных материалах, руководитель практики предлагает студенту перед устным отчетом о прохождении практики восполнить знания по тому или ино­му вопросу, указывает ему необходимую литературу, законодательный матери­ал, ведомственные нормативные акты и т. д.

При защите отчета от студента следует требовать основанные на знании закона и других нормативных материалов ответы по таким вопросам, которые встречались при прохождении практики (например, основание и порядок воз­буждения дела, производства экспертизы и др.). Если студент затрудняется от­ветить на эти вопросы, ему, в зависимости от конкретных условий, может быть предложено дополнительно прочитать литературу, изучить законодательный материал, вновь составить правовой документ или повторно пройти тот или иной раздел программы практики.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ СОТРУДНИКОВ ПРИНИМАЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО РУКОВОДСТВУ ПРАКТИКОЙ СТУДЕНТОВ

Непосредственного руководителя практики назначает начальник прини­мающей организации из числа опытных практических работников либо воз­главляет руководство лично. Непосредственный руководитель практики с уче­том целей и задач:

- обеспечивает организацию изучения студентом действующих в подраз­делении нормативных правовых актов по режиму работы, делопроизводству, задачам и компетенции органа;

- обеспечивает оформление дневника студента, для чего планирует основные мероприятия и оказывает студенту помощь в составлении индивидуального плана с учетом специфики подразделения;

- закрепляет студента по конкретным пунктам его плана за высококвалифицированными работниками (специалистами), имеющими четкое представление о правовом обеспечении служебной деятельности данного подразделения;

- рассматривает и утверждает составленные студентами индивидуальные планы прохождения практики;

- предоставляет студентам в пределах программы и полученного задания на ознакомительную практику возможность знакомиться с необходимыми документами и материалами;

- рассматривает и утверждает (подписывает) составленные непосредственным руководителям практики отзывы (характеристики) на студентов за период прохождения ими практики.

Руководитель практики (специалист), непосредственно отвечающий за руководство ознакомительной практикой, обеспечивает необходимые условия для выполнения студентами программы практики, организует и контролирует их •работу по выполнению индивидуальных планов прохождения практики. В связи с этим руководитель должен:

при составлении индивидуальных планов прохождения практики и его выполнении записывать свои замечания в графе «примечания» индивидуального плана студента;

с учетом специфики подразделения оказывать помощь в составлении и оформлении дневника прохождения практики студента;

обеспечивать организацию изучения студентами действующих в подразделении нормативно-правовых актов по режиму работы, делопроизводству, задачам, целям и компетенции органа;

изучить уровень теоретической и практической подготовки, деловые и психологические качества студента, способствовать развитию у него чувства уважения к выбранной специальности и ответственности за порученное дело, самостоятельности, инициативы, повышению его правовой культуры;

привлекать студентов к анализу действующего законодательства и правоприменительной практики органа, к технической работе по подготовке проектов правовых актов, их систематизации и обработке;

регулярно подводить итоги проделанной студентами работы и уточнять последующие задания, контролировать ведение дневника, объективно оценивать результаты их работы;

докладывать руководителю практического подразделения о замечаниях в работе студента, уровне его подготовки и свои предложения по улучшению качества проведения практики;

по окончании практики подвести ее итоги и составить отзыв (характеристику) на студента.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНСТИТУТА

ПО РУКОВОДСТВУ ПРАКТИКОЙ СТУДЕНТОВ

Для оказания методической помощи в проведении учебной практики на­значаются руководители из числа преподавателей кафедры гражданско-правовых дисциплин.

Преподаватель - руководитель практики с учетом целей и задач ознакоми­тельной практики:

обеспечивает проведение необходимых организационных мероприятий перед началом практики;

изучает организацию и специфику работы подразделения с целью подбора студентов в соответствии с их индивидуальными качествами и наклонностями;

информирует руководителя практического подразделения о пройденной студентами программе обучения и уровне их подготовки;

совместно с руководителем подразделения распределяет студентов по рабочим местам прохождения практики;

согласовывает время, тематику и объем работы студента в период прохождения практики;

оказывает методическую помощь руководителю практики от принимающей организации по вопросам организации работы студента;

оказывает студенту методическую помощь в составлении индивидуального плана (задания) прохождения практики;

контролирует вместе с руководителем практики от принимающей организации осуществление студентом запланированных мероприятий;

изучает профессиональные и другие личные качества студента, уровень его подготовки и отношение к работе;

совместно с руководителем практики от принимающей организации подводит итоги и дает оценку работы студента;

информирует руководителя подразделения принимающей организации о прохождении практики, об имеющихся недостатках в ее организации и проведении и о своих предложениях по их устранению;

участвует вместе с руководителем практики от принимающей организации в обсуждении отчетов студентов и окончательных итогов практики;

представляет на кафедру в течение 15 дней после окончания практики отчет о результатах и предложениях по их совершенствованию.

ПРИЛОЖЕНИЯ

(образцы документов)

Примерный план прохождения учебной практики

ПЛАН

прохождения учебной практики студента (Ф.И.О.)

№ п/п Наименование работ Дата проведения Примечание
Составление индивидуального плана прохождения практики _-__-20_  
       
Составление отчета о прохождении практики __-_-20_  
Защита отчета о прохождении практики . .20  

Студент

Руководитель практики

(от принимающей организации)

Руководитель практики (от института)

Примерный отчет студента о прохождении учебной практики

ОТЧЕТ

студента (Ф.И.О.)

Наши рекомендации