Социально – правовая характеристика структуры экономики как объекта государственного управления и регулирования.
Экономическая деятельность – это любая деятельность физических и юридических лиц с целью получения хозяйственно – экономической выгоды от ее осуществления. Все составляющие систему экономики организации являются субъектами осуществления различных видов экономической деятельности, которая выступает родовым отличительным признаком и объективным основанием отнесения их к соответствующему сектору области экономики.
В структуре современной Российской рыночной экономики существует три тесно взаимосвязанных сектора: 1) товарный производственный рынок (т.е. сектор реальной экономики); 2) финансовый рынок и 3) рынок ценных бумаг. Каждый из указанных секторов экономики включает в себя большое количество различного рода субъектов предпринимательской деятельности – физических и юридических лиц, специализирующихся в своей работе по соответствующим отраслям и сферам экономической деятельности. При этом правовой статус субъектов разных секторов рынка существенно различен, и регулируется специальными и специфическими для каждого сектора рыночной экономики законами и иными нормативными правовыми актами.
Для целей настоящей лекции важнейшим из перечисленных секторов современной экономики России является сектор товарного рынка (реальной экономики), представленный предпринимателями, предприятиями и их объединениями различной производственно – хозяйственной отраслевой специализации. Деятельность его субъектов специализируется по отраслям производственно – хозяйственной экономической деятельности (промышленная, природопользование и охрана окружающей природной среды, транспорт, связь, строительная, сельскохозяйственная, хозяйственно – обслуживающая деятельность и т.д.).
Важнейшей формой экономической деятельности является производственно – хозяйственная деятельность предприятий различных форм собственности и предпринимательская деятельность физических лиц, представляющая собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на систематическое получение прибыли. Предприятием же является хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Как сфера государственного управления хозяйственная деятельность заключается в реализации государственной политики регулирования отраслей материального производства, а также в регулировании процессов непроизводственной сферы.
Из всех отраслей и сфер, регулируемых административно-правовыми нормами, наиболее сложными являются те, которые касаются экономики. Формирование Россией собственной экономической политики связывается с определением главных ее направлений на основе принципов демократии, свободы предпринимательства и открытости для интеграции в мировое экономическое сообщество. Эффективная национальная экономика служит гарантией независимости государства. Развитие законодательства по вопросам экономики России связано с изменениями в правовых формах ее регулирования, переходом к рыночным механизмам.
Органы государственной власти осуществляют меры по углублению правовой и административной реформ, созданию гарантий проведения рыночных преобразований, неотвратимости перехода к рыночной экономике.
Управлеие экономикой - это целенаправленная организационная деятельность государственных органов представительной и исполнительной власти, органов управления по практической реализации задач и функций государства в отраслях хозяйства. Управление заключается в правовом обеспечении хозяйственной деятельности, в разработке целевых программ развития отраслей, организационном обеспечении управления хозяйством, контроле, оперативном управлении хозяйствующими субъектами.
Государственное управление экономикой — это управление промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом, финансами и некоторыми другими отношениями, примыкающими по ряду вопросов к экономике (например, экология). Главная задача государственного управления в экономической сфере — обеспечение роста материального производства, продукции, необходимых для удовлетворения потребностей людей, несмотря на то, что распределение общественного продукта между ними и их группами может быть различным. Процесс управления экономикой предполагает решение многих вопросов (обеспечение пропорциональности хозяйства, повышение эффективности производства и услуг при меньших затратах и т.д.). Это достигается различными методами, в том числе экономическими (например, создание государством льгот для некоторых отраслей, в результате чего капитал перетекает туда, в этих отраслях растет производство) и административными (властными) методами (выдача и отказ в выдаче лицензий, требования к производителям, например сертификация продукции). Властные методы неодинаковы по отношению к подчиненным и неподчиненным объектам управления (предприятиям и др.).
В Российской Федерации управление экономикой и основа этого — управление собственностью разделены в предметном и функциональном плане. В предметном плане федеральной собственностью (предприятиями, учреждениями, участками земли, принадлежащими Федерации) управляют федеральные органы (например, федеральные министерства, в чьем прямом подчинении находятся предприятия, другое федеральное имущество), собственностью субъектов РФ — их органы. Муниципальной собственностью (она не является государственной) управляют органы муниципальных образований. В функциональном плане управление экономикой связано с профилем деятельности различных федеральных министерств функционального характера (например, министерство промышленности и торговли, министерство экономического развития, министерство природных ресурсов и экологии, министерство финансов), функциональных комитетов (департаментов) в субъектах федерации, специализированных отделов администрации в муниципальных образованиях. Такие отделы также имеют предметный и функциональный характер (например, отделы, ведающие муниципальными предприятиями или муниципальным планированием).
Высшими федеральными органами государственного управления (в широком смысле) в сфере экономики в Российской Федерации являются парламент (федеральное собрание РФ), Президент РФ, Правительство РФ, центральные органы отраслевого управления — министерства (например, министерство экономического развития, министерство промышленности и торговли, министерство сельского хозяйства, финансов) и ведомства (Федеральное агентство по рыболовству, Федеральное агентство имущественных отношений, и др.).
В свою очередь, Парламент, к примеру, осуществляет управление, прежде всего, путем целеполагания. Он определяет общую стратегию экономического развития и устанавливает параметры экономической деятельности на год, принимает ежегодный государственный бюджет (роспись доходов и расходов государства) и отчет о его исполнении. Главным способом управления является принятие законов (гражданский, земельный, водный, налоговый кодексы, законы о порядке разрешения коллективных трудовых конфликтов на предприятиях, о недрах, о животном и растительном мире, о континентальном шельфе и его использовании, об особых экономических зонах и т.д.). В законах, которые не относятся непосредственно к экономике, также имеются нормы экономического характера (например, ответственность в уголовном или административном праве за хищение или порчу имущества). Законы, в том числе и в сфере экономики, как правило, за редчайшими исключениями, имеют общенормативный характер, однако принимаются и частные законы (например, Федеральный закон от 2 января 2000 г. №1 «Об участках недр, право пользования которыми, может быть предоставлено на условиях раздела продукции на Ванкорском газонефтяном месторождении» (в Красноярском крае). Аналогичные законы в последующем принимались в отношении Тасеевского месторождения золота, Штокмановского газоконденсатного месторождения и др.
С экономическими вопросами связаны многие другие формы деятельности парламента. Парламентарии заслушивают отчеты (в России — информацию) соответствующих министров на пленарных заседаниях и на заседаниях постоянных комитетов, вправе задавать им вопросы. Комитеты парламента организуют парламентские слушания, в том числе по вопросам экономики, с целью привлечь внимание общества к проблемам, имеющим важное общественное значение. Счетная палата, создаваемая парламентом, проверяет расходы государственного бюджета и т.д.
Президент, как глава государства также участвует в управлении экономикой. В России Президент создает министерства и ведомства, в том числе занимающиеся вопросами экономики, осуществляет дополнительное регулирование экономических отношений. Глава государства своим указом утверждает положения о министерствах и ведомствах, руководители которых входят в состав Правительства РФ, заслушивает доклады министров, дает им указания и советы (в том числе по экономическим вопросам), издает множество распоряжений частного характера (например, о передаче тех или иных предприятий из федерального подчинения в подчинение субъектов Федерации). Президент РФ посещает с инспекционными поездками различные районы страны, знакомится с экономическим положением и иногда на месте принимает необходимые решения. По результатам таких поездок принимаются и решения Правительства.
Важная роль в процессе управления экономикой принадлежит Правительству Российской Федерации, которое в соответствии со ст.114 Конституции РФ и ст.14 ФКЗ от 17.12.1997 года №2 «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2010 года №8-ФЗ)[222] в сфере экономической деятельности имеет следующие полномочия:
осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации регулирование экономических процессов;
обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;
вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;
осуществляет управление федеральной собственностью;
разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;
осуществляет общее руководство таможенным делом;
принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;
формирует мобилизационный план экономики Российской Федерации, обеспечивает функционирование оборонного производства Российской Федерации и др.
Правительство РФ вносит на заседание парламента основные законопроекты экономического характера (проект государственного бюджета может предлагать только Правительство). Законопроекты, касающиеся доходов или законности расходов государственного бюджета, внесенные парламентариями, обязательно до их обсуждения в парламенте должны иметь заключение Правительства. Оно утверждает положения о большинстве ведомств, в том числе экономических (тех, руководители которых не входят в состав Правительства – федеральных служб и агентств).
Непосредственное управление отраслями экономики осуществляют, входящие в состав Правительства РФ органы специальной и отраслевой компетенции: министерства, ведомства (федеральные службы и федеральные агентства).
Органы федерального центрального отраслевого управления — министерства и ведомства занимаются оперативным управлением подчиненными им предприятиями и учреждениями, регулируют деятельность в соответствующей сфере, иногда независимо от подчиненности (например, устанавливают правила производства некоторых товаров, нормы труда и т.д.).
Органы субъектов Федерации (законодательные органы, главы администраций, правительства), министерства, департаменты, другие отраслевые органы выполняют приблизительно те же задачи по управлению экономикой (оно также считается государственным управлением), что и соответствующие федеральные органы, но в рамках субъекта. Они действуют в соответствии с законами Федерации (если законы приняты по вопросам совместного ведения Федерации и ее субъектов) или самостоятельно (если определенные вопросы экономического регулирования отнесены к их исключительному ведению).
В государственном управлении экономикой могут участвовать органы муниципальных образований, если им предоставлены определенные государственные полномочия (с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств).
Государственное управление экономикой по основаниям его осуществления разделяется на общее, осуществляемое государством и его органами и особенное, когда государство, являясь собственником, управляет находящимися в его ведении государственным имуществом.
По содержанию государственного воздействия оно подразделяется на создание и прекращение субъектов хозяйствования, планирование, регулирование и контроль. Любое государственное воздействие представлено в виде конкретного юридического акта.
Правовую основу управления экономикой составляют многочисленные нормативные акты, к которым можно отнести: Конституцию РФ, Гражданский кодекс Российской Федерации, а также федеральные законы: «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 года №122 (в ред. от 19.07.2011 года №246)[223], «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 №161 (в ред. от 19.07.2011 №246)[224], «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года №2300-1 (в ред. от 18.07.2011 года)[225], «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 года №99 (в ред. от 19.10.2011 №283)[226] и др.
В области управления экономикой также действуют Налоговый, Бюджетный, Таможенный, Водный, Лесной, Градостроительный Кодекс РФ.
Особое место в регулировании хозяйственной деятельности занимает Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку посредством института административной ответственности обеспечивается защита правоотношений, в том числе, и возникающих в сфере экономики
Кроме законов в указанной сфере действует большое число иных нормативных правовых актов – Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, актов министерств и ведомств, нормативных актов местных органов исполнительной власти, актов органов местного самоуправления издаваемых данными органами в пределах их компетенции.
В сфере управления экономикой кроме государственных органов и организаций действуют различные предприятия и учреждения негосударственного характера. Они в отличие от органов исполнительной власти осуществляют не руководство, а экономические, социально – культурные и иные функции в целях удовлетворения материальных, духовных и других потребностей граждан, общества и государства.
При этом следует заметить, что государственное управление или практическая реализация исполнительной власти есть регулирующая деятельность, поскольку в качестве одной из функций управления выступает именно регулирование. Следовательно, регулирование есть часть управления, т.е. его функция. В свою очередь, суть регулирования состоит в упорядочении, налаживании, в направлении движения и развития, в подчинении определенному порядку, в установлении правильного взаимодействия, в создании условий нормальной работы. В подобном понимании регулирование является наиболее ярким выражением того комплекса действий, которые совершаются в процессе управленческой деятельности. По смыслу своего содержания регулирование осуществляется главным образом путем установления наиболее общих правил управления (программ), которыми должны руководствоваться участники управленческих отношений, корректировки этих правил в связи с изменениями ситуации в сфере управления экономики (внесение в них изменений и дополнений), устранение условий, нарушающих нормальный ход управления (контроль и его последствия). Таким образом, исполнительная деятельность, каковой является государственное управление, предполагает оперативное регулирование текущих управленческих взаимосвязей, их защиту, а также контроль за состоянием управляемой системы.
Применительно к государственному управлению хозяйствующими субъектами, свое конкретное выражение государственное регулирование получает в следующих основных формах:
нормативное регулирование (правотворчество). Важнейшую роль в административно – правовом регулировании экономики играют акты органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственную политику в сфере анализа и прогнозирования социально – экономического развития страны (Министерство экономического развития Российской Федерации); в финансовой сфере (Минфин РФ); в промышленности и торговле (Министерство промышленности и торговли РФ); в топливно – энергетическом комплексе (Министерство энергетики РФ); в агропромышленном комплексе (Министерство сельского хозяйства РФ) и т.д.;
государственная регистрация, выступающая одной из форм государственного надзора за соблюдением условий обретения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экономической правосубъектности;
лицензирование – выступает юридическим фактом, порождающим право на определенную деятельность, связанную с производством, оказанием услуг, осуществлением работ;
сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров;
стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг;
квотирование - количественное ограничение экспорта, импорта определенных видов товаров, проводимое государственными органами в качестве меры регулирования внешнеэкономической деятельности. В Российском законодательстве термин «квотирование» также применяется и для регулирования вылова рыбы, и для выделения рабочих мест на предприятиях для инвалидов, и для определения потребности российской экономики в необходимом количестве иностранной рабочей силы и т.д.
Среди методов государственного управления экономикой, все большее значение приобретают методы не прямого, а косвенного воздействия, примером которых являются государственные заказы.
Государственный заказ (сокращенно госзаказ) — заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных (муниципальных) бюджетов и внебюджетных источников финансирования.
Государственный заказ обеспечивает:
— потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация;
— потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ;
— потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Основными задачами государства в указанной сфере регулирования являются:
создание правовых, экономических и организационных условий для устойчивого развития предпринимательской деятельности;
целенаправленное формирование системы государственной поддержки рассматриваемой деятельности;
инициирование финансово – кредитных и инвестиционных механизмов, поиск новых источников финансирования предпринимательской деятельности, прежде всего за счет собственных возможностей эффективно развивающихся хозяйственных субъектов;
создание взаимосвязи науки, технологий с производством и предпринимательской деятельностью для развития экономики, усовершенствования хозяйственной инфраструктуры общества, усовершенствования производительных средств.
Осуществляя деятельность в рамках названных направлений, государство обеспечивает дальнейшее развитие системы нормативно – правового обеспечения предпринимательской деятельности, отражение в законах и иных нормативных правовых актах России интересов различных хозяйствующих субъектов и особенностей субъектов малого предпринимательства с целью устранения их неблагоприятного положения в экономике по сравнению с более крупными предприятиями, содействие проявлению и развитию их конкурентных и социально – экономических преимуществ.
Переход к рыночному механизму регулирования экономических отношений в стране предусматривает постоянное углубление правового влияния на экономические процессы, расширение сферы применения общегосударственных программ развития экономики, приватизации государственной и муниципальной собственности, демонополизации, конкуренции, безотходных технологий (экологизации общественного производства). Важное значение придается поиску оптимальных форм организации экономики, ее отраслей и комплексов, ускорению предпринимательства, стимулированию научно-технического прогресса, внедрению новых технологий, повышению эффективности, интенсификации инвестиционной и внешнеэкономической деятельности.
Таким образом, при указанных условиях в нынешней экономической ситуации, государственное управление не только необходимо, а наоборот - его значение возрастает. Только государство в лице его органов власти вправе: осуществлять экономическую и социальную политику для обеспечения интересов всех слоев населения; смягчать стихийные процессы рыночной саморегуляции с целью предотвращения хаоса в экономике; стимулировать рыночную экономику, обеспечивать эффективность ее функционирования с одновременным ограничением и предупреждением негативных последствий экономической власти собственников, особенно монополистов; гарантировать защиту национальных интересов и внутреннего рынка от внешней экономической и политической экспансии.
В государственном управлении экономикой речь идет не о возобновлении административно-командной системы, а о создании новой системы управления, которая бы осуществляла исполнительную власть на принципах регулирования, координации, поощрения выбора наиболее приоритетных направлений деятельности, самостоятельности в поисках вариантов решения различных проблем.