Особенности производства по делам о поощрении в органах внутренних дел

В органах внутренних дел поощрению как методу государственного управления отводится особая роль. С помощью умелого использования всех его составляющих заметно улучшается качество профессиональной деятельности сотрудников.

Как отмечает в своей работе В.В. Кушнерев, анализ нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы, связанные с поощрением в органах внутренних дел, позволяют выделить общие и вспомогательные цели[153]. Цели общего характера имеют отношение ко всему поощрительному производству, а вспомогательные - к отдельным его стадиям. Общие цели связаны:

- во-первых, с улучшением законности и дисциплины среди сотрудников органов внутренних дел;

- во-вторых, с качеством выполняемой ими работы;

- в-третьих, с развитием инициативы и ответственности каждого сотрудника;

- в-четвёртых, с выполнением тех задач, которые стоят перед системой МВД России.

К вспомогательным целям можно отнести:

- создание условий для надлежащего исполнения сотрудником своих обязанностей;

- оказание помощи в приобретении сотрудником дополнительных знаний, необходимых для эффективного исполнения своих полномочий;

- развитие соревновательности в коллективе;

- своевременная корректировка объёма должностных обязанностей и т.д.

В поощрительном производстве можно выделить организационную, информационную, оценочную и итоговую функции.

Организационная - связана со всеми вопросами, имеющими отношение к поощрению. Это:

- выявление наиболее отличившихся сотрудников;

- подготовка материалов о поощрении и проектов правовых документов;

- проведение мероприятий, связанных с поощрением;

- внесение сведений о поощрении в личные дела сотрудников;

- учёт поощрений и подготовка соответствующих отчётов по их применению и т.д.

Информационная - направлена на широкое осведомление личного состава органов внутренних дел о принимаемых решениях, связанных с поощрением. Распространяется положительный опыт отличившихся сотрудников. Разъясняются мотивы поощрения. Реализация такой функции позволяет создавать в органах внутренних дел творческое отношение сотрудников к служебным обязанностям, укреплять морально-психологический климат, снимать различные домыслы и слухи по поощряемым сотрудникам.

Оценочная - предполагает всесторонний анализ поощрительного поступка и принятие решения о применении такой меры поощрения, которая бы соответствовала совершённому поступку.

Итоговая - связана с реализацией принятых решений о поощрении. Должностные лица обязаны обнародовать юридический документ о поощрении. При этом избрать соответствующую форму доведения результатов о поощрении личному составу.

В соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-I [154], основаниями поощрительного производства в системе органов внутренних дел являются:

1) образцовое исполнение обязанностей;

2) достигнутые высокие результаты в службе.

В поощрительном производстве в системе органов внутренних дел можно выделить следующие стадии: стадия возбуждения; стадия направления представления в государственный орган или соответствующему должностному лицу; рассмотрения и принятия решения; стадия исполнения.

В стадии возбуждения поощрительного производства решается большой комплекс различных задач. В частности:

- полномочия должностных лиц органов внутренних дел на возбуждение этого производства;

- поводы и основание для возбуждения;

- решение вопросов по подведомственности (в зависимости от того вида поощрения, к какому представляется сотрудник);

- проведение различных организационных мероприятий, имеющих отношение к поощрению;

- подготовка документов, связанных с конкретным видом поощрения и т.д.

Поводами к возбуждению поощрительного производства служат различные обстоятельства:

- ходатайство непосредственных начальников и коллективов;

- обобщённые результаты по аттестации;

- выводы комиссии по итогам проверки;

- совершение сотрудником действия, связанного с риском для жизни;

- заявления граждан;

- сообщения в средствах массовой информации и т.д.

В зависимости от разновидности поощрительного производства (наградного или служебного) в органах внутренних дел ходатайства о поощрениях возбуждаются:

- руководителями органов внутренних дел - о поощрении отдельных сотрудни­ков, особо отличившихся при осуществлении конкретного опера­тивно-служебного мероприятия или решения сложной служебной задачи.

- руководителем подразделения ОВД - о поощрении своих сотрудников за высокий профессионализм, достигнутые высокие результаты в служебной деятельности по ито­гам за определенный период, а также в честь про­фессиональных и государственных праздников, личных юбилеев отдельных работников или в связи с выходом на заслуженный от­дых;

- руководителями кадровых аппаратов, которые довольно часто являются инициаторами приказов о поощрении сотрудников в связи с их юбилеями, уходом на заслуженный отдых;

- гражданами, которые присылают благодарственные письма с ходатайством о поощрении отдельных сотрудников за их личный вклад в охрану правопорядка и борьбу с преступностью.

По наиболее от­личившимся сотрудникам руководитель ОВД ходатайствует перед вышестоящим руководством о поощрении их правами или пред­ставлении к государственной награде.

Соответствующим должностным лицом органа внутренних дел готовится представление, в котором излагаются все обстоятельства поощрительного поступка.

Стадия направления представления в государственный орган или соответствующему должностному лицу включает в себя следующие процессуальные действия:

- выяснение обстоятельств о наличии или отсутствии дисциплинарных взысканий;

- согласование с руководителем подразделения органа внутренних дел и иными должностными лицами, возбудившими ходатайство о поощрении;

- в наградном производстве направление представления (ходатайства) о поощрении в МВД РФ, в иных случаях – направление руководителю органа внутренних дел, наделенного полномочиями по применению поощрения;

Стадия рассмотрения и принятия решения включает в себя оценку совершённого поощрительного поступка. Изучаются все материалы, имеющие отношение к поощрению. В отдельных случаях запрашиваются дополнительные сведения. Определяется форма и вид поощрения с учётом поощрительного поступка.

Результатом этой стадии является издание приказа уполномоченным должностным лицом или передача материала вышестоящему должностному лицу для применения вида поощрения, входящего в его компетенцию. Принятое решение в форме указа, постановления, приказа о поощрении конкретного лица, приобретает силу юридического документа, который нужно исполнять. Этот юридический документ носит обязательный характер.

Стадия исполнения включает в себя объявление о поощрениях сотруднику органов внутренних дел лично, перед строем или на совещании (собрании) личного состава. Поощрения объявляются приказами.

Все поощрения, за исключением объ­явленных устно, подлежат учету в специальных служебных карточках, которые ведут сотрудники кадровых аппаратов, а также заносятся в личное дело.

Стадия исполнения характеризуется и процессуальными сроками. Так, исполнение решения о награждении государственными наградами должно быть исполнение не позднее 2 месяцев со дня вступления в силу Указа Президента РФ. Своевременное исполнение юридического документа имеет воспитательное значение. А если поощрение не исполнено или исполнено не полностью, эффективность применяемой поощрительной меры очень низка.

Необходимо также подчеркнуть, что на современном этапе назрела необходимость в совершенствовании системы государственного поощрения, в разработке и закреплении в едином нормативном акте поощрительной процедуры.

Наши рекомендации