Особенности производства по делам о поощрении в органах внутренних дел
В органах внутренних дел поощрению как методу государственного управления отводится особая роль. С помощью умелого использования всех его составляющих заметно улучшается качество профессиональной деятельности сотрудников.
Как отмечает в своей работе В.В. Кушнерев, анализ нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы, связанные с поощрением в органах внутренних дел, позволяют выделить общие и вспомогательные цели[153]. Цели общего характера имеют отношение ко всему поощрительному производству, а вспомогательные - к отдельным его стадиям. Общие цели связаны:
- во-первых, с улучшением законности и дисциплины среди сотрудников органов внутренних дел;
- во-вторых, с качеством выполняемой ими работы;
- в-третьих, с развитием инициативы и ответственности каждого сотрудника;
- в-четвёртых, с выполнением тех задач, которые стоят перед системой МВД России.
К вспомогательным целям можно отнести:
- создание условий для надлежащего исполнения сотрудником своих обязанностей;
- оказание помощи в приобретении сотрудником дополнительных знаний, необходимых для эффективного исполнения своих полномочий;
- развитие соревновательности в коллективе;
- своевременная корректировка объёма должностных обязанностей и т.д.
В поощрительном производстве можно выделить организационную, информационную, оценочную и итоговую функции.
Организационная - связана со всеми вопросами, имеющими отношение к поощрению. Это:
- выявление наиболее отличившихся сотрудников;
- подготовка материалов о поощрении и проектов правовых документов;
- проведение мероприятий, связанных с поощрением;
- внесение сведений о поощрении в личные дела сотрудников;
- учёт поощрений и подготовка соответствующих отчётов по их применению и т.д.
Информационная - направлена на широкое осведомление личного состава органов внутренних дел о принимаемых решениях, связанных с поощрением. Распространяется положительный опыт отличившихся сотрудников. Разъясняются мотивы поощрения. Реализация такой функции позволяет создавать в органах внутренних дел творческое отношение сотрудников к служебным обязанностям, укреплять морально-психологический климат, снимать различные домыслы и слухи по поощряемым сотрудникам.
Оценочная - предполагает всесторонний анализ поощрительного поступка и принятие решения о применении такой меры поощрения, которая бы соответствовала совершённому поступку.
Итоговая - связана с реализацией принятых решений о поощрении. Должностные лица обязаны обнародовать юридический документ о поощрении. При этом избрать соответствующую форму доведения результатов о поощрении личному составу.
В соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-I [154], основаниями поощрительного производства в системе органов внутренних дел являются:
1) образцовое исполнение обязанностей;
2) достигнутые высокие результаты в службе.
В поощрительном производстве в системе органов внутренних дел можно выделить следующие стадии: стадия возбуждения; стадия направления представления в государственный орган или соответствующему должностному лицу; рассмотрения и принятия решения; стадия исполнения.
В стадии возбуждения поощрительного производства решается большой комплекс различных задач. В частности:
- полномочия должностных лиц органов внутренних дел на возбуждение этого производства;
- поводы и основание для возбуждения;
- решение вопросов по подведомственности (в зависимости от того вида поощрения, к какому представляется сотрудник);
- проведение различных организационных мероприятий, имеющих отношение к поощрению;
- подготовка документов, связанных с конкретным видом поощрения и т.д.
Поводами к возбуждению поощрительного производства служат различные обстоятельства:
- ходатайство непосредственных начальников и коллективов;
- обобщённые результаты по аттестации;
- выводы комиссии по итогам проверки;
- совершение сотрудником действия, связанного с риском для жизни;
- заявления граждан;
- сообщения в средствах массовой информации и т.д.
В зависимости от разновидности поощрительного производства (наградного или служебного) в органах внутренних дел ходатайства о поощрениях возбуждаются:
- руководителями органов внутренних дел - о поощрении отдельных сотрудников, особо отличившихся при осуществлении конкретного оперативно-служебного мероприятия или решения сложной служебной задачи.
- руководителем подразделения ОВД - о поощрении своих сотрудников за высокий профессионализм, достигнутые высокие результаты в служебной деятельности по итогам за определенный период, а также в честь профессиональных и государственных праздников, личных юбилеев отдельных работников или в связи с выходом на заслуженный отдых;
- руководителями кадровых аппаратов, которые довольно часто являются инициаторами приказов о поощрении сотрудников в связи с их юбилеями, уходом на заслуженный отдых;
- гражданами, которые присылают благодарственные письма с ходатайством о поощрении отдельных сотрудников за их личный вклад в охрану правопорядка и борьбу с преступностью.
По наиболее отличившимся сотрудникам руководитель ОВД ходатайствует перед вышестоящим руководством о поощрении их правами или представлении к государственной награде.
Соответствующим должностным лицом органа внутренних дел готовится представление, в котором излагаются все обстоятельства поощрительного поступка.
Стадия направления представления в государственный орган или соответствующему должностному лицу включает в себя следующие процессуальные действия:
- выяснение обстоятельств о наличии или отсутствии дисциплинарных взысканий;
- согласование с руководителем подразделения органа внутренних дел и иными должностными лицами, возбудившими ходатайство о поощрении;
- в наградном производстве направление представления (ходатайства) о поощрении в МВД РФ, в иных случаях – направление руководителю органа внутренних дел, наделенного полномочиями по применению поощрения;
Стадия рассмотрения и принятия решения включает в себя оценку совершённого поощрительного поступка. Изучаются все материалы, имеющие отношение к поощрению. В отдельных случаях запрашиваются дополнительные сведения. Определяется форма и вид поощрения с учётом поощрительного поступка.
Результатом этой стадии является издание приказа уполномоченным должностным лицом или передача материала вышестоящему должностному лицу для применения вида поощрения, входящего в его компетенцию. Принятое решение в форме указа, постановления, приказа о поощрении конкретного лица, приобретает силу юридического документа, который нужно исполнять. Этот юридический документ носит обязательный характер.
Стадия исполнения включает в себя объявление о поощрениях сотруднику органов внутренних дел лично, перед строем или на совещании (собрании) личного состава. Поощрения объявляются приказами.
Все поощрения, за исключением объявленных устно, подлежат учету в специальных служебных карточках, которые ведут сотрудники кадровых аппаратов, а также заносятся в личное дело.
Стадия исполнения характеризуется и процессуальными сроками. Так, исполнение решения о награждении государственными наградами должно быть исполнение не позднее 2 месяцев со дня вступления в силу Указа Президента РФ. Своевременное исполнение юридического документа имеет воспитательное значение. А если поощрение не исполнено или исполнено не полностью, эффективность применяемой поощрительной меры очень низка.
Необходимо также подчеркнуть, что на современном этапе назрела необходимость в совершенствовании системы государственного поощрения, в разработке и закреплении в едином нормативном акте поощрительной процедуры.