Производство по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации.

Правовую основу данного вида регистрационного производства составляет Конституция Российской Федерации, ч.2 ст.27 которой гласит: “Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства”, Закон РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 “О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации”[130]в ред. от 22.12.2004 года, “Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных, ответственных за регистрацию”, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 года №713[131], Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденный приказом Федеральной миграционной службы России от 20.09.2007 года №208[132], жилищное, гражданское и другое законодательство.

Регистрация граждан – это предусмотренный федеральным закономспособ учета граждан в пределах Российской Федерации, носящий уведомительный порядок и отражающий факт нахождения гражданина по месту пребывания и месту жительства.

Целями регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства является:

- обеспечение необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом;

- учет населения;

- упорядочение его передвижения;

- охрана общественного порядка, государственной и общественной безопасности и борьба с преступностью.

Задачами регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства являются:

- обеспечение реализации гражданами своих субъективных прав и обязанностей;

- обеспечение граждан Российской Федерации основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;

- упорядочение передвижения граждан по территории Российской Федерации;

- организация учета граждан Российской Федерации;

- обеспечение рационального размещения населения по территории России;

- осуществление мер по борьбе с преступностью;

- укрепление государственной и общественной безопасности.

Специфические особенности регистрационного производства в деятельности подразделений по делам миграции, проявляются в том, что:

- регистрационное производство в деятельности подразделений по делам миграции состоит из: процедур регистрации граждан по месту пребывания; процедур регистрации граждан по месту жительства; процедур снятия граждан с регистрационного учёта;

- в отличии, например, от производства по выдаче документов, удостоверяющих личность, регистрация и снятие с регистрационного учёта граждан может производиться по оформленной соответствующим образом нотариально заверенной доверенности. Личная явка граждан, за исключением лиц, имеющих судимость, в подразделения по делам миграции не обязательна;

- регистрация граждан в подразделениях по делам миграции является одновременно правом, и обязанностью быть зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания, что является отличительной особенностью по сравнению с другими видами регистрационных производств.

- решение по вселению гражданина в жилое помещение принимают жилищные органы (отдел вселения и регистрации), а окончательное решение непосредственно по регистрации гражданина – подразделения Федеральной миграционной службы. Исполнение принятого решения возлагается на оба органа.

Субъектами данного регистрационного производства являются с одной стороны - уполномоченные должностные лица регистрирующего органа (подразделение по делам миграции, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации – должностные лица органов местного самоуправления поселений), а с другой – должностные лица, ответственные за регистрацию и граждане.

В свою очередь, должностными лицами, ответственными за регистрацию, являются должностные лица, указанные в приложении к Постановлению Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 года №713.

Производство по делам о регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства, как правило, начинается по инициативе заинтересованных физических лиц на основании заявления, представляющего собой обращение в подразделение Федеральной миграционной службы по вопросам регистрации и снятия с регистрационного учёта гражданина России по месту пребывания и месту жительства.

Заявление как юридический факт порождает правовые последствия, одним из которых становится обязанность соответствующего органа или должностного лица предпринять необходимые действия, направленные на достижение конкретного результата, объективно вытекающего из данного правоотношения.

Производство по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации состоит из следующих элементов (стадий).

Возбуждение регистрационного дела и предварительная проверка представленных для регистрации документов – начальная стадия регистрационного производства. Данное дело считается возбужденным с момента подачи гражданином ( законными представителями ) заявления о регистрации по месту пребывания или по месту жительства, а также снятии гражданина или лиц, не достигших 14 – ти летнего возраста с регистрационного учета и приложенных к нему документов. На этой стадии должностные лица, ответственные за регистрацию проверяют подлинность документов, представленных гражданином. Визуально выясняется, не содержат ли представленные документы признаков подделки (подчистки, травления, дорисовки текста, подделки оттисков печатей, штампов, вставки листов и т.д.).

Для регистрации по месту пребывания и по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрациюдокументы, указанные в п.п. 5, 9 и 16 вышеназванных Правил.

В обязанность должностных лиц, ответственных за регистрацию входит

предварительная проверка представленных гражданином документов, оформление документов на регистрацию с соблюдением всех законодательных норм, относящихся к вселению гражданина в данное жилое помещение.

В обязанность гражданина, прибывшего к месту пребывания (временного проживания) на срок свыше 90 дней, входит представление документов на регистрацию в течение трех суток (исключая выходные и праздничные дни), к месту жительства – не позднее семи дней со дня прибытия.

При поступлении заявления гражданина о регистрации по месту пребывания по форме №1 лица, ответственные за регистрацию осуществляют первичный прием от граждан документов на регистрацию, в присутствии заявителя проверяют комплектность представленных документов и правильность их оформления, составляют в 2-х экземплярах адресные листки прибытия, а при поступлении документов о регистрации по месту жительства, кроме того, заполняют карточку регистрации по форме №9, поквартирную карточку по форме №10 или вносят соответствующие сведения в домовую книгу, адресные листки прибытия по форме №2, листок статистического учета прибытия по форме №12П, после чего подготовленные ими документы в 3-х дневный срок со дня обращения к ним граждан представляют в орган регистрационного учета.

Вторая стадия регистрационного производства – рассмотрение регистрационного дела. На данной стадии сотрудники подразделений Федеральной миграционной службы в 3-х дневный срок рассматривают поступившие от должностных лиц, ответственных за регистрацию документы, сверяют их подлинность, проверяют правильность и полноту заполнения адресных листков прибытия по форме №2, листков статистического учета по форме №12П и №12В и соответствие записей в них, а также в карточках регистрации по форме №9, в поквартирных карточках по форме №10 и домовых книгах по форме №11 сведениям, указанным в представленных на регистрацию граждан документах, производят проверку регистрируемых граждан по учётам адресно-справочного бюро и информационного центра на наличие компрометирующих материалов.

Стадия принятия решения по делу. Решение о регистрации принимается единолично уполномоченным на то должностным лицом регистрирующего органа, как правило, руководителем (начальником подразделения Федеральной миграционной службы) в 3-х дневный срок со дня получения документов о регистрации или письменно уведомляет о причинах отказа принятия такого решения.

При этом регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом жительства, осуществляется на указанный в заявлении срок, определенный по взаимному соглашению:

- с нанимателями и всеми совместно проживающими с ним совершеннолетними гражданами, при условии проживания в домах государственного или муниципального жилищного фонда;

- с собственниками жилых помещений;

- с правлениями жилищно-строительных или жилищных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений.

При отказе в регистрации все документы возвращаются должностным лицам, ответственным за регистрацию, а так же гражданам и юридическим лицам, предоставляющим для проживания, принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, для последующего вручения гражданам.

В заявлении на регистрацию производится запись о принятом решении, с указанием оснований регистрации со ссылкой на соответствующие пункты (подпункты) Правил или иные основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации. О принятом решении гражданин предварительно информируется по телефону (при его наличии).

Процедура снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительствапроизводится органами регистрационного учета на основании раздела V Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства по истечении срока пребывания, указанного в заявлении о регистрации, а в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, больницах, на туристических базах и в иных подобных им учреждениях - по их выбытии.

Заявление о снятии с регистрационного учета по месту пребывания от гражданина и составление адресного листка убытия по форме №7 не требуется, за исключением случаев, когда зарегистрированные по месту пребывания граждане имеют намерение выбыть с места пребывания до истечения заявленного срока.

Снятие же граждан с регистрационного учета по месту жительства осуществляется в следующих случаях:

а) изменения места жительства – на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства;

б) призыва на военную службу – на основании сообщения военного комиссариата;

в) осуждения к лишению свободы – на основании вступившего в законную силу приговора суда;

г) признания безвестно отсутствующим – на основании вступившего в законную силу решения суда;

д) смерти или объявления решением суда умершим – на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда;

ж) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации – на основании вступившего в законную силу решения суда.

Решение о снятии граждан с регистрационного учета по месту жительства принимается руководителем территориального органа Федеральной миграционной службы в течение 3-х дней с момента получения соответствующих документов путем проставления в их паспортах, карточках регистрации по форме №9 или домовых книгах по форме №11, а также на вторых экземплярах листков убытия по форме №7 штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства.

Стадия исполнения решения. После принятия решения о регистрации (снятии с регистрационного учёта) физическое лицо приобретает определённый правовой статус, у него возникают, изменяются или прекращаются определённые права и обязанности.

Гражданин считается зарегистрированным только после введения его данных о миграции в компьютерную сеть центрального адресного бюро.

Принятое решение может быть оформлено двумя способами:

а) в паспортах граждан, регистрируемых по месту жительства, проставляется оттиск штампа о регистрации;

б) в случае, когда регистрация по месту жительства производится по иным (кроме паспорта) документам, гражданам выдаются свидетельства о регистрации по месту жительства, которые регистрируются по книге учёта, выдаваемых свидетельств. При регистрации граждан по месту пребывания выдаются свидетельства по соответствующей форме.

Исполнение принятого решения возлагается органы регистрационного учета и должностных лиц, ответственных за регистрацию.

После оформления регистрации по месту пребывания или жительства, или снятия с регистрационного учёта, жилищные органы обязаны на основании документа (карточки регистрации по форме №9), представленного подразделениями Федеральной миграционной службы, внести зарегистрированного гражданина в свои регистрационные и финансовые учёты.

В паспортах или свидетельствах о регистрации граждан, снятых с регистрационного учета по месту жительства (кроме умерших, а также граждан, признанных безвестно отсутствующими, объявленных умершими либо выбывших на новое место жительства без снятия с регистрационного учета), производятся отметки в виде штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства.

Сведения о фактах регистрации граждан по месту жительства ежедекадно направляются в органы налоговой службы.

Принятое по регистрационному делу решение может быть обжаловано в порядке, установленном для самостоятельного производства по рассмотрению жалоб граждан.

3.3. Производство по регистрации транспортных средств .

Правовой основой производства по регистрации транспортных средств является федеральный закон от 10.12.1995 года №196 “О безопасности дорожного движения”[133], а также Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 года №938 “О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории российской Федерации”[134] с изменениями и дополнениями.

Более детально процедура регистрации транспортных средств закреплена в приказе МВД России от 24.11.2008 года №1001 “О порядке регистрации транспортных средств”, утвердившем Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения[135] Министерства внутренних дел Российской Федерации .

Целями производства по регистрации транспортных средств являются:

- создание условий для реализации гражданами и юридическими лицами своих прав и исполнения обязанностей;

- обеспечение государственного учета транспортных средств и прицепов к ним;

- обеспечение надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности;

- осуществление борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, связанными с использованием транспортных средств;

- исполнение законодательства о военно-транспортной обязанности, налогового и таможенного законодательства.

Задачами производства по регистрации транспортных средств являются:

- проверка технического состояния транспортных средств;

- обеспечение допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и за ее пределами;

- ведение учетно-регистрационной работы в деятельности ГИБДД;

- обеспечение реализации владельцами транспортных средств своих прав и обязанностей;

- обеспечение законности и дисциплины в деятельности сотрудников ГИБДД при регистрации и снятии с регистрационного учета транспортных средств;

- защита прав и законных интересов владельцев транспортных средств, а также интересов государства.

В состав рассматриваемого вида производства входят следующие административные процедуры:

- процедура регистрации транспортных средств;

- процедура изменения регистрационных данных транспортных средств;

- процедура снятия с регистрационного учета транспортных средств.

Процедура регистрации транспортных средстввозбуждается регистрирующим органом (должностным лицом регистрационного подразделения ГИБДД) на основании заявления гражданина или юридического лица и приложенных к нему документов.

Перечень необходимых для регистрации транспортных средств документов определен в ст.ст.16-22 Приказа МВД «О порядке регистрации транспортных средств».

На данной стадии государственным инспектором безопасности дорожного движения по регистрационной работе или иным уполномоченным должностным лицом проверяется полнота и правильность оформления представленных документов, определяется их подлинность с использованием технических средств; осуществляется контроль за соблюдением собственниками или владельцами транспортных средств установленных сроков регистрации транспортных средств; рассматривается вопрос о привлечении нарушителя к административной ответственности; устанавливается личность собственников или владельцев транспортных средств; проверяются полномочия представителя собственника транспортного средства представлять интересы собственника при регистрации транспортного средства. Результат рассмотрения и принятия документов отмечается в заявлении и заверяется подписью должностного лица, принявшего документы с указанием его фамилии, даты и времени. Если документы представлены не полностью и (или) не соответствуют установленным требованиям, госинспектором письменно с отметкой в заявлении предлагается представить недостающие документы или устранить несоответствие. В тоже время госавтоинспектором проверяется факт и полнота уплаты государственной пошлины, результат, которого, также отмечается в заявлении и заверяется подписью с указанием фамилии, даты и времени. При выявлении в представленных документах признаков подделки, госавтоинспектор, ответственный за прием документов, докладывает об этом рапортом руководителю.

Затем инспектором по розыску регистрационного подразделения или иным должностным лицом проверяются собственники или представители собственников транспортных средств по централизованному учету лиц, объявленных в федеральный розыск, по оперативно – справочным, розыскным, криминалистическим и другим учетам; представленные документы по централизованному учету утраченной, похищенной, распределенной, выбракованной специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, оформленных паспортов транспортных средств; транспортные средства, номерные агрегаты – по комбинированному федеральному учету разыскиваемых транспортных средств, зарегистрированных транспортных средств, наложенных ограничений. При отсутствии возможности автоматической проверки она проводится путем запроса в межрегиональное (или) региональное подразделение информационного обеспечения ГИБДД МВД России. Результат проведенных проверок отмечается в заявлении и заверяется подписью с указанием фамилии должностного лица, проводившего проверку, даты и времени.

После этого госинспектором или иным уполномоченным должностным лицом производится осмотр транспортного средства и проверка подлинности номерных агрегатов, результат которого отмечается в заявлении и заверяется подписью лица, проводившего осмотр, с указанием его фамилии, даты и времени (раздел: «Служебные отметки Госавтоинспекции»). В некоторых случаях принимаются к рассмотрению акты технического осмотра транспортных средств.

Второй стадией процедуры регистрации транспортных средств является рассмотрение регистрационного дела. На данной стадии должностное лицо (руководитель) регистрационного подразделения ГИБДД, его заместитель или иное уполномоченное знакомится с представленными документами и материалами проверок, проверяет правильность, полноту и законность оформления материалов, уясняет существо вопроса и отнесение рассмотрения данного дела к его компетенции, осуществляет толкование норм действующего законодательства в области регистрации транспортных средств, а также анализирует правоприменительную практику по указанным вопросам. При этом максимальный срок регистрационных действий с выдачей документов и регистрационных знаков не может превышать 3-х часов с момента приема заявления и подтверждения факта уплаты государственной пошлины. В случаях, требующих дополнительных проверок, проводимых сотрудниками регистрационных подразделений, заявления разрешаются в срок до 30 суток со дня их поступления.

Третьей стадией указанной процедуры регистрации является принятие решения по делу.

По итогам рассмотрения регистрационного дела, начальником регистрационного подразделения, его заместителем или иным уполномоченным должностным лицом на заявлении в письменном виде принимается решение о проведении либо в отказе от проведения регистрационных действий, о проведении дополнительных проверок, направлении уведомлений и информации в соответствующие учреждения.

Стадия исполнения решения. После принятия решения о регистрации транспортного средства паспортистом или иным уполномоченным должностным лицом оформляются свидетельство о регистрации транспортного средства, паспорт транспортного средства и иные документы, выдаваемые регистрационными подразделениями, которые затем проверяются и удостоверяются подписью начальника регистрационного подразделения, его заместителя, или иного уполномоченного должностного лица и печатью этого подразделении. Кроме того собственнику транспортного средства выдаются регистрационные знаки. Факт получения документов и регистрационных знаков собственником или владельцем транспортного средства удостоверяется его подписью в реестре зарегистрированных транспортных средств или в заявлении при автоматизированном оформлении регистрационных действий.

О произведенной регистрации транспортного средства госинспектором или иным уполномоченным должностным лицом регистрационного подразделения ГИБДД делается отметка в паспорте транспортного средства, запись в реестре регистрации транспортных средств.

На каждое зарегистрированное транспортное средство паспортистом или иным уполномоченным должностным лицом заполняется карточка учета транспортных средств.

Об отказе в производстве регистрационных действий Госавтоинспекция обязана в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами МВД России, мотивированно сообщить в письменной форме собственникам или владельцам транспортных средств с указанием причин отказа.

Процедура изменения регистрационных данных транспортных средствзакреплена вст.ст.36–39Правил регистрации транспортных средств.

Указанная процедура возбуждается регистрирующим органом (должностным лицом регистрационного подразделения ГИБДД) на основании заявления собственника или владельца транспортного средства и приложенных к нему документов.

Изменение регистрационных данных транспортных средств производится при отсутствии запретов и ограничений.

При изменении регистрационных данных производятся действия, аналогичные действиям, совершаемым при регистрации транспортных средств, а также оформляется и выдается свидетельство о регистрации транспортного средства и паспорт транспортного средства, если он не выдавался ранее.

По заявлению собственников или владельцев транспортных средств при изменении регистрационных данных, связанных с заменой соответствующих номерных агрегатов госинспектором или иным уполномоченным должностным лицом регистрационного подразделения оформляется и выдается свидетельство на высвободившийся номерной агрегат, факт получения которого удостоверяется подписью заявителя в реестре регистрации транспортных средств или в заявлении при автоматизированном оформлении регистрационных действий. Оформленное свидетельство удостоверяется подписью начальника регистрационного подразделения, его заместителя или иного уполномоченного должностного лица

В случае же замены кузова легкового автомобиля или автобуса, кабины грузового автомобиля, в том числе на другую модель в графе «Марка, модель» свидетельства о регистрации транспортного средства и карточки учета транспортных средств должностным лицом регистрационного подразделения указывается марка, модель установленного кузова (кабины), а в графе «Особые отметки» делается отметка «замена кузова (кабины) с указанием даты соответствующего изменения. В паспорте же транспортного средства все сведения об изменениях номерных агрегатов и модели транспортного средства, а также дата изменения указывается в графе «Особые отметки).

При изменении регистрационных данных транспортных средств паспортистом или иным уполномоченным должностным лицом также производятся действия по корректировке соответствующих карточек регистрационного учета транспортных средств, в том числе и соответствующих автоматизированных учетов.

Процедура снятия с регистрационного учета транспортных средствзакреплена вст.ст. 40 - 45 Правил регистрации транспортных средств.

Данная процедура возбуждается регистрирующим органом (должностным лицом регистрационного подразделения ГИБДД) на основании заявления собственника или владельца транспортного средства о снятии транспортного средства с регистрационного учета в связи с его отчуждением, утилизацией транспортных средств или вывоза за пределы Российской Федерации на постоянное пребывание и приложенных к нему документов либо на основании решений судов об их отчуждении, судебных приказов об их истребовании от должника, постановлений судебных приставов – исполнителей по исполнению судебных актов об обращении на них взыскания, решений органов социальной защиты населения об изменении права собственности на транспортные средства[136] либо на основании других документов, составленных в случаях и порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

При снятии транспортного средства с регистрационного учета в связи с его отчуждением, должностными лицами регистрационных подразделений ГИБДД в паспортах транспортных средств делаются отметки о снятии транспортных средств с регистрационного учета, а при их отсутствии производится их выдача и оформление, в котором также делаются соответствующие отметки. Свидетельства о регистрации транспортных средств, а также регистрационные знаки сдаются в регистрационное подразделение, взамен которых выдаются регистрационные знаки «ТРАНЗИТ», о выдаче которых производятся отметки в паспортах транспортных средств, заверенные подписью начальника регистрационного подразделения, заместителя или иного уполномоченного должностного лица и печатью этого подразделения.

При снятии транспортного средства с регистрационного учета в связи с их вывозом за пределы Российской Федерации на постоянное пребывание, госинспектором заполняются и выдаются свидетельства о регистрации транспортных средств, в которых на внутренней стороне производится отметка о снятии транспортных средств с регистрационного учета и делается запись «Подлежит вывозу за пределы Российской Федерации», а при отсутствии указанных свидетельств выдают их дубликаты, в которых также делаются отметки о снятии транспортных средств с регистрационного учета. Паспорта транспортных средств, а также регистрационные знаки сдаются в регистрационное подразделение, взамен которых выдаются регистрационные знаки «ТРАНЗИТ», соответствующих типов, о выдаче которых производятся отметки в свидетельствах о регистрации транспортных средств, заверенные подписью начальника регистрационного подразделения, его заместителя или иного уполномоченного должностного лица и печатью этого подразделения.

При снятии с регистрационного учета транспортных средств, в случаях их утилизации либо в иных случаях, регистрационные документы, регистрационные знаки и паспорта транспортных средств, сдаются в регистрационное подразделение.

Паспортистом или иным уполномоченным должностным лицом производятся действия по корректировке соответствующих карточек регистрационного учета транспортных средств, а также соответствующих автоматизированных учетов.

Принятое по регистрационному делу решение может быть обжаловано в порядке, установленном для самостоятельного производства по рассмотрению жалоб граждан.

Наши рекомендации