Общая характеристика процесса как юридической категории
Характеристике процесса в целом, как общеправовой категории, посвящена обширная литература. Однако вопрос о понятии «процесс» не только в административном праве, но и в других отраслевых науках и на уровне общей теории в целом остается не решенным.
Связано это прежде всего с тем, что современное российское законодательство закрепляет различные по своей юридической природе и содержанию виды процессов: конституционный, законодательный, гражданский, уголовный, административный, арбитражный, бюджетный, нормотворческий, избирательный и некоторые другие. Поэтому, как констатирует Е.Г. Лукьянова в науке существует несколько подходов к определению юридического процесса:
а) юридический процесс — это юрисдикционная и иная охранительная деятельность органов правосудия (деятельность, направленная на разрешение споров о праве и осуществление правового принуждения);
б) юридический процесс — это юрисдикционная и иная охранительная деятельность уполномоченных органов государства и других субъектов.
в) юридический процесс — это вся правоприменительная и правотворческая деятельность компетентных органов государства;
г) юридический процесс — это процесс реализации материально-правовых норм безотносительно к формам такой реализации.
д) юридический процесс — это вся юридическая деятельность государственных органов (правотворческая, правоприменительная, учредительная, контрольная, распорядительная)[1].
Приведенные характеристики процесса свидетельствуют о том, что процесс является формой осуществления различных по содержанию видов государственно-властной деятельности.
Не ставя своей задачей подробный анализ многочисленных общетеоретических и отраслевых научных трудов, воспользуемся результатами исследований В.Д.Сорокина, предложившего собственную конструкцию основных свойств процесса как юридической категории.
1. Взятый в целом процесс — это отчетливо выраженная государственно-властная деятельность, с помощью которой решения органов государственной власти облекаются в предусмотренную законом юридическую форму — правовые акты, как индивидуальные, так и нормативные.
Поскольку любой вид юридического процесса представляет собой государственно-властную деятельность, то тогда из этой бесспорной формулы с необходимостью следуют два вывода, имеющие, с точки зрения, В.Д.Сорокина определяющее значение для характеристики любого вида процесса.
Первый: будучи юридической формой данной ветви государственной власти, процесс — законодательный, гражданский, уголовный, административный — в полной мере отражает особенности «своей» ветви государственной власти.
Второй: у каждого вида процесса свой властный источник — соответствующая ветвь государственной власти.[2]
2. Любой вид процесса — это динамическое понятие, означающее достаточно сложную деятельность соответствующих органов государственной власти, посредством которой реализуются их функции — законодательные, исполнительные, правоохранительные и т. д. Поскольку задачи и содержание деятельности названных органов различны, то, следовательно, разнообразны и процессуальные формы реализации этой деятельности.
Вместе с тем, каждый вид процесса представляет собой деятельность, проходящую определенные стадии, логически следующие одна за другой, этапы, в пределах которых законодательством предусмотрено совершение процессуальных действий. Количество стадий, их содержание, последовательность специфичны для каждого вида процесса[3].
3. Главная особенность процесса состоит в том, что это не любая властная деятельность, а исключительно юридическая как по содержанию, так и по своей цели и результатам.
Смысл процесса — достижение предусмотренного законом юридического результата, модель которого заложена в соответствующей материальной норме, и оформленного в виде соответствующего юридического акта — закона, постановления, решения, приговора, определения суда, акта органа исполнительной власти, его должностного лица. Поэтому можно сказать, что назначение процесса любого вида — обеспечить надлежащую реализацию материальных норм российского права и, следовательно, достичь юридического результата. [4]
4. Будучи по своему содержанию и результатам деятельностью юридической, процесс, следовательно, объективно нуждается в специальном правовом регулировании. Оно, это регулирование, с разной степенью детализации, охватывает основные стороны процессуальной деятельности различных государственных органов и осуществляется с помощью процессуальных норм, играющих важную, хотя и неоднозначную, роль в системе права. [5]
5. Наличие несомненной, хотя и своеобразной связи процесса — прежде всего гражданского, уголовного и административного с методом правового регулирования[6].
Сформулированные В.Д.Сорокиным юридические свойства процесса характеризуют его как деятельность соответствующих органов государственной власти, посредством которой реализуются их функции. Эта деятельность урегулирована процессуальными нормами и обеспечивает надлежащую реализацию материальных норм российского права и достижение предусмотренного этими нормами юридического результата.
В дополнение к сказанному обратим внимание на ряд признаков, характеризующих юридический процесс, сформулированных Д.Н.Бахрахом, а именно:
· это сознательная, целенаправленная деятельность; она состоит в последовательном совершении ряда предусмотренных правом действий (процессуальных действий):
· она запрограммирована на достижение определенного юридического результата, решение индивидуально-конкретных дел;
· она документируется: промежуточные и окончательные итоги процесса закрепляются в официальных документах;
· она осуществляется в процессуальной форме, т.е. имеется развернутая детальная регламентация этой деятельности юридическими нормами[7].
Обобщая сказанное можно сделать вывод, что процесс как юридическая категория представляет собой организационную форму нормотворческой и правоприменительной деятельности уполномоченных на то субъектов, обеспечивающей достижение предусмотренного материально-правовыми нормами юридического результата. Посредством данной деятельности осуществляется правотворчество, позитивное правоприменение, разрешение споров о праве, применение правового принуждения.