Понятие и значение исполнение приказа или распоряжения в системе обстоятельств исключающих преступность деяния

Одним из обстоятельств, которые исключают преступность деяния, в статье 42 Уголовного кодекса Российской Федерации названо исполнение приказа или распоряжения.

Перечень обстоятельств, исключающих преступность деяния приведен в Приложении № 1 к курсовой работе.

Исполнение приказа или распоряжения является новым для действующего российского уголовного законодательства. Причинение вреда при исполнении приказа или распоряжения не влечет применения мер уголовной ответственности, так как полностью отсутствует вина причинителя последствий.

Значение нормы статьи 42 Уголовного кодекса Российской Федерации заключается не только в том, что она гарантирует правовую безопасность исполнителя приказа, но также и повышает ответственность отдающих приказы руководителей.

Многие авторы (например, А. Б. Мельниченко) не видели необходимости отнесения исполнения приказа или распоряжения к самостоятельному обстоятельству, которое исключает преступность деяния[1].

По мнению других авторов, исполнение приказа или распоряжения как обстоятельства, исключающего преступность деяния имеет самостоятельную природу и поэтому, крайне необходимо предусмотреть такое обстоятельство в действующем уголовном законодательстве Российской Федерации[2].

Отдаваемые приказ или распоряжение представляют собой разновидность психического принуждения в отношении того лица, которому данный приказ отдается.[3]

Поэтому даже при совершении преступления лицо может не подвергаться уголовной ответственности при соблюдении условия крайней необходимости (например, ситуация, когда ректор одного из университетов издал приказ для подчиненных под угрозой утраты ими рабочего места, не производить прием на обучение лиц кавказской национальности).

В период с апреля 1992 года по декабрь 1993 года российское уголовное законодательство содержало конституционное положение о том, что исполнение преступного приказа преследуется уголовной ответственностью. Данное положение распространяло свое действие на всех должностных лиц и граждан страны.[4]

Понятие и значение приказа или распоряжения, как обстоятельства исключающего преступность деяния, заключается в том, что они представляют собой основанное на законе или подзаконных нормативно-правовых актах требование о выполнении определенных действия от лица, обладающего полномочиями на издание приказа к лицу, несущему обязанность по исполнению данного приказа.

В сфере военной деятельности применения подлежат только приказы, которые могут быть:

1. Устными,

2. Письменными.

В свою очередь, для гражданской службы характерными являются только распоряжения.

Можно определить следующие основные моменты, до наступления которых действуют приказы и распоряжения[5]:

1. До исполнения их требований,

2. До истечения срока, указанного в приказе или распоряжении,

3. До полной отмены приказа или распоряжения вынесшим их должностным лицом.

Право на подачу приказа или распоряжения принадлежит не только гражданам, находящимся в непосредственном подчинении по службе. Например, инспектор безопасности дорожного движения может отдавать приказ водителям авто, врачи санитарно-эпидемиологической службы могут отдавать предписания гражданам.

Для уяснения понятия и значения приказа или распоряжения, необходимо также привести их следующую основную классификацию:

1. По форме:

1. Устные,

2. Письменные,

3. Приказы-жесты.

2. По составу:

1. Простые и пр.

2. Квалифицированные.

Законодательство и практика управленческой деятельности основаны на презумпции законности всех издаваемых приказов и распоряжений руководителей и обязательного их исполнения подчиненными гражданами.[6] При этом, существуют пределы обязательности исполнения приказов и распоряжений руководителей.

В 17 веке существовала теория безоговорочного исполнения приказа начальника, а подчиненные рассматривались как орудие в руках руководителя, которое лишено права и возможности принимать волевые решения самостоятельно.

В настоящее время, юристами не поддерживается указанная теория, так как подчиненный рассматривается в качестве субъекта, наделенного волей и способного самостоятельно оценить законность полученного им приказа или распоряжения и принять решение о дальнейшем исполнении такого приказа либо воздержании от его исполнения.

Вопрос о применении мер уголовной ответственности за вред, который причинен в процессе исполнения приказа или распоряжения решается в зависимости от того, какой приказ или распоряжение подлежали исполнению[7]:

1. Законный;

2. Незаконный;

3. Преступный.

Значение законного приказа заключается в том, что он был отдан непосредственному подчиненному его руководителем, с соблюдением своей компетенции и формы и по своему содержанию законный приказ не противоречит нормам действующего законодательства.

Незаконным приказом может быть нарушено одно из указанных условий[8]:

1. Он может быть отдан лицом, которое не имеет на то необходимой компетенции;

2. Требования, изложенные в приказе, превышают компетенцию издавшего его лица;

3. Нарушена форма и процедура подачи приказа;

4. В приказе или распоряжении содержатся требования совершить противоречащие действующему законодательству деяния.

Одной из разновидностей незаконного приказа является преступный приказ, который предписывает совершить такое деяние, которое закреплено в нормах действующего уголовного законодательства и направлено на причинение вреда:

1. Правам и интересам граждан, их здоровью и собственному имуществу;

2. Интересам государства и общества[9].

В научной и учебной литературе существуют различные мнения о пределах обязательности исполнения приказов и распоряжений относительно военной и гражданской службы.

В области военной службы повиновение приказу считалось более обязательным, поэтому только исполнение явно преступного приказа могло привести к применению мер уголовной ответственности в отношении исполнителя приказа.

В нормах действующего уголовного законодательства Российской Федерации ответственность в области военной и гражданской службы за неисполнение приказа или распоряжения была уравнена[10].

В настоящее время несмотря на правовое положение и род деятельности лица, при исполнении им обязательного для него приказа, в результате чего был причинен вред охраняемым уголовным законом интересам, лицо не подлежит привлечению к уголовной ответственности[11].

В данном случае, исполнителем преступления будет признано лицо, которое отдало незаконный приказ или незаконное распоряжение.

В том случае, если лицо совершит умышленное преступное деяние для исполнения заведомо незаконного приказа или распоряжения, то оно подлежит уголовной ответственности на общих основаниях, установленных действующим уголовным законодательством.[12]

Практическим примером может служить уголовное дело в отношении старшего прапорщика Н. Он, желая отомстить гражданину Д., с которым перед этим поссорился, отдал незаконный приказ своим подчиненным рядовым К. и А. ножом порезать шины в микроавтобусе Д. Рядовые К. и А. это исполнили, умышленно уничтожив личное имущество Д. в значительном размере. В ходе проверки факта гражданин Д. отказался обращаться с заявлением об уничтожении имущества в отношении солдат. При этом он пояснил, что по его мнению, К. и А. не должна нести ответственность, так как они действовали по незаконному приказу старшего прапорщика Н. В последующем Д. заявил, что он не желает привлечения к уголовной ответственности и Н., поскольку последний полностью возместил ему материальный ущерб. Однако, поскольку в содеянном Н. кроме подстрекательства к умышленному уничтожению имущества содержался также состав преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 455 УК, он был осужден военным судом за превышение власти из иной личной заинтересованности, которое выразилось в незаконном приказе К. и А. уничтожить личное имущество Д[13].

В соответствии с нормами пункта «ж» части первой статьи 61 Уголовного кодекса Российской Федерации, исполнение такого приказа будет являться только смягчающим наказание обстоятельством[14].

Например, в статье 8 Устава Нюрнбергского трибунала содержались положения о том, что, если подсудимый действовал по распоряжению правительства и приказу руководителя, это не является основанием для освобождения его от ответственности[15].

В том случае, если исполнитель не осознавал незаконности отданного ему приказа, то он подлежит освобождению от уголовной ответственности за содеянное[16].

Лицо, которое издало преступный приказ или преступное распоряжение, также не подлежит освобождению от уголовной ответственности, а признается организатором или подстрекателем преступного деяния[17].

Это связано с тем, что отдача приказа или распоряжения представляет собой:

1. Одни из способов склонения субъекта к совершению преступного деяния,

2. Один из способов руководства совершением преступления.

Многими авторами предлагается также помимо прочего вменять начальнику (если он является должностным лицом), также и статью 286 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В том случае, если исполнитель отказался исполнить преступный приказ, то в соответствии с частью 5 статьи 34 Уголовного кодекса Российской Федерации, отдавшему приказ руководителю вменяется приготовление к преступному деянию[18].

В заключение рассмотрения настоящего параграфа курсовой работы, необходимо также отдельно остановиться на следующей спорной ситуации.

Если в отдаваемом подчиненным приказе поставлена только задача, которую необходимо решить подчиненному, но не указан способ ее решения, то возможны следующие ситуации, связанные с причинением вреда при исполнении такого приказа[19]:

1. Если достижение цели возможно единственным преступным способом, то к уголовной ответственности привлекаются и исполнитель приказа и отдавшее его лицо.

2. В том случае, если решение поставленной в приказе задачи возможно как законным, так и незаконным способом, а подчиненный избрал незаконный способ исполнения приказа, то к уголовной ответственности привлекается только исполнитель приказа.

Несмотря на то что в статье 332 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность для военнослужащих за неисполнение приказа, неисполнении незаконного приказа военнослужащими исключает привлечение к уголовной ответственности и виновность[20].

Таким образом, можно дать следующее определение исполнению приказа или распоряжения, как обстоятельству, исключающему преступность деяния.

Исполнение приказа или распоряжения представляет собой выполнение юридической обязанности по реализации актов применения права, причиняющее вред охраняемым уголовным законом интересам, но при соблюдении специальных предписаний уголовного кодекса не содержащее противоправности или виновности, исключающее возможность привлечения к уголовной ответственности и применение мер наказания, а при нарушении этих предписаний предусматривающее возможность смягчения мер такого наказания.

Наши рекомендации