Полицейская реформа и развитие карательных органов царизма.
Реформы. В 1862 году начало – завершение в 1880 году.
Причины:
-Крестьянская реформа 1861 года (крестьяне оказались вне полицейского надзора) -упразднившая полицейскую власть помещиков на крестьянами
В 1862 году приняты временные правила обустройства полиции. Объединение городской и сельской полиции на уровне уезда – единое полицейское управление. Уезды разделились на станы во главе со становыми приставами и полицейскими урядниками (участковыми). В 1878г. расширен низовой аппарат в помощь низовым принципам учреждены должности урядников (от 30 до 40 на уезд т отряды сельской стражи. Во главе управления стоял обер-полицмейстер. (в губернских и в крупных городах полицмейстеры)
Основное структурное звено – полицейский участок с частным приставом участки делились околодки с околодочным приставом. (ими руководили околодочные надзиратели.)
Реформа освободила полицию от несвойственных ей функций:
-Следствие и т.д.
-Хозяйственные функции (санитарный контроль и т.д.)
Изменен принцип комплектования, теперь это вольный наем.
В 60-е годы происходит рост преступности, который превышал население города в 4 раза.
1866 год: - в Санкт-Петербурге появляется первое сыскное отделение.
- стол личного задержания, розыска и наблюдения.
их работа строилась по линейному принципу работы полиции. (1.Убийства, разбои, грабежи 2) кражи, участие в профессиональных организациях (взломащники, карманники и т.п.)
3) мошенничества, подлоги, продажа женщин за границу и т.п.)
С 1880 году –была осуществлена централизация управления полиции. В составе МВД был создан департамент полиции, объед. общую и политическую полицию. Руководство полит. полиции сосредотачивалось в секретном делопрои-ве, в 1898г. заменил Особый отдел департамента полиции.
В 1880г. появились охранные отделения в Москве и Варшаве, затем в других крупных городах империи.
В обязанности охранки входили: сбор оперативной информации о революционных организациях, распространение ложных слухов, терроризирующих революционную среду, предупреж-е стачек, демонстраций, сходок, и собраний, негласный надзор за отдельными лицами
Отдел внутреннего наблюдения считался главным подразделением охранки, ее «сердцем и мозгом».
Основными методами охранки являлась провокация. После реформы основным структурным подразделением корпуса стали губернские жандармские управления.
Учреждение Государственной Думы и эволюция законодательства о выборах (Положения о выборах от 06. 08.1905, 11.12 1905, 03.06.1907 гг.).
Система представительных учреждений вводилась в России рядом государственных актов, начиная с Манифеста 6 августа 1905 г. и кончая "ОГЗ" 23 апреля 1906 г. По первоначальному проекту Государственная дума предполагалась как "законосовещательное установление", избираемое на основе ценза от трех курий:
-Уездные землевладельцы
-Городские избиратели
-Крестьяне-домохозяева.
ГД избиралась сроком на 5 лет, на основе цензового и сословного избирательного права, неравного и непрямого, при устранении от выборов многих категорий населения. Выборы были многостепенными.
Обострение политической ситуации вскоре потребовало пересмотра проекта. В стране возникают и легализуются многочисленные политические партии.
Учреждение ГД (17 октября 1905 г. принимается "Манифест об усовершенствовании государственного порядка"):
1) дарование свободы совести, слова, собраний и союзов;
2) привлечение к выборам широких слоев населения;
3) обязательный порядок утверждения Государственной думой всех издаваемых законов.
Характеристика ГД и ГС:
- Дума избиралась на пять лет и могла быть распущена досрочно решением императора;
- Депутаты Думы были неподотчетны избирателям, их отстранение могло осуществляться Сенатом;
- С законодательной инициативой в Думу могли входить: министры, комиссии депутатов ГС;
- ГС стал верхней палатой, обладающей теми же правами, что и Дума;
- Все законопроекты после Думы должны были затем поступать в ГС и после к императору;
- Половину ГС составляли выборные члены, половину – назначенные члены, председатель и вице-председатель ежегодно назначались императором.
Избирательное право(указ 11 декабря 1905 г.):
Практически все мужское население страны в возрасте старше двадцати пяти лет, кроме солдат, студентов, поденных рабочих и части кочевников, получило избирательные права. Право выборов не было прямым и оставалось неравным для избирателей разных категорий (курий).
- Землевладельцы с определенным имущественным цензом (125-800 десятин земли);
- Городское население, владевшее недвижимостью и торгово-промышленными предприятиями;
- Крестьянское население, принадлежащее к сельским общинам;
- Рабочие, уполномоченные от предприятий.
Компетенция Думы (20 февраля 1906 г. вышло "Учреждение Государственной думы"):
- предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений;
- утверждение государственного бюджета;
- обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ
3 июня 1907года (третьиюньский переворот) царь издал новый избирательный закон о выборах в ГД.(гос. дума была распущена раньше срока) Новое положение серьезно сокращало представительство крестьян в думе. Общее количество выборщиков от крестьянской курии было сокращено в 2 раза. Еще больше было ограничено представительство рабочих в Думе. Существенные изменения были внесены в порядок выборов от городской курии, ранее единая, она была разделена теперь на два разряда. Значительно выросло число выборщиков от землевладельческой курии. Она получила почти половину всего числа выборщиков. Новый закон значительно сократил число и так не большое количество выборщиков от национальных окраин. III дума стала единственной, которая проработала весь положенный срок