Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом.

В соответствии с ч.1 ст.19 Конституции все равны перед законом и судом. В ч.2 ст.19 приведенное положение раскрыто и конкретизировано. Его сущность состоит в том, что равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств.

Принцип равенства граждан перед законом и судом действует одновременно с положением о едином суде и единстве права. Положение о едином суде означает, что в государстве нет судов, предоставляющих привилегии определенным лицам либо основанных на дискриминации.

Положение о единстве права означает единство законодательства, применение единой системы права при осуществлении правосудия.

Равенство перед законом состоит в одинаковом применении положений, закрепленных в законодательстве, ко всем организациям, должностным лицам и гражданам. При этом имеется в виду наделение их не только соответствующими правами, но и обязанностями с последующим наложением ответственности.

Установленное ст.19 Конституции положение о равенстве всех перед законом и судом базируется на рекомендациях, содержащихся в ст.7 и 8 Всеобщей декларации прав человека.

9 . Реабилитация как уголовно-процессуальный институт — это совокупность правовых норм, которые регулируют основания и порядок реабилитации подозреваемого, обвиняемого, осужденного, оправданного, в том числе возмещения вреда, причиненного незаконным и необоснованным уголовным преследованием.

Сосредоточение в УПК РФ норм о реабилитации определило отраслевую природу отношений по возмещению вреда, причиненного незаконным или необоснованным уголовным преследованием. Однако такие отношения регулируются также нормами гражданского, гражданского процессуального и других отраслей права.

Реабилитация как уголовно-процессуальная деятельность состоит в признании ошибочности уголовного преследования и устранении его последствий путем возмещения имущественного и морального вреда, восстановления в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах.

Реабилитация как результат, итог применения восстановительной процедуры означает состоявшееся возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда, восстановление во всех прочих правах.

10 . Конституцией провозглашен принцип состязательности судопроизводства при осуществлении правосудия (ч.3 ст.123) Сущность этого принципа состоит в том, что при осуществлении правосудия судебное разбирательство построено таким образом, что функцию обвинения осуществляет одна сторона(прокурор, следователь, истец и т.д.), функцию защиты другая(обвиняемый, ответчик, защитник и т.д.) Стороны при состязательном порядке судопроизводства равноправны. Функция разрешения дела принадлежит суду.

Необходимо иметь в виду, что конституционное положение о равноправии сторон при осуществлении правосудия имеет чисто процессуальный аспект. Стороны не вообще равноправны, а имеют равные процессуальные права при отстаивании своих интересов в суде. Они имеют одинаковую возможность использовать допустимые процессуальные средства обоснования своих позиций: при обвинении и защите, по поддержанию гражданского иска и возражению против него. Суд при состязательном построении судебного разбирательства обязан обеспечить сторонам условия для реализации их процессуальных прав, он следит за законностью действий сторон, своими действиями способствует установлению истины по делу.

11 . Функция разрешения дела является прерогативой исключительно суда. Она имеет основополагающий процессуальный характер и осуществляется посредством правосудия или судебного контроля. Это направление деятельности заключается в рассмотрении и разрешении по существу правовых споров между обвинением и защитой.

В результате на основании приведенных сторонами доводов суд постановляет приговор (принимает иное решение) по вопросам применения уголовного закона или иного ограничения прав и свобод человека и гражданина. Отделение функции разрешения дела от обвинения и защиты обусловливает возможность вынесения законных, обоснованных и справедливых решений.

12 . Существует два вида дознания: - дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно; - дознание по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно. Дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно, проводится в срок не более десяти суток со дня возбуждения уголовного производства. При наличии признаков преступления, по которым производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное производство и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: -осмотр, -обыск, -выемку, -освидетельствование, -задержание и допрос подозреваемых, -допрос потерпевших и свидетелей. Перечень указанных действий является исчерпывающим и расширению не подлежит. Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора. По выполнении неотложных следственных действий орган дознания, не ожидая указаний прокурора и окончания десятисуточного срока, обязан передать дело следователю. В случае, если данное преступление подследственно разным органам предварительного следствия, дело направляется прокурору для определения органа, который будет проводить предварительное следствие. После передачи дела следователю орган дознания может производить по нему следственные, оперативно-розыскные и розыскные действия только по поручению следователя. В случае передачи следователю дела, по которому не представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление, орган дознания продолжает принимать оперативнорозыскные меры для установления лица, совершившего преступления, уведомляя следователя о результатах. По делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, орган дознания возбуждает дело и принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Дознание рассматриваемого вида должно быть закончено не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного производства, включая в этот срок составление обвинительного заключения, либо постановления о его прекращении или приостановлении. При этом орган дознания руководствуется правилами, установленными УПК для предварительного следствия, за следующими исключениями: 1) потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители извещаются об окончании дознания и направлении дела прокурору, но материалы уголовного производства для ознакомления им не предъявляются; 2) на органы дознания не распространяются правила, установленные частью второй ст. 127 УПК. При несогласии с указаниями прокурора орган дознания вправе обжаловать их вышестоящему прокурору, не приостанавливая выполнение этих указаний. По делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, материалы дознания являются основанием для их рассмотрения в суде.

13 . Уголовно-процессуальное задержание подозреваемого (гл. 12 УПК) является мерой процессуального принуждения, которая применяется органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления, влекущего назначение наказания в виде лишения свободы.

Задержать лицо в качестве подозреваемого по уголовному делу можно только в случае подозрения в совершении конкретного преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, и при наличии одного из следующих оснований:

1. когда оно застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2. когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3. когда на этом лице или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Закон наделяет орган дознания, дознавателя, следователя правом осуществлять задержание и при наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, но лишь в случаях, когда лицо:

1. пыталось скрыться;

2. не имеет постоянного места жительства;

3. не установлена его личность.

Кроме того, задержание допускается, когда в суд направлено ходатайство об избрании лицу меры пресечения в виде заключения под стражу (ч. 2 ст. 91 УПК).

УПК требует, чтобы после доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю в срок не более 3 часов был составлен протокол задержания (ч. 1 ст. 92 УПК), а в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого орган дознания, дознаватель и следователь должны в письменном виде сообщить прокурору о произведенном задержании (ч. 3 ст. 92 УПК). Подозреваемый должен быть допрошен (ч. 4 ст. 92 УПК); он может быть подвергнут личному обыску (ст. 93 УПК). Для проведения личного обыска при задержании лица или заключении его под стражу не требуется вынесения специального постановления и судебного решения на его производство.

Часть 1 ст. 96 УПК сохранила требование обязательного уведомления не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого кого-либо из близких родственников (при их отсутствии - других родственников), а также предоставила возможность такого уведомления самому подозреваемому. Вместе с тем при необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление с согласия прокурора может не производиться, за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним (ч. 4 ст. 96 УПК).

Лицо, задержанное в качестве подозреваемого, подлежит немедленному освобождению по постановлению следователя и дознавателя в случаях, если:

1. не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

2. отсутствуют основания для применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

3. задержание было произведено с нарушением требований закона (ст. 91 УПК);

4. истечении 48 часов с момента его задержания в отношении него не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу;

5. суд не продлил срок задержания подозреваемого в порядке, установленном в п. 3 ч. 7ст. 108 УПК.

14 . Заключение под стражу (ст. 96 УПК) — ограничение личной свободы помещением подозреваемого или обвиняемого в специальное учреждение (следственный изолятор)

Заключение под стражу наиболее серьезная МП поэтому УПК РФ достаточно подробно регламентирует порядок ее избрания, а также порядок продления сроков содержания под стражей.

Заключение под стражу как МП может быть применено только при наличии совокупности общих основания для избрания МП и дополнительных условий.

Порядок избрания МП заключение под стражу (ч.3 ст. 108):

1) Следователь выносит постановление о возбуждении перед судом соответствующего ходатайства. В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу и невозможно избрание иной меры пресечения. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства. Если ходатайство возбуждается в отношении подозреваемого, задержанного в порядке, установленном ст. 91 и 92 УПК РФ, то постановление и указанные материалы должны быть представлены судье не позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания.;

2) Следователь получает согласие прокурора. Если надзирающий прокурор не дал согласия, то можно обратиться к вышестоящему прокурору в порядке ч. 3 ст. 38 УПК РФ.

3) Постановление о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключение под стражу подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня с участием подозреваемого или обвиняемого, прокурора, защитника, если последний участвует в уголовном деле, по месту производства предварительного расследования либо месту задержания подозреваемого в течение 8 часов с момента поступления материалов в суд.

4) Рассмотрев ходатайство, судья выносит одно из следующих постановлений:

об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу;

- об отказе в удовлетворении ходатайства;

- об отложении принятия решения по ходатайству стороны на срок не более чем 72 ч для предоставления дополнительных доказательств обоснованности задержания. В этом случае судья указывает в постановлении и время, до которых он продлевает срок задержания.

5) Постановление судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу или об отказе в этом может быть обжаловано в вышестоящий суд в кассационном порядке в течение 3 суток со дня его вынесения.

6) Лицо, в производстве которого находится уголовное дело, незамедлительно уведомляет кого-либо из близких родственников подозреваемого или обвиняемого, при их отсутствии — других родственников, а при заключении под стражу военнослужащего — командование воинской части о месте содержания его под стражей или об изменении места содержания под стражей (ч. 11 ст. 108 УПК РФ).

7) Допускается повторное обращения в суд с ходатайством о заключении под стражу того же лица и по тому же уголовному делу после вынесения судьей постановления об отказе в избрании этой меры пресечения, но только лишь при возникновении новых обстоятельств, обосновывающих необходимость заключения лица под .

Наши рекомендации