Некоторые аспекты возбуждения уголовного дела
Вдруг, если в вашу фирму пришли с целью обнаружения оснований для возбуждения уголовного дела, необходимо знать, что без наличия соответствующих поводов, милиция этого делать не вправе. Поводы для возбуждения уголовного дела указаны в статье 140 УПК РФ. Но наличие одного повода, еще не говорит о том, что уголовное дело непременно будет возбуждено и в последствии доведено до суда, потому как наличие или отсутствие оснований влияющих на принятие решения о возбуждении уголовного дела, и будет выявляться предстоящей проверкой.
К таким поводам вышеназванная статья УПК РФ относит:
- заявление о преступлении;
- явка с повинной;
- сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.
По сообщениям, полученным из иных источников (оперативные данные, устные заявления, публикации в СМИ, сети Интернет и т. д.), сотрудник милиции составляет рапорт об обнаружении признаков преступления, ст. 143 УПК РФ, который на практике является универсальным средством для инициирования процедуры проверки предприятия в рамках возбуждения уголовного дела.
Необходимо запомнить: Предприниматели, как и другие граждане, имеют законное право на неприкосновенность информации, содержащейся в их личных записях. И лишь действуя в режиме расследования «возбужденного» уголовного дела, следователь и по его поручению оперативный сотрудник милиции при определенных в законе условиях и с санкции суда могут провести обыск и изъять относящиеся к делу предмета и документы, в том числе личные записи.
Вот один из примеров: Обделенный успехом, один из соседних торговцев, заточил зуб на своего успешного соседа и решил стукануть на него для начала в УБЭП. Ну положим под обычным предлогом. «Ба! мужики, у Иваныча чето не чисто... с ночи до утра какие то лица не нашей нации пыль пускают, мешки воротят, чай не гексоген понимаешь?».
Разогретые таким «серьезным» заявлением, доблестные сотрудники УБЭПа, в предчувствии получения очередного звания или должности повыше начинают разрабатывать операцию – «провокацию». Затем действуют так, входит следователь, оперативники и понятые. Главный режиссер и постановщик этого спектакля следователь и сопровождающий его ОМОН (ОБЭП, УБЭП) и т. д. Который поставит всех присутствующих в неестественную позу к стенке, уложит лицом на грязный пол или в лужу. Но увы! миф рассеян, вы чисты. Как быть в таком случае? Поэтому, если такое произошло, все жалобы и претензии – к следователю... ой простите на следователя. А неблагонадежный сосед тем временем сам становится субъектом уголовного преследования. Напоминаем ему лично ст. 307 УК РФ.
Поэтому, учитывая «героические подвиги» некоторых сотрудников милиции на фронтах борьбы с предпринимателями, руководством министерства внутренних дел России, в целях обеспечения законности и обоснованности, проводимых сотрудниками милиции проверок и ревизий в соответствии с пунктом 25 статьи 11 Закона был издан приказ МВД РФ от 2 августа 2005 г. № 636 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности». Данным приказом министерство определило порядок проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий, оформление и реализация их результатов, а так же установлен перечень должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных выносить постановления о проведении проверок, ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности.
Этот приказ весьма детально прописывает процедуру осуществления проверочных мероприятий, устанавливает требования об обязательном вынесении мотивированного постановления о проведении проверочных мероприятий и обязательном утверждении его у начальника структурного подразделения. Вместе с тем, следует учитывать, что на практике требования данного приказа очень часто игнорируются, а сотрудники милиции обосновывают «правомочность» своих действий только ссылками на закон «О милиции», который определяет общий правовой статус сотрудников милиции безотносительно занимаемого должностного положения.
Однако с правовой точки зрения подобные неправомерные действия являются грубым нарушением действующего законодательства. В том случае, если предпринимателю или организации такими действиями был причинен ущерб любого характера, должностные лица органов внутренних дел, должны влечь за собой строгую ответственность вплоть до уголовной предусмотренной ст. 286 УК РФ, с последующим возмещением причиненных убытков в судебном порядке.
С данной позицией солидарна и Генеральная Прокуратура РФ, которая рекомендует в случае совершения сотрудниками милиции неправомерных действий в отношении руководителей предприятий, необоснованного изъятия документации организации, или необоснованного возбуждения уголовного дела, незамедлительно сообщать о данных фактах дежурным прокурорам соответствующих районов города для немедленного принятия мер прокурорского реагирования. Вместе с тем прокуратура рекомендует представителям организаций обжаловать незаконные действия в судебном порядке, а также направлять жалобы в вышестоящие инстанции ГУВД субъектов РФ.
Как и раннее было отмечено, проверка, ревизия проводится в срок не более 30 дней. Началом срока проведения проверки, ревизии является день вынесения постановления о ее проведении. Окончанием срока проведения проверки, ревизии является день подписания всеми проверяющими акта проверки, ревизии. При этом, проверкой будет являться единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в то время как под ревизией понимается комплексное контрольное мероприятие по исследованию финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Проверку и ревизию финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности назначают указанные в приложении №2 вышеуказанного приказа МВД РФ уполномоченные на то должностные лица органа внутренних дел (органа милиции).
Если проверка проводится сотрудниками милиции, в должностные обязанности которых входит выявление, предупреждение и пресечение преступлений, связанных с нарушением законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, то ревизию вправе осуществлять только сотрудники Центра документальных проверок и ревизий МВД России, а также специалисты-ревизоры подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям.
Постановление о проведении проверки, ревизии регистрируется в специальном журнале.
Обратите внимание! В данном постановлении должны быть указаны состав сотрудников милиции, проводящих проверку, ревизию. В случае изменения состава проверяющих выносится постановление о внесении дополнений (изменений) в постановление о проведении проверки, ревизии, которое также регистрируется в специальном журнале. В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению проверки, ревизии могут привлекаться специалисты, а также сотрудники правовых подразделений органов внутренних дел, что должно находить свое отражение в документах составленных при проведении этих действий.
По результатам проверочных мероприятий, составляется итоговый документ с многозначительным названием - Акт, в котором отражаются все выявленные нарушения законодательства, а также иные имеющие значение обстоятельства. Акт должен составляться и в том случае, если нарушения законодательства не выявлены.
Акт проверочных мероприятий составляется в трех экземплярах и подписывается всеми проверяющими.
Первый и второй экземпляры акта вместе с прилагаемыми к ним материалами остаются в органе внутренних дел (органе милиции).
Третий экземпляр акта вручается представителю юридического лица (лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, либо его представителю) под расписку с соответствующей отметкой в первом экземпляре акта проверки. В случае отказа от получения акта проверки, а также при невозможности вручить акт проверки по иным обстоятельствам, об этом делается отметка в акте проверки, удостоверенная подписями проверяющих, а экземпляр акта проверки направляется юридическому лицу (лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) для ознакомления по почте заказным письмом не позднее дня, следующего за днем окончания проверки.
По результатам проверки, ревизии принимается одно из следующих решений.
В том случае, если выявленные нарушения законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, содержат признаки преступления, материалы проверки поступают в следственные органы в порядке определенном статьями 144 и 145 УПК РФ для разрешения вопроса о возбуждении (отказа от возбуждения) уголовного дела.
В случае выявления административного проступка, принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях регламентированного КоАП РФ.
Если по результатам проверки выявлены нарушения законодательства, рассмотрение которых отнесено к компетенции других органов власти, то принимается решение о передаче материалов по подведомственности, которое не исключает дальнейшее рассмотрение материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях.
Конечно, самый желаемый результат проведения любой проверки в рамках уголовного процесса, это решение проверяющих о завершении проверки в связи с неустановленными нарушениями законодательства Российской Федерации.