Источники семьи религиозного права
Семья религиозного права в основном не похожа на другие семьи: для нее характерен архаический характер ряда институтов, его казуистичность и отсутствие систематизации. К семьям религиозного права относятся мусульманское право, индусское (индуистское) право. Религиозная правовая семья состоит из обычных религиозных норм, соответствующих религиозно-этических принципов, толкований священных книг и писаний, решений религиозных судов.
Рассматривая мусульманскую правовую систему, «не следует смешивать мусульманское (религиозное) право с позитивными правовыми системами мусульманских стран»[30]. Ведь гражданское общество «всегда живет под властью обычаев или законов»[31], которые, конечно, опираются на принципы мусульманского права. По мере развития общества такой дуализм правовых систем возрастал, поскольку общество более не могло регулироваться лишь с помощью религиозных норм и догм.
Можно рассмотреть подробнее источники мусульманского права. Основу права составляет Коран – главная священная книга мусульман. Похожим по значимости и проблемам содержания является сунна – жизнеописание пророка Мухаммеда, своеобразный итог толкования Корана. Но несмотря на то, что это главные источники мусульманского права, правосудие осуществляется при обращении не к Корану, а к книгам авторитетных юристов, ученых-богословов разных лет, содержащих необходимое толкование. Религиозные тексты изначально создавались не с целью правового регулирования общественных отношений, поэтому порой ощущается недостаточность юридических положений для решения тех или иных правовых проблем. Разрешить ситуацию позволяет доктрина – толкование, пояснения, выражение основных принципов и постулатов, содержащихся или предполагающихся в религиозных текстах. Так источником мусульманского права следует считать иджму – согласованное заключение древних правоведов, знатоков Ислама, «единое соглашение мусульманского общества»[32]. И рассуждения в области права по аналогии под названием «кияс», суть которого заключается «в применении тех или иных установленных Сунной или иджмой предписаний к новым, не предусмотренным этими источниками права случаям»[33].
Мусульманское право не включает в себя обычай, но и не отрицает и не отвергает его: «Формально мусульманские юристы не числят обычай среди источников права, но иногда к нему прибегают для дополнения или уточнения применяемого принципа права или правовой нормы»[34]. Прецедент не признается источником права в данной семье – решения судов не несут в себе нормативности при разрешении аналогичных дел.
Условия современной жизни делают невозможным невмешательство законодателя в существующую систему права – роль законодателя тем не менее имеет отличия: он выполняет роль служителя права, а не его создателя. В связи с этим законодатель имеет возможность только косвенного опосредованного влияния на право, например, предписать судьям, какое из толкований следует применить в конкретном случае. Законы не входят в состав мусульманского права – они относятся к числу источников позитивных правовых систем мусульманских стран. Власть вынуждена проводить некую систематизацию законодательства, например, через кодификацию некоторых отраслей права, для упорядочения регулирования общественных отношений. Однако сфера отношений, доступных для ее контроля ограничена – так, например, многие страны долго противились нормативному регулированию личного статуса, считая, что данный круг отношений имеет отношений исключительно к мусульманскому праву, к религиозным нормам.
Индусское же право основано не на религиозных текстах. По сути это обычное право, в котором доминирует религиозная доктрина – индуизм. Еще важными регламентирующими факторами являются сознание и справедливость. Религиозные и правовые предписания в доктрине перемешаны, часть положений можно найти в дхарме, часть – в дхармашастрах или акртхашастрах. В настоящее время стремление ученых излагать дхарму заново отсутствует, больший интерес вызывает необходимость регулирования норм, реально действующих в настоящее время в отношении индусов.
Законодательство и судебные прецеденты не признаются источниками права. Законы, а также временные конкретные предписания, издаваемые правителем, зачастую подвергаются широкому толкованию судьей, что позволяет ему применить свою справедливость и власть. Судебное решение, таким образом, имеет свою силу лишь в свете обстоятельств конкретного дела и не может рассматриваться как обязательное для прочих случаев.
Многочисленные изменения под влиянием Английского права, реформы законодательства относятся уже к системе права государства, то есть к индийскому праву. Индуистское же право остается применяемым только к индусской части населения Индии, оно по-прежнему регулирует личный статус населения. Большая часть индусов не следует новым законам, а продолжают жить так, как жили их предки, тем не менее законодатель стремится регулировать обстановку, избавиться от лишних обычаев, принять все возможные меры для эффективного развития страны.