Еще наша статья в тему: «Мы сами делаем их страшными или чем воздействуют коллекторы?»
Звонок от очередной клиентки: «Мы заберем у вас все... (всхлип), представляете, так и сказал, что же делать-то?», всхлипывая, рыдает очередная клиентка в трубку.
«Какие конкретно документы вам показали?» - спрашиваю я.
«Никаких", - отвечает она, мы просто говорили по телефону.
«На каких основаниях вам звонили», - задаю следующий вопрос, т.е. если у них есть право требовать, то они должны это доказать.
Клиентка аж перестала всхлипывать... «А и не спросила, дура…» (немного проблеска разума, но ненадолго). «Но он так страшно говорил, что же будет теперь?»
Вы понимаете, да? Она сама себя пугает. Ей звонил обычный человек. Он состоит из костей, мяса, у него тоже есть голова, уши, нос, глаза. Не надо приписывать обычным людям страшные черты.
Не надо самих себя пугать. Не надо видеть того, чего нет. У этих людей , у коллекторов, такие же возможности, как и у вас. Если эти люди нарушают закон - ставьте их на место. Не будьте стадом баранов, к которым можно подойти и стричь сколько угодно. Если уж вы ведете себя как баран, то вы можете бодаться. Требуйте документов, которые подтверждают право человека приходить к вам и требовать у вас что-то. Если нет документов - смело отправляйте их по одному известному адресу, но вежливо, как в том старом анекдоте: Я сейчас нахрен пойду, а вы идите за мной и НИКУДА не сворачивайте.
У всех есть мобильный телефон, используйте его - фотографируйте коллекторов, записывайте на диктофон телефона его фразы, весь разговор. Весь этот арсенал психологической обороны вы имеете право применять. Некоторые нытики опять за свое: "а если они скажут, чтобы я выключил телефон...". Да почему? Почему, когда какие-то люди, не обличенные властью, вам что-то говорят делать или не делать, вам нужно подчиняться? ПОЧЕМУ?
Перестаньте сами себя пугать и начните интересоваться фактами (письма, уведомления, выписки). Читайте законы (ГК РФ, Защита прав потребителей и т.д.). Кому хочется сэкономить время, читайте эти издания. Будьте сильными и не отдавайте своих денег просто так.
Что отвечать звонящим?
Мы сторонники минимальных усилий и нервов на общение со взыскателями (телефонными мучителями-террористами). Почему? Три причины:
Причина 1. Звонящие очень часто не владеют информацией о юридической стороне дела. У них нет полномочий. Им не интересно урегулирование вопроса по телефону с заемщиком. Им интересно только одно: чтобы ЗАЕМЩИК ИСПУГАЛСЯ. Побежал и заплатил, НЕ РАЗБИРАЯСЬ, хоть какую то сумму денег. Хоть 500 рублей (банк, кстати, с удовольствием их примет на штрафы, а не в погашение основного долга).
Причина 2. Нервы нам очень дороги, поэтому их потратить лучше на себя любимых и родных.
Причина 3. Можно добиться увольнения сотрудника-хама, который вам звонил. Но…пройдет полгода, его уволят и возьмут еще 10 новых. А еще выяснится, что он не сотрудник, а работает по агентскому договору…и банк «делает «круглые» глаза и так же возмущенно вместе с вами будет осуждать этого персонажа.
ВООБЩЕ, на телефонные звонки можете не отвечать, это ваше право и нигде ограничительных мер не прописано. Если же вы решили пообщаться с коллекторами, то прежде всего попробуйте воспользоваться диктофоном. Хотя не обязательно, сразу оговоримся: данные записи не являются доказательствами в суде.
Предлагаем два формата разговоров:
Короткий диалог: «Как вы можете подтвердить, что вы из банка, а не мошенник? Не звоните мне больше. У вас есть право обратиться в суд, я предлагаю вам воспользоваться этим правом». И кладете трубку. И отвечаете так каждый раз, когда с вами разговаривает сотрудник по телефону.
Длинный диалог:
Попробуйте для начала получить следующую информацию:
- Имя звонящего, должность
- Название организации, ИНН, ОГРН
- Номер и дату выдачи банковской лицензии на осуществление кредитных операций
- Номер свидетельства о постановке на учет в качестве оператора по обработке персональных данных
- Причина звонка
- Каким образом получена ваша финансовая и персональная информация.
Пока не получите всей информации разговор не продолжайте. Если же вам предоставили всю информацию, вы отвечаете, что не давали согласие на передачу информации, требуете ее незамедлительно удалить и уведомляете о намерении подать жалобу на банк и коллекторов в соответствующие инстанции.
Вежливо прощаетесь и кладете трубку. Все. Больше ни о чем говорить не нужно, не отвечайте ни на какие вопросы.