Развитие французского законодательства периода Первой империи (1804-1814 гг.).
26 августа 1789 года Учредительное собрание приняло "Декларацию прав человека и гражданина". Декларация устанавливала такие важные принципы демократии, как равные права для всех без исключения, свобода взглядов, право частной собственности, принцип "дозволено все, что не запрещено законом" и другие.
Видимо, упразднять королевскую власть совсем поначалу не входило в планы повстанцев, потому что несмотря на все принятые Учредительным собранием акты, 5-6 октября состоялся поход на Версаль, дабы силой заставить Людовика XVI санкционировать декреты и Декларацию и принять все остальные постановления.
Деятельность Учредительного собрания имела значительные масштабы и как законодательный орган это объединение предприняло массу решений. Во всех областях, в политической, экономической и социальной сферах жизни, Учредительное собрание перекраивало государственное устройство Франции. Так провинции были расформированы в 83 департамента, в которых устанавливалось единое судопроизводство. Было объявлено о снятии ограничений на торговлю. Ликвидировались сословные привилегии, институт наследственного дворянства со всеми гербами и титулами. Во все департаменты были назначены епископы, что одновременно означало признание католицизма как государственной религии, но и подчиняло церковь новому правительству. Отныне епископы и священники получали жалование от государства и от них потребовали присягнуть не Папе Римскому, а Франции. Далеко не все священники пошли на такой шаг, а Папа проклял французскую революцию, все её реформы и особенно - "Декларацию прав человека".
В 1791 году французы провозгласили первую в истории Европы Конституцию. Король бездействовал. Он, правда, попытался сбежать, но был опознан на границе и возвращён обратно. Видимо, несмотря на то, что король как таковой был уже никому не нужен, выпустить его не решались. Ведь он всё ещё мог найти сторонников монархии и попытаться совершить обратный переворот.
1 октября 1791 года в Париже открыло свою работу Законодательное собрание. Начал работать однопалатный Парламент, что ознаменовало установление в стране ограниченной монархии. Хотя фактически король уже не принимал никаких решений и содержался под стражей. Законодательное собрание взялось за дело достаточно вяло, хотя на нём почти сразу был поставлен вопрос о развязывании войны в Европе, чтобы таким образом поправить своё собственное экономическое положение (вероятно, для того, чтобы привести экономику окружающих стран к такому же упадку). Из более конкретных действий Законодательное собрание утвердило существование Единой церкви в стране. Но на том его деятельность и ограничилась. Радикально настроенные граждане ратовали за продолжение революции, требования большинства населения не были удовлетворены, так что во Франции начался очередной раскол и конституционная монархия себя не оправдала.
Интересный факт: поскольку религия всё-таки является неотъемлемой частью любого народа, а подотчётное государству католичество устраивало революционеров не больше, чем сами революционеры устраивали католичество, декретом конвента была установлена некая "гражданская религия", предложенная Руссо, с поклонением таинственному "Верховному Существу". Робеспьер самолично провёл торжественную церемонию, на которой был провозглашён новый культ и на котором он сам играл роль первосвященника. По всей вероятности, это сочли необходимым для того, чтобы дать народу некоего кумира для поклонения и тем отвлечь от революционного настроя. Если провести параллель с русской революцией, то на смену православной религии пришла "религия атеизма" со всем атрибутами в виде портретов вождя и партработников, торжественными "песнопениями" и "крестными ходами" - демонстрациями. Французские революционеры тоже ощущали необходимость заменить истинную религию чем-то, что способно удержать народ в повиновении. Но их попытка успеха не имела. Против усилившегося террора выступила часть Национальной гвардии, совершив термидорианский переворот. Вожди якобинцев, включая Робеспьера и Сен-Жюста, были гильотинированы, а власть перешла Директории.
Тем не менее Конвент работал и летом того же года выдал новую конституцию, которая получила название "Конституции III года". По этой конституции власть во Франции передавалась уже не одно- а двухпалатному парламенту, который состоял из Совета старейшин и Совета пятисот. А исполнительная власть переходила в руки Директории в лице пяти Директоров, избираемых Советом старейшин. Поскольку выборы могли дать совершенно не те результаты, которых желала новая власть, было решено, что на первых выборах два трети Совета старейшин и Совета пятисот должны быть избраны из числа правительства Диретории. Разумеется, это вызвало резкое недовольство роялистов, которые подняли в центре Парижа очередное восстание, благополучно подавленное срочно вызванным молодым военачальником Бонапартом. После этих событий Конвент счастливо закончил свою работу, уступив место вышеозначенным Советам и Директории.
Наверное, будущий император Наполеон I пришёл к выводу, что революционеры без него совсем распоясались. Так или иначе, но 18 брюмера (9 ноября) 1799 года произошёл ещё один переворот, в результате которого было создано временное правительство из трёх консулов - Бонапарта, Роже-Дюко и Сийеса. Это событие известно под названием "18 брюмера". На нём Великая французская революция и завершилась установлением твёрдой диктатуры Наполеона.
Французский гражданский кодекс был принят первым и вошел в историю под названием Кодекса Наполеона.
В состав комиссии по разработке проекта Кодекса, созданной 13 июля 1800 г., вошли такие видные юристы Франции, как Тронше, Порталис, Малльвиль, Биго-Преамке. Проект был составлен в сжатые сроки (4 месяца) и направлен на обсуждение высших судов, после того как они представили свои замечания, проект должен был пройти обычный путь будущего закона — рассмотрение в Государственном совете, Трибунате, Законодательном корпусе и ренате. Однако в Трибунате и Законодательном корпусе проект Кодекса встретил серьезную оппозицию. Это объяснялось тем, что ряд положений Кодекса содержал значительные отступления от революционного законодательства. Первый титул «О праве и законах вообще» был отклонен. Опасаясь, что подобная судьба постигнет и другие титулы, правительство забрало проект на доработку. Наполеон, своей властью исключив из состава Трибуната и Законодательного корпуса основных критиков проекта и введя новых членов, создал таким образом послушное большинство. В результате рассмотрение проекта пошло быстро и все титулы Кодекса в виде отдельных законов были приняты и утверждены. Закон 21 марта 1804 г. объединил все 36 титулов в состав единого Гражданского кодекса французов. В 1807 г. он был назван Кодексом Наполеона. В 1816 г. Кодекс вновь получил название гражданского. Однако в истории он справедливо остался как Кодекс Наполеона. Не принимая непосредственного участия в разработке, Наполеон четко понял необходимость кодекса для упрочения буржуазного режима, активно руководил работой по его созданию, благодаря чему документ был разработан и принят в кратчайшие сроки.
Кодекс сыграл огромную роль в упрочении буржуазных отношений во Франции. Он стал образцом для создания гражданских кодексов в Италии, Бельгии, Голландии, Польше, Швейцарии и других странах.
Кодекс Наполеона воплощает и развивает гражданско-правовые принципы, закрепленные в Декларации прав человека и гражданина 1789 г.: юридическое равенство, законность, единство права, свободы.
Разработчики Кодекса опирались на юридическую доктрину, активно использовали революционное законодательство, сохранили некоторые положения французского обычного права и, конечно, не забыли римское право.
Влияние римского права отразилось на структуре Кодекса. Он построен по так называемой институционной системе. Кодекс состоит из вводного титула, в котором говорится об опубликовании, действии и применении законов, и трех книг. Первая книга посвящена лицам. Вторая содержит правила об имуществах и различных видоизменениях собственности. В третьей говорится о различных способах приобретения собственности.
Уголовный кодекс Франции 1810 г. состоит из Общей и Особенной частей.
Общую часть кодекса образуют первые две книги, посвященные общим вопросам наказаний, их видам, уголовной ответственности.
Особенную часть составляют третья и четвертая книги - в них содержится перечень преступных деяний.
Первая книга кодекса посвящена наказаниям уголовным (мучительным и позорящим) и исправительным.
Кодекс подробно описывает порядок применения каждого наказания. Мучительными и позорящими наказаниями были: смерть, каторжные работы, депортация, смирительный дом. В некоторых случаях одновременно с применением одного из указанных наказаний допускалось клеймение.
К позорящим наказаниям относились: выставление у позорного столба в ошейнике, изгнание, лишение избирательных прав и запрещение занимать государственные должности.
Среди исправительных наказаний кодекс называет тюремное заключение в исправительном заведении, временное лишение политических, гражданских и семейных прав, штраф.
Вторая книга кодекса устанавливает основания ответственности и основания освобождения от ответственности. К последним относятся безумие и принуждение к совершению преступлений силой.
Подробно описываются различные формы соучастия: подстрекательство, пособничество.
Кодекс не устанавливал минимального возраста уголовной ответственности. Однако к лицам, не достигшим 16 лет, применялись более мягкие наказания, чем к лицам, достигшим этого возраста.
Многие вопросы уголовного права еще не были разработаны: не определялись формы вины, не говорилось о совокупности преступлений, о давности.
Третья книга кодекса посвящена преступлениям и проступкам, разделяемым на два вида:
• публичные правонарушения, к которым отнесены действия, направленные против безопасности государства, против имперской конституции, против общественного спокойствия;
• частные правонарушения, то есть правонарушения, направленные против частных лиц, имеющие объектом посягательства либо личность, либо собственность.
Более половины статей посвящено охране собственности.
Четвертая книга кодекса посвящена полицейским нарушениям и наказаниям, налагаемым за незначительные правонарушения не судебным, а судебно-полицейским порядком.