Реализация права на самозащиту
В отношениях работника и работодателя, как правило, не защищенной стороной выступает работника, но он наделен правом дополнительной возможности отказа от выполнения трудовых обязанностей в качестве защиты свои трудовых прав и от произвола работодателя. Работодатель таким правом не обладает и ему запрещено выходить за рамки дозволенных ему возможностей законом.
Отказ работника от выполнения трудовых обязанностей закреплен в статьях ТК РФ, согласно которому к способам защиты трудовых прав и законных интересов работников отнесены самозащита работниками трудовых прав, защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами, государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, судебная защита[22].
Третья и четвертая формы сориентированы на защиту, осуществляемую государством, вторая – обществом в лице профсоюзов, а первая – самим работником. Такая очередь методов защиты, зафиксирована законодателем, она закрепляет дальнейший путь демократизации трудовых отношений, предоставляя работнику широкий спектр возможностей для налаживания и ведения отношений с работодателем "на равных", активного участия его в самостоятельной защите своих прав и интересов.
Право на самозащиту появляется из природы данного права, которое относится к естественным, неотъемлемым правам человека и гражданина, является древнейшим правовым институтом. Законодательно закрепляя право на самозащиту трудовых прав работниками, государство лишь свидетельствует о содержащихся в общественных отношениях объективных по обстоятельствам и естественных по условиям требованиям, вытекающим из самой природы вещей [58,с.11].
Для того чтобы гражданина в лице работника смог реализовать признанное государством право на самозащиту необходимо, чтобы носители данного права были наделены соответственными правомочиями, возможностью самим осуществлять определенные действия. Такой потенциал для работника станет ядром для права на самозащиту, так как любое субъективное право выступает, прежде всего, как возможность определенного поведения самого управомоченного лица – носителя, обладателя полномочий.
Право работника на самозащиту своих трудовых прав находится в основе правового регулирования трудовых отношений и является принципиально важным. Но указанные правомочия работника недостаточно оценены законодателем. На современном этапе развития российского законодательства право работника на самозащиту не входит в перечень принципов трудового права, зафиксированных в ст. 2 ТК РФ, хотя для других форм защиты прав работников государством или профсоюзом, фиксированных в ст. 352, есть соответствующий принцип, закрепленный ст. 2 ТК РФ[59,с.17].
Отсутствие у одной из основных форм защиты трудовых прав, такой как самозащиты трудовых прав принципа, на котором бы эта правовая конструкция должна была бы развиваться, вызывает оправданное недоумение.
Основным признаком самозащиты является независимая деятельность работников и работодателей без вмешательства органов государственного надзора и контроля над соблюдением трудового законодательства и органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Это правомерное действие, реализовываемое работником автономно для охраны от посягательств, нарушений или для возобновления уже нарушенных прав, свобод или законных интересов. Самозащита имеет правоохранительный характер, так как ее началом является грубое нарушение трудовых прав работника, специально указанное в законе ст. 142, 219 ТК РФ[8].
При этом работодатель может добровольно ликвидировать нарушение или, не признав его, отклонить претензию работника. А так как законодательство не исключает возможности одновременного использования самозащиты и другого способа защиты, трудовых прав и свобод, то во втором случае заключение о наличии или отсутствии нарушения может сделать полномочный орган, к которому обратился работник. Самозащита может быть применена работником для защиты не только своих прав, но и законных интересов. Защита законных интересов возможна не только в случаях, когда такие интересы уже нарушены, но и тогда, когда их носитель опасается нарушения. Кроме того, о самозащите законных интересов можно говорить в случаях, когда носители таких интересов принимают все законные меры для предостережения незаконных действий со стороны других лиц. Глава 59 ТК РФ «Самозащита трудовых прав работника» весьма скупо объясняет принципы, закрепленные в ней двумя статьями.
В соответствии ч. 1 ст. 379 под формами самозащиты является отказ работника от работы, не предусмотренной трудовым договором и отказ от работы, непосредственно угрожающей жизни и здоровью работника. Вместе с тем согласно ч. 2 ст. 379 ТК РФ в целях самозащиты трудовых прав работник вправе отказаться от осуществления своей трудовой функции и в других случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.
Статья 380 ТК РФ свидетельствует о обязанности работодателя не мешать работникам в реализации самозащиты. Данные тезисы назначают только один способ самозащиты права работника отказаться от выполнения трудовых обязанностей и содержат перечень форм самозащиты [16,с.67].
Таким образом, с учетом изложенного к самозащите прав работника можно отнести самостоятельные действия работников по охране и защите своих трудовых прав и интересов без обращения либо наряду с обращением в органы по рассмотрению трудовых споров в органы по надзору соблюдения трудового законодательства, выраженные в отказе работника от работы в случае нарушения его трудовых прав, предусмотренных законом.
Право работника отказаться от работы содержат статьи разных разделов ТК РФ. Например, ст. 142 ТК РФ предусматривает, что в случае приостановки заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, сообщив работодателю в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.
Таким образом, норма о праве работника остановить работу содержит форму самозащиты. Однако размещена эта форма самозащиты в разделе ТК РФ, именуемом "Оплата и нормирование труда". При этом ст. 142 ТК РФ называется "Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику"[18].
Между тем в трудовом праве ответственность, как и в других отраслях права, вид юридической ответственности, которая, как правило, всегда связана с государственным принуждением. Право приостановки работником работы в указанном случае специалистами толкуется неоднозначно. Механизм осуществления права работника на отказ от работы в случае нарушения сроков выплаты заработной платы до конца не определен. Период приостановки работы можно оплачивать как «простой» не по вине работника и в зависимости от наличия в просрочке выплаты заработной платы вины работодателя. Так как ответственность работодателя за незаконное отнятие работника возможности работать, работодатель несет перед работником материальную ответственность в виде компенсирования неполученного им заработка[20,с.78].
Таким образом, гражданин, защищающий самостоятельно и восстанавливающий свое право, во многом зависит как процветание всего общества, так и благополучие каждого отдельного человека. Необходимо дальнейшее изучение и развитие института самозащиты работником своих прав, на сегодняшний день его нормы не в полной мере выполняют свою защитную функцию. Совершенствование правил, регулирующих данную сферу отношений, послужит предпосылкой эффективного развития правового государства и гражданского общества в России.