Тема 13. Право в странах Романо-германской правовой семьи (XIX- нач. XXв.)
После победы буржуазных революций укрепились новые общественные отношения, которые повлекли за собой становление нового, буржуазного права. Для буржуазного права характерны новые принципы — единство закона, юридическое равенство, законности и свободы. Унификация права - это важнейшая проблема буржуазных революций. Множественность правовых систем феодального строя препятствовала развитию торговли и установлению неограниченной частной собственности. По этим причинам необходимо было установить единое для всего государства право. По мере укрепления власти буржуазии стали формироваться единые национальные системы права.
В буржуазном обществе утверждается юридическое равенство лично свободных людей и всеобщая правоспособность, поскольку они являются предпосылками заключения особого договора. Последний играет в буржуазном государстве огромную роль.
Принцип законности неразрывно связан с принципом юридического равенства. Юридическое равенство означает не только равные права, но и равную для всех ответственность перед законом. Законность проявляется в правомерном поведении граждан и юридических лиц, что обеспечивает стабильность политических и экономических отношений.
Свобода, понимаемая в широком смысле, является также важным принципом буржуазного права. Политическая свобода понимается как основа для развития буржуазного общественного строя.
Правовые системы буржуазных государств можно разделить на две группы. К первой группе относятся континентальная (романо-германская). Они развивались в XIX в. под влиянием французского права, а в XX в. — германского права.
Первоначально эта система (семья) включала в себя правовые системы ряда стран европейского континента, унаследовавших основные понятия, конструкции, а также общий дух римского права. К этой семье относились правовые системы таких родственных "романских" государств, как Франция, Голландия, Бельгия, Испания, Италия. К этой же группе также относилась Германия, влияние права которой на континентальную систему становится особенно заметным с конца XIX и в первой половине XX в. Германский фактор, отразивший синтез варварского (германского) и римского права, стал столь существенным, что сама континентальная система стала называться романо-германской правовой семьей.
Романо-германская (континентальная) правовая семья имеет ряд структурных и технико-юридических особенностей, которые восходят еще к римскому праву и к средневековым правовым традициям. В странах континента в отличие от Англии решающую роль в создании права играла не судебная практика, а законодательные и иные нормативные акты королей, в том числе основанные на римском праве. Революции XVIII — начале XIX в, содействовали дальнейшему росту авторитета закона. Он превратился в главный источник права и стал при этом основным системообразующим фактором в континентальной правовой семье. Именно закон, а не судебная практика выступил как инструмент в создании единого национального правового порядка и единого режима законности.
В странах континентальной системы сложились специальные юридические конструкции, обеспечивающие признание верховенства закона. Закон рассматривался здесь как акт верховной власти, наделенный правом устанавливать нормы, имеющие высшую юридическую силу. На законе (конституции) основывалась и иерархия всех соподчиненных и нижестоящих по своей правовой силе нормативных актов.
С формально юридической точки зрения в континентальной системе любое решение суда должно было основываться на писаном праве, на законе, а не на предшествующих судебных решениях. Судьи в рамках континентальной системы могли лишь применять право, а не создавать его, как это делали их английские коллеги.
Другая специфическая черта континентальной системы — это кодификация, которая рассматривалась как необходимое условие отраслевой организации правовых норм.
Кодексы, по замыслу юристов XIX в., должны были дать четкое определение границ запрещенного и дозволенного.
Континентальная система права отличается от англосаксонской системы не только по своим источникам, но и по внутренней структуре, по основным правовым институтам, конструкциям, по юридической технике.
Для этой системы характерно деление права на частное и публичное. Частное право защищает интересы граждан от преступных посягательств со стороны как отдельных лиц, так и государства. Гражданское, семейное, торговое право относятся к частному праву. Публичное право защищает интересы всего общества и государства от любых посягательств. К публичному праву относятся: конституционное, международное, административное, уголовное, процессуальное. Континентальные правовые системы разграничивают право материальное и процессуальное. Закон является основным источником права. Суд не занимается установлением норм права, а лишь применяет их к конкретным случаям. Для этих систем также характерна кодификация материального и процессуального права.
Вторую группу составляют англосаксонские правовые системы. Они основываются на общем праве Англии и берут свое начало с XI в.
Английское право, уникальное по способам своего формирования, содержанию и форме, обладающее большим потенциалом саморазвития, было тем не менее слишком традиционным, национальным, а потому сложным и недоступным для рецепции, для более или менее широкого восприятия в других странах мира. В итоге англосаксонская правовая семья превратилась в мировую систему не в результате рецепции трудных для понимания английских правовых форм, а путем их трансплантации или насильственного внедрения в процессе колониальной экспансии.
На начальных этапах английской колониальной экспансии были выработаны две судебные доктрины, способствовавшие именно трансплантации, а не рецепции английского права. Согласно первой из этих доктрин, англичанин, отправляющийся за границу, "берет с собой" английское право. Тем самым, английский суд как бы гарантировал англичанину, находящемуся в английских колониях ("за морями"), сохранение всех свобод и демократических институтов, которые существовали в самой метрополии. Согласно второй доктрине, сформулированной в 1693 г. судьей Холтом, в случае освоения англичанами "незаселенных" земель местное индейское и иное туземное население не должно было приниматься во внимание как "нецивилизованное". В этих колониях считались действующими все законы Англии.
Здесь нет деления права на частное и публичное и строгого деления материального и процессуального права. Отрасли права не выделяются структурно и не кодифицированы. Судебный прецедент является основным источником права. Суд создает право при разрешении конкретных дел. Для этих систем права характерна особая терминология и наличие ряда правовых институтов, которых нет в других странах.