Государственный строй Римской республики.

Смыслом организации власти в государстве римляне видели обеспечение гражданских прав и гарантию особых свобод полноправного жителя полиса. А главной опасностью гражданской свободе они считали единоличную и исполнительную власть. Верховная власть народа как коллективного правителя государства была закреплена в верховных политических и законодательных правах народных собраний.

Народные собрания были 3 видов:

1. Куриатные комиции. К компетенции собрания относилось формальное предоставление должностным лицам, избранным на центуриатных комициях, высшей власти – империума.

2. Трибутные комиции. На них избирались некоторые должностные лица и принимались некоторые законы.

3. Центуриатные комиции. Это был главный вид народного собрания. На них избирали высших магистратов (должностных лиц), принимались законы, объявлялись войны.

Центральным учреждением республики был сенат, который:

Осуществлял надзор за храмами и священными местами.

Занимался финансовым управлением.

Обеспечивал соблюдение безопасности в городе.

Был главным органом военно-организационного управления.

Ведал международными отношениями.

Управлял провинциями.

Рассматривал законодательные предложения магистратов, которые они вносили в народные собрания.

Исполнительная власть в республике принадлежала должностным лицам – магистратам. Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные (не обычные).

Ординарные магистратура характеризуют следующие черты:

1. Отсутствие законодательных полномочий при широких правах в административной и судебной сферах.

2. Выборность.

3. Коллегиальность.

4. Срочность.

5. Безвозмездность исполнения должностных обязанностей.

6. Ответственность.

7. иерархичность

Во главе всех магистратур стояли 2 консула. Они избирались на центуриатных комициях сроком на 1 год. Они осуществляли высшую административную власть и командовали войском. Они руководили деятельностью сената, созывали народные собрания.

Преторы управляли городом в отсутствие консулов. По поручению сената они могли командовать армиями, руководили судопроизводством. Они могли издавать общеобязательные постановления, при помощи которых могли решать дела при отсутствии закона, тем самым, создавая новые нормы права (преторское право).

Квесторы под контролем сената заведовали казной, расследовали некоторые уголовные дела.

Эдилы осуществляли главным образом полицейские функции в городе.

Народные трибуны – это были плебейские магистраты. Их главная задача – обеспечение гражданского равенства и прав плебеев в то время, когда в высших органах власти доминировали патриции. Они могли накладывать вето на решения сената, магистратов и даже народных собраний. Личность трибуна считалась неприкосновенной.

Существовало ещё более 20 низших магистратов.

В этот период Рим переходил к единоличной власти. Наиболее значимый магистрат – диктатор. Он назначался одним из консулов по требованию сената сроком до полугода и ему подчинялись все ординарные магистратуры. Диктатор не обладал законодательной властью, но имел неограниченные судебные и административные полномочия. Сам он не нес ответственности за свои действия.

Военная организация республики основывалась на всеобщей воинской повинности. Граждане с 17 до 46 лет обязаны были по центуриям присутствовать на военных сборах и выступать в поход, а дезертирство наказывалось изгнанием или смертью.

К концу 2 века до.н.э обозначился кризис республиканской государственности. Важнейшим событием периода гражданских войн стала военная реформа консула Мария в 107 году до н. э, в ходе которой была создана наемная армия. Государство взяло на себя содержание войска и благосостояние воина зависело почти целиком от полководца. Эта реформа открыла путь к установлению военной диктатуры.

Первым этапом становления новой власти стала диктатура Суллы с 82 по 79 год до н.э. Для выхода из кризиса сенат предоставил Сулле исключительные полномочия. Сулла получил диктаторство пожизненно с правом издавать закон. Кроме того, специальный закон установил полную власть Суллы в отношении римских граждан. Были сокращены полномочия народных трибунов и некоторых магистратов. На волю было отпущено 10 тысяч рабов с предоставлением им гражданства, что создало новую социальную базу для диктатуры. Вторым этапом установления новой власти была военная диктатура Юлия Цезаря с 45 по 44 год до н.э Цезарь сосредоточил в своих руках полномочия большинства магистратур. Были сокращены полномочия сената, деятельность народных собраний, однако в 44 году до н. э Цезарь, который собирался провозгласить себя императором, был убит в результате заговора. В длительной борьбе за власть победу одержал Октавиан Август. Его правление с 30 по 14 год до н. э стало завершающим этапом становления нового строя. Октавиан закрепил за собой звания императора, должности консула, цензора и т.д. 27 год до н.э. считается датой окончательного закрепления власти Октавиана.



Наши рекомендации