Вопрос 1. Предмет, метод и периодизация истории государства и права зарубежных стран
Вопрос 1. Предмет, метод и периодизация истории государства и права зарубежных стран
ИГПЗС - является историко-правовой наукой, она считается преимущественно юридической наукой.
Предметом всеобщей истории государства и права являются закономерности образования и развития государств и правовых систем отдельных стран со времени их возникновения и до наших дней.
Многие исследователи рассматривали историю как совокупность отдельных цивилизаций, каждая из которых существует в своем пространстве и своем времени. Примером такого обобщения истории была периодизация, основанная на марксистском учении «О социально-экономической формации».
- рабовладельческая
- феодальный
- буржуазный
- период общего кризиса капитализма
- начало социалистического общественного строя
В основу изменения государственного устройства и права был положен критерий социально-экономического строя общества и упрощенное деление общества на антагонистические классы. В последние годы ведется поиск новых подходов, которые основаны на анализе не только объективных, независимых от воли людей производственных отношений, но и связи субъективных, личностных, что привело к появлению в отечественной науке понятия «цивилизация». Сторонники цивилизационного подхода к истории ставят на первое место человека. Цивилизационный подход стал признаваться также в результате невозможности уложить в формационную схему историю ряда обществ и государств и, в первую очередь, Древневосточных государств.
История государства и права древнего мира можно разделить на две основные государственно-правовые модели: 1.древневосточную и 2.античную. К древневосточной государственно-правовой модели относятся: Древний Египет, Вавилон, Древняя Индия, Китай и государства, существовавшие в IV тысячелетии д.н.э – первой половине первого тысячелетия н.э на территории Африканского и Азиатского континентов.
К античной государственно-правовой модели относятся: государства Древней Греции, Древний Рим.
В настоящее время наибольшее признание получила следующая периодизация:
- История Древневосточного государства и права (IV-I тысячелетие до н.э.)
- История Античного государства и права (вторая воловина I-го тысячелетия до н.э. – первая половина I-го тысячелетия н.э.)
- История средневекового государства и права (середина I-го тысячелетия н.э. – 17 век)
- История государства и права нового времени (17 век – начало 20 века)
- История государства и права новейшего времени (начало 20 века – наше время)
Вопрос 2. Древневосточная деспотия как форма государства стран древнего востока
Древневосточные цивилизации по своему характеру были рабовладельческие. Основной источник рабства – плен, поэтому очень долго рабы являлись государственной собственностью и использовались в основном на масштабных общественных работах. Эти государства были Древневосточного типа или, как их часто называют, Древневосточной деспотии. Культ единоличной власти – деспотизм приоритетом общества над человеком. Основой Восточного деспотизма являлась бесконтрольности администрации, которая управляла всем обществом, включая и экономику.
Необходимыми условиями существования такой власти были:
Господство государственной и общественной собственности на землю
Общественных работ
Военная
Финансовая
Важной частью государственного механизма была армия, которая состояла из пехоты, конницы и боевых слонов. Войско было регулярным и многочисленным. Во время войны собиралось ополчение из Вайшии и Шудр.
Территория государства делилась на провинции, во главе которых стояли родственники императора. Провинции в свою очередь делились на округа и селения. Общины управлялись представителями царя - старостами, а важнейшие вопросы решались общинным собранием или советом старейшин. Существовали царские, общинные и кастовые суды.
Источники права древней Месопотамии. Общая характеристика Законы царя Хаммурапи.
Регулирование имущественных отношений по законам Ману.
Право Спарты
В Спарте преобладало неписанное обычное право. Долгое время сохранялось общинная собственность на землю. Земля была разделены на наделы, которые нельзя было отчуждать. В то же время признавалось право передачи земли по наследству. Наследование по завещанию отсутствовало. Только в 4 веке до н.э. стало допускаться дарение и завещание жомов и земельных участков. Продажа по-прежнему не допускалась. Однако дарение создавало условия для перехода имущества из рук в руки. Право собственности на движимое имущество ограничивалось личным пользованием. Законы запрещали спартиатам торговлю и обмен, приобретение предметов роскоши. Рабы являлись коллективной собственностью. Обязательственное право в силу особенности общественного строя отличалась неразвитостью. Основной формой договора был устный договор, а обязательственные отношения были развиты в среде периэков. Особенностью являлось непризнание правоспособности иностранцев. Им запрещалось проживать на территории Спарты и ввозить предметы роскоши. В тоже время спартиатам запрещалось под страхом смерти жить за пределами государства. Специфическим было и брачно-семейное право.
Главной целью семьи являлось непрерывное воспроизводство здорового мужского населения – будущих граждан и воинов. В Спарте существовал парный брак, однако он был видоизменен государством в соответствии с местными обычаями и во многом напоминал групповой брак. Например, братья могли иметь общую жену, считалось возможным предоставлять жену постороннему мужчине, если от него можно было ждать здорового потомства. Существовала упрощенная процедура расторжения бездетного брака. Нормы уголовного права ограничивались указаниями на наказуемость тех или иных деяний. А размер наказания зависел полностью от судей. Самыми тяжкими считались преступления против государства и воинские преступления. Слабо регламентировались имущественные преступления и против личности. В качестве наказаний практиковались штрафы, изгнания, смертная казнь, атимия – лишение политических и гражданских прав. Илотов убивали без суда и следствия. К периэкам также применялось внесудебная расправа.
Функции совета пятисот.
1. Контроль за деятельностью должностных лиц.
2. Распоряжение государственным имуществом.
3. Государственное строительство.
4. Отношения с другими странами.
5. Подготовка вопросов на народное собрание.
В гелиэю избирались граждане всех четырех разрядов. Ежегодно по жребию избирались 5 тысяч судей и тысяча запасных судей. Гелиэя заседала не менее 300 раз в год. В дни судебных заседаний определялась коллегия из 500 судей, которые заранее не знали, какое дело будут рассматривать. Адвокаты не допускались, но появляются так называемые логографы – это были лица, которые обладали знанием законов и ораторским искусством, и они за плату составляли речи для клиентов. Те, кто участвовал в суде заучивали эти тексты и произносили в суде. Гелиэя разбирала частные жалобы граждан и метеков, дела о преступлениях против государства, дела союзных государств. Решения принимались простым большинством голосов и были окончательными.
Коллегия Архонтовсохранила полномочия по религиозным и семейным делам.
Стратеги- командовали армиями и флотом, ведали внешне политическими делами..
Право собственности.
Основой расцвета Афинского общества и государства является античная форма собственности, которая базируется на сочетании частной и государственной собственности. Основные средства производства – земля и рабы – находились в частной собственности. В свою очередь государственная собственность удовлетворяла не только нужды государства, но и объединяла всех граждан в единый класс рабовладельцев, так как доходы от неё распределялись в разных формах между гражданами. Однако собственности, как абсолютного права в Афинах не существовало. Главным считался фактор владения, фактическое обладание имуществом с правом распоряжения, поэтому главными стали нормы, обеспечивающие публичные гарантии неприкосновенности движимого и недвижимого имущества2-ве категории собственности
1. видимой- дом, скот, рабы
2. невидимой- деньги
Обязательственное право.
Различалось два вида обязательств: обязательства, возникающие из деликта и обязательства, возникающие из договоров. Невыполнение обязательств до реформы Солона влекло за собой личную ответственность должника. Позднее, в качестве средств обеспечения договорных обязательств сохранялся задаток, залог и поручительство.
Виды договоров.
1. Договор купли-продажи.
2. Договор найма.
3. Договор личного найма.
4. Договор займа.
5. Договор поклажи (хранения).
6. Договор товарищества.
Брачно-семейные отношения.
Вступление в брак являлось обязанностью гражданина, невыполнение которой влекло всеобщее осуждение.
Различалось две формы заключения брака:
1. Обычный договор жениха с отцом.
2. Заключение брака перед должностным лицом или судом (только при выдачи замуж девушки наследницы).
Глава семьи имел право контролировать поведение, деятельность жены, воспитывать детей и право на развод в любое время. Муж был обязан вернуть жене приданное, если развод не был вызван изменой жены.
Браки между кровными родственниками распространены (дядя и племянница)
отец мог лишить детей наследства:
1. нарушение отцовской воли
2. расточитель отцовского имущества
имущество всегда оставалась в роду, дочь наследницей не являлась.
Преступление и наказание.
В этих вопросах сохранялись пережитки родового строя, например, убийство рассматривалось как дело, интересующее родственников убитого, а не государственные органы. Допускалась сделка родственников убитого и убийцы о вознаграждении. Если родственники возбуждали дело против убийцы, то иск носил характер частного обвинения, а не государственного.
Наиболее тяжкими преступлениями считались:
1. Государственные преступления, которые понимались как нанесение ущерба не только государству, но и всему гражданскому коллективу. Особенно выделялись измена, обман народа, ложное доносительство.
2. Преступления против личности и имущества.
При наиболее серьезных преступлениях (государственная измена, убийство, безбожие) назначалась смертная казнь. Обычными наказаниями для свободных были штрафы и конфискация, а также атимия, то есть лишение гражданских и политических прав. По отношению к свободным запрещалось применение телесных наказаний.
Судебный процесс.
Судебный процесс носил состязательный характер. На судебные решения можно было апеллировать к гелиэи (суд присяжных). Решения гелиэи были окончательными.
Дике- по заявителю потерпевшей стороны, мог быть завершён досрочно.
Граже- по заявлению любого гражданина, независимо затронуты его интересы или нет, обязательно доведён до конца.
Образование государства в древнем Риме. Реформы Сервия Тулия.
Рим образовался как полисное государство. Племенная организация оставалась определяющей для Рима на весь ранний период государственности. В этот период было 3 племени – трибы. Каждое племя разделялось на 10 общин – курий (30 общин). А каждая курия делилась на 10 родов (300 родов). Основной единицей раннеримского общества и государственного уклада был род. В него входили лица, обладающие общим именем и происходящие от свободных родителей. Принадлежность к роду являлось вариантом статуса полноправного гражданина. Род был также субъектом землепользования. Внутренне род подразделялся на семьи – фамилии. Во владение семьи находились дом, скот, оружие, небольшой участок земли.
Реформы Сервия Туллия.
Важным шагом в формировании государства стали реформы, проведенные в 6 веке до н.э. царем Сервием Туллием. Он установил деление римских граждан по территориальному и имущественному признакам.
1. Были созданы 21 территориальная триба (племя), в результате чего внутри триб оказались объединены жители соседских и родовых общин, патриции и плебеи, что привело к ослаблению влияния родовой знати.
2. Каждые 4 года стала проводиться перепись граждан и их имущества. На основании переписи, все население, включая патрициев и плебеев, делилось на 6 имущественных разрядов.
Разделение населения по имущественному цензу имело огромное военное и политическое значение. Прежде всего, оно было использовано для новой организации вооруженных сил. Каждый разряд должен был выставлять определенное количество вооруженных центурий. 1 разряд выставлял 80 центурий тяжеловооруженной пехоты. Второй и третий разряды по 20 центурий пехоты с облегченным вооружением. 4 разряд 20 центурий и пятый разряд 30 центурий легковооруженной пехоты. 6 разряд выставлял 5 центурий ремесленников и музыкантов. Наиболее богатые граждане, имущество которых превышало стоимость имущества граждан 1 разряда, выставляли 18 центурий всадников. После реформы вооруженные силы составили основу публичной власти и окончательно перестали совпадать со всем римским народом.
Политическим следствием реформ стало появление 2 новых видов народных собраний:
1. Трибутные комиции
2. Центуриатные комиции
Центуриатные комиции стали высшим органом власти. На них принимались законы, избирались должностные лица, объявлялись войны. Каждая центурия имела 1 голос. Из 193 центурий – 98 составляли самые богатые граждане. Они голосовали первыми и если их мнение совпадало, то вопрос решался решенным. Реформы Сервия Туллия фактически разрушили первоначальный сословный строй Рима и способствовали дальнейшему формированию государства.
Государственный строй.
В XII веке происходит государственная централизация. Расширяется королевский домен, то есть личные владения короля и формируется государственная администрация. Устанавливается порядок фамильного престолонаследия.
Выросло число прямых вассалов короля, а к XIII веку все жители в королевстве считались подданными короля. Основным учреждением был королевский двор, который составляли вассалы короля. Он являлся политическим советом короля и являлся королевским судом. Королевский двор обладал внутренней иерархией, где на первом месте были члены королевской семьи, но с XIII века королева и наследник престола отстраняются от государственных дел. После членов королевской семьи в иерархии следовало окружение короля и должностные лица.
Наиболее важной фигурой был сенешал – это был командующий армией и начальник администрации. Дела короля велись камердинером, но с середины XII века на главное место в администрации выходит канцлер, которому перешли функции сенешала.
В середине XI века начинается организация местной администрации.
Домен делился на округа, которые назывались превотажи, Они ведали сбором налогов, осуществляли административно-судебные функции в округе. Затем для общего надзора на места стали посылать бальи. Каждому бальи назначался особый округ, который назывался бальяж, он включал в себя несколько превотажей.
В середине XIII века Людовик IX проводит ряд реформ, направленных на изменение феодально-сеньориального режима.
Реформы Людовика IX.
1. Военная реформа. Людовик запретил вести любые войны в королевском домене. На остальной территории государства устанавливались так называемые 40 дней
2. Административная реформа. Создается институт королевских следователей, которые на местах контролировали деятельность бальи и расследовали обвинения.
3. Финансовая реформа. На территории домена вводилась единая королевская монета и запрещалось хождение денег других феодалов, а в графствах и герцогствах хождение королевской монеты было обязательным, что привело к росту королевских доходов. Было сформировано специальное финансовое ведомство – счетная палата.
4. В 1260 году было положено начало организации высшей юстиции. Был создан парижский парламент – постоянно действующий королевский суд, куда обращались с исками кассационными жалобами феодалы и население городов. В судебную практику входит и письменная процедура, заимствованная из римского права.
Духовенство.
Объединение духовенства в сословие было связано с победой королевской власти в конфликте с римскими папами за политическое верховенство. В течение века римские папы находились в прямой зависимости от французских королей. Резиденция пап была перенесена из Рима во французский город Авиньон, из чего королевская власть извлекла не мало пользы. Французское духовенство должно было жить по законам королевства и рассматривалось как часть французской нации ранее духовенство подчинялось римским папам. Короли присваивали часть доходов церкви, сократился круг лиц, попадавших под духовную юрисдикцию. Вместе с тем, за духовенством закрепились важнейшие привилегии: право получать десятину, пожертвования, оно сохранило налоговый и судебный иммунитет. Духовенство занимало высокие посты в управлении.
Дворянство.
Дворянство объединило всех светских феодалов, которые рассматривались уже не как вассалы короля, а как его слуги. Дворянство было замкнутым и наследственным сословием. Покупка поместий лицами незнатного происхождения теперь не давала им дворянского звания. Дворянство сохранило свою основную привилегию: исключительное право собственности на землю с правом передачи по наследству. Дворяне также не платили налогов.
Третье сословие.
Третье сословие включало городское население и крестьян-цензитариев. Это сословие не имело личных привилегий и имущественных прав вообще и не было защищено от произвола королевской администрации. Третье сословие несло основное бремя налогов.
Реформы Генриха II. после смерти Генриха 1 в стране началась феодальная смута. Опасность распада страны была преодолена королем Генрихом 2 (1154-1189 гг. правления). Проведенная им военная и судебная реформы, значительно укрепили королевскую власть и подорвали могущество феодальной знати.
Судебная реформа. Судебная реформа проводилась путем изъятия отдельных исков из сеньориальных судов и передачей их в королевские суды. Король издавал ассизы, то есть королевский приказ о рассмотрении иска. Ассизами из сеньориальной юрисдикции были изъяты все уголовные дела и часть исков о земельной собственности. Этим был нанесен сильный удар по иммунитетным правам феодалов. Королевская курия стала постоянно действующим судебным органом. Она занималась делами кассационного характера и частью исками о собственности. Из королевской курии в начале 13 века выделяются:
Суд королевской скамьи, рассматривающий уголовные дела.
Суд общих тяжб, рассматривающий гражданские дела.
Суд казначейства, который рассматривал иски, где одной из сторон было государство.
Был введен институт присяжных обвинителей. В каждой сотне назначались 12 человек, а в деревне – 4 человека, которые были обязаны давать шерифу или королевскому судье указ на лиц, уличенных в преступлении. На таком основании правонарушителя арестовывали и предавали суду. В дальнейшем, присяжные обвинители превращаются в присяжных заседателей, которые выносили обвинительный или оправдательный приговор.
В 14 веке возникает институт мировых судей. Эта должность замещалась рыцарским сословием без вознаграждения.
2. Военная реформа. Генрих II делает попытку создать постоянное войско. Для этого он стал освобождать рыцарей от военной службы. За это они платили военный или щитовой налог. За эти деньги король нанимал рыцарей на постоянную военную службу. Это приводит к тому, что английское рыцарство стало рано освобождаться от военно-феодальной службы и превращаться в мирных сельских хозяев.
Последние годы царствования Генриха II прошли в обстановке борьбы с баронской и церковной оппозицией.
39. Великая Хартия Вольностей 1215 года
При сыновьях Генриха II происходит ослабление королевской власти. Ричард львиное сердце почти не жил в Англии и был занят крестовыми походами, а второй сын – Иоанн Безземельный терпел неудачи в войне с Францией. Кроме того, он вмешался в выборы нового архиепископа и в результате вступил в конфликт с римским папой. Папа отлучил Иоанна от церкви и запретил богослужения по всей Англии. Оказавшись под угрозой потери престола, Иоанн признает себя вассалом папы и уплачивает большие суммы в папскую казну. Многочисленные налоги и сборы заставили баронов, рыцарей и горожан выступить против короля.
В 1215 году начинается восстание, король был захвачен в плен и был вынужден подписать Великую Хартию Вольностей, в которой устанавливались соответствующие права и льготы для каждого сословия.
1. Хартия подтверждала существование ранней свободы и привилегии духовенства и церкви и прежде всего свободу церковных выборов. Хартия закрепляла привилегии лордов и всего дворянского сословия. Баронские ленны объявились свободно наследуемыми владениями.
2. Восстановились права баронов по отправлению правосудия. Запрещалось по инициативе короля переносить иски из сеньориального суда королевский. Хартия устанавливала перечень случаев, в которых бароны были обязаны оказывать королю денежную помощь: это выкуп короля из плена, посвящение в рыцари старшего сына и выдача замуж первой дочери. Все остальные сборы могли уплачиваться только с согласия Совета Королевства.
3. В состав Совета Королевства вошли: архиепископ, епископы, аббаты, графы и старшие бароны, которые приглашались в Совет персональным письмом короля. Всех других держателей земли от имени короля приглашали через шерифов. Таким образом в совете были представлены все королевские вассалы.
4. Хартия ограничивала злоупотребления королевских судов. Налагаемые штрафы должны были соответствовать характеру и тяжести совершенного правонарушения. Штрафы не должны были разорять и не лишать источников существования правонарушителя.
5. Хартия содержала в себе гарантии неприкосновенности личности. В Великой Хартии Вольности говорилось, что ни один свободный человек не будет арестован, заключен тюрьму, объявлен вне закона или изгнан, не иначе, как только по законному приговору его пэров или по закону страны. Право неприкосновенности остального свободного населения гарантировалось Королевским судом, состоящим из присяжных заседателей с его гласным и устным судопроизводством.
6. Хартия закрепляла права и привилегии горожан. Город Лондон, который являлся королевским вассалом, получал соответствующие льготы. Отменялись феодальные ограничения торговли, в частности торговые пошлины, установленные баронами. Устанавливалось единообразие мер и весов по всему королевству и т.д.
7. Хартия предусматривала гарантии достигнутых вольностей и привилегий. Баронам предоставлялось право избрание комиссии для наблюдения за исполнением Хартии. Если король допускал нарушения Хартии, то комиссия имела право делать предупреждение. Если же король игнорировал предупреждение, то бароны могли прибегнуть к военной силе. Почти сразу же после принятия Великой Хартии Вольности король отказался от нее, снова началось вооруженное противостояние между королем и его вассалами, прерванное смертью Иоанна в 1216 году.
40. Английский абсолютизм.
Оформление абсолютизма в Англии происходило в более ранний период чем во Франции. Это было обусловлено особенностями расстановки политических сил в Англии в конце 15-начале 16 вв.
Социально базой абсолютизма являлось прежде всего мелкое и среднее дворянство. Третье сословие обладало значительным экономическим и политическим влиянием. Палата Общин в начале 16 века значительно укрепила свои позиции, а Палата Лордов ослабла. При поддержке Парламента король Генрих 8 провел одну из самых крупных в истории реформ Англии – отделение Англиканской церкви от Рима и секуляризацию монастырской собственности. Таким образом, в отличие от стран континентальной Европы английский абсолютизм мирился с существованием Парламента, как представительным учреждением. Парламент в силу своего социального состава являлся опорой королевской власти. Особенностью английского абсолютизма является сохранение в Англии в отличии от континентальной Европы местного самоуправления. Остаются неизменными институты суда присяжных, мировых судей, выборных шерифов, поскольку на эти должности избиралось мелкое и среднее дворянство, буржуазия, которые были опорой королевской власти. Другой особенностью было отсутствие постоянной наемной армии. В то же время систематически усиливается военный флот, который обеспечивал безопасность страны и был мощным средством проведения колониальной и торговой политики.
Высшим органом управления был Тайный Совет.
Вопрос 1. Предмет, метод и периодизация истории государства и права зарубежных стран
ИГПЗС - является историко-правовой наукой, она считается преимущественно юридической наукой.
Предметом всеобщей истории государства и права являются закономерности образования и развития государств и правовых систем отдельных стран со времени их возникновения и до наших дней.
Многие исследователи рассматривали историю как совокупность отдельных цивилизаций, каждая из которых существует в своем пространстве и своем времени. Примером такого обобщения истории была периодизация, основанная на марксистском учении «О социально-экономической формации».
- рабовладельческая
- феодальный
- буржуазный
- период общего кризиса капитализма
- начало социалистического общественного строя
В основу изменения государственного устройства и права был положен критерий социально-экономического строя общества и упрощенное деление общества на антагонистические классы. В последние годы ведется поиск новых подходов, которые основаны на анализе не только объективных, независимых от воли людей производственных отношений, но и связи субъективных, личностных, что привело к появлению в отечественной науке понятия «цивилизация». Сторонники цивилизационного подхода к истории ставят на первое место человека. Цивилизационный подход стал признаваться также в результате невозможности уложить в формационную схему историю ряда обществ и государств и, в первую очередь, Древневосточных государств.
История государства и права древнего мира можно разделить на две основные государственно-правовые модели: 1.древневосточную и 2.античную. К древневосточной государственно-правовой модели относятся: Древний Египет, Вавилон, Древняя Индия, Китай и государства, существовавшие в IV тысячелетии д.н.э – первой половине первого тысячелетия н.э на территории Африканского и Азиатского континентов.
К античной государственно-правовой модели относятся: государства Древней Греции, Древний Рим.
В настоящее время наибольшее признание получила следующая периодизация:
- История Древневосточного государства и права (IV-I тысячелетие до н.э.)
- История Античного государства и права (вторая воловина I-го тысячелетия до н.э. – первая половина I-го тысячелетия н.э.)
- История средневекового государства и права (середина I-го тысячелетия н.э. – 17 век)
- История государства и права нового времени (17 век – начало 20 века)
- История государства и права новейшего времени (начало 20 века – наше время)