Управление охраной труда: государственные органы исполнительной власти, службы охраны труда у работодателя, комитеты (комиссии) по охране труда.
Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда, и другими федеральными органами исполнительной власти. Правительство РФ осуществляет и распределение полномочий федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда. Федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда, является Министерство труда и социального развития РФ. Полномочия этого Министерства в области охраны труда значительно расширены. Так, в соответствии со ст. 11 Закона об охране труда все федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать свои решения, а также координировать свою деятельность с Минтрудом России.
Структура службы охраны труда в конкретной организации зависит как от особенностей деятельности организации, так и от численности ее персонала.
В целях обеспечения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью работников более 100 человек создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. В организации с численностью менее 100 работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации.
При отсутствии в организации в силу ее малочисленности службы охраны труда работодатель заключает договор со специалистами или структурами, оказывающими услуги в данной области.
В организациях, где служба охраны труда создана, структура этой службы и численность ее работников определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда. Кроме того, субъекты РФ издают свои нормативные акты - рекомендации для работодателей по охране труда.
Так, в организациях с численностью более 10 работников по инициативе работодателя или работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.
89. Особенности охраны труда слабозащищенных категорий работников (женщин, молодежи, инвалидов).
Специальные нормы об охране труда женщин и лиц с семейными обязанностями, закрепленные в гл. 41 ТК, предусматривают, во-первых, охрану труда всех работающих женщин, во-вторых, охрану труда в связи с материнством. Общими для всех являются нормы, ограничивающие труд женщин на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда согласно особому Перечню <*>, а также предельно допустимые нагрузки при подъеме и перемещении тяжестей вручную.
Особое внимание уделяется вопросам охраны труда несовершеннолетних. Лица, не достигшие 18 лет, в трудовых правоотношениях приравниваются к совершеннолетним. Вместе с тем в интересах охраны их здоровья устанавливаются дополнительные гарантии и льготы, закрепленные в гл. 42 ТК.
Запрещается применение труда несовершеннолетних на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами). Перечень таких работ утверждается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений <*>. Кроме того, несовершеннолетние не могут привлекаться к работам: а) выполняемым вахтовым методом; б) по совместительству; в) связанным с обслуживанием материальных ценностей и предполагающим заключение договора о полной материальной ответственности.
--------------------------------
Запрещается переноска и передвижение несовершеннолетними тяжестей, превышающих установленные для них предельные Нормы <*>. Лица моложе 21 года принимаются на работу лишь после предварительного обязательного медицинского осмотра, осуществляемого за счет средств работодателя, а в возрасте до 18 лет подлежат обязательному ежегодному медицинскому осмотру. Повышенные гарантии установлены при увольнении несовершеннолетних по инициативе работодателя. Помимо соблюдения общего порядка на их увольнение требуется согласие государственной инспекции труда субъекта РФ и районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних (ст. 269 ТК). В условиях рыночной экономики вместо планов по трудоустройству вводится гибкая система квотирования (бронирования) рабочих мест. Отказ в приеме на работу в счет квоты запрещается и может быть обжалован в суд.
--------------------------------
В трудовом законодательстве устанавливаются специальные правила о трудоустройстве инвалидов, льготы и гарантии в области рабочего времени и времени отдыха. В соответствии с Законом о защите инвалидов гарантии трудовой деятельности предоставляются инвалидам федеральными законами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда (ст. 20). Особенно важно установление в организациях (независимо от форм собственности) квоты для приема на работу и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Так, в организациях, численность работников которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников, но не менее 3%.
Значительный вклад в улучшение условий и охраны труда вносят Федеральные целевые программы <*> и соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ.