ЛЕКЦИЯ № 6.: «Собственность в МЧП»
1. Институт права собственности и коллизионные вопросы
Собственности.
Правовой режим иностранных инвестиций.
Регулирование иностранных инвестиций в свободных экономических зонах.
Правовое положение российской собственности за рубежом.
- Институт права собственности и коллизионные вопросы собственности.
Как главный институт любой правовой системы право собственности регулируется в основном нормами гражданского права. В объективном смысле право собственности – это система правовых норм, определяющих границы возможных действий лиц по присвоению, владению, пользованию и распоряжением вещами, не исключенными из гражданского оборота. В субъективном смысле право собственности – это юридическая возможность для лица владеть, пользоваться и распоряжаться присвоенным имуществом по своему усмотрению и в рамках, установленных законодательством. Согласно пункту 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
С учетом особенностей имущества различают право собственности на движимость (movables) и недвижимость (immovables). Хотя такая классификация имеется во всех правовых системах, однако право различных государств по-разному определяет юридическую квалификацию вещи, например, по английскому праву собственник таких движимых вещей, как документы, удостоверяющие правовой титул на землю, отделимые принадлежности недвижимости, рыба в водоеме и ключ от дома, рассматривается как имеющий интерес в недвижимости (лицо, обладающее недвижимостью). Напротив, во Франции сельскохозяйственные орудия, инструменты, сырье относятся к недвижимым вещам. Поэтому правомерен вопрос, какое же право должно быть применено, если одной системой права имущество рассматривается как движимость, а другой как недвижимость. Такой же вопрос можно поставить и в отношении момента перехода права собственности (подписание договора или фактическая передача вещи).
Этот вопрос решается с помощью одного основополагающего принципа – законом места нахождения вещи (lex rei sitae). По нему, прежде всего, определяется, может ли быть данного рода вещь предметом права собственности или иного вещного права, а также устанавливается объем вещных прав, порядок их возникновения, перехода и прекращения. Согласно статье 1205 ГК РФ содержание права собственности и иных вещных прав на недвижимое и движимое имущество, их осуществление и защита, а также принадлежность имущества к недвижимым или движимым вещам определяются по праву страны, где это имущество находится, то есть закрепляется закон «lex rei sitae».
В отношении права собственности на движимое имущество появляются два основных коллизионных вопроса: - какой закон регулирует переход права собственности, если вещи приобретена в собственность не в той стране, где она находится, и – каким законом определяется объем прав собственника, если вещь приобретена за границей или принадлежит иностранцу. До середины 19 века права на движимые вещи (право требования, ценные бумаги, личные вещи, транспортные средства) определялись по личному закону собственника по принципу «движимость следует за лицом», что вызывало определенные трудности и затрудняло торговый оборот. В настоящее время практически во всех странах Европы действует закон места нахождения вещи также и в отношении движимых вещей.
Согласно статье 1206 ГК РФ возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на имущество определяется по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для возникновения либо прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не предусмотрено законом. В отношении же находящегося в пути движимого имущества пункт 2 этой статьи предусматривает, что возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав при заключении сделок определяется по праву страны, из которой это имущество отправлено, если иное не предусмотрено законом, то есть здесь нет соглашения сторон.
При возникновении права собственности на имущество в силу приобретательной давности согласно статье 234 ГК РФ (добросовестное, открытое и непрерывное владение недвижимостью в течение 15 лет, а иным имуществом – в течение 5 лет) такое право определяется по праву страны, где имущество находилось в момент окончания срока приобретательной давности (пункт 3 статьи 1206 ГК РФ).
В отношении права собственности на суда и космические объекты, подлежащие государственной регистрации, то есть на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, применяется право страны, где эти суда и объекты зарегистрированы (статья 1207 ГК РФ).
- Правовой режим иностранных инвестиций.
Согласно абзацу 2 статьи 2 Закона об иностранных инвестициях в РФ 1999 года иностранная инвестиция – это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с фискальными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной собственности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.
Инвестиции могут иметь имущественный и неимущественный характер. Под неимущественными инвестициями понимаются права на литературные и художественные произведения, в том числе звукозаписи; права на изобретения, промышленные образцы, топологии интегральных схем; специфические технологические сведения (ноу-хау), секреты производства, конфиденциальную коммерческую информацию, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, то есть все, что входит в понятие интеллектуальной собственности. Все остальные инвестиции относятся к имущественным инвестициям, которые характеризуются материальным выражением, то есть финансы, материальные ценности, вещные права.
Исходя из другого критерия, можно определить иностранные инвестиции как материальные и нематериальные ценности, принадлежащие юридическим и физическим лицам одного государства и находящиеся на территории другого государства с целью извлечения прибыли. Под этим критерием понимается участие или неучастие инвестора в управлении объектом инвестирования и в соответствии с ним инвестиции могут быть прямыми и косвенными (портфельными). Прямые инвестиции осуществляются путем создания совместных предприятий и предприятий, полностью принадлежащих иностранному инвестору. В этих случаях иностранные инвесторы прямо и непосредственно участвуют в управлении компанией. При косвенных инвестициях такого участия нет, инвесторы получают дивиденды на акции и ценные бумаги, то есть на капитал, вложенный в эти предприятия в денежной форме.
В зависимости от источника финансирования иностранные инвестиции можно разделить на государственные, которые оформляются в виде кредитов и займов самими государствами и международными организациями (МБРР, МВФ, ЕБРР и др.) и на частные, которые осуществляются иностранными физическими и юридическими лицами. Правовое регулирование инвестиционных отношений включает в себя международно-правовое регулирование путем заключения международных договоров и внутригосударственное, в основе которого лежит национальное законодательство принимающего государства.
Международные договоры могут быть многосторонними (Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 года), региональные международные договоры (Конвенция СНГ о защите прав инвестора 1997 года) и двусторонние соглашения по вопросам защиты иностранных инвестиций, устранению двойного налогообложения и т.д. В соответствии с Вашингтонской конвенцией 1965 года при МБРР был создан Международный центр по урегулированию инвестиционных споров между государствами и частными иностранными инвесторами (МЦУИС). При этом споры разрешаются путем проведения примирительной процедуры, либо путем арбитражного производства.
Однако более действенным механизмом защиты иностранных инвестиций является страхование. Согласно Сеульской конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 года (МИГА) иностранным инвесторам предоставляются гарантии от некоммерческих рисков путем страхования. К ним относятся риски, связанные (1) с переводом валют (ограничения на перевод валюты и прибыли за границу); (2) с экспроприацией (инвестор лишается права собственности на свои инвестиции);
(3) нарушение договора (отказ государства-реципиента от договора); (4) с риском войны и гражданских беспорядков.
Кроме традиционных некоммерческих рисков Конвенция также предусматривает покрытие риска нарушения договорного обязательства, взятого правительством принимающего государства по отношению к инвестору, или отказа от такого обязательства. Но агентство может выплатить компенсацию при условии, что нет органа, к которому инвестор мог бы обратиться с иском по договору против правительства принимающего государства, или обращению к такому органу препятствует неразумная задержка, как она определена в договоре о гарантии, или после вынесения окончательного решения в свою пользу иностранный инвестор не может добиться его исполнения. Застраховать свои инвестиции может любой инвестор, кроме той страны, в экономику которой вкладываются средства, однако это исключение не распространяется на гражданина принимающей страны или на ее юридическое лицо.
В качестве примера региональных соглашений можно привести Соглашение стран СНГ «О сотрудничестве в области инвестиционной деятельности» от 24 декабря 1993 года, по которому иностранными инвесторами могут быть юридические и физические лица государств-участников, также сами государства и расположенные в пределах их территории государственные и административно-территориальные образования. Соглашение гарантирует иностранным инвесторам выплату адекватной и эффективной компенсации в случае национализации, беспрепятственный перевод участникам прибыли от инвестиционной деятельности, освобождение от таможенных пошлин и налогов на имущество, ввозимое из других государств в качестве вклада в уставный капитал предприятия и предназначенное для собственного материального производства, право пользования землей, включая ее аренду, и иными природными ресурсами.
В развитие указанного регионального соглашения была принята Конвенция о защите прав инвестора 1997 года, определившая правовые основы осуществления различных видов инвестиций и гарантии прав инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы. Ею устанавливается национальный режим, гарантии от изменения законодательства, использования доходов и защиты от национализации, предусматриваются также права на участие в приватизации, приобретении земли, акций и иных ценных бумаг, возможность заключения концессионных договоров и соглашений о разделе продукции в отношении объектов, относящихся к монополии принимающего государства.
На регулирование межгосударственных инвестиционных отношений также направлены также соглашения о взаимном поощрении и взаимной защите иностранных капиталовложений. СССР и Россия имеют такие соглашения с Финляндией, Францией, Нидерландами, Канадой, Италией, Австрией и другими, условиями которых предусматривается предоставление режима наибольшего благоприятствования, возможность компенсаций в случаях чрезвычайных ситуаций, национализации или экспроприации, рассмотрение споров арбитражем “ad hoc”. В этом плане важны и соглашения об избежании двойного налогообложения, на сегодня имеется более 40 соглашений СССР и России с иностранными государствами. Они разделяют налоговую юрисдикцию государств, определяют налоговый режим и порядок оказания взаимной помощи в вопросах налогообложения.
Особенностью инвестиционного регулирования является, что оно не применяет коллизионный метод, и его нормы прямо регулируют отношения между иностранным частным инвестором и принимающим государством. Это государство может предоставлять иностранным инвестициям национальный режим (как и собственным инвесторам), режим наибольшего благоприятствования (предоставление равных условий для всех инвесторов) и привилегированный режим, при котором предоставляются определенные льготы при ввозе сырья и оборудования, освобождение от таможенных пошлин и налогов и т.д. для иностранных инвесторов, работающих в слаборазвитых отраслях экономики, труднодоступных районах, географических центрах со слаборазвитой инфраструктурой и требующих крупных вложений капитала.
Принимающие государства могут устанавливать определенные ограничения для иностранных капиталовложений: запрещение деятельности в некоторых отраслях экономики, установление особого государственного контроля за допуском иностранных инвесторов к разработке недр и естественных богатств, обязательное долевое участие государства в создаваемых предприятиях, специальный фискальный режим и определение концессионной политики.
По данным, опубликованным на конференции ЮНКТАД в 1994 году по проблемам торговли и развития, в число 10 стран с развивающейся рыночной экономикой и являющихся самыми крупными объектами инвестирования ТНК, вошел Китай, на который пришлось ¼ всех капиталовложений, на Сингапур и Мексику – по 1/8, на Аргентину и Малайзию – по 1/10. Остальная часть инвестиций распределилась между Таиландом, Индонезией, Бразилией и Нигерией. Причины активности ТНК в развивающихся странах: высокие темпы экономического роста, низкие издержки на рабочую силу (в том числе высокой квалификации), дешевое сырье, улучшающаяся инфраструктура, становление структуры промышленного производства, региональная интеграция, либеральный режим для инвестиций, создание легальных рынков капитала и бирж, проводимая приватизация.
В РФ регулирование инвестиционной деятельности иностранных инвесторов производится на основании Закона об иностранных инвестициях от 14 июля 1999 года, по которому правовой режим иностранных инвестиций, а также деятельности иностранных инвесторов по их осуществлению не может быть менее благоприятен, чем режим для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности юридических лиц и граждан РФ лишь за некоторым исключением. Ограничения могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, здоровья, нравственности, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В нем также закрепляется комплекс мер, представляющих собой гарантии капиталовложениям иностранных инвесторов.
- Регулирование иностранных инвестиций в свободных экономических зонах.
Понятие «свободная экономическая зона» является условным и собирательным и под ним понимаются свободные таможенные зоны (Болгария, Словения), свободные беспошлинные зоны (Герцеговина, Македония), специальные экономические зоны (Китай), свободные промышленные зоны (Сингапур, Гонконг), экспортно-производственные зоны (Малайзия, Мексика), зоны свободного предпринимательства и технополисы (США), свободные порты (ФРГ, Нидерланды).
СЭЗ бывают трех видов: (1) свободные промышленные зоны, которые создаются в странах с развивающейся рыночной экономикой и являются территориями с льготным правовым режимом в сфере торгового, валютного, таможенного и налогового регулирования; (2) внешнеторговые зоны, значение которых состоит в обеспечении дополнительных валютных поступлений за счет создания логистических складов, перевалки транзитных грузов, организации выставок, освобождения от взимания торговых пошлин и налога на добавленную стоимость; (3) технологические парки и технополисы, которые способствуют ускорению научно-технического прогресса на основе международного сотрудничества в области внедрения результатов фундаментальных наук и разработки новых наукоемких технологий и тд.
Они могут быть также замкнутыми или анклавными (например, Китай полностью ориентирован на экспорт) и интеграционными, то есть связанным не только с внешним рынком, но и с национальной экономикой (США). Целью создания СЭЗ является привлечение в экономику иностранного капитала, передовых технологий, управленческого опыта, и именно здесь важную роль играют иностранные инвестиции, для которых устанавливаются льготы во внешнеэкономической деятельности, а также предоставляются бюджетные кредиты на развитие приоритетных объектов инфраструктуры.
Помимо национального регулирования путем принятия специальных законов деятельность СЭЗ регламентируется и международным правом, например,
Международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года, а также унифицированными правовыми нормами (Постановление Сообщества от 25 июля 1988 года «О свободных таможенных зонах и складах», которое устанавливает порядок помещения товаров из стран, не являющихся членами ЕС в подобных зонах и складах, определяет режим деятельности таможенных учреждений, предприятий и организаций страны, на территории которой находится зона или склад, а также порядок вывоза (экспорта) товаров из зон (складов).
Для предприятий в СЭЗ предусмотрены льготы: отмена пошлин и других ограничений на импорт товаров, необходимых для экспортного производства, предоставление «налоговых каникул», снижение ставок прямых и косвенных налогов, освобождение от валютного контроля, гарантии возврата вложенного капитала и неограниченного перевода прибыли, упрощение процедуры создания предприятий, предоставление различных скидок и кредитов и т.д.
- Правовое положение российской собственности за рубежом.
К российской собственности за рубежом относится, прежде всего, собственность бывшего СССР, которая в силу правопреемства и договоренностей с другими республиками бывшего Союза перешла к РФ. Он подразделяется на различные категории: имущество государства, имущество государственных органов, вклады Банка России, морские и воздушные суда и т.д. Статус собственности как федеральной был определен