Постановлением Верховного Совета РФ от 17 сентября 1993 года «О собственности Союза ССР, находящейся за рубежом».

Субъектом права собственности в данном случае является государство, которое обладает судебным иммунитетом, что определяет и особое положение этой собственности, то есть государство местонахождения этой собственности не может применять какие-либо насильственные действия (арест, принудительное отчуждение и т.д.) по отношению к собственности другого государства. Это недопустимо даже в случае неисполнения российским государством, его органами и организациями каких-либо обязательств (арест имущества, продажа с аукциона, зачет в счет исполнения обязательств). Закон местонахождения вещи применяется в отношении собственности иностранного государства с определенными исключениями. Только само государство либо его органы могут дать согласие на применение принудительных мер в отношении госсобственности.

Согласно статьям 294-296 ГК РФ государственная собственности передается хозяйственное ведение и оперативное управление, это распространяется и на собственность за рубежом. Государственные юридические лица, занимающиеся самостоятельно внешнеэкономической деятельностью, не пользуются иммунитетом в отношении предварительного обеспечения иска или принудительного исполнения решения суда, если речь идет об обязательствах самого юридического лица, поэтому их имущество может быть арестовано.

Однако если претензия предъявлена самому государству или его органам и в качестве обеспечения исполнения обязательств истец требует наложить арест на имущество такого юридического лица, то это имущество будет рассматриваться как

Госсобственности со всеми вытекающими отсюда последствиями. В этом случае государство может заявить об иммунитете своей собственности независимо от того, в чьем управлении находится это имущество. Из принципа суверенного равенства государств следует, что ни одно государство не может осуществлять свою власть в отношении другого государства, его органов и собственности, в то же время само государство вправе заявить в суде другого государства о том, что какое-либо имущество является его собственностью, и на него соответственно распространяется иммунитет.

Вопросы, связанные с зарубежной собственностью, регулируются постановлением Правительства РФ от 5 января 1995 года «Об управлении федеральной собственностью, находящейся за рубежом», по которому вопросы, связанные с продажей, меной, залогом, дарением, изъятием недвижимого зарубежного имущества РФ, а также ценных бумаг, долей и акций, принадлежащих РФ в находящихся за рубежом юридических лицах, находятся в совместном ведении Правительства РФ и Министерства имущественных отношений РФ. Это министерство является органом, представляющим интересы РФ в вопросах, связанных с правовым положением российской собственности за рубежом. От имени РФ оно может быть учредителем и участником в находящихся за границей юридических лицах. Однако вносить федеральную собственность в качестве вклада в их уставные капиталы можно только по решению Правительства РФ. МИО РФ также занимается вопросами правопреемства РФ в отношении собственности бывшей Российской империи, бывшего Советского Союза, находящейся за рубежом.

ЛЕКЦИЯ № 7.«Авторские и смежные права в МЧП».

1. Международно-правовые основы авторского права.

2. Международная охрана авторских и смежных прав.

3. Авторские и смежные права иностранцев в РФ и российских граждан за рубежом.

  1. Международно-правовые основы авторского права.

Каждое государство имеет свое авторское право, нормы которого регулируют возникающие правоотношения и защищают права авторов. По сравнению с национальным законодательством международная защита авторских прав имеет целый ряд особенностей:

(1) субъектами международной защиты авторских прав являются авторы – граждане государства, а также иностранцы, лица без гражданства, беженцы и некоторые международные организации (ООН, ЮНЕСКО, ОАГ, ВОИС и другие);

(2) объекты интеллектуальной собственности, перечисленные в статье 2 Стокгольмской конвенции о ВОИС 1967 года, а также глобальная компьютерная сеть «Интернет», компьютерные программы, информационные, коммуникационные и другие технологии;

(3) международная защита авторских прав обеспечивается не только с помощью национального законодательства, но и путем присоединения к международным договорам и вступления государств в ЮНЕСКО, ВОИС и другие организации;

(4) установлены различные сроки обладания авторскими правами. В ряде стран общий срок со дня опубликования: Бразилия – 60 лет, Германия – 70 лет, Испания – 60 лет, США – 75 лет, Россия - 70 лет, Франция – 70 лет, согласно Модельному гражданскому кодексу СНГ – 70 лет;

(5) территориальный характер авторских прав состоит в том, что их возникновение, содержание, защита, передача и прекращение регулируются национальным законодательством, то есть законодательством государства, где произведение было впервые обнародовано, опубликовано или выпущено в свет.

Авторские права, полученные в одном государстве, не признаются автоматически в другом государстве в отличие от других гражданских прав, в частности, права собственности на вещь, которое признается и на территориях других государств. Они охраняются лишь в пределах того государства, где они возникли. Поэтому произведение, опубликованное в одной стране, может быть переведено и дешево выпущено в другой без согласия автора и без выплаты ему гонорара, поскольку данное произведение не охраняется национальным правом, и ни автор, ни издательство не могут на основе закона защитить свои права.

Преодолеть территориальный характер авторского права можно путем заключения двусторонних международных договоров о взаимном признании и охране авторских прав, по которым авторские права, возникшие по закону одного государства, признаются и охраняются в другом государстве в силу его законодательства. Эти договоры, как правило, заключались одноязычными странами, и первый такой договор между Австрией и Сардинией был заключен в 1840 году, позже было заключено свыше 30 договоров.

Первым универсальным международным договором стала Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 года, которая готовилась более 30 лет, а затем пересматривалась на 7 конференциях. Участниками конвенции являются 128 государств, которые образовали Бернский союз для охраны прав авторов на их литературные и художественные произведения. Административные функции были возложены на Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), которая была создана на основе Стокгольмской конвенции об учреждении ВОИС 1967 г.

К Бернской конвенции в редакции 1971 года Россия присоединилась в 1994 году, и она действует для нее с марта 1995 года. На момент присоединения к конвенции в России было создано отечественное авторское право с учетом международных требований. В настоящее время действуют положения 1У части ГК РФ, принятой 18 декабря 2006 года.

Конвенция состоит из материально-правовых норм об охраняемых произведениях и их авторах, сроках охраны, правил охраны лекций, сборников, произведений фольклора, кинофильмов, фотографий, звукозаписи, обратной силе ее норм. При определении субъектов авторских прав используется территориальный признак, то есть отдается предпочтение стране происхождения произведения (первого опубликования). При этом иностранные граждане пользуются национальным режимом в странах Бернского союза. Максимальный срок охраны авторских прав по конвенции составляет все время жизни автора и 50 лет после его смерти. На переводы, кинофильмы, фотографии сроки снижены. В случае спора о сроках охраны применяется право страны происхождения произведения.

Конвенция подразделяет авторские права на две группы:

1) имущественные и личные неимущественные права, установленные национальным

законодательством государства, в котором испрашиваются требования об охране;

2) специальные права: исключительное право автора на перевод своего произведения,

публичное исполнение драматического или музыкального произведения, передачу

их по телевидению или радио, переделку, магнитную запись и т.д. При этом автор

утрачивает исключительное право на перевод, если он в течение 10 лет не

воспользовался этим правом.

Для Бернской конвенции характерны существенные ограничения свободного использования произведений, наличие формальностей по их регистрации, придание обратной силы ее нормам, длительные сроки охраны авторских прав. При этом для развивающихся стран экономически невыгодно присоединяться к конвенции из-за высокого уровня охраны авторских прав на перевод и другие формы использования иностранных произведений.

Поэтому в 1952 году в Женеве была принята Всемирная конвенция об авторском праве, проект которой в ЮНЕСКО разрабатывался 3 года, ее текст изменялся на международных конференциях, последняя редакция относится к 1971 году, и для России она действует с 13 марта 1995 года, как и Бернская конвенция.

Эта конвенция создана в дополнение к действующим нормам авторского права и имеет более универсальный характер по сравнению с Бернской конвенцией.

Для развивающихся стран установлен целый ряд льгот: выдача государством принудительных лицензий на перевод произведений в целях развития национальной науки, культуры, право свободного перевода произведения по истечении 10 лет с момента его выхода, свобода радио- и телепередач и свободное использование в учебных и научных целях, не предусмотрена обратная сила норм, и срок охраны после смерти автора сокращен до 25 лет.

Как и Бернская конвенция, Всемирная исходит из принципа национального режима и предусматривает минимальную защиту авторских прав на опубликование произведений, когда они были опубликованы на территории государства, не участвующего в конвенции.

В статье 5 конвенции закреплено единственное специальное право автора на перевод и переиздание своего произведения в пределах установленных сроков. Для получения права на перевод чужого произведения создана специальная лицензионная система.

Пунктом 1 статьи 3 конвенции установлен специальный знак охраны авторских прав (copyright) в виде символа О (авторское право) с указанием обладателей авторского права и года первого выпуска произведения в свет. После присоединения СССР к данной конвенции в 1973 году была принята инструкция о порядке применения знака авторского права на произведения литературы, науки и искусства, в которой указан перечень произведений, помечаемых этим знаком, и порядок его размещения.

В 1996 году на дипломатической конференции в Женеве был принят новый универсальный договор ВОИС по авторскому праву, в котором охрана авторских прав увязана со стимулированием литературного и художественного творчества и необходимостью сохранения баланса прав автора и интересов общества в области доступа к информации. Определяется, что авторско-правовая охрана распространяется только на форму выражения произведения, но не на идеи, процессы, методы функционирования как таковые. (Например, народная легенда о чернокнижнике, продавшем душу дьяволу, неоднократно использовалась в искусстве:

- Кристофер Марло «Трагическая история доктора Фауста» (ХУ1 век);

- Гете, «Фауст» (ХУШ век); - Пушкин, «Фауст»; Гуно, опера «Фауст» и т.д.)

Тем не менее, «впервые в мировой практике указано, что охрана распространяется не только на форму выражения произведения, а на идеи и процессы; объектами охраны объявлены компьютерные программы, компиляции данных или другой информации как результаты интеллектуальной деятельности, «информация об управлении правами», приложенная к произведению» (Н.Ю.Ерпылева, И.В.Гетьман-Павлова, МЧП, Практикум, под ред. Н.Ю.Ерпылевой. Москва,EKSMO, 2007. С.449).

  1. Международная охрана авторских и смежных прав.

Авторское право как подотрасль права интеллектуальной собственности можно определить как совокупность международных и внутригосударственных правовых норм, регулирующих отношения по использованию произведений литературы, науки и искусства. Объектами авторского права являются произведения литературы, науки и искусства, компьютерные программы и базы данных, а также - «смежные права», то есть права артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций.

Согласно статье 1 Всемирной конвенции об авторском праве 1952 года к охраняемым объектам авторского права относятся произведения: письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, произведения живописи, графики и скульптуры. Охраняемое произведение должно быть результатом творческого труда, продуктом интеллектуальной деятельности человека, оно должно нести на себе печать индивидуальности автора, то есть быть оригинальным.

Произведения подразделяются на первоначальные и производные: первые – это книги, брошюры и другие письменные произведения литературы, науки и искусства; выступления, проповеди, судебные речи и т.д.; произведения графики, живописи, скульптуры, архитектуры, фото-произведения и т.д.; произведения прикладного искусства, географические карты, планы, эскизы и т.д.

К производным относятся переводы, адаптации, переделки или аранжировки произведений, также сборники опубликованных работ (антологии, энциклопедии, альманахи) при условии, что подборка и расположение материалов в них являются оригинальными.

Территориальный характер авторского права обусловливает то, что для защиты субъективных авторских прав, возникших на территории одного государства, на территориях других государств необходимо заключение международного соглашения о взаимном признании и защите авторских прав.

В соответствии со статьей 2 Всемирной конвенции 1952 года охране подлежат:

1. Выпущенные в свет произведения граждан любого договаривающегося

государства, равно как и произведения, впервые выпущенные в свет на территории

такого государства (им предоставляется государством такая же охрана, как и

произведениям своих граждан, впервые выпущенным на его собственной

территории);

  1. Не выпущенные в свет произведения граждан каждого договаривающегося

государства с предоставлением такой же охраны, как и не выпущенным в свет

произведениям своих граждан.

Особенностью авторских прав является их деление на исключительные и

неисключительные. К исключительным авторским правам относятся: право авторства, право на имя, право на обнародование, право на отзыв произведения, право на защиту репутации автора, право доступа, право на перевод, право на распространение и воспроизведение, право на переработку, право на импорт, право на публичный показ и публичное исполнение, право следования. Исключительные права имеют как личный неимущественный характер, так и имущественный характер. Поскольку субъектами авторского права являются лица, обладающие исключительными правами на произведение, и их наследники, то и субъективные авторские права можно разделить на имущественные и личные неимущественные права. Последние принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

Установление специального знака авторского права (copyright) позволяет исходить из предпосылки, что все формальности, требуемые по внутреннему законодательству любого

договаривающегося государства, выполнены, начиная с первого выпуска в свет вне территории данного государства произведений, авторы которых не являются его гражданами. Если на книге или на ином произведении такого знака нет, то в странах-участницах Всемирной конвенции они не охраняются. При необходимости переиздания произведения с таким знаком нужно обращаться за разрешением к издательству и автору, указанным рядом с этим знаком.

Появление технических средств фиксации, воспроизведения и распространения информации привело к отделению результатов творческой деятельности артистов, зафиксированной на фонограммах или других носителях от самих исполнителей. Средства радио-телевещания позволяют в любое время распространять их произведения среди миллионной слушателей и зрителей. Кроме того, появились организации, которые использовали произведения без согласия авторов и исполнителей и извлекали большие прибыли. Производители фонограмм также не были защищены законом в связи с бесконтрольным копированием и реализацией незаконных фонограмм, что вызывало «интеллектуальное пиратство».

Это привело к выделению из авторского права так называемых смежных прав (аналогичных, родственных), субъектами которых стали артисты-исполнители, производители фонограмм и вещательные организации. По внутреннему законодательству охрана их прав заключается в разрешении или запрещении записи и прямого вещания концертов, прямого или косвенного воспроизведения фонограмм, создания дубликатов, а также повторного вещания программ вещательных организаций другими станциями, записи и распространения этих программ.

Поскольку технический уровень фиксации и передачи охраняемых произведений не знает границ, то необходимость охраны смежных прав сразу приобрела международный характер. Первой была конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 года (Римская конвенция), которая вступила в силу в 1964 году, и участниками которой являются 40 государств-членов Бернской или Всемирной (Женевской) конвенций по авторскому праву. Россия в ней не участвует.

Конвенция основана на принципе национального режима, который предоставляется законами страны, где испрашивается защита, и содержит минимальный уровень защиты смежных прав. Она не имеет обратной силы, и срок охраны устанавливается в 20 лет. В статье 11 конвенции устанавливается правило, по которому все выпущенные или предназначенные для продажи экземпляры фонограмм либо их упаковка должны иметь символ О с указанием даты первой публикации. Если на экземпляре или упаковке нет имени, товарного знака или других символов, то знак О должен включать имя владельца права на изготовление фонограмм.

Указанная конвенция подверглась критике, поскольку она не охватывала все смежные права (цирк, эстрада), поэтому в 1971 году была принята Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм, в которой принимают участие свыше 55 государств, в том числе и Россия, на территории которой она действует с марта 1995 года.

Эта конвенция существенно обновила и дополнила Римскую конвенцию путем предоставления особого режима охраны фонограмм в рамках антимонопольного законодательства и уголовно-правовой защиты. Главным является то, что в этой конвенции государства-участники отказались от предоставления иностранцам национального режима, а в качестве применимого права признали законодательство государства гражданства изготовителя фонограмм.

В 1974 году в Брюсселе была подписана Конвенция об охране сигналов, несущих теле- и радио-программы, передаваемые через спутники, которая содержит принятие странами-участницами обязательств установить в своих законах запреты на трансляцию передающими организациями сигналов, содержащих программы на те станции, которым они не были предназначены.

Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам, принятый в 1996 году в Женеве на дипломатической конференции по вопросам авторского права и смежных прав открыт для подписания только членам ВОИС и вступает в силу после 30 ратификаций. Этот договор распространяется только на исполнителей и производителей фонограмм, и срок охраны их прав увеличивается с 20 до 50 лет. Значительно расширен перечень исключительных прав. Предусмотрен национальный режим в отношении иностранцев.

  1. Авторские и смежные права иностранцев в РФ и российских граждан за рубежом.

Правовую основу охраны авторских прав в России составляет часть 1У ГК РФ, которая была принята федеральным законом № 230-ФЗ от 18.12.2006 и которая называется «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Она включает 326 статей (ст.ст. 1225-1551) и заменяет 6 законов в области авторского и патентного права. Сама унификация правового регулирования объектов интеллектуальной собственности является новеллой российского законодательства, а принятие части 1У ГК РФ можно рассматривать, как первую попытку российского законодателя комплексно защитить права на объекты интеллектуальной собственности с установлением серьезных санкций за нарушение авторских прав вплоть до ликвидации юридических лиц и жесткого наказания для предпринимателей.

Согласно статье 1255 ГК РФ интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства авторскими правами. Автору произведения принадлежат следующие права: 1) исключительное право на произведение; 2) право авторства;

3) право автора на имя; 4) право на неприкосновенность произведения;

5) право на обнародование произведения.

В определенных случаях автору произведения принадлежат и другие права, такие как право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Объектами исключительного права являются:

- произведения, обнародованные на территории РФ или не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории РФ, и это право на них признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства;

- произведения, обнародованные за пределами территории РФ или не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории РФ, и это право на них признается за авторами (их правопреемниками) - гражданами РФ;

- произведения, обнародованные за пределами территории РФ или не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории РФ, и это право на них признается на территории РФ за авторами (их правопреемниками) - гражданами других государств и лицами без гражданства в соответствии с международными договорами РФ.

По сравнению с ранее действовавшим законодательством расширен круг лиц, на которых распространяется исключительное право, а также добавлены лица без гражданства. В статье 1271 ГК РФ установлен знак охраны авторского права, который используется правообладателем для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение и который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы «С» в окружности, имени или наименования правообладателя и года первого опубликования произведения.

Согласно статье 1256 ГК РФ при предоставлении на территории РФ охраны произведению в соответствии с международными договорами РФ автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для приобретения авторских прав. Предоставление охраны осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти произведения и не перешедших в общественное достояние в РФ вследствие истечении предусмотренного ГК РФ срока действия исключительного права на них. При этом срок действия исключительного права на эти произведения на территории РФ не может превышать срок действия исключительного права, установленного в стране происхождения произведения.

Глава 71 части 4 ГК РФ посвящена правам, смежным с авторскими (смежным правам), и согласно статье 1304 ГК РФ объектами таких прав являются:

1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки дирижеров-

постановщиков спектаклей (исполнения), если исполнения выражаются в форме,

допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных

звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в

аудиовизуальное произведение;

3) сообщения передач эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных

самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее

средств другой организацией;

4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного

использования составляющих их содержание материалов;

5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в

общественное состояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Следует иметь в виду, что для возникновения, осуществления и охраны смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей. Предоставление на территории РФ охраны объектам смежных прав в соответствии с международными договорами РФ осуществляется в отношении вышеперечисленных объектов смежных прав.
В статье 1305 ГК РФ устанавливается знак правовой охраны смежных прав, который используется субъектом смежных прав для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве и который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и/или на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов: латинской буквы «Р» в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права и года первого опубликования фонограммы.

Права иностранных авторов на произведения, обнародованные на территории России, регулируются не только национальным законодательством, но и международными договорами. Перевод и издание произведения иностранного автора на территории России без согласия правообладателей может рассматриваться как контрафакция (подделка). Не могут быть нарушены права автора на имя, неприкосновенность произведения, на все виды его использования другими лицами и на авторское вознаграждение. Перевод иностранного произведения на другой язык допускается на основании договора с автором или его правопреемниками, то есть пользователь получает исключительное право на определенное использование произведения и может разрешать или запрещать третьим лицам подобное использование произведения. При передаче неисключительных прав автора у пользователя нет такого запрета.

Авторский договор с иностранным автором должен быть обязательно заключен в письменной форме и при передаче исключительных прав на перевод и опубликование автор обязуется передать свое произведение, а издательство обязуется осуществить его использование в установленные сроки и выплатить авторское вознаграждение. Помимо применения установленных в 1988 году минимальных ставок стороны могут договориться о более высоких ставках в твердой сумме или в процентах от доходов за реализацию экземпляров произведения.

С сумм авторского вознаграждения взимается подоходный налог согласно законодательству РФ. Двойное налогообложение авторского вознаграждения в стране первоначальных выплат и в стране гражданства или места проживания автора наносит моральный и материальный ущерб интересам автора и не способствует расширению интернационализации науки и культуры всех народов. Мадридской конвенцией 1979 года об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения было установлено правило обложения налогами только в государстве, в котором первоначально причитаются выплаты такого вознаграждения. Государствам рекомендуется заключать двусторонние соглашения с другими странами либо закрепить запреты на двойное налогообложение во внутреннем законодательстве. В дополнительном протоколе к этой конвенции установлен запрет двойного налогообложения применительно к смежным правам.

В компетенцию созданного в 1993 году Российского авторского общества (РАО) входит оказание помощи как отечественным, так и иностранным авторам при реализации их имущественных прав, заключении авторских договоров, защите их интересов в государственных и общественных органах и организациях и т.д. В области охраны смежных прав аналогичные функции Российское общество по смежным правам (РОСП), которое было образовано в 1997 году. Они являются юридическими лицами и имеют текущие валютные счета для расчетов с авторами и обладателями смежных прав по вознаграждениям, поступающим из-за рубежа и от российских пользователей.

Авторские права российских граждан признаются и охраняются в других странах в силу международных договоров или на основе принципа взаимности. Например, российский автор (В.П.Панов) впервые опубликовал свое произведение в Париже, а через год в московском издательстве «Юридическая литература» после 27 мая 1973 года и на нем стоит знак охраны авторского права О, то это произведение охраняется во всех странах-участницах Всемирной конвенции 1952 года, а после 13 марта 1995 года - во всех странах-участницах Бернской конвенции 1886 года в редакции 1971 года. К подобным произведениям применяются и нормы указанных конвенций, и нормы национального законодательства об авторском праве и смежных правах.

При наличии двусторонних договоров РФ о взаимной охране авторских прав заключаются рабочие соглашения РАО или РОСП с подобными организациями других стран для обеспечения охраны прав своих авторов при использовании их произведений за пределами своих стран. Через них проходят иностранные издания, публичное исполнение произведений, ранее опубликованных в РФ, а также выплаты причитающегося авторского гонорара. Охрана произведений осуществляется в пределах срока, предусмотренного национальным законодательством. Чаще всего авторы заключают договоры с иностранной организацией, используя услуги РАО, РОСП и различных посреднических отечественных и иностранных агентств и фирм.

ЛЕКЦИЯ № 8. «Право промышленной собственности в МЧП»

1. Понятие права на промышленную собственность

и международно-правовая охрана ее.

2. Права иностранцев на промышленную собственность в РФ

и охрана российских объектов промышленной

собственности за рубежом.

3. Права на средства индивидуализации юридических

лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.

1. Понятие права на промышленную собственность и международно-правовая охрана ее.

Право интеллектуальной собственности, будучи самостоятельной отраслью МЧП, объединяет в себе две подотрасли – авторское право и право промышленной собственности. Объектами права интеллектуальной собственности являются объекты авторского права и права промышленной собственности, которые включают в себя все права, относящиеся к изобретениям, открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, фирменным наименованиям; защиту против недобросовестной конкуренции; права на литературные, художественные и научные произведения; другие права, связанные с интеллектуальной деятельностью в производственной, научной, литературной и художественной областях.

Расширение масштабов международно-технического сотрудничества и интерес каждого государства в научно-техническом прогрессе стимулировали принятие Конвенции об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности 1967 года (ВОИС), согласно которой промышленная собственность является составной частью

интеллектуальной собственности и включает в себя научные открытия, изобретения во всех областях человеческой деятельности, промышленные образцы, товарные знаки, фирменные наименования, знаки обслуживания и коммерческие обозначения, защиту против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной собственности в производственной сфере (статья 2).

Этот перечень не является исчерпывающим. Пограничное положение занимают программы дл ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем, условно относимые к объектам авторского права, но охраняемые в рамках патентного ведомства.

Своеобразие промышленной собственности состоит в том, что ее объекты являются чаще всего нематериальными объектами, и, будучи результатом творческой деятельности человека, прямо не связаны с правом собственности на материальный объект, в котором они выражены.

Владельцы этих прав имеют исключительные права на использование изобретений, промышленных образцов и других объектов, при этом их использование другими лицами возможно только с согласия правообладателей, то есть изобретатель, с одной стороны, имеет имущественное право на использование изобретения, а с другой стороны, комплекс личных неимущественных прав на авторство, авторское имя и т.д.

Следует иметь в виду, что если авторское право охраняет объективную форму произведения (язык,образы), а не замысел и сюжет произведения, то право промышленной собственности наоборот сохраняет только идею, замысел изобретения, товарного знака и других объектов независимо от форм реализации такой идеи. Примеры: идея двигателя немецкого инженера Рудольфа Дизеля (1892 год), идея ремней безопасности шведского изобретателя Н.Боглика (1952 год), виды и формы таких двигателей и ремней правом не охраняются.

Права на промышленную собственность охраняются путем выдачи государством после оплаты соответствующих пошлин дипломов, свидетельств и других охранных документов, действующих в течение установленных сроков, которые иногда могут продлеваться, и выдача таких документов подчеркивает территориальный характер прав на промышленную собственность то, что они действуют лишь на территории данного государства.

В разных странах к объектам промышленной собственности предъявляются различные требования в отношении новизны, полезности, приоритета и т.д. Новизна – мировая и локальная определяется специальной экспертизой. Проверка изделий в случае их вывоза за границу для демонстрации на выставках на предмет так называемой «патентной чистоты» служит для обеспечения охраны объектов промышленной собственности, на которые уже выданы патенты. Нарушение правил «патентной чистоты» может привести к значительному материальному ущербу. Например, при исполнении сделки одной из фирм «Росвооружения» по продаже в Индонезию истребителя-перехватчика марки «МИГ» выяснилось, что в самолете оказалось 14 незапатентованных изобретений и после продажи самолета приоритет на них был утрачен. В результате такой сделки упущенная выгода от несостоявшейся продажи патентов оказалась выше цены самого «МИГа».

Преодоление территориального характера прав на промышленную собственность возможно на основе заключения международных договоров и принципе взаимности, при этом не во всех странах устанавливается национальный режим для иностранцев-изобретателей. Кроме того, в развитых странах предусмотрены жесткие меры за контрафакцию, под которой понимается незаконное использование товарных знаков или знаков обслуживания уже зарекомендовавших себя изделий других организаций. Например, в Китае бизнесмен, продавший 40 тысяч бутылок водки под чужим товарным знаком, был приговорен судом к смертной казни; в США за нарушение прав на программное обеспечение ЭВМ предусмотрено до 5 лет тюремного заключения, а за нарушение патентов монополии – до 10 лет лишения свободы и 500 тысяч долларов штрафа. В настоящее время в РФ согласно статье 1515 ГК РФ за незаконное использование товарного знака предусматривается по выбору правообладателя либо возмещение убытков либо компенсация в размере от 10 тысяч до 5 млн.рублей по усмотрению суда или в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак и т.д.

Международно-правовая охрана прав на промышленную собственность за пределами страны, где они возникли, обеспечивается на основе заключения универсальных, региональных и двусторонних договоров между государствами. Первым универсальным договором явилась Парижская конвенция об охране промышленной собственнос

Наши рекомендации