Этап - трансформация или имплементация международных норм национальным законодательством (ст. 15 Конституции РФ – «Международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы»).
На унификации правовых норм специализируются следующие международные организации: Гаагская конференция по международному частному праву, Международный институт по унификации частного права в Риме (УНИДРУА), Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), ИМО. ИКАО, МОТ, ВОИС и др.
ЛЕКЦИЯ №5 : «Субъекты МЧП».
1. Положение физических лиц в МЧП.
2. Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев в России.
3. Правовой статус юридических лиц и транснациональных корпораций в МЧП.
4. Иностранные юридические лица в РФ.
5. Правовое положение государства как субъекта МЧП.
1. Положение физических лиц в МЧП.
Субъектами МЧП являются физические и юридические лица разных государств и
само государство. К физическим лицам относятся: собственные (отечественные) граждане данного государства, иностранные граждане, лица без гражданства (апатриды), лица с двойным гражданством (бипатриды) и беженцы. Правовое положение физических лиц определяется их право- и дееспособностью. По общему правилу гражданская правоспособность лица – это его способность иметь гражданские права и нести обязанности, она возникает с момента рождения и устанавливается законом.
Иностранные граждане, обладая правоспособностью, которая предоставлена им отечественным законом, на территории другого государства имеют правоспособность по закону этого другого государства, то есть подчиняются двум правопорядкам (государства пребывания и государства своего гражданства). В отношении гражданской правоспособности в праве большинства государств установлена императивная материально-правовая норма – в сфере гражданской правоспособности иностранцы пользуются национальным режимом, однако в отдельных случаях вопросы правоспособности могут решаться и на основании закона гражданства физического лица.
Обычно национальный режим устанавливается во внутригосударственном акте или международном договоре. Нормы об уравнивании в правах граждан договаривающихся государств содержатся в двусторонних соглашениях о правовой помощи, например, в статье 1 договора о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам между РФ и КНР от 19 июня 1992 года указывается, что граждане одной договаривающейся стороны пользуются на территории другой стороны в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и граждане последней.
Однако национальный режим не бывает полным и практически повсеместно иностранные граждане не могут занимать высшие государственные должности, избирать и быть избранными в представительные органы власти, нести воинскую обязанность,
быть судьями, прокурорами, нотариусами, командирами экипажей речных, морских и воздушных судов, машинистами железнодорожных локомотивов и т.д. Например, согласно статье 56 КТМ РФ иностранные граждане и лица без гражданства не могут занимать должности капитана, старшего помощника, старшего механика и радиоспециалиста судна, плавающего под Государственным флагом РФ.
Вопросы дееспособности иностранных граждан в МЧП обычно определяются по личному закону (lex personalis), который существует в двух своих разновидностях – закон гражданства (lex nationalis или lex patriae) и закона местожительства (lex domicilii).Законы об МЧП Венгрии, Чехии, Польши, соответствующие разделы ГК РФ, Монголии и иные положения многих других стран связывают определение дееспособности иностранных физических лиц с законом гражданства, а лиц без гражданства – с законами тех государств, на территориях которых данные лица постоянно или преимущественно проживают.
Современная ситуация такова, что большинство стран, в том числе и Россия признают, что дееспособность физического лица в отношении сделок, совершенных на данной территории, а также обязательств, возникающих вследствие причинения вреда, определяются по территориальному закону. Исторически было выработано правило, что лицо, будучи дееспособным по закону собственного государства, признается таковым и за границей, и наоборот, если недееспособно. Но со временем это правило стали критиковать в связи с явной несовместимостью с интересами стабильности торгового и хозяйственного оборота, так как иностранный купец мог совершенную им в другом государстве сделку недействительной под предлогом отсутствия у него дееспособности по национальному закону.
Позже судебная практика сформулировала принцип «извинительного незнания иностранного закона»: французский кассационный суд в 1861 году по делу Лизарди счел возможным признать сделку действительной, поскольку француз действовал «осмотрительно, не допуская неосторожности», и признать, что иностранный гражданин был дееспособен по французскому правопорядку как закону места совершения сделки.
Согласно статье 1197 ГК РФ гражданская дееспособность физического лица определяется его личным законом, а в пункте 2 этой статьи предусматривается, что «физическое лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности».
Отступление от личного закона допускается не только в пользу закона места совершения сделки, но и также в пользу закона суда, например, согласно статье 23 ГК Португалии «сделка лица, не полностью дееспособного, как правило, действительна, если данное лицо по праву страны суда рассматривается как дееспособное». Исключение существует для сделок с недвижимостью, и способность лица заключать такую сделку подчиняется закону места нахождения недвижимости (lex rei sitae). В разных странах по-разному определяется наступление дееспособности: в большинстве стран совершеннолетие наступает с 18 лет (Франция, ФРГ, Франция, Россия), с 20 лет в Швейцарии и Японии, в США – 18-21 год в разных штатах.
Вопрос об ограничении и лишении иностранцев дееспособности также решается по-разному. Наиболее общим является принцип, по которому лишение дееспособности или поражение (ограничение) в правах иностранца должно подчиняться его личному закону. Могут быть разными требования, которым лицо не удовлетворяет, и поэтому ставится вопрос об ограничении дееспособности. Например, игрок в рулетку как расточитель может быть объявлен ограниченно дееспособным во Франции, Монако, Германии, Италии, но не в Англии или иной стране «общего права», которым данное основание неизвестно.
Вопрос о том, какое государство вправе объявить лицо недееспособным или ограниченно дееспособным решается таким образом, что компетентными являются суд или иные учреждения страны гражданства или основного места жительства (домицилия), и применимым правом будет выступать право суда ( lex fori), например, признание недееспособным в немецком суде немецкого гражданина будет осуществляться по закону гражданства Германии. Однако немецкий суд или суд другой страны вправе вынести решение в отношении иностранца. Например, может быть объявлен недееспособным вследствие расточительности проживающий в Германии англичанин, хотя английское право не знает такого основания. В данном случае компетенция немецкого суда базируется на применении закона места жительства лица. Объявление англичанина в Германии недееспособным ввиду душевной болезни приведет к его полной недееспособности, то есть это лицо не вправе совершать сделки даже в отношении жизненно необходимых вещей, в то время, как в Англии подобные сделки были бы действительны.
Помимо двусторонних договоров РФ о правовой помощи вопросы дееспособности предусматриваются в таком многостороннем договоре, как Конвенция о правовых отношениях и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам стран СНГ 1993 года.
Институт признания безвестно отсутствующим и объявления гражданина умершим вследствие безвестного отсутствия имеется далеко не во всех странах, а в тех, в которых имеется, материальные нормы совершенно не совпадают. Согласно статье 42 ГК РФ гражданин может быть признан безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. В силу части 1 статьи 45 ГК РФ гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение шести месяцев.
Право ряда стран (Франция, Алжир и другие страны романской системы) не признает принцип признания лица отсутствующим или объявления умершим. Право Великобритании и США вообще не знает института признания лица отсутствующим, например, в Англии допускается установить презумпцию смерти лица, о котором не было известий в течение семи лет. Коллизионные аспекты этого вопроса решаются на основе личного закона (гражданство и домицилий). Он подробно регламентируется в двусторонних договорах РФ о правовой помощи, а также в Конвенции о правовых отношениях и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам стран СНГ 1993 года.
2. Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев в России.
Согласно пункту 3 статьи 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ, то есть закрепляется принцип национального режима, что означает уравнивание, за некоторыми изъятиями, в правах и обязанностях иностранцев и собственных граждан.
Это закреплено и в статье 4 Федерального Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ от 25 июля 2002 года.
В статье 2 этого закона содержится определение понятий «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства»:
Иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
Лицо без гражданства – это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы, а в случае безвизового пребывания – не более 90 суток. Срок действия разрешения на временное проживание в РФ составляет три года, а само разрешение выдается иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. По истечении года временного проживания иностранному гражданину может быть выдан вид на жительство сроком на пять лет, который может продлеваться.
Общий принцип гражданского законодательства предусматривает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются на территории РФ гражданской правоспособностью наравне с отечественными гражданами (с некоторыми изъятиями).
Правовое положение беженцев (refugees) в РФ определяется Федеральным Законом о беженцах от 19 февраля 1993 года. По этому закону беженцем признается лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие
таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Указанный закон предусматривает порядок обращения лиц с ходатайствами для признания в качестве беженцев (статья 4 Закона), условия выдачи свидетельств таким лицам и основания для отказа (статьи 4 и 5 Закона), права и обязанности лица, получившего свидетельство (статья 6 Закона), рассмотрение ходатайства и выдача удостоверения беженца (статья 7 Закона), права и обязанности лица, признанного беженцем (статья 8 Закона), условия утраты лицом статуса беженца, гарантии прав, предоставление жилья или временного поселения, а также временного убежища, выдворение (депортация) за пределы РФ (статьи 10-13 Закона) и другие вопросы.
3. Правовой статус юридических лиц и транснациональных корпораций в МЧП.
Согласно статье 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные
права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Нормы различных государств по своему содержанию не совпадают в определении того, какое юридическое лицо может квалифицироваться «своим», то есть национальным. Тем не менее, выработано несколько признаков (критериев), на основе которых можно отнести соответствующее образование к субъектам собственного или иностранного права.
Для определения личного закона юридического лица можно применить следующие критерии:
- критерий учреждения или регистрации (инкорпорации);
- местопребывания головных органов (центра управления) – теория оседлости;
- центра эксплуатации (основной производственной, коммерческой деятельности;
- критерий контроля, если юридическое лицо обладает несколькими признаками
одновременно и ни один не является решающим.
Теория инкорпорации характерна для стран англо-саксонского права (Англия, США,
бывшие английские колонии и доминионы), в которых личный закон определяется по месту учреждения юридического лица (инкорпорации - в США). Вместе с тем и государства континентальной системы права (Россия, Беларусь, Казахстан, Китай Чехия и др.) в своем законодательстве и судебной практике активно используют учреждение или регистрацию для выбора личного закона юридического лица, то есть компания принадлежит правопорядку страны, в которой она учреждена.
Теория оседлости или «эффективного местопребывания» определяет личный закон юридического лица как закон страны, в которой находится центр управления компанией (Франция, Испания, Люксембург, Бельгия, Германия, Украина, Польша). Этот признак указывается в уставе компании, поэтому легко установить принадлежность юридического лица к данному государству. Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального Закона об акционерных обществах 1995/2001 года место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации, а согласно пункту 2 статьи 4 Закона об обществах с ограниченной ответственностью о 8 февраля 1998 года место нахождения ООО может быть установлено в его учредительных документах место постоянного нахождения его органов управления или основное место его деятельности.
Теория центра эксплуатации использует еще один критерий – место основной деятельности. Это характерно для практики развивающихся стран, которые заинтересованы в привлечении иностранного капитала для развития национального хозяйства. Однако это выгодно и для иностранных компаний, учитывая получение повышенной прибыли в пределах этих государств. Например, Закон Индии о компаниях 1956 года предусматривает, что компания, учрежденная по законам иностранного государства, может зарегистрироваться в Республике Индия как «иностранная компания, имеющая местом осуществления бизнеса Индию» (статьи 591-601).
Определение места нахождения общества имеет значение для решения ряда правовых вопросов, возникающих в его деятельности, например, для определения места исполнения обязательств, когда оно не указано в договоре или правовом акте (статья 316 ГК РФ); установления компетентного суда для рассмотрения споров и т.д.; в двусторонних отношениях признания иностранных юридических лиц в международных договорах о торговом мореплавании, о правовой помощи, о взаимном поощрении иностранных капиталовложений, об избежании двойного налогообложения и т.д.
Теория контроля или установление принадлежности капитала связывается в истории и науке МЧП с периодами 1 и П мировых войн. Во время вооруженных конфликтов вопрос иностранных юридических лиц приобретает характер так называемых «враждебных иностранцев». С ними все контакты, прежде всего экономические, должны быть сведены к нулю. Вражеским признается лицо, если его управление или капитал полностью или в части находятся в руках неприятельских граждан. В настоящее время подобные критерии применяются не только в процессе ведения военных действий, но и в мирное время на основании решений международных организаций, например при введении Советом Безопасности ООН санкций в области обеспечения мира и безопасности.
Специфические особенности характерны для определения личного закона транснациональных корпораций (ТНК), под которыми понимается группа компаний, созданных по законам разных государств, являющихся юридическими лицами и осуществляющих деятельность на территории разных государств, но находящихся в отношениях взаимозависимости, при которой одна из них (головная, сверхтранснациональная, корпорация) занимает доминирующее положение и осуществляет контроль над всеми остальными.
Субъектами права являются как отдельные компании, так и их объединения, причем они являются субъектами национального, а не международного права. При этом они могут быть субъектами права государства, в котором зарегистрированы, либо государства, в котором находится административный центр или место основной хозяйственной деятельности. ТНК является конгломератом юридических лиц различной национальности, управляемых из единого центра при помощи холдинговых компаний. Специфическая особенность ТНК состоит в несоответствии экономического содержания юридической форме, а именно производственное единство оформлено юридической множественностью.
Учитывая глобальный характер деятельности ТНК, для установления единого личного закона данного объединения можно использовать теорию контроля: а именно по личному закону головной компании. Распространенное в доктрине и практике понятие «право ТНК» подразумевает применение к установлению личного закона и деятельности таких компаний не национального права, а международного или «квазимеждународного» права, общих принципов международного прав, учитывая, что на международном уровне разработан Кодекс поведения транснациональных корпораций. .
В качестве примера деятельности ТНК можно привести создание нефтяного терминала Каспийского трубопроводного консорциума в Южной Озерейке близ Новороссийска, который начал отгрузки нефти на мировые рынки в октябре 2001 года. Нефть на терминал КТК поступает с месторождения Тенгиз в Западном Казахстане (Атырау). В международном инвестиционном проекте стоимостью 2,6 млрд. ам. долларов принимают участие 11 компаний из 6 стран. Доли участия правительств – основателей КТК распределяются следующим образом: Россия – 24%, Казахстан – 19 %, Султанат Оман – 9 %. Среди частных компаний – участников консорциума Chevron Caspian Consortium Company – 15 %, LUKARCO B.V. -12,5 %, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited – 7,5 %, Mobil Caspian Pipeline Company – 7,5 %, Agip International (N.A.) N.V. – 2 %, BG Overseas Holding Limited – 2 %, Kazakstan Pipeline Ventures LLC – 1,75 %, Oryx
Caspian Pipeline LLC, группа компаний Kerr-McGee – 1,75 %. Позже по мере расширения трубопровода число участников и размеры долей изменялись.
Термин «международное юридическое лицо», которое обычно появляется при создании юридических лиц на основе международных соглашений, например, МБРР, МВФ, Международный банк в рамках СНГ, не выдерживает критики, поскольку такие юридические лица подчиняются национальному правопорядку соответствующего государства (обычно государства пребывания главного офиса международной организации), то есть они могут быть либо «национальным юридическим лицом», либо «иностранным юридическим лицом». Например, ООН – юридическое лицо штата Нью-Йорк, ЮНЕСКО – французское, МОТ, ВОЗ, Международный почтовый союз – швейцарское, МАГАТЭ – австрийское юридическое лицо.
Термин «оффшорные компании» означает, что за границей появляется новый самостоятельный субъект хозяйственных отношений, который используется для решения налоговых вопросов, для получения доступа к международным финансовым и инвестиционным услугам и т.д. Юридическое содержание понятия «оффшорная компания» подразумевает образование корпоративного типа, созданное в рамках определенных юрисдикций, которое не вправе вести производственную, торговую и какую-либо хозяйственную деятельность в пределах государства учреждения, и, следовательно, не подлежащее налогообложению в его пределах, однако оно является юридическим лицом, инкорпорированным (учрежденным, образованным) в соответствии с законодательством данного государства.
4. Иностранные юридические лица в РФ.
В основу правового положения иностранных юридических лиц в России положен принцип национального режима, закрепленный в статье 2 ГК РФ: «Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом». И хотя в гражданском законодательстве используются понятия «российские лица» и «иностранные лица», в ряде актов по валютному, налоговому, банковскому законодательству применяются понятие «резиденты» и «нерезиденты».
По валютному законодательству под «резидентами понимаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ с местонахождением в РФ, предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ с местонахождением в РФ, а также находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства указанных резидентов.
В свою очередь нерезидентами являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств с местонахождением за пределами РФ, предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств с местонахождением за пределами РФ, а также находящиеся в РФ филиалы и представительства указанных резидентов.
Согласно пункту 1 статьи 1202 ГК РФ личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо, а в силу пункта 2 этой статьи на основе личного закона определяются, в частности:
- статус организации в качестве юридического лица;
- организационно-правовая форма юридического лица;
- требования к наименованию юридического лица;
- вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе
правопреемства;
- содержание правоспособности юридического лица;
- порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя
гражданских обязанностей;
- внутренние отношения, в том числе юридического лица с его участниками;
- способность юридического лица отвечать по своим обязательствам.
На территории РФ все иностранные юридического лица могут вести хозяйственную деятельность, заключать сделки, создавать с участием российских юридических и физических лиц либо юридических и физических лиц третьих государств или без таковых новые образования в соответствии с предусмотренными российским законодательством организационно-правовыми формами, открывать и закрывать представительства или учреждать филиалы, в том числе для внешнеторговой деятельности от имени иностранного юридического лица, совершать связанные с такими и другими сделками расчеты, страховые, транспортные, кредитно-финансовые операции. При этом следует иметь в виду, что иностранное юридическое лицо при совершении сделок на территории РФ не вправе ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя на совершение сделки, не известное российскому праву, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанном ограничении (пункт 3 статьи 1202 ГК РФ).
Для ведения внешнеэкономической деятельности на территории РФ формально не предусмотрено каких-либо ограничений, однако для таможенной очистки товаров, совершения формальностей при ввозе и вывозе товаров иностранному юридическому лицу необходимо иметь карточку ВЭД (код участника внешнеэкономической деятельности), поэтому требуется соответствующая регистрация и получение разрешения.
Другой сферой деятельности иностранных юридических лиц является инвестирования с их стороны капиталов в российскую экономику, что может происходить в рамках вновь создаваемых структур или путем привлечения иностранных капиталовложений в уже существующие российские предприятия (совместные предприятия, товарищества, акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью).
5. Правовое положение государства как субъекта МЧП.
Государство, являясь главным субъектом как в сфере международных отношений, так и во внутренней сфере, обладает властью и суверенитетом, которые отличают его от других субъектов МЧП и оказывают определенное влияние на его правовое положение в МЧП. Согласно статье 124 ГКРФ внутри страны государство может быть субъектом гражданско-правовых отношений; оно не пользуется никакими преимуществами и имеет те же права и обязанности, как и другие субъекты права; к нему применяются по аналогии нормы, определяющие участие юридических лиц в этих отношениях.
Поэтому государство как субъект гражданско-правовых отношений часто становится участником гражданско-правовых отношений, осложненных иностранным элементом. Например, государство арендует или покупает участок земли для дипломатической или для иных нужд в иностранном государстве, арендует, покупает или строит дома на территории иностранного государства, заключает договоры подряда с иностранной фирмой для строительства или реконструкции своих зданий, фрахтует иностранное судно для перевозки своих грузов, хранит деньги в иностранных банках и т.д.
С дальнейшей интернационализацией и глобализацией мировой экономики происходит усиление роли государства в управлении экономическими процессами и тем самым расширяется непосредственное участие государства в частноправовых отношениях, что показывают примеры действия государства в условиях современного финансово-экономического кризиса. Кроме того, в силу соглашений о разделе продукции государство передает иностранному инвестору на возмездной и срочной основе право на освоение природных ресурсов, но продукция, полученная в результате деятельности, делится между государством и инвестором на определенных согласованных условиях.
Государство пользуется особым правовым режимом, согласно которому оно, его собственность, сделки с его участием не подчиняются власти иностранного государства или его юрисдикции. Юрисдикция вытекает из суверенитета государства и означает его законодательную, судебную, административную власть; объем власти и сферу действия власти. В узком смысле слова юрисдикция означает судебную власть. Юрисдикция осуществляется государством в пределах его территории и называется территориальной юрисдикцией.
Для понимания иммунитета государства необходимо иметь в виду, что юрисдикция бывает полная и ограниченная: при полной государство обладает властью предписывать определенное поведение всем находящимся на его территории и обеспечивать любыми средствами исполнение своих предписаний. При ограниченной юрисдикции государство обладает властью предписывать определенное поведение, но ограничено по различным причинам в использовании средств для обеспечения реализации своих предписаний. Иммунитет основывается на таком ограничении, и вопрос о нем возникает в связи с иностранной юрисдикцией.
Можно дать два понятия иммунитета (лат. immunitas (immunitatis) – освобождение от чего-либо), а именно, с позиции государства, осуществляющего деятельность на территории другого государства, либо с позиции принимающего государства. Это как бы две стороны одного и того же явления:
(1) иммунитет – это право государства на освобождение от юрисдикции другого
государства, то есть право на неприменение к нему принудительных мер судебных,
административных и иных органов другого государства;
(2) иммунитет – это отказ государства от осуществления своей полной территориальной
юрисдикции при сохранении ограниченной в отношении действий и имущества
иностранного государства, то есть отказ от применения принудительных мер своими
судебными, административными и другими государственными органами.
К концу 19 века иммунитет государства рассматривался в качестве общепризнанной нормы международного права как формула «Равный над равным не имеет власти» или “par in parem imperium non habet”, однако с расширением участия государства в коммерческой деятельности контрагенты государств по сделкам (иностранные физические и юридические лица) оказались лишенными судебной защиты своих прав и особенно с появлением советского государства, монополизировавшего внешнеэкономическую деятельность, осуществляющего международную коммерческую деятельность через своих торговых представителей.
Поскольку правовая природа иммунитета проистекает из суверенитета государства, поэтому иммунитет государства в частноправовой сфере есть следствие, проявление суверенитета: равный над равным не имеет власти вообще, в том числе и юрисдикции: “par in parem non habet jurisdictionem”. Иммунитет распространяется на государство и его органы управления, учреждения и иные образования, осуществляющие государственную власть; составные части федеративного государства, осуществляющие государственную власть. Содержание иммунитета складывается из нескольких элементов: судебного иммунитета, иммунитета от применения мер по предварительному обеспечению иска, иммунитета по принудительному исполнению судебного решения, иммунитета собственности государства и иммунитета сделок государства.
Судебный иммунитет означает неподсудность государства суду иностранного государства, однако, если государство обращается в иностранный суд для защиты своих прав, то ему нельзя отказать в юрисдикции, в то же время оно может выступать ответчиком в иностранном суде, но при добровольном согласии.
Меры по предварительному обеспечению иска нельзя применять по отношению к государству, поскольку они носят принудительный характер и принимаются судом еще до возбуждения и слушания дела с участием государства. Такие меры, как арест государственных счетов в банках, опись имущества, ограничение права пользования имуществом, с точки зрения иммунитета, недопустимы.
Меры по принудительному исполнению иностранного судебного решения не могут быть приняты в отношении государства и его собственности, решение может быть им выполнено только добровольно.
Иммунитет собственности государства означает правовой режим неприкосновенности собственности государства, находящейся на территории иностранного государства, и проявляется в том, что если имущество находится во владении государства, которое заявило, что оно ему принадлежит, то никакие органы иностранного государства не могут проверять правомерность этого факта.
Иммунитет сделок государства заключается в том, что поскольку государство свободно от принудительных мер по осуществлению иностранных законов, то частноправовые отношения международного характера с участием государства, в частности, сделки, заключаемые государством с иностранными физическими и юридическими лицами, должны регулироваться правом этого государства, если только сами стороны не договорятся о применении иностранного права.
Однако иммунитет государства – это его право, а не обязанность, поэтому оно вправе отказаться от иммунитета, чтобы упростить свое сотрудничество с иностранными гражданами и юридическими лицами. При этом отказ должен быть явно выражен (в тексте сделки, в международном договоре); он не может быть подразумеваемым или следовать из конклюдентных действий (например, наличие арбитражной оговорки не означает отказа от иммунитета; отказ не может толковаться расширительно ( отказ от иммунитета в отношении одной сделки не означает отказа по остальным сделкам и т.д.).
Возможность отказа от иммунитета предусмотрена в российском законе о соглашениях о разделе продукции 1995 года (от трех элементов иммунитета: от судебного иммунитета; от иммунитета от предварительного обеспечения иска и от иммунитета в отношении исполнения судебного (арбитражного) решения.